Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аутсорсинг как форма опосредованного инвестирования сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне ("Управление персоналом", 2007, N 8)



"Управление персоналом", 2007, N 8

АУТСОРСИНГ КАК ФОРМА ОПОСРЕДОВАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

С развитием рыночных отношений сельскохозяйственным предприятиям необходимо постоянно искать новые каналы реализации своей продукции и приобретения относительно дешевых материалов. Как правило, в небольших хозяйствах данная функция ложится на руководителей, которые постоянно перегружены производственной работой. Действующие в более крупных предприятиях отделы снабжения и сбыта в силу ограниченности возможностей исследуют в основном только местный рынок.

Более того, существующая информационная разобщенность сельскохозяйственных предприятий приводит к дублированию собранных данных. Каждое хозяйство несет издержки, связанные с изучением практически одних и тех же рынков. Разобщенность предприятий является также одной из причин высокой стоимости приобретаемых материалов, необходимых для сельскохозяйственного производства, что приводит к удорожанию производимой продукции.

В связи с этим автором предлагается как вариант активное использование аутсорсинга, то есть целенаправленного выделения хозяйствами района функций, не являющихся основными, и делегирование их реализации стороннему исполнителю - аутсорсеру (органам местного самоуправления).

Аутсорсинг (outsourcing: out в переводе с англ. - "вне", source - "источник") широко применяется в крупных производственных корпорациях как зарубежных стран, так и России. На принципы аутсорсинга в 1998 г. перешло старейшее отечественное мясоперерабатывающее предприятие - ЗАО "Микояновский мясокомбинат". Данное общество переложило на акционерную корпорацию "Эксима" поиск рынков сбыта продукции, подбор кадров и при тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии (МГУПБ) осуществление разработки и внедрения современных технологий [1, с. 34].

На современном этапе аутсорсинг находит широкое применение в области как государственного, так и муниципального управления. Д.Е. Амелин указывает на необходимость передачи ряда муниципальных функций частному сектору [2]. Н.А. Игнатюк рассматривает аутсорсинг как вариант "сорегулирования бизнеса и власти" [3, с. 15].

Безусловно, сельскохозяйственное предприятие может создать собственный маркетинговый отдел (или подобную службу) и пытаться самостоятельно продвигать произведенную продукцию на рынки, а также находить относительно дешевые материалы и оборудование, то есть быть организацией инсорсингового типа.

Примерные издержки предприятия на создание и функционирование маркетинговой службы в течение одного года выглядят следующим образом (расчеты произведены на основании затрат маркетинговых отделов сельскохозяйственных предприятий Ярославской и других областей):

- заработная плата (4 - 5 человек): 310 - 390 тыс. руб.;

- отчисления от фонда заработной платы (26%): 80 - 100 тыс. руб.;

- затраты на приобретение оборудования для каждого сотрудника: 80 - 100 тыс. руб.;

- затраты на подключение и пользование Интернетом: 40 - 60 тыс. руб.;

- расходы на вознаграждение привлеченных специалистов: 30 - 100 тыс. руб.;

- затраты на переговоры, заключение сделок и т.д.: 20 - 30 тыс. руб.

Следовательно, если сельскохозяйственное предприятие примет решение о создании собственного маркетингового отдела, то его ежегодные затраты в среднем составят 560 - 780 тыс. руб.

В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны деятельности маркетингового отдела (или подобной службы) предприятия и аутсорсера (муниципальной службы).

Таблица 1. Сравнительный анализ деятельности

маркетингового отдела предприятия

и органа местного самоуправления (аутсорсера)

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |Маркетинговый отдел предприятия   |Орган местного самоуправления|
   |(или аналогичная служба)          |(аутсорсер)                  |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Положительные стороны                                           |
   +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+
   |Максимально владеет информацией о |Работа со многими            |
   |деятельности предприятия для      |предприятиями дает большой   |
   |реализации поставленных целей     |опыт                         |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Возможность быстрого реагирования |Независимое суждение, мнение,|
   |на возникающие проблемы           |подход                       |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Заинтересованность в соблюдении   |Аккумулирование инновационных|
   |конфиденциальности                |технологий, профессионализм, |
   |                                  |эффект "пчелы"               |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Отрицательные стороны                                           |
   +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+
   |Минимальный опыт деятельности на  |Необходимость в              |
   |рынках                            |инвестировании               |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |"Затертый" взгляд изнутри         |—                            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Часто не имеет профессиональных   |—                            |
   |ресурсов для реализации идей      |                             |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Затраты на содержание отдела,     |—                            |
   |которые не всегда оправдывают себя|                             |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Находясь внутри компании, отдел   |—                            |
   |зачастую скатывается на "тушение  |                             |
   |пожаров" и "затыкание дыр"        |                             |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

Из приведенных в таблице материалов следует, что аутсорсинг в плане передачи аутсорсеру не свойственных сельскохозяйственным предприятиям функций является наиболее выгодным, чем содержание собственных служб.

Алгоритм процесса аутсорсинга имеет следующий вид (рисунок).

Алгоритм процесса аутсорсинга

сельскохозяйственных предприятий

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   | Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального|
   |              района заключают договор аутсорсинга              |
   L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
   
¦ \¦/ ¦ -----------------------------------+----------¬ ¦ ¦ Сельскохозяйственные предприятия выставляют ¦ ¦ ¦заявку на приобретение необходимых материалов¦ ¦ ¦ (семена, ГСМ, удобрения и т.д.) ¦ ¦ L----------------------------------T--------- ———— \¦/ \¦/
     
   ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
   |       Органы местного самоуправления изучают рынок спроса      |
   |   на сельскохозяйственную продукцию и предложения необходимых  |
   |                           материалов                           |
   L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
   
\¦/ \¦/
     
   ————————————+——————————¬                  ————————————+——————————¬
   | Находят организации, |                  | Находят организации, |
   |  желающие приобрести |                  | поставляющие крупные |
   |    крупные партии    |                  |  партии необходимых  |
   | сельскохозяйственной |                  |      материалов      |
   |       продукции      |                  |                      |
   L———————————T———————————                  L———————————T———————————
   
\¦/ \¦/
     
   ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
   | Предлагаемые заказчиком/поставщиком условия (цена, необходимый |
   |       объем продукции, сроки поставки и т.д.) обсуждаются      |
   |                    с руководителями хозяйств                   |
   L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
   
\¦/ \¦/
     
   ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
   | Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального|
   |  района заключают договоры поручения на поставку/приобретение  |
   |                 определенного объема продукции                 |
   L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
   
\¦/ \¦/
     
   ————————————+—————————————————————————————————————————+——————————¬
   |      Администрация муниципального района заключает договор     |
   |    купли—продажи с заказчиком/поставщиком, выступая при этом   |
   |                   гарантом выполнения условий                  |
   L———————————T—————————————————————————————————————————T———————————
   
\¦/ \¦/
     
   ————————————+——————————¬                  ————————————+——————————¬
   |  Хозяйства отгружают |                  |  Хозяйства получают  |
   |     произведенную    |                  |поставленные материалы|
   | сельскохозяйственную |                  |    и оборудование    |
   |  продукцию заказчику |                  |                      |
   L———————————————————————                  L———————————————————————
   

Рисунок

Ключевым моментом в данном алгоритме является система договоров, заключаемая органами местного самоуправления сначала с сельскохозяйственными предприятиями, затем с заказчиком или поставщиком (табл. 2).

Таблица 2. Договоры, применяемые в процессе реализации

аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий

     
   ———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬
   |Последовательность|Стороны, между которыми заключается договор  |
   |заключения/       |                                             |
   |наименование      |                                             |
   |договора          |                                             |
   +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
   |1. Договор        |Заказчик — сельскохозяйственное предприятие  |
   |аутсорсинга       |Исполнитель — администрация муниципального   |
   |                  |образования                                  |
   +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
   |2. Договор        |Доверитель — сельскохозяйственное предприятие|
   |поручения         |Поверенный — администрация муниципального    |
   |                  |образования                                  |
   +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
   |3. Договор        |Гарант — администрация муниципального        |
   |гарантии          |образования                                  |
   |                  |Кредитор — поставщик/заказчик                |
   +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+
   |4. Договор купли— |Вариант 1: Продавец — поставщик              |
   |продажи           |Покупатель — администрация муниципального    |
   |                  |образования, действующая на основании        |
   |                  |договора поручения                           |
   |                  |Вариант 2: Продавец — администрация          |
   |                  |муниципального образования, действующая на   |
   |                  |основании договора поручения                 |
   |                  |Покупатель — заказчик                        |
   L——————————————————+——————————————————————————————————————————————
   
Необходимым требованием в договоре купли-продажи, по нашему мнению, является обязательное перечисление платежей на счета самих хозяйств. Что сократит процесс поступления оплаты и уменьшит вероятность использования денежных средств различными структурами не по назначению. Аналогичным образом должен происходить процесс оплаты приобретенных у поставщиков материалов. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно перечисляют денежные средства на счета поставщика. Осуществить данные требования возможно при условии закрепления их в договорах. Таким образом, применение аутсорсинга есть форма скрытого (опосредованного) инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства. С внедрением аутсорсинга органы местного самоуправления снимают с предприятия издержки, связанные с продвижением продукции и нахождением относительно недорогих материалов и оборудования. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования доказывают, что на аутсорсинге предприятие экономит от 15% до 25% затрат. Реализация аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне будет способствовать осуществлению выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, обеспечению своевременности оплаты и постоянной загруженности производства при работе с крупными фирмами, а также налаживанию тесных связей с крупными предприятиями, основанных на выступлении администрации муниципального района гарантом при заключении договоров. Резюме. В статье исследуются проблемы выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, а также затраты, связанные с данной деятельностью. Предлагается в качестве варианта возможных решений данных проблем применение аутсорсинга на муниципальном уровне. Литература 1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. М.: "Омега - Л", 2004. 472 с. 2. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций [Электронный ресурс]. http://www.vscc.ac.ru/. 3. Игнатюк Н. Государство - частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8. А.Суховская Подписано в печать 05.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Развитие маркетинговых исследований в высшей школе ("Управление персоналом", 2007, N 8)
Статья: Сетевой интернет-ритейлер: кто он? ("Управление персоналом", 2007, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.