Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




...Фирма А по договору цессии уступила фирме В права требования к фирме С, возникшие из договоров поставки товара. На момент уступки фирма С, на которой лежит обязанность по оплате поставленного товара, оплату просрочила. Задолженность фирмы С перед фирмой А возникла в 1999 г. в связи с неоплатой товаров по договорам поставки. Может ли фирма В, ставшая кредитором фирмы С, сформировать резерв по ее сомнительному долгу? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9

Вопрос: Фирма А по договору цессии уступила фирме В права требования к фирме С, возникшие из договоров поставки товара. На момент уступки фирма С, на которой лежит обязанность по оплате поставленного товара, оплату просрочила. Задолженность фирмы С перед фирмой А возникла в 1999 г. в связи с неоплатой товаров по договорам поставки.

Может ли фирма В, ставшая по договору цессии кредитором фирмы С, сформировать резерв по ее сомнительному долгу?

Ответ: До 1 января 2005 г. п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признавал любую задолженность перед налогоплательщиком, если она была не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно изменениям в п. 1 ст. 266 НК РФ <1> сомнительной задолженностью, в отношении которой может создаваться резерв, с 1 января 2005 г. признается только та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Такая задолженность по-прежнему должна отвечать критерию необеспеченности и быть просроченной (т.е. не погашенной в сроки, предусмотренные договором).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Внесены Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В рассматриваемой ситуации задолженность фирмы С перед фирмой В возникла не в связи с реализацией товаров (работ, услуг), а была приобретена у фирмы А по договору об уступке прав требования. Иными словами, спорная задолженность не связана с реализацией фирмой В товаров, работ или услуг, следовательно, основания для ее признания сомнительным долгом отсутствуют.

Вместе с тем необходимо отметить следующее. Буквальное толкование новой редакции п. 1 ст. 266 НК РФ позволяет предположить, что сомнительным долгом может быть признана задолженность перед налогоплательщиком, изначально возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), т.е. необязательно, чтобы она образовалась из реализации товаров (работ, услуг) самим налогоплательщиком. Например, задолженность фирмы С изначально возникла в связи с неоплатой реализованных фирмой А товаров. На основании рассматриваемого договора уступки прав требования задолженность фирмы С образуется перед фирмой В, значит, формально требования для признания такой задолженности сомнительным долгом фирмы В соблюдены.

Однако подобное толкование новой редакции п. 1 ст. 266 НК РФ представляется спорным, кроме того, контролирующие органы высказывают противоположное мнение.

Так, отвечая на конкретный запрос налогоплательщика, Минфин России разъяснил, что задолженность по обязательствам поставщика, получившего предоплату и не поставившего товар в сроки, оговоренные договором, а также задолженность по договорам переуступки права требования при формировании резерва по сомнительным долгам не учитываются (Письмо от 7 октября 2005 г. N 03-03-04/1/257).

В Письме от 6 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/87 Минфин России отмечает, что денежное требование к третьему лицу, перешедшее к финансовому агенту, никак не связано с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг финансовым агентом в пользу третьего лица. В связи с этим по такой задолженности не может быть сформирован в целях налогообложения прибыли резерв сомнительных долгов. Свой вывод финансисты основывают на новой редакции п. 1 ст. 266 НК РФ, которая "увязывает определение сомнительной задолженности, даваемое в целях гл. 25 НК РФ, с возникновением этой задолженности в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг". Поскольку обязательство, вытекающее из предоставления товаров (выполнения работ, оказания услуг), в договоре финансирования под уступку денежного требования существует между клиентом и третьим лицом, то, по мнению Минфина России, оно никак не связано с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг финансовым агентом.

Арбитражная практика по применению новой редакции п. 1 ст. 266 НК РФ не сложилась. Вместе с тем, рассматривая дело по спору налогоплательщика и налогового органа по законодательству, действующему до 1 января 2005 г., ФАС Центрального округа отметил, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован только под дебиторскую задолженность, возникшую у налогоплательщика в связи с отгрузкой им товаров (работ, услуг), предполагаемая выручка от которой признается доходом в целях налогообложения. При таких обстоятельствах налогоплательщик не имел права включать в резерв по сомнительным долгам суммы дебиторской задолженности, образовавшейся в результате приобретения им прав требования, поскольку появление указанной задолженности не явилось следствием отгрузки товаров (работ, услуг) самим налогоплательщиком (Постановление от 3 октября 2005 г. по делу N А48-550/05-8).

На основании изложенного считаем: внесенными в п. 1 ст. 266 НК РФ изменениями предполагалось, что сомнительным долгом может быть признана задолженность перед налогоплательщиком, связанная с реализацией этим налогоплательщиком товаров, выполнением работ или оказанием услуг (при соблюдении критериев необеспеченности и непогашения задолженности в предусмотренные договором сроки).

Следовательно, задолженность фирмы С перед фирмой В, возникшая в связи с реализацией товаров фирмой А, сомнительным долгом фирмы В признана быть не может.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

По нашему мнению, изменения, внесенные в п. 1 ст. 266 НК РФ, о признании сомнительной только задолженности, связанной с реализацией самим налогоплательщиком, не влияют на положения п. 2 ст. 266 НК РФ. Иными словами, и после вступления в силу Закона N 58-ФЗ признание долга безнадежным не зависит от того, связано его возникновение с реализацией товаров (работ, услуг) или не связано.

В рассматриваемой ситуации задолженность фирмы С перед фирмой А возникла в 1999 г. Согласно требованиям ст. ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, и общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Формально срок исковой давности по задолженности фирмы С истек, и эта задолженность может быть признана безнадежным долгом. В то же время, рассматривая конкретные условия, при которых состоялось приобретение фирмой В прав требования задолженности фирмы С с изначально истекшим сроком исковой давности, отмечаем, что требование ст. 252 НК РФ об экономической оправданности расходов в виде убытка от списания безнадежной задолженности не выполняется. Кроме того, фактический убыток для налогоплательщика составляет не сумму задолженности фирмы С, а сумму затрат на приобретение этой задолженности, что является еще одним аргументом о неприменимости в данной ситуации положений ст. 265 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, задолженность фирмы С, приобретенная фирмой В по договору уступки прав требования, не подпадает под положения новой редакции п. 1 ст. 266 НК РФ, в связи с чем не может быть признана сомнительным долгом, и соответственно фирма В не может создать по нему резерв.

В.В.Глухова

Юрист компании "ФБК"

Т.А.Матвеичева

Юрист компании "ФБК"

Подписано в печать

30.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Новое в Международных стандартах аудита: аудиторское заключение ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9)
...16.02.2006 создан филиал ОАО - не юрлицо. С 17.04.2006 филиал открывает расчетные счета, составляет отдельный баланс, заново регистрируется. По состоянию на 30.04.2006 составлены балансы ОАО и филиала, результаты общей деятельности отражаются в сводном балансе. В апреле переданы в филиал остатки по счетам 01 и 02. Может ли амортизация за апрель начисляться в филиале и не быть принята в целях налогового учета? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.