Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Реализация МСФО в процессе развития бюджетного учета ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 17)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 17

РЕАЛИЗАЦИЯ МСФО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Процесс становления национальной системы учета сложен и неоднозначен. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в России осуществляется в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283. Предполагается, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет. Данные вопросы представляют значительный практический интерес и, несомненно, являются актуальными, поэтому возникает необходимость их более детального анализа.

Реформа бухгалтерского учета затрагивает и деятельность бюджетных организаций так как в современной экономической ситуации, многие из них ведут серьезную предпринимательскую деятельность, доля поступлений от которой (например, платных услуг) в некоторых организациях достигает 40 - 50% общего объема доходов. Кроме того, налицо расширение хозяйственных связей в связи с поиском новых потребителей услуг. Поэтому вопросы получения достоверной, адекватной и "прозрачной" информации о деятельности бюджетной организации весьма актуальны.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета одним из запланированных Минфином России мероприятий является принятие нового Закона "О бухгалтерском учете", действие которого распространится и на учреждения бюджетной сферы. Положения действующей Инструкции по бюджетному учету N 25н подтверждают это: "Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией".

Действующий Закон "О бухгалтерском учете" был принят в условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране, при наличии гиперинфляции, с высокой степенью ежегодного снижения ВВП, ростом внешней и внутренней задолженности государства, дефицитным бюджетом, неразберихой и произволом в налоговой сфере, на фондовом рынке и т.п. Сейчас положение заметно улучшилось. ВВП растет, инфляция пока не превышает запланированных значений, стабилизирован бюджет. За прошедший период существенно упорядочены правовые основы хозяйствования, приняты новые кодексы: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный, Административный, усовершенствовано корпоративное законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о фондовом рынке и ценных бумагах. Вводятся в действие новые методологические подходы регулирования бухгалтерского учета через ПБУ, существенно приближенные к МСФО.

Приведение норм Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", регулирующих систему официального бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности российских хозяйствующих субъектов позволит обеспечить формирование и раскрытие надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, финансовом результате их деятельности и изменениях в их финансовом положении.

Основным направлением реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, принятой Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были признаны МСФО.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249. Главная задача в этой области заключается в приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Процесс развития бюджетного учета в России достаточно стремителен, что обусловлено необходимостью максимального приближения бюджетного учета к коммерческому, и позволяет сделать бюджетную отчетность более прозрачной и достоверной.

Новая методология бюджетного учета строится на принципе "управления результатами", при котором бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), и при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность бюджетных учреждений в составлении текущих и перспективных планов деятельности.

В основу новой организации бюджетного процесса заложена широко применяемая в мире модель "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Реформирование бюджетного процесса по направлению изменения бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета предусматривает приближение бюджетной классификации РФ к требованиям МСФО с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Приближение РСБУ к международным стандартам осложняет их восприятие и вызывает необходимость принятия подробных методических разъяснений на законодательном уровне. В идеале нормативно-законодательные акты должны быть доступны и просты, а главное однозначны для пользователя. В российской же действительности при наличии параллельности учетных направлений (бухгалтерского и налогового) этого пока не наблюдается. Кроме того, сложность внедрения новой методологии бюджетного учета отчасти обусловлена низким уровнем профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточностью навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

В качестве примера, характеризующего особенности методологических подходов различных направлений учета, проанализируем нормативно-законодательные акты, регулирующие учетный процесс одной из важных категорий активов любой организации - основных средств.

Проведенный сравнительный анализ положений российских и международных стандартов учета данной категории (см. таблицу) позволяет сделать следующие выводы:

- очевидна близость стандартов по ключевым позициям;

- МСФО в отличие от РСБУ более конкретны и достаточно демократичны;

- имеющиеся различия в бухгалтерских и налоговых стандартах между собой вызывают дополнительные трудности в организации учетного процесса;

- отсутствие официального признания МСФО в российской практике учета осложняет процесс их внедрения.

Таблица 1

Сравнительный анализ положений российских и международных

стандартов учета основных средств

     
   ————————————T———————————————————————————————————————————————T———————————————————T——————————————————¬
   |  Критерий |                      РСБУ                     |   Глава 25 НК РФ  |       МСФО       |
   | сравнения +———————————————————————T———————————————————————+                   |                  |
   |           |       ПБУ N 6/01      |    Инструкция N 25н   |                   |                  |
   +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+
   |Определение|Актив принимается      |К объектам основных    |Амортизируемым     |МСФО 16 "Основные |
   |основных   |организацией           |средств относятся      |имуществом         |средства".        |
   |средств    |к бухгалтерскому учету |материальные объекты,  |в целях            |Объект основных   |
   |           |в качестве основных    |используемые в процессе|налогообложения    |средств должен    |
   |           |средств, если          |деятельности учреждения|прибыли            |признаваться      |
   |           |одновременно           |при выполнении работ   |признается         |в качестве актива,|
   |           |выполняются следующие  |или оказании услуг,    |имущество,         |когда:            |
   |           |условия:               |либо для управленческих|находящееся у      |большой долей     |
   |           |а) объект предназначен |нужд учреждения,       |налогоплательщика  |вероятности можно |
   |           |для использования      |находящиеся            |на праве           |утверждать, что   |
   |           |в производстве         |в эксплуатации, запасе,|собственности,     |компания получит  |
   |           |продукции (работ,      |на консервации, сданные|используемое       |связанные         |
   |           |услуг);                |в аренду, а также      |им для извлечения  |с активом будущие |
   |           |б) объект предназначен |имущество казны        |дохода,            |экономические     |
   |           |для использования      |Российской Федерации,  |и стоимость        |выгоды;           |
   |           |в течение длительного  |независимо от стоимости|которого           |себестоимость     |
   |           |времени, т.е. свыше    |объектов основных      |погашается путем   |актива            |
   |           |12 месяцев;            |средств со сроком      |начисления         |для компании      |
   |           |в) организация         |полезного использования|амортизации. Срок  |может быть        |
   |           |не предполагает        |более 12 месяцев       |полезного          |надежно оценена   |
   |           |последующую перепродажу|(п. 10)                |использования      |                  |
   |           |данного объекта;       |                       |основных средств   |                  |
   |           |г) объект способен     |                       |более 12 месяцев   |                  |
   |           |приносить организации  |                       |и первоначальная   |                  |
   |           |экономические выгоды   |                       |стоимость более    |                  |
   |           |(доход) в будущем      |                       |10 000 руб.        |                  |
   |           |(п. 4)                 |                       |(п. 1 ст. 256)     |                  |
   +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+
   |Оценка     |Первоначальной         |Первоначальной         |Первоначальная     |МСФО 16 "Основные |
   |принятия   |стоимостью основных    |стоимостью основных    |стоимость          |средства".        |
   |объектов   |средств признается     |средств признается     |основного          |Фактическая       |
   |к учету    |сумма фактических      |сумма фактических      |средства           |стоимость основных|
   |           |затрат организации     |вложений учреждения в  |определяется как   |средств — это     |
   |           |на приобретение,       |приобретение,          |сумма расходов на  |сумма уплаченных  |
   |           |сооружение             |сооружение и           |его приобретение   |денежных средств  |
   |           |и изготовление,        |изготовление объектов  |(а в случае,       |или эквивалентов  |
   |           |за исключением налога  |основных средств с     |если основное      |денежных средств, |
   |           |на добавленную         |учетом сумм налога на  |средство получено  |или справедливая  |
   |           |стоимость и иных       |добавленную стоимость, |налогоплательщиком |стоимость другого |
   |           |возмещаемых налогов.   |предъявленных          |безвозмездно, —    |возмещения,       |
   |           |Фактическими затратами |учреждению поставщиками|как сумма,         |переданного       |
   |           |являются: суммы,       |и подрядчиками         |в которую оценено  |для приобретения  |
   |           |уплачиваемые           |(кроме их приобретения,|такое имущество    |актива на момент  |
   |           |в соответствии         |сооружения             |в соответствии     |его приобретения  |
   |           |с договором поставщику,|и изготовления         |с п. 8 ст. 250     |или сооружения.   |
   |           |а также суммы,         |в рамках деятельности, |НК РФ),            |Объект основных   |
   |           |уплачиваемые           |приносящей доход,      |сооружение,        |средств, который  |
   |           |за доставку объекта    |облагаемой НДС, если   |изготовление,      |может быть признан|
   |           |и приведение его       |иное не предусмотрено  |доставку           |в качестве актива,|
   |           |в состояние, пригодное |налоговым              |и доведение        |должен быть оценен|
   |           |для использования;     |законодательством РФ). |до состояния,      |по фактической    |
   |           |стоимость работ        |Вложениями являются:   |в котором оно      |стоимости.        |
   |           |по договору            |суммы, уплачиваемые    |пригодно           |Фактическая       |
   |           |строительного подряда  |в соответствии         |для использования, |стоимость объекта |
   |           |и иным договорам;      |с договором поставщику;|за исключением     |основных средств  |
   |           |стоимость              |стоимость работ        |налога             |включает покупную |
   |           |информационных         |по договору            |на добавленную     |цену, в т.ч.      |
   |           |и консультационных     |строительного          |стоимость          |импортные пошлины |
   |           |услуг, связанных       |подряда и иным         |и акцизов, кроме   |и невозмещаемые   |
   |           |с приобретением        |договорам;             |случаев,           |налоги на покупку,|
   |           |основных средств;      |стоимость              |предусмотренных    |а также любые     |
   |           |таможенные пошлины     |информационных         |настоящим          |прямые затраты    |
   |           |и таможенные сборы;    |и консультационных     |Кодексом           |по приведению     |
   |           |невозмещаемые налоги,  |услуг, связанных       |(п. 1 ст. 257)     |актива в рабочее  |
   |           |государственная        |с приобретением        |                   |состояние         |
   |           |пошлина;               |основных средств;      |                   |для использования |
   |           |вознаграждения,        |регистрационные сборы, |                   |по назначению     |
   |           |уплачиваемые           |государственные пошлины|                   |                  |
   |           |посреднической         |и  другие аналогичные  |                   |                  |
   |           |организации;           |платежи;               |                   |                  |
   |           |иные затраты,          |таможенные пошлины;    |                   |                  |
   |           |связанные              |вознаграждения,        |                   |                  |
   |           |с приобретением,       |уплачиваемые           |                   |                  |
   |           |сооружением            |посреднической         |                   |                  |
   |           |и изготовлением        |организации;           |                   |                  |
   |           |объекта основных       |затраты по доставке    |                   |                  |
   |           |средств (пп. 8 — 12)   |объектов основных      |                   |                  |
   |           |                       |средств до места       |                   |                  |
   |           |                       |их использования,      |                   |                  |
   |           |                       |включая расходы        |                   |                  |
   |           |                       |по страхованию         |                   |                  |
   |           |                       |доставки;              |                   |                  |
   |           |                       |иные затраты (п. 12)   |                   |                  |
   +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+
   |Учетная    |Стоимость основных     |Изменение              |Первоначальная     |МСФО 16 "Основные |
   |стоимость  |средств, в которой     |первоначальной         |стоимость          |средства".        |
   |           |они приняты            |стоимости объектов     |основных средств   |Балансовая        |
   |           |к бухгалтерскому учету,|основных средств       |изменяется         |(учетная)         |
   |           |не подлежит изменению, |производится лишь      |в случаях          |стоимость — сумма,|
   |           |кроме случаев,         |в случаях переоценки   |достройки,         |по которой актив  |
   |           |установленных          |достройки,             |дооборудования,    |признается        |
   |           |законодательством РФ.  |дооборудования,        |реконструкции,     |в бухгалтерском   |
   |           |Изменение              |реконструкции,         |модернизации,      |балансе,          |
   |           |первоначальной         |модернизации,          |технического       |за вычетом        |
   |           |стоимости основных     |частичной ликвидации   |перевооружения,    |суммы накопленной |
   |           |средств допускается    |и переоценки объектов  |частичной          |амортизации       |
   |           |в случаях достройки,   |основных средств.      |ликвидации         |и накопленного    |
   |           |дооборудования,        |Балансовой стоимостью  |соответствующих    |убытка            |
   |           |реконструкции,         |основных средств       |объектов           |от обесценения.   |
   |           |модернизации, частичной|является               |и по иным          |После             |
   |           |ликвидации и переоценки|их первоначальная      |аналогичным        |первоначального   |
   |           |объектов основных      |стоимость с учетом     |основаниям         |признания         |
   |           |средств. Коммерческая  |указанных изменений    |(п. 2 ст. 257)     |в качестве актива |
   |           |организация может      |(п. 13)                |                   |объект основных   |
   |           |не чаще одного раза    |                       |                   |средств должен    |
   |           |в год переоценивать    |                       |                   |учитываться по его|
   |           |группы однородных      |                       |                   |первоначальной    |
   |           |объектов основных      |                       |                   |стоимости         |
   |           |средств по текущей     |                       |                   |за вычетом        |
   |           |(восстановительной)    |                       |                   |накопленной       |
   |           |стоимости (пп. 14 — 16)|                       |                   |амортизации       |
   |           |                       |                       |                   |и накопленных     |
   |           |                       |                       |                   |убытков           |
   |           |                       |                       |                   |от обесценения.   |
   |           |                       |                       |                   |После             |
   |           |                       |                       |                   |первоначального   |
   |           |                       |                       |                   |признания         |
   |           |                       |                       |                   |в качестве актива |
   |           |                       |                       |                   |объект основных   |
   |           |                       |                       |                   |средств должен    |
   |           |                       |                       |                   |учитываться по его|
   |           |                       |                       |                   |первоначальной    |
   |           |                       |                       |                   |стоимости         |
   |           |                       |                       |                   |за вычетом        |
   |           |                       |                       |                   |накопленной       |
   |           |                       |                       |                   |амортизации       |
   |           |                       |                       |                   |и накопленных     |
   |           |                       |                       |                   |убытков           |
   |           |                       |                       |                   |от обесценения    |
   +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+
   |Амортизация|Стоимость объектов     |Амортизация            |В целях            |МСФО 16 "Основные |
   |           |основных средств       |характеризует          |налогообложения    |средства".        |
   |           |погашается посредством |степень изношенности   |прибыли            |Амортизация — это |
   |           |начисления амортизации.|основных средств       |начисляется        |систематическое   |
   |           |Начисление амортизации |учреждения. Расчет     |амортизация одним  |уменьшение        |
   |           |объектов основных      |годовой суммы          |из следующих       |амортизируемой    |
   |           |средств производится   |начисления амортизации |методов: линейным  |стоимости актива  |
   |           |одним из следующих     |основных средств       |методом;           |на протяжении     |
   |           |способов:              |производится линейным  |нелинейным         |срока его полезной|
   |           |линейный способ;       |способом исходя        |методом.           |службы.           |
   |           |способ уменьшаемого    |из балансовой стоимости|Налогоплательщик   |Амортизируемая    |
   |           |остатка;               |объектов основных      |имеет право        |стоимость —       |
   |           |способ списания        |средств                |включать в состав  |себестоимость     |
   |           |стоимости по сумме     |и нематериальных       |расходов отчетного |актива или другая |
   |           |чисел лет срока        |активов и нормы        |(налогового)       |сумма, отраженная |
   |           |полезного              |амортизации,           |периода расходы    |в финансовой      |
   |           |использования;         |исчисленной исходя     |на капитальные     |отчетности вместо |
   |           |способ списания        |из срока полезного     |вложения в размере |себестоимости,    |
   |           |стоимости              |использования этих     |не более 10%       |за вычетом        |
   |           |пропорционально объему |объектов. В течение    |первоначальной     |ликвидационной    |
   |           |продукции (работ).     |отчетного года         |стоимости основных |стоимости.        |
   |           |Применение одного      |амортизация на основные|средств            |                  |
   |           |из способов начисления |средства               |(за исключением    |МСФО 4 "Учет      |
   |           |амортизации по группе  |и нематериальные активы|основных средств,  |амортизации".     |
   |           |однородных объектов    |начисляется ежемесячно |полученных         |Амортизация — это |
   |           |основных средств       |в размере 1/12 годовой |безвозмездно)      |распределение     |
   |           |производится в течение |суммы (п. 38)          |и (или) расходов,  |амортизируемой    |
   |           |всего срока полезного  |                       |понесенных         |стоимости актива  |
   |           |использования объектов,|                       |в случаях          |на рассчитанный   |
   |           |входящих в эту группу  |                       |достройки,         |срок его полезной |
   |           |(пп. 17 — 25)          |                       |дооборудования,    |службы.           |
   |           |                       |                       |модернизации,      |Амортизация       |
   |           |                       |                       |технического       |за учетный период |
   |           |                       |                       |перевооружения,    |относится прямо   |
   |           |                       |                       |частичной          |или косвенно      |
   |           |                       |                       |ликвидации         |на чистую прибыль |
   |           |                       |                       |основных средств.  |или убыток        |
   |           |                       |                       |Сумма амортизации  |за период         |
   |           |                       |                       |для целей          |                  |
   |           |                       |                       |налогообложения    |                  |
   |           |                       |                       |определяется       |                  |
   |           |                       |                       |налогоплательщиками|                  |
   |           |                       |                       |ежемесячно.        |                  |
   |           |                       |                       |Амортизация        |                  |
   |           |                       |                       |начисляется        |                  |
   |           |                       |                       |отдельно по каждому|                  |
   |           |                       |                       |объекту            |                  |
   |           |                       |                       |амортизируемого    |                  |
   |           |                       |                       |имущества.         |                  |
   |           |                       |                       |Выбранный          |                  |
   |           |                       |                       |налогоплательщиком |                  |
   |           |                       |                       |метод начисления   |                  |
   |           |                       |                       |амортизации        |                  |
   |           |                       |                       |не может быть      |                  |
   |           |                       |                       |изменен в течение  |                  |
   |           |                       |                       |всего периода      |                  |
   |           |                       |                       |начисления         |                  |
   |           |                       |                       |амортизации        |                  |
   |           |                       |                       |по объекту         |                  |
   |           |                       |                       |амортизируемого    |                  |
   |           |                       |                       |имущества.         |                  |
   |           |                       |                       |Начисление         |                  |
   |           |                       |                       |амортизации        |                  |
   |           |                       |                       |в отношении объекта|                  |
   |           |                       |                       |амортизируемого    |                  |
   |           |                       |                       |имущества          |                  |
   |           |                       |                       |осуществляется     |                  |
   |           |                       |                       |в соответствии     |                  |
   |           |                       |                       |с нормой           |                  |
   |           |                       |                       |амортизации,       |                  |
   |           |                       |                       |определенной       |                  |
   |           |                       |                       |для данного объекта|                  |
   |           |                       |                       |исходя из его      |                  |
   |           |                       |                       |срока полезного    |                  |
   |           |                       |                       |использования      |                  |
   |           |                       |                       |(ст. 259)          |                  |
   L———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+———————————————————
   

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на имеющиеся трудности периода реформ в России все же будет сформирована достойная национальная учетная система, позволяющая не только выполнить основные функции учета, но и дающая возможность в большей мере использовать учетную информацию для целей управления организациями, что будет способствовать достижению положительных результатов деятельности и позволит повысить конкурентоспособность российских организаций, в том числе и бюджетных учреждений.

О.Ю.Семенова

К. э. н.,

доцент кафедры

бухгалтерского учета и аудита

Костромского государственного

технологического университета

Подписано в печать

22.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
О пене за несвоевременное перечисление удержанного НДФЛ ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 17)
Подарки работникам и не только им: налогообложение и учет ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 17)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.