|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Реализация МСФО в процессе развития бюджетного учета ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 17)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 17
РЕАЛИЗАЦИЯ МСФО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
Процесс становления национальной системы учета сложен и неоднозначен. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в России осуществляется в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283. Предполагается, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет. Данные вопросы представляют значительный практический интерес и, несомненно, являются актуальными, поэтому возникает необходимость их более детального анализа. Реформа бухгалтерского учета затрагивает и деятельность бюджетных организаций так как в современной экономической ситуации, многие из них ведут серьезную предпринимательскую деятельность, доля поступлений от которой (например, платных услуг) в некоторых организациях достигает 40 - 50% общего объема доходов. Кроме того, налицо расширение хозяйственных связей в связи с поиском новых потребителей услуг. Поэтому вопросы получения достоверной, адекватной и "прозрачной" информации о деятельности бюджетной организации весьма актуальны. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета одним из запланированных Минфином России мероприятий является принятие нового Закона "О бухгалтерском учете", действие которого распространится и на учреждения бюджетной сферы. Положения действующей Инструкции по бюджетному учету N 25н подтверждают это: "Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией". Действующий Закон "О бухгалтерском учете" был принят в условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране, при наличии гиперинфляции, с высокой степенью ежегодного снижения ВВП, ростом внешней и внутренней задолженности государства, дефицитным бюджетом, неразберихой и произволом в налоговой сфере, на фондовом рынке и т.п. Сейчас положение заметно улучшилось. ВВП растет, инфляция пока не превышает запланированных значений, стабилизирован бюджет. За прошедший период существенно упорядочены правовые основы хозяйствования, приняты новые кодексы: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный, Административный, усовершенствовано корпоративное законодательство об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о фондовом рынке и ценных бумагах. Вводятся в действие новые методологические подходы регулирования бухгалтерского учета через ПБУ, существенно приближенные к МСФО. Приведение норм Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", регулирующих систему официального бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности российских хозяйствующих субъектов позволит обеспечить формирование и раскрытие надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, финансовом результате их деятельности и изменениях в их финансовом положении. Основным направлением реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, принятой Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были признаны МСФО. В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249. Главная задача в этой области заключается в приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора. Процесс развития бюджетного учета в России достаточно стремителен, что обусловлено необходимостью максимального приближения бюджетного учета к коммерческому, и позволяет сделать бюджетную отчетность более прозрачной и достоверной.
Новая методология бюджетного учета строится на принципе "управления результатами", при котором бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), и при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность бюджетных учреждений в составлении текущих и перспективных планов деятельности. В основу новой организации бюджетного процесса заложена широко применяемая в мире модель "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Реформирование бюджетного процесса по направлению изменения бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета предусматривает приближение бюджетной классификации РФ к требованиям МСФО с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Приближение РСБУ к международным стандартам осложняет их восприятие и вызывает необходимость принятия подробных методических разъяснений на законодательном уровне. В идеале нормативно-законодательные акты должны быть доступны и просты, а главное однозначны для пользователя. В российской же действительности при наличии параллельности учетных направлений (бухгалтерского и налогового) этого пока не наблюдается. Кроме того, сложность внедрения новой методологии бюджетного учета отчасти обусловлена низким уровнем профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточностью навыков использования информации, подготовленной по МСФО. В качестве примера, характеризующего особенности методологических подходов различных направлений учета, проанализируем нормативно-законодательные акты, регулирующие учетный процесс одной из важных категорий активов любой организации - основных средств. Проведенный сравнительный анализ положений российских и международных стандартов учета данной категории (см. таблицу) позволяет сделать следующие выводы: - очевидна близость стандартов по ключевым позициям; - МСФО в отличие от РСБУ более конкретны и достаточно демократичны; - имеющиеся различия в бухгалтерских и налоговых стандартах между собой вызывают дополнительные трудности в организации учетного процесса; - отсутствие официального признания МСФО в российской практике учета осложняет процесс их внедрения.
Таблица 1
Сравнительный анализ положений российских и международных стандартов учета основных средств
————————————T———————————————————————————————————————————————T———————————————————T——————————————————¬ | Критерий | РСБУ | Глава 25 НК РФ | МСФО | | сравнения +———————————————————————T———————————————————————+ | | | | ПБУ N 6/01 | Инструкция N 25н | | | +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+ |Определение|Актив принимается |К объектам основных |Амортизируемым |МСФО 16 "Основные | |основных |организацией |средств относятся |имуществом |средства". | |средств |к бухгалтерскому учету |материальные объекты, |в целях |Объект основных | | |в качестве основных |используемые в процессе|налогообложения |средств должен | | |средств, если |деятельности учреждения|прибыли |признаваться | | |одновременно |при выполнении работ |признается |в качестве актива,| | |выполняются следующие |или оказании услуг, |имущество, |когда: | | |условия: |либо для управленческих|находящееся у |большой долей | | |а) объект предназначен |нужд учреждения, |налогоплательщика |вероятности можно | | |для использования |находящиеся |на праве |утверждать, что | | |в производстве |в эксплуатации, запасе,|собственности, |компания получит | | |продукции (работ, |на консервации, сданные|используемое |связанные | | |услуг); |в аренду, а также |им для извлечения |с активом будущие | | |б) объект предназначен |имущество казны |дохода, |экономические | | |для использования |Российской Федерации, |и стоимость |выгоды; | | |в течение длительного |независимо от стоимости|которого |себестоимость | | |времени, т.е. свыше |объектов основных |погашается путем |актива | | |12 месяцев; |средств со сроком |начисления |для компании | | |в) организация |полезного использования|амортизации. Срок |может быть | | |не предполагает |более 12 месяцев |полезного |надежно оценена | | |последующую перепродажу|(п. 10) |использования | | | |данного объекта; | |основных средств | | | |г) объект способен | |более 12 месяцев | | | |приносить организации | |и первоначальная | | | |экономические выгоды | |стоимость более | | | |(доход) в будущем | |10 000 руб. | | | |(п. 4) | |(п. 1 ст. 256) | | +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+ |Оценка |Первоначальной |Первоначальной |Первоначальная |МСФО 16 "Основные | |принятия |стоимостью основных |стоимостью основных |стоимость |средства". | |объектов |средств признается |средств признается |основного |Фактическая | |к учету |сумма фактических |сумма фактических |средства |стоимость основных| | |затрат организации |вложений учреждения в |определяется как |средств — это | | |на приобретение, |приобретение, |сумма расходов на |сумма уплаченных | | |сооружение |сооружение и |его приобретение |денежных средств | | |и изготовление, |изготовление объектов |(а в случае, |или эквивалентов | | |за исключением налога |основных средств с |если основное |денежных средств, | | |на добавленную |учетом сумм налога на |средство получено |или справедливая | | |стоимость и иных |добавленную стоимость, |налогоплательщиком |стоимость другого | | |возмещаемых налогов. |предъявленных |безвозмездно, — |возмещения, | | |Фактическими затратами |учреждению поставщиками|как сумма, |переданного | | |являются: суммы, |и подрядчиками |в которую оценено |для приобретения | | |уплачиваемые |(кроме их приобретения,|такое имущество |актива на момент | | |в соответствии |сооружения |в соответствии |его приобретения | | |с договором поставщику,|и изготовления |с п. 8 ст. 250 |или сооружения. | | |а также суммы, |в рамках деятельности, |НК РФ), |Объект основных | | |уплачиваемые |приносящей доход, |сооружение, |средств, который | | |за доставку объекта |облагаемой НДС, если |изготовление, |может быть признан| | |и приведение его |иное не предусмотрено |доставку |в качестве актива,| | |в состояние, пригодное |налоговым |и доведение |должен быть оценен| | |для использования; |законодательством РФ). |до состояния, |по фактической | | |стоимость работ |Вложениями являются: |в котором оно |стоимости. | | |по договору |суммы, уплачиваемые |пригодно |Фактическая | | |строительного подряда |в соответствии |для использования, |стоимость объекта | | |и иным договорам; |с договором поставщику;|за исключением |основных средств | | |стоимость |стоимость работ |налога |включает покупную | | |информационных |по договору |на добавленную |цену, в т.ч. | | |и консультационных |строительного |стоимость |импортные пошлины | | |услуг, связанных |подряда и иным |и акцизов, кроме |и невозмещаемые | | |с приобретением |договорам; |случаев, |налоги на покупку,| | |основных средств; |стоимость |предусмотренных |а также любые | | |таможенные пошлины |информационных |настоящим |прямые затраты | | |и таможенные сборы; |и консультационных |Кодексом |по приведению | | |невозмещаемые налоги, |услуг, связанных |(п. 1 ст. 257) |актива в рабочее | | |государственная |с приобретением | |состояние | | |пошлина; |основных средств; | |для использования | | |вознаграждения, |регистрационные сборы, | |по назначению | | |уплачиваемые |государственные пошлины| | | | |посреднической |и другие аналогичные | | | | |организации; |платежи; | | | | |иные затраты, |таможенные пошлины; | | | | |связанные |вознаграждения, | | | | |с приобретением, |уплачиваемые | | | | |сооружением |посреднической | | | | |и изготовлением |организации; | | | | |объекта основных |затраты по доставке | | | | |средств (пп. 8 — 12) |объектов основных | | | | | |средств до места | | | | | |их использования, | | | | | |включая расходы | | | | | |по страхованию | | | | | |доставки; | | | | | |иные затраты (п. 12) | | | +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+ |Учетная |Стоимость основных |Изменение |Первоначальная |МСФО 16 "Основные | |стоимость |средств, в которой |первоначальной |стоимость |средства". | | |они приняты |стоимости объектов |основных средств |Балансовая | | |к бухгалтерскому учету,|основных средств |изменяется |(учетная) | | |не подлежит изменению, |производится лишь |в случаях |стоимость — сумма,| | |кроме случаев, |в случаях переоценки |достройки, |по которой актив | | |установленных |достройки, |дооборудования, |признается | | |законодательством РФ. |дооборудования, |реконструкции, |в бухгалтерском | | |Изменение |реконструкции, |модернизации, |балансе, | | |первоначальной |модернизации, |технического |за вычетом | | |стоимости основных |частичной ликвидации |перевооружения, |суммы накопленной | | |средств допускается |и переоценки объектов |частичной |амортизации | | |в случаях достройки, |основных средств. |ликвидации |и накопленного | | |дооборудования, |Балансовой стоимостью |соответствующих |убытка | | |реконструкции, |основных средств |объектов |от обесценения. | | |модернизации, частичной|является |и по иным |После | | |ликвидации и переоценки|их первоначальная |аналогичным |первоначального | | |объектов основных |стоимость с учетом |основаниям |признания | | |средств. Коммерческая |указанных изменений |(п. 2 ст. 257) |в качестве актива | | |организация может |(п. 13) | |объект основных | | |не чаще одного раза | | |средств должен | | |в год переоценивать | | |учитываться по его| | |группы однородных | | |первоначальной | | |объектов основных | | |стоимости | | |средств по текущей | | |за вычетом | | |(восстановительной) | | |накопленной | | |стоимости (пп. 14 — 16)| | |амортизации | | | | | |и накопленных | | | | | |убытков | | | | | |от обесценения. | | | | | |После | | | | | |первоначального | | | | | |признания | | | | | |в качестве актива | | | | | |объект основных | | | | | |средств должен | | | | | |учитываться по его| | | | | |первоначальной | | | | | |стоимости | | | | | |за вычетом | | | | | |накопленной | | | | | |амортизации | | | | | |и накопленных | | | | | |убытков | | | | | |от обесценения | +———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————+ |Амортизация|Стоимость объектов |Амортизация |В целях |МСФО 16 "Основные | | |основных средств |характеризует |налогообложения |средства". | | |погашается посредством |степень изношенности |прибыли |Амортизация — это | | |начисления амортизации.|основных средств |начисляется |систематическое | | |Начисление амортизации |учреждения. Расчет |амортизация одним |уменьшение | | |объектов основных |годовой суммы |из следующих |амортизируемой | | |средств производится |начисления амортизации |методов: линейным |стоимости актива | | |одним из следующих |основных средств |методом; |на протяжении | | |способов: |производится линейным |нелинейным |срока его полезной| | |линейный способ; |способом исходя |методом. |службы. | | |способ уменьшаемого |из балансовой стоимости|Налогоплательщик |Амортизируемая | | |остатка; |объектов основных |имеет право |стоимость — | | |способ списания |средств |включать в состав |себестоимость | | |стоимости по сумме |и нематериальных |расходов отчетного |актива или другая | | |чисел лет срока |активов и нормы |(налогового) |сумма, отраженная | | |полезного |амортизации, |периода расходы |в финансовой | | |использования; |исчисленной исходя |на капитальные |отчетности вместо | | |способ списания |из срока полезного |вложения в размере |себестоимости, | | |стоимости |использования этих |не более 10% |за вычетом | | |пропорционально объему |объектов. В течение |первоначальной |ликвидационной | | |продукции (работ). |отчетного года |стоимости основных |стоимости. | | |Применение одного |амортизация на основные|средств | | | |из способов начисления |средства |(за исключением |МСФО 4 "Учет | | |амортизации по группе |и нематериальные активы|основных средств, |амортизации". | | |однородных объектов |начисляется ежемесячно |полученных |Амортизация — это | | |основных средств |в размере 1/12 годовой |безвозмездно) |распределение | | |производится в течение |суммы (п. 38) |и (или) расходов, |амортизируемой | | |всего срока полезного | |понесенных |стоимости актива | | |использования объектов,| |в случаях |на рассчитанный | | |входящих в эту группу | |достройки, |срок его полезной | | |(пп. 17 — 25) | |дооборудования, |службы. | | | | |модернизации, |Амортизация | | | | |технического |за учетный период | | | | |перевооружения, |относится прямо | | | | |частичной |или косвенно | | | | |ликвидации |на чистую прибыль | | | | |основных средств. |или убыток | | | | |Сумма амортизации |за период | | | | |для целей | | | | | |налогообложения | | | | | |определяется | | | | | |налогоплательщиками| | | | | |ежемесячно. | | | | | |Амортизация | | | | | |начисляется | | | | | |отдельно по каждому| | | | | |объекту | | | | | |амортизируемого | | | | | |имущества. | | | | | |Выбранный | | | | | |налогоплательщиком | | | | | |метод начисления | | | | | |амортизации | | | | | |не может быть | | | | | |изменен в течение | | | | | |всего периода | | | | | |начисления | | | | | |амортизации | | | | | |по объекту | | | | | |амортизируемого | | | | | |имущества. | | | | | |Начисление | | | | | |амортизации | | | | | |в отношении объекта| | | | | |амортизируемого | | | | | |имущества | | | | | |осуществляется | | | | | |в соответствии | | | | | |с нормой | | | | | |амортизации, | | | | | |определенной | | | | | |для данного объекта| | | | | |исходя из его | | | | | |срока полезного | | | | | |использования | | | | | |(ст. 259) | | L———————————+———————————————————————+———————————————————————+———————————————————+——————————————————— В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на имеющиеся трудности периода реформ в России все же будет сформирована достойная национальная учетная система, позволяющая не только выполнить основные функции учета, но и дающая возможность в большей мере использовать учетную информацию для целей управления организациями, что будет способствовать достижению положительных результатов деятельности и позволит повысить конкурентоспособность российских организаций, в том числе и бюджетных учреждений.
О.Ю.Семенова К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Костромского государственного технологического университета Подписано в печать 22.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |