Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Соблюдение санитарных правил в торговле и УСН ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3

СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ В ТОРГОВЛЕ И УСН

За несоблюдение санитарных норм и правил торговую организацию можно наказать административно и приостановить ее деятельность. Но что делать в этой ситуации "упрощенщикам" с их закрытым перечнем, в котором "санитарные" расходы ни прямо, ни косвенно не предусмотрены? Об этом - в статье.

Примечание. Юридические лица и предприниматели обязаны соблюдать санитарные нормы и правила, что установлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.

Как регулируется выполнение санитарных правил?

Для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей на основании Федерального закона N 52-ФЗ (ст. 39) действуют "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г. (далее - СП 2.3.6.1066-01). Правилами определены требования:

- к водоснабжению и канализации;

- к планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли;

- к содержанию помещений и оборудования;

- прочие.

Именно в санитарных нормах и правилах можно найти обоснование необходимости проведения уборки мусора (отходов), дезинсекции и прочих санитарно-гигиенических мероприятий.

Расходы на приобретение гигиенических моющих средств

Для содержания в чистоте помещений и оборудования торговая организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения, должна приобретать гигиенические моющие средства.

Затраты на приобретение таких средств уменьшают полученные доходы, поскольку такие расходы относятся к материальным, в частности к расходам на хозяйственные нужды (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Указанные расходы учитываются в случае их признания обоснованными и документально подтвержденными и произведенными для осуществления торговой деятельности, направленной на получение дохода. Такая позиция подтверждается и Минфином России (Письмо от 20 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/91).

Расходы на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Торговая организация, работающая на УСН, может учесть подобного рода расходы для целей налогообложения в полной сумме. Мнение чиновников Минфина России по этому вопросу приведено в Письмах от 16 августа 2005 г. N 03-11-04/2/49, от 6 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/66, от 28 декабря 2005 г. N 03-11-04/2/163 и от 20 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/91. Затраты на избавление от грызунов и тараканов вполне укладываются в понятие материальных расходов по контролю за соблюдением технологических процессов и техническому обслуживанию основных средств (зданий, помещений) в качестве услуг или работ производственного характера от сторонних организаций (пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Расходы на водоснабжение

В соответствии с разд. 3 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-1 обязательным требованием для стационарных организаций торговли является наличие стационарного водоснабжения. Расходы торговой организации на оплату водоснабжения подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по УСН, если вода расходуется на технологические цели. Данное мнение подтверждается Письмом УФНС России по г. Москве от 16 сентября 2005 г. N 18-11/3/66014@.

Вывоз мусора

У любой торговой организации (будь то магазин или торговая палатка) возникают расходы на вывоз крупногабаритного мусора и твердых бытовых отходов.

Могут ли "упрощенщики" принять данные расходы? На сегодняшний день существуют разные мнения по этому вопросу. Давайте их проанализируем.

По мнению чиновников Минфина и ФНС

Существует ряд писем чиновников Минфина и ФНС, выражающих отрицательную точку зрения по данному вопросу (Письма УФНС России по г. Москве от 16 сентября 2005 г. N 18-11/3/66014@, Минфина России от 16 августа 2005 г. N 03-11-04/2/49, Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/2/1).

Финансисты указывают, что перечень расходов, на которые "упрощенщик" может уменьшить доходы, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), а значит, не подлежит расширительному толкованию. По их мнению, затраты на оплату работ по вывозу технических и бытовых отходов, выполняемых сторонними организациями, этим перечнем прямо не предусмотрены.

Кроме того, чиновники Минфина считают, что поскольку "упрощенщики" определяют состав материальных расходов по ст. 254 Налогового кодекса и вывоз мусора этой статьей не прописан, то осуществлять данный расход придется за свой счет.

По мнению арбитражных судей

Многие арбитражные суды становятся на сторону налогоплательщика УСН (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. по делу N А56-23975/04, ФАС Поволжского округа от 28 июня 2005 г. по делу N А55-18889/2004-6, ФАС Поволжского округа от 29 марта 2006 г. по делу N А65-25615/05-СА2-9). По мнению судей, расходы на вывоз мусора, являясь затратами на транспортные услуги сторонних организаций, входят в состав материальных расходов, учитываемых в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ.

ФАС Уральского округа (Постановление от 4 октября 2004 г. N Ф09-4049/04-АК), в свою очередь, указал, что реализация товаров через магазин невозможна без уборки мусора. По мнению суда, эти затраты связаны с производственной деятельностью магазина, поэтому можно обоснованно уменьшить доходы на эти расходы.

Примечание. Обязательный сбор и вывоз отходов при реализации продуктов питания предусмотрены Законом N 52-ФЗ и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации торговли (п. п. 2.7, 14.1 СП 2.3.6.1066-01).

Но некоторые арбитражные суды в данном споре поддерживают налоговых инспекторов. Они указывают, что сумма затрат на уборочные мероприятия не входит в расходы фирмы, уменьшающие доходы для определения единого налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 18 ноября 2004 г. N А49-4871/04-549А/8).

По мнению автора

Существует еще один вариант обоснования трат на вывоз мусора торговой организацией - "упрощенщиком". Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ материальные расходы, связанные с приобретением услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов и очистке сточных вод, включаются в состав УСН-расходов.

Поэтому, к какому мнению присоединиться в данной ситуации, должен решить сам налогоплательщик. Скорее всего, отстаивать свое мнение ему придется в суде.

Штрафные санкции за нарушение санитарных правил

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на организацию могут быть наложены штрафные санкции. В ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за это предусмотрено:

- предупреждение;

- наложение административного штрафа на должностных лиц юридического лица или ПБОЮЛ - от 5 до 10 МРОТ;

- наложение штрафа на юридическое лицо - в размере от 100 до 200 МРОТ;

- административное приостановление деятельности юридического лица или ПБОЮЛ на срок до 90 суток.

Примечание. Мнение специалиста

Т.П. Васильева, юрист юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

- Можно ли квалифицировать санитарные и санитарно-эпидемиологические правила, а также Санитарные правила и нормы (СанПиН), утверждаемые Главным государственным санитарным врачом РФ, как положения технических регламентов и стандартов?

- В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ в состав расходов, включаемых в налоговую базу при УСН, входят расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Как следует из ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", минимальные санитарные требования устанавливаются техническими регламентами. До тех пор пока технический регламент не разработан и не принят, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами РФ.

Итак, санитарные правила до принятия технических регламентов подлежат обязательному применению. Таким образом, расходы на соблюдение санитарных правил, установленных ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ, приравнены к расходам на подтверждение соответствия продукции (иных объектов) требованиям технических регламентов.

О.Д.Жижина

Эксперт журнала "Учет в торговле"

Подписано в печать

06.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Расходы на аттестацию рабочих мест ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3)
ЕНВД: "нулевые" декларации сдавать не нужно ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.