Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Банковская система Бразилии ("Международные банковские операции", 2006, N 3)



"Международные банковские операции", 2006, N 3

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА БРАЗИЛИИ

С учетом многих факторов, влияющих на двусторонние отношения, при проведении торговых операций с иностранными контрагентами встает вопрос о необходимости создания гарантированно защищенных схем быстрых и качественных межбанковских расчетов. Надеемся, что предлагаемый вашему вниманию анализ составляющих банковской системы Бразилии, уровня надежности и рейтингов бразильских банков и общей текущей экономической ситуации в этой стране поможет вам в этом.

Текущая экономическая ситуация

По оценкам Минэкономразвития России, Бразилия - наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки, обеспечивающее за счет собственного производства свыше 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в том числе свыше 80% - на машины и оборудование, и поставляющее целый ряд конкурентоспособных товаров на мировой рынок. Так, Бразилия входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, занимает ведущие позиции в строительстве региональных самолетов, является мировым лидером в производстве железной руды (19%), вторым в мире государством по производству марганца и тантала (13 и 16% соответственно), фактическим монополистом по ниобию (95%), входит в первую пятерку по добыче бокситов, олова, лития, магния. Потребности в нефти удовлетворяются на 80% за счет собственной добычи. Бразилия является рекордсменом по глубоководному бурению: только здесь добывают нефть с морского дна на глубине почти в 2 тыс. метров.

Бразилия прочно входит в десятку мировых экспортеров продовольствия, опережая Австралию, Канаду, Аргентину, занимая первое место по экспорту сахара, кофе, концентрированного апельсинового сока, второе - по экспорту сои, говядины и мяса птицы, четвертое - по экспорту свинины.

В то же время одной из задач, стоящих перед правительством Бразилии, является снижение темпов инфляции. В 2004 г. ее уровень составил 7,6% (в 2003 г. - 9,3%). По итогам 2005 г. уровень инфляции ожидается на уровне 5,9%. Снижение темпов инфляции достигается в том числе благодаря политике высоких процентных ставок. Однако курс, проводимый Центральным банком Бразилии (ЦБ Бразилии), подвергается критике со стороны некоторых представителей деловых кругов страны. По их мнению, политика высоких процентных ставок не способствует развитию государственной финансовой системы. Так, для удержания уровня инфляции в запланированных границах ЦБ Бразилии в сентябре 2005 г. пришлось поднять свою учетную ставку до 19,75% (на начало 2005 г. она составила 16%).

На конец мая 2005 г. валютные резервы страны составляли 60,7 млрд долл.

Правительство Бразилии продолжает проводить жесткую фискальную политику. Как и прежде, во многом это связано со стремлением обеспечить максимальный профицит федерального бюджета, который используется для обслуживания государственного долга страны. По итогам 2005 г. ожидается, что первичный профицит консолидированного бюджета страны составит 4,25% от ВВП, что на 18,4% выше результатов 2004 г.

2004 г. отмечен рекордным положительным сальдо счета текущих операций платежного баланса страны - 11,7 млрд долл. (в 2003 г. - 4,2 млрд долл.), или 1,94% ВВП. В основном такой результат достигнут благодаря положительной динамике развития внешней торговли товарами. Однако внешний долг остается серьезной проблемой для бразильской экономики: по итогам 2004 г. он составил 203,0 млрд долл., при этом на долю государства пришлось 57% внешнего долга страны, или 115,0 млрд долл.

Бразилия продолжает занимать первое место среди стран Латинской Америки по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. Основными странами-инвесторами являются США и ЕС, в том числе Голландия, Франция, Португалия, Испания и Германия. По итогам 2004 г. приток иностранных инвестиций в экономику страны составил 18,2 млрд долл. (в 2003 г. - 10,2 млрд долл.). В период с января по апрель 2005 г. объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику страны был равен 6,5 млрд долл. (в аналогичном периоде 2004 г. - 3,1 млрд долл.).

Что касается экономического сотрудничества с Российской Федерацией, то, по данным бразильской таможенной статистики, общий объем двусторонней торговли между Россией и Бразилией составил в 2005 г. сумму более 3,639 млрд долл. По заявлению президента Бразилии Луле де Сильвиа, Россия и Китай в настоящее время рассматриваются Бразилией в качестве наиболее приоритетных партнеров.

Финансовая и банковская системы Бразилии

Для более четкого понимания банковской системы Бразилии и ее места в экономике страны предлагаем ознакомиться с общей структурой национальной финансовой системы Бразилии, представленной в виде таблицы, где жирным шрифтом выделены финансовые институты, подпадающие под юрисдикцию Центрального банка Бразилии и напрямую ему подконтрольные.

Таблица 1

Структура национальной финансовой системы Бразилии

     
   —————————————————————————————T———————————————T———————————————————
   
Регулирующие и надзорные ¦Финансовые ¦Универсальные

органы ¦институты, ¦коммерческие

¦работающие с ¦банки

     
   —————————————T———————————————+депозитами до  +———————————————————
   
¦ЦБ Бразилии ¦востребования ¦Коммерческие ¦ ¦ ¦банки ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Сберегательные ¦ ¦ ¦банки ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Кредитные ¦ ¦ ¦кооперативы ¦ +---------------+----------------- ———— ¦ ¦Другие ¦Универсальные ¦ ¦финансовые ¦банки, не имеющие ¦ ¦институты ¦коммерческого ¦ ¦ ¦портфеля ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Инвестиционные ¦ ¦ ¦банки ¦ ¦ +----------------- ———— ¦Комиссия по ¦ ¦Банки развития ¦ценным бумагам ¦ +----------------- ———— Национальный ¦и биржам ¦ ¦Компании валютный ¦ ¦ ¦потребительского совет ¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Сберегательные ¦ ¦ ¦и кредитные ¦ ¦ ¦компании ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Ипотечные ¦ ¦ ¦компании ¦ ¦ +----------------- ———— ¦Агентство по ¦ ¦Агентства по ¦надзору за ¦ ¦развитию ¦частными ¦ +----------------- ———— ¦страховыми ¦ ¦Сберегательные ¦компаниями ¦ ¦и кредитные ¦ ¦ ¦ассоциации ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Компании ¦ ¦ ¦кредитования ¦ ¦ ¦малого бизнеса ¦ +---------------+----------------- ———— ¦Секретариат ¦Другие ¦Товарные и ¦дополнительного¦финансовые ¦фьючерсные биржи ¦(добровольного)¦посредники или +----------------- ———— ¦пенсионного ¦вспомогательные¦Фондовые биржи ¦страхования ¦компании +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Брокеры ¦ ¦ ¦(работающие с ¦ ¦ ¦ценными бумагами) ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Дилеры ¦ ¦ ¦(работающие с ¦ ¦ ¦ценными бумагами) ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Лизинговые ¦ ¦ ¦компании ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Биржевые брокеры ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Представительства ¦ ¦ ¦иностранных ¦ ¦ ¦институтов ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Независимые ¦ ¦ ¦агентства ¦ ¦ ¦инвестиций ¦ +---------------+----------------- ———— ¦ ¦Страховые ¦Частные закрытые ¦ ¦и пенсионные ¦пенсионные фонды ¦ ¦компании +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Частные открытые ¦ ¦ ¦пенсионные фонды ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Страховые ¦ ¦ ¦компании ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Венчурные ¦ ¦ ¦компании ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Компании по ¦ ¦ ¦управлению ¦ ¦ ¦страхованием ¦ ¦ ¦здоровья ¦ +---------------+----------------- ———— ¦ ¦Управление ¦Фонды взаимных ¦ ¦портфелями ¦инвестиций ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Инвестиционные ¦ ¦ ¦клубы ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Иностранные ¦ ¦ ¦портфельные ¦ ¦ ¦инвесторы ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Консорциумы ¦ ¦ ¦управляющих для ¦ ¦ ¦приобретения ¦ ¦ ¦товаров и услуг ¦ ¦ ¦длительного ¦ ¦ ¦пользования ¦ +---------------+----------------- ———— ¦ ¦Клиринговые ¦Специальная ¦ ¦системы ¦система погашения ¦ ¦и депозитарии ¦и хранения ¦ ¦ ¦государственных ¦ ¦ ¦облигаций - SELIC ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Центр хранения и ¦ ¦ ¦погашения частных ¦ ¦ ¦выпусков акций - ¦ ¦ ¦CETIP ¦ ¦ +----------------- ———— ¦ ¦ ¦Клиринговая

¦ ¦ ¦система фондовой

¦ ¦ ¦биржи

     
   —————————————+———————————————+———————————————+———————————————————
   

Банковскую систему Бразилии, представленную в настоящее время более чем 170 банками и координируемую Banco Central do Brasil (Центральный банк Бразилии), можно классифицировать следующим образом:

1) по степени участия в них государства их можно разделить на государственные (100% государственного капитала), с частичным участием государства и частные;

2) по степени участия иностранного капитала выделяют: национальные, с частичным участием иностранного капитала; филиалы иностранных банков;

3) по региональной принадлежности банки могут быть: федеральными, региональными, банками штатов и других территориальных образований;

4) по специфике деятельности: обладающие правом работы с вкладами и депозитами (коммерческие банки, сберкассы, кредитные кооперативы); не обладающие правом работы с вкладами и депозитами (инвестиционные банки, банки развития, кредитные, финансовые и инвестиционные общества, общества по кредитованию операций с недвижимостью, ипотечные компании, ассоциации сбережений и займов).

Большинство ведущих банков Бразилии являются универсальными финансовыми институтами и с учетом либерального законодательства в сфере проведения международных операций осуществляют весь спектр банковских услуг, включая кредитование, торговое финансирование, международные расчеты, операции на денежных рынках, синдицирование, операции с физическими лицами.

Рейтинги ведущих банков находятся на уровне ВВ-; В (Fitch), B+; B (S&P), что соответствует суверенному страновому рейтингу Бразилии. При этом необходимо отметить сегодняшний высокий уровень технической оснащенности банков, применение последних достижений IP-технологий, высокий уровень подготовки кадрового состава.

Рассмотрим институты, формирующие банковскую систему Бразилии, более подробно.

Центральный банк Бразилии, государственные банки

и банки с частично государственным капиталом

Центральный банк Бразилии был образован 31 декабря 1964 г. согласно федеральному закону Федеральной Республики Бразилия (ФРБ) N 4595. Его статус, цели деятельности, функции и полномочия регламентируются данным законом и принятой в 1988 г. конституцией Бразилии. Согласно указанным актам Центральный банк Бразилии осуществляет классические функции центрального банка:

- совместно с правительством страны разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- защищает и обеспечивает устойчивость национальной денежной единицы - бразильского реала;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством страны;

- осуществляет управление золотовалютными резервами страны;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов и проведения банковских операций;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к реалу, организует составление платежного баланса страны.

Хотя ЦБ Бразилии и не является органом государственной власти, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. В части нормотворчества Центробанк обладает исключительным правом по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных, региональных и местных органов государственной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В целях ликвидации последствий жесточайшего кризиса середины - конца 90-х гг. прошлого столетия правительство ФРБ и Центральный банк Бразилии приступили к проведению реформы банковской системы страны, предусматривающей разработку и введение новых требований в отношении объемов уставного капитала банков, наличия и размера фондов для покрытия рисков и т.д.

В частности, Национальный валютный совет принял решение об обязательном увеличении минимальной доли фондов для покрытия рисков в объеме активов банков с 8 до 10%. Все банки Бразилии обязывались ввести в действие это положение в течение б последующих месяцев. Хотя указанный показатель превосходит требования международного Базельского соглашения по вопросам банковского контроля и компенсаций (рекомендованный им коэффициент составляет 8%), Бразилия сознательно пошла на эту меру в целях "санации" национальной банковской системы и международной демонстрации ее соответствия высоким стандартам мирового банковского сообщества.

По данным Центрального банка Бразилии, выполнить указанное требование не смогли лишь 20 банковских учреждений страны, из которых 11 являлись небольшими государственными банками уровня штатов.

Помимо этого решением Центрального банка Бразилии всем банковским учреждениям страны предписывалось установить процент финансирования операций типа "своп без гарантии" на уровне 16%.

То обстоятельство, что абсолютное большинство банков Бразилии смогли адаптироваться к новым, повышенным даже по международным меркам, требованиям, может свидетельствовать об уровне капитализации средств банковскими учреждениями страны и постепенном выздоровлении ее банковской системы.

Были также изменены "правила игры" в отношении долларовых средств, размещенных банками и другими инвесторами в Центральном банке Бразилии. В соответствии с действовавшими нормами валютного регулирования банки могли иметь в течение банковского дня в своем портфеле до 5 млн долл. Суммы сверх установленного лимита подлежали обязательному депонированию в Центральном банке Бразилии на условиях начисления процентов из расчета ставки 2,4% годовых. С целью сбить спекулятивный интерес к аккумулированию американской валюты ЦБ Бразилии принял решение о прекращении выплаты процентов по сверхлимитным суммам, депонированным в нем.

В рамках программы оздоровления национальной банковской системы руководство Центрального банка Бразилии высказалось за введение на бразильских биржах системы защиты, получившей название "короткое замыкание". Эта система широко используется на биржах США и предполагает автоматическое временное прекращение операций на биржевой сессии в том случае, если падение индекса курса акций превосходит среднедопустимые пределы, являющиеся нормальными биржевыми колебаниями. Базируясь на этих рекомендациях, административный совет Сан-Паульской биржи ввел новые правила контроля за колебаниями курса акций. В частности, было установлено, что, если падение индекса составит 10% по отношению к показателю предшествующего дня на момент закрытия сессии, вводится "короткое замыкание" продолжительностью в 30 минут; если же после возобновления операций индекс вновь продолжает падать и его падение достигнет 15% по отношению к показателю предшествующего дня на момент закрытия биржи, то продолжительность нового "короткого замыкания" составляет 1 час. Все сделки, случайно заключенные после объявления "короткого замыкания", считаются недействительными.

Одним из отрицательных факторов, негативно влиявших на темпы роста экономики Бразилии, являлся низкий объем кредитования банковской системы. Основными получателями заемных средств в порядке убывания являются промышленность, физические лица, торговля, сельское хозяйство, жилищное строительство.

За период кризиса объем кредитования в процентном отношении к ВВП составлял в среднем 25%, что ниже аналогичного показателя не только более экономически развитых стран (Франция, Япония, Южная Корея), но и соседних стран (Уругвай, Чили), экономики которых исторически уступали бразильской. Причиной этого являлись высокие процентные ставки, которые затрудняют доступ кредитополучателей на рынок, а также высокий уровень учетной ставки Selic, к которой привязана основная часть государственного долга, и, как следствие, стимуляция банков к вложению средств в государственные облигации, а не в кредитование реального сектора.

Основными мерами по увеличению объемов кредитования стало усиление конкуренции в банковском секторе вследствие приватизации госбанков, прежде всего принадлежащих правительствам штатов, и осуществления программы помощи частным банкам - Proer. Так, в 1997 г. частный банк "Итау" приобрел за 311 млн реалов банк штата Рио-де-Жанейро (Банко Банержи), положив начало приватизации государственных финансово-кредитных учреждений.

Вместе с тем результат процесса приватизации банков, находящихся в федеральном подчинении или контролируемых правительствами штатов, в банковской сфере неоднозначен: утрачивая контроль над крупнейшими финансовыми структурами, правительство сознательно пошло на ограничение собственных возможностей в управлении финансовыми ресурсами страны. Однако, обретая большую самостоятельность, банковская система стала более гибкой и менее подверженной негативным воздействиям извне, что способствовало созданию предпосылок для экономического роста.

На текущий период, как показывает анализ 10 крупнейших бразильских банков, объем прибыли, полученной ими от кредитных операций, в среднем на 10% опережает доходы, получаемые от операций с государственными долговыми облигациями. Стоит отметить в целом суммарный рост депозитов, объемов выдаваемых кредитов, рост количества филиалов банков и числа служащих, занятых в банковском секторе, при этом на долю 50 крупнейших банков приходятся 97% указанных показателей.

Сегодня реформа банковской системы Бразилии проводится также при активном участии государства. И хотя в последние годы заметно возросло влияние частных банков в кредитно-финансовой сфере страны, объемы активов которых (Banco Bradesco, Banco Itau) сравнимы с активами банков с государственным участием, последние, как правило, превосходят частные банковские структуры (доля кредитов, предоставляемых государственными кредитными учреждениями, в общей сумме кредитов превосходит 50%).

Государственные банковские учреждения образуются федеральным правительством или правительствами штатов и полностью им подконтрольны. Банки штатов подконтрольны региональным органам исполнительской власти и осуществляют финансирование проектов в сфере городской и сельской инфраструктуры, а также долгосрочное кредитование в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. На сегодняшний день они обслуживают 15,5 млн клиентов через разветвленную сеть агентств (более 4000) и более 6000 пунктов.

Ключевую роль в финансировании долгосрочных капиталовложений и федеральных программ играют государственный Национальный банк экономического и социального развития, ведущий бразильский коммерческий банк с государственным участием - Банко до Бразил и Федеральный сберегательный банк.

Национальный банк экономического и социального развития (BNDES) был создан в 1952 г. в целях обеспечения долгосрочного финансирования проектов, связанных с ростом национальной экономики и социального сектора, а также развитием рынка капиталов и финансированием экспортных операций через программу кредитных линий BNDES-Exim. Сегодня BNDES по размеру активов (более 50 млрд долл.) - один из ведущих бразильских банков.

В сферу его деятельности входят проекты по развитию инфраструктуры Бразилии (энергетика, нефтегазовая промышленность, логистика, телекоммуникации), развитию рынка капитала, участию в приватизационных процессах (банк занимается реализацией Национальной программы приватизации), поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, повышению производительности бразильской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Банк активно участвует в реализации региональных программ, программах социального развития, направленных на улучшение систем образования и здравоохранения, обслуживает федеральные экспортные программы (на долю которых приходится около четверти кредитного портфеля банка).

Следует отметить, что роль BNDES в экспортном кредитовании постоянно возрастает. Так, если за период 1995 - 1998 гг. общий объем кредитования составил порядка 4 млрд долл., то в период 2001 - 2004 гг. - более 15 млрд долл. В основном доступ к кредитам имеют крупные компании. Крупнейшим заемщиком BNDES является самолетостроительная компания Embraer.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса BNDES планирует активно использовать средства авального фонда в размере 100 млн долл., а также увеличить кредитование крупных предприятий в связи с закрытием доступа последних к средствам Proex-Financiamento, при этом в целях придания динамизма бразильскому экспорту правительством ФРБ планируется разделить BNDES на коммерческий банк и Эксимбанк.

Федеральный сберегательный банк (CEF) - государственное предприятие, действующее на всей территории страны через 31 региональное подразделение и 2172 агентств и пунктов обслуживания. Он является основным финансовым институтом и инструментом правительства при реализации программ в социальной сфере и осуществляет финансирование проектов социальной инфраструктуры - в частности, национальной программы жилищного строительства - за счет привлеченных средств. Для сравнения: долгосрочные кредиты на индивидуальное жилищное строительство со сроком до 20 лет Федеральный сберегательный банк выдает под 2,5% годовых. Финансирование программ аренды и покупки жилья с более короткими сроками кредитования осуществляется при 11% годовых. Также открыта кредитная линия для финансирования жилищных кондоминиумов со сроком кредитования в 36 месяцев при 12% годовых. Ежегодно на этот вид финансирования выделяется более 200 млн реалов.

Крупнейшим из бразильских государственных банков на сегодняшний день является Банко до Бразил (ВВ) (126-е место в мире), которому согласно законодательству отводится роль финансового агента Национального казначейства и управляющего средствами Страхового и Пенсионного фондов Бразилии. Через него финансируется широкий спектр национальных программ и проектов, в частности в сельском хозяйстве, строительстве. В то же время банк сохраняет за собой и функции коммерческого банка. Без учета банков с частичным или полным иностранным участием он является основным банком Бразилии, осуществляющим расчеты по контрактам с российскими организациями.

Иностранные и частные банки

На сегодняшний день банковская система Бразилии характеризуется высокой концентрацией капитала: на 10 крупнейших банков приходятся порядка 80% активов, 82% депозитов, 75% кредитов.

По сложившейся в Бразилии традиции ведущие частные банки являются головными предприятиями разветвленных банковских конгломератов, в состав которых обычно входят коммерческий банк, специализированные финансовые и страховые компании, инвестиционные фонды (Banco Bradesco, Banco Itau, Unibanco).

С середины 80-х гг. ведущие банковские группы стали расширять свое участие в промышленности и других отраслях экономики. Сейчас они представлены во всех сферах, где осуществляются инвестиции. Вместе с тем процесс слияния банковского и промышленного капитала находится в Бразилии еще на относительно ранней стадии.

На отмену ограничений деятельности иностранных банков правительство Бразилии пошло в 1995 г. в рамках курса на стабилизацию банковского сектора. Надеясь увеличить капитализацию банковской системы страны, правительство Бразилии разрешило иностранцам участвовать в приватизации государственных и покупке местных неплатежеспособных частных банков. Предполагалось, что с увеличением доли "иностранцев" возрастет эффективность банковской системы, усилится конкуренция среди финансовых институтов, улучшится техническая база, появятся развитые технологии и методики.

При этом девальвация реала привела к росту рентабельности именно иностранных банковских институтов, поскольку они обладали возможностью получать финансовую поддержку от материнских банков (например, рентабельность ABM Amro в Бразилии достигла 21%, в то время как среднемировая составляет 9%).

За период с 1995 по 2005 г. доля иностранных финансовых институтов в капитале банковской системы Бразилии многократно выросла (с 9,6 до 28,7%), но все же они не смогли занять доминирующих позиций на банковском рынке страны. Из 14 крупнейших банков, контролирующих 89% всех активов, только шесть принадлежат иностранным инвесторам, среди которых - ABN Amro Bank, HSBC, Citibank и Bank of Boston. Крупнейший из них занимает лишь шестое место после трех частных и двух государственных национальных банков.

Но и при таком относительно скромном для развивающихся стран уровне присутствия иностранных банков их влияние на бразильский финансовый рынок достаточно существенно.

Самый важный момент - рост капитализации. Средний уровень достаточности собственных средств всей банковской системы Бразилии в настоящее время составляет 18%, а для иностранных, входящих в первую полусотню банков страны, - 22%. Напомним, что согласно Базельским рекомендациям этот показатель должен быть не ниже 8%.

Как и ожидали власти, иностранное присутствие ужесточило конкуренцию между финансовыми институтами и положительно повлияло на развитие местных банков. Многие из них, отстаивая свою долю на рынке, не только оказались эффективнее иностранных соперников, но и активизировали техническое развитие сектора. Даже 12%-ное присутствие иностранных банков в 1997 г. способствовало падению средней прибыльности операций и снижению операционных издержек местных банков.

Однако не все ожидания оправдались. В сравнении с местными - крупными частными и государственными - банками "иностранцы" не обладают очевидными конкурентными преимуществами. Именно "свои" банки стали пионерами в развитии современных банковских технологий на внутреннем рынке страны, например первыми автоматизировали предоставление финансовых услуг и ввели интернет-банкинг.

Не улучшило иностранное присутствие и ситуацию с кредитными ресурсами - их по-прежнему недостаточно. Доля кредитов, выданных всеми банками страны нефинансовому сектору в 2004 г., осталась на уровне 1993 г. и составила 29% ВВП. Рост кредитов, выданных иностранными банками, идет в основном за счет замещения кредитных портфелей приобретенных ими слабых местных банков. Ныне удельный вес "иностранцев" в кредитном портфеле всего банковского сектора не превышает 22%.

О трудностях, с которыми сталкиваются в Бразилии иностранные банки, свидетельствует, в частности, тот факт, что последние два года несколько сократился их удельный вес в банковской системе страны. По мнению ряда экспертов, они пока не прошли фазу адаптации после покупки местных банков, проблемы которых оказались более серьезными, чем предполагалось.

Открытие иностранного банка в Бразилии

Бразильское законодательство предусматривает единый регламент операционной деятельности как национальных банков, так и полностью иностранных банков и банков с иностранным участием.

Для открытия в Бразилии иностранного банка или банка с иностранным участием необходимо письменное обращение иностранной финансовой группы или банка к Центральному банку Бразилии с изложением существа просьбы. В обращении должны быть приведены:

1) данные организационного характера об иностранной финансовой группе (или банке): год основания, территория деятельности, учредители, акционеры, административный состав (президент, вице-президенты, директора), размер уставного капитала;

2) основные направления деятельности группы (или банка), объем предоставленных кредитов, активы, пассивы, годовой баланс, другие данные, принятые в банковской практике. Названия фирм (организаций) аудиторов с указанием стран их нахождения;

3) объем капитала, выделенный учредителями для открытия банка, бизнес-план на перспективу, прогнозируемые показатели деятельности, информация о типе и характере планируемых операций (например, следует указать, намерен ли банк финансировать или гарантировать экспортно-импортные операции, развивать ли инвестиционное сотрудничество посредством финансирования конкретных проектов или проводить иные операции). Важно сообщить о том, как именно иностранная финансовая группа (или банк) намерена способствовать укреплению финансовой системы Бразилии (планирует ли осуществить масштабные капвложения, внедрить новые банковские технологии, банковский опыт работы с клиентами и т.д.);

4) рекомендательные письма центрального банка иностранного государства, подтверждающие надежность, финансовую стабильность, четкость в выполнении финансовых обязательств и т.д.).

По получении соответствующего обращения и сопроводительной информации ЦБ Бразилии готовит заключение и направляет его в Национальный валютный совет Бразилии (НВС), в состав которого входят министры финансов, планирования и бюджета и президент ЦБ Бразилии. В случае одобрения НВС заключения ЦБ Бразилии Минфину дается поручение подготовить проект президентского декрета о разрешении на образование и функционирование иностранного или смешанного банка с предписанием ЦБ Бразилии зарегистрировать вновь образуемый банк и оформить начало его коммерческой деятельности.

Для создания иностранных банков с бразильским участием, то есть для образования смешанного банка на территории Бразилии, в ЦБ Бразилии наряду с обращением иностранного банка должно также направляться обращение от бразильского участника (финансовой группы, банка).

За последние 10 лет все чаще иностранные финансовые институты приобретают в Бразилии уже сложившиеся структуры. В 1997 г. иностранные инвесторы приобрели акции в 30 бразильских банках. Контрольный пакет одного из ведущих банков страны "Бамериндуса" (в тот момент он находился на грани банкротства) был приобретен HSBC за 1 млрд долл. Английский "Ллойд Бэнк" инвестировал 600 млн долл. в покупку банка "Мультиплик". Испанский "Сантандер" приобрел за 500 млн долл. банк "Нороэсте". Банк "Боависта" был куплен португальской финансовой группой "Эспирито Санто" совместно с французским банком "Креди агриколь" и бразильским магнатом Монтейро Аранья. Один из крупнейших банков Португалии "Кайша жерал де депозитос" заключил соглашение о покупке (за 250 млн долл.) банка "Бандейрантес". Итальянский банк "Судамерис" приобрел контрольный пакет акций банка "Америка ду Сул", захватив при этом одно из лидирующих мест в списке иностранных банков в Бразилии.

Таким образом, присутствие иностранного капитала в банковской сфере Бразилии в последние годы становится все заметнее с учетом контроля примерно 15% банковских активов страны. Однако по этому показателю Бразилия продолжает уступать другим странам Латинской Америки (в Чили - 22%, в Аргентине - 24%), что, как уже было отмечено, объясняется продолжающим оставаться жестким регулированием банковской деятельности в рамках бразильского законодательства.

Бразильский капитал за рубежом

Практически все крупные частные бразильские банки в большей или меньшей степени связаны с иностранным капиталом. Теснейшие связи с иностранным капиталом, в первую очередь североамериканским, поддерживает владелец Unibanco Морейра Саллес. В капитале инвестиционного банка группы Bradesco (принадлежит семье Агиар) участвуют германский, японский и другие иностранные банки. Главе финансовой группы Сафра Э. Сафра (бразилец ливанского происхождения, живет главным образом в Швейцарии) принадлежат значительные активы в США, Швейцарии, Франции, Италии. Наблюдается возрастание экспорта бразильского капитала, прежде всего в латиноамериканские страны. Большинство ведущих частных бразильских банков (Bradesco, Itau, Unibanco, Real) вкладывают средства в открытие своих филиалов за рубежом, при этом указанные банки не только развивают сеть заграничных филиалов, но и в ряде латиноамериканских стран функционируют как самостоятельные национальные банки.

Кто есть кто в банковской системе Бразилии

Для более детального ознакомления с банковской системой Бразилии и в целях определения потенциального партнера для проведения операций предлагаем использовать топ-лист 50 банков Бразилии по состоянию на 31 декабря 2005 г., опубликованный Центральным банком Бразилии. При составлении данного рейтинга использовались следующие показатели и термины:

ТС (Control Type) - показатель, определяющий принадлежность капитала:

1 - федеральное правительство;

2 - правительство штата;

3 - частный капитал;

4 - иностранный частный капитал;

5 - частное иностранное участие.

Capital Adequacy Ratio (BIS Ratio) - отношение совокупного капитала к активам, взвешенным с учетом рисков. В соответствии с требованием Базельского соглашения данный показатель должен составлять не менее 8% - более низкое значение делает необходимым вмешательство регулирующего органа в деятельность банка. Оптимальное значение данного показателя определяется конкретными условиями, при этом считается, что оно должно быть более 10% для крупных банков и на уровне 15% для более мелких банков.

Таблица 2

Топ-лист 50 банков Бразилии

     
   —————T——————————T———T—————————T———————————T—————————T—————————T——————————T———————T——————T——————
   
Место¦ Название ¦ TС¦ Главная ¦ Активы ¦ Капитал ¦ Чистая ¦ Всего ¦Число ¦Кол-во¦ BIS

¦ банка ¦ ¦ контора ¦ (тыс. ¦ (тыс. ¦ прибыль ¦ депозитов¦сотруд-¦филиа-¦ Ratio

¦ ¦ ¦ ¦ долл.) ¦ долл.) ¦ (убытки)¦ (тыс. ¦ников ¦лов ¦ (%)

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. ¦ долл.) ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ долл.) ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
1 ¦ВВ ¦ 1 ¦BRASILIA ¦108 077 493¦7 198 600¦ 929 110¦58 810 723¦108 808¦ 4 008¦ 17,06
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
2 ¦CEF ¦ 1 ¦BRASILIA ¦ 80 607 366¦3 397 250¦ 485 284¦45 669 923¦106 729¦ 2 321¦ 27,87
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
3 ¦BRADESCO ¦ 3 ¦OSASCO ¦ 70 816 456¦8 294 420¦1 236 036¦32 242 000¦ 67 971¦ 2 927¦ 17,26
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
4 ¦ITAU ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 62 392 341¦7 514 484¦1 235 102¦22 072 718¦ 50 045¦ 2 315¦ 16,66
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
5 ¦UNIBANCO ¦ 5 ¦SAO PAULO¦ 36 100 086¦4 036 781¦ 432 946¦15 691 975¦ 23 783¦ 917¦ 15,64
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
6 ¦SANTANDER ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 36 320 341¦3 171 674¦ 298 497¦12 809 077¦ 21 956¦ 1 033¦ 14,13

¦BANESPA ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
7 ¦ABN AMRO ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 31 870 056¦3 938 217¦ 298 820¦19 385 244¦ 28 992¦ 1 107¦ 15,19
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
8 ¦SAFRA ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 21 940 619¦1 691 195¦ 168 348¦ 4 955 412¦ 5 069¦ 99¦ 13,08
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
9 ¦HSBC ¦ 4 ¦CURITIBA ¦ 20 303 249¦1 481 069¦ 221 641¦12 416 999¦ 26 477¦ 932¦ 14,33
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
10 ¦VOTORANTIM¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 19 681 330¦1 772 342¦ 198 443¦ 8 711 884¦ 496¦ 6¦ 15,93
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
11 ¦NOSSA ¦ 2 ¦SAO PAULO¦ 14 277 275¦ 982 060¦ 164 928¦10 548 254¦ 14 031¦ 506¦ 24,29

¦CAIXA ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
12 ¦CITIBANK ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 10 739 109¦1 310 950¦ 99 364¦ 2 684 575¦ 2 870¦ 61¦ 12,33
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
13 ¦BANKBOSTON¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 9 680 633¦ 907 584¦ 13 625¦ 1 750 363¦ 4 096¦ 66¦ 14,72
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
14 ¦PACTUAL ¦ 5 ¦RIO DE ¦ 8 894 515¦ 267 109¦ 53 745¦ 830 036¦ 451¦ 4¦ 16,98

¦ ¦ ¦JANEIRO ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
15 ¦BANRISUL ¦ 2 ¦PORTO ¦ 6 072 622¦ 488 299¦ 75 867¦ 3 839 044¦ 11 200¦ 401¦ 18,22

¦ ¦ ¦ALEGRE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
16 ¦BNB ¦ 1 ¦FORTALEZA¦ 5 379 195¦ 589 907¦ 64 227¦ 1 073 718¦ 9 682¦ 181¦ 18,63
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
17 ¦BBM ¦ 3 ¦SALVADOR ¦ 4 636 895¦ 213 742¦ 37 071¦ 738 319¦ 283¦ 6¦ 16,77
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
18 ¦ALFA ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 3 982 724¦ 538 196¦ 34 327¦ 1 466 774¦ 881¦ 9¦ 20,30
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
19 ¦DEUTSCHE ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 3 816 095¦ 245 983¦ 82 096¦ 225 061¦ 172¦ 2¦ 17,96
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
20 ¦JP MORGAN ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 3 888 460¦ 585 538¦ 43 818¦ 347 466¦ 334¦ 5¦ 17,11

¦CHASE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
21 ¦CREDIT ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 4 204 253¦ 367 607¦ 40 822¦ 924 897¦ 63¦ 2¦ 32,29

¦SUISSE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
22 ¦BIC ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 2 889 517¦ 218 392¦ 15 812¦ 813 004¦ 638¦ 27¦ 15,75
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
23 ¦BNP ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 2 461 021¦ 252 666¦ 27 126¦ 601 867¦ 272¦ 4¦ 18,32

¦PARIBAS ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
24 ¦BASA ¦ 1 ¦BELEM ¦ 1 896 699¦ 696 747¦ 66 952¦ 353 021¦ 4 262¦ 96¦ 40,75
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
25 ¦BMG ¦ 3 ¦BELO ¦ 1 690 804¦ 343 360¦ 49 822¦ 289 854¦ 255¦ 10¦ 15,50

¦ ¦ ¦HORIZONTE¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
26 ¦BANESTES ¦ 2 ¦VITORIA ¦ 1 880 894¦ 117 735¦ 19 754¦ 1 071 724¦ 3 604¦ 109¦ 19,23
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
27 ¦MERCANTIL ¦ 3 ¦BELO ¦ 1 826 047¦ 212 202¦ 8 498¦ 1 013 237¦ 3 674¦ 192¦ 13,58

¦DO BRASIL ¦ ¦HORIZONTE¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
28 ¦RABOBANK ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 1 506 238¦ 97 948¦ -4 323¦ 235 978¦ 141¦ 1¦ 13,31
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
29 ¦FIBRA ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 4 028 506¦ 169 746¦ 8 520¦ 548 204¦ 241¦ 1¦ 14,56
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
30 ¦ABC-BRASIL¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 1 226 054¦ 170 050¦ 16 302¦ 523 733¦ 201¦ 4¦ 14,09
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
31 ¦BESC ¦ 1 ¦FLORIANO-¦ 1 210 927¦ 54 596¦ -9 560¦ 461 695¦ 4 567¦ 256¦ 31,56

¦ ¦ ¦POLIS ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
32 ¦IBIBANK ¦ 4 ¦BARUERI ¦ 1 201 046¦ 175 792¦ 26 903¦ 401 654¦ 177¦ 1¦ 16,41
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
33 ¦SS ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 1 176 449¦ 170 659¦ 16 099¦ 668 991¦ 54¦ 1¦ 12,53
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
34 ¦RURAL ¦ 3 ¦BELO ¦ 1 025 952¦ 186 229¦ -38 816¦ 501 219¦ 1 279¦ 48¦ 17,05

¦ ¦ ¦HORIZONTE¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
35 ¦CRUZEIRO ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 1 016 799¦ 80 284¦ 14 309¦ 143 102¦ 376¦ 2¦ 16,72

¦DO SUL ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
36 ¦BRB ¦ 2 ¦BRASILIA ¦ 967 057¦ 117 757¦ 9 409¦ 690 684¦ 3 322¦ 56¦ 17,22
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
37 ¦BANCOOB ¦ 3 ¦BRASILIA ¦ 1 106 754¦ 32 664¦ 2 314¦ 347 577¦ 355¦ 2¦ 17,61
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
38 ¦PINE ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 846 777¦ 89 240¦ 11 469¦ 231 983¦ 202¦ 6¦ 18,32
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
39 ¦ВЕС ¦ 1 ¦FORTALEZA¦ 856 187¦ 178 961¦ 25 613¦ 419 489¦ 2 101¦ 71¦ 82,64
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
40 ¦AMEX ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 788 437¦ 80 639¦ -19 784¦ 89 919¦ 390¦ 6¦ 11,89
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
41 ¦BMC ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 784 625¦ 101 546¦ 15 115¦ 230 350¦ 331¦ 15¦ 19,74
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
42 ¦CLASSICO ¦ 3 ¦RIO DE ¦ 783 966¦ 705 127¦ 28 488¦ 18¦ 5¦ 2¦114,47

¦ ¦ ¦JANEIRO ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
43 ¦DAYCOVAL ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 919 949¦ 156 220¦ 28 839¦ 399 640¦ 344¦ 9¦ 25,08
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
44 ¦ING ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 762 427¦ 74 624¦ -10 736¦ 145 487¦ 170¦ 1¦ 21,20
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
45 ¦SOFISA ¦ 3 ¦SAO PAULO¦ 719 327¦ 121 814¦ 10 031¦ 449 622¦ 244¦ 8¦ 21,22
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
46 ¦BANSICREDI¦ 3 ¦PORTO ¦ 1 216 301¦ 36 252¦ 2 682¦ 423 729¦ 179¦ 5¦ 24,34

¦ ¦ ¦ALEGRE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
47 ¦WESTLB ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 682 892¦ 80 516¦ -4 605¦ 175 623¦ 183¦ 1¦ 24,27
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
48 ¦ВСО JOHN ¦ 4 ¦PORTO ¦ 647 996¦ 81 999¦ 5 789¦ 1 318¦ 55¦ 1¦ 12,75

¦DEERE ¦ ¦ALEGRE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
49 ¦SOCIETE ¦ 4 ¦SAO PAULO¦ 629 967¦ 98 931¦ -2 811¦ 43 277¦ 81¦ 1¦ 52,66

¦GENERALE ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   
50 ¦BGN ¦ 3 ¦RECIFE ¦ 609 645¦ 48 157¦ 3 588¦ 260 378¦ 126¦ 3¦ 17,15
     
   —————+——————————+———+—————————+———————————+—————————+—————————+——————————+———————+——————+——————
   

Вместо заключения

В октябре 2005 г. банки Бразилии оказались опечатанными яркими желтыми лентами и плакатами с надписью "забастовка". По решению профсоюзов работников банковской сферы проводилась очередная забастовка, направленная на повышение уровня зарплаты работников банковского сектора.

В сентябре - октябре 2004 г. сотрудники банков уже проводили бессрочную забастовку в течение полутора месяцев, добившись увеличения зарплаты от 8,5 до 12,77%.

Теперь профсоюзы отвергают предложение Национальной федерации банков повысить зарплату сотрудников на 4% и требуют повышения оплаты труда на 11,77%, а также 14-й зарплаты и дополнительных бонусов от получаемой банком чистой прибыли.

Национальная федерация банков предложила служащим повысить зарплату на 4%, ежемесячный бонус в 1 тыс. реалов (445 долл.), а также поощрение в распределении прибыли в зависимости от зарплаты. В ходе борьбы за выполнение своих требований банки провели две предупредительные двухдневные забастовки, во время которых не работали почти 80% банков в 21 из 26 штатов крупнейшей латиноамериканской страны.

Мы надеемся, что такое небывалое единение работников банковской сферы позволит последним добиться своих целей, что будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению банковской системы Бразилии в целом. А вы как думаете?

Д.Ю.Груненко

Внешэкономбанк

Подписано в печать

05.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Основные элементы новых нормативов Базеля II (Начало) ("Международные банковские операции", 2006, N 3)
Итоги общего собрания РОССВИФТ ("Международные банковские операции", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.