Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Актуальные вопросы деятельности офшорных банковских структур ("Международные банковские операции", 2006, N 3)



"Международные банковские операции", 2006, N 3

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФШОРНЫХ БАНКОВСКИХ СТРУКТУР

Многие страны с формирующимися рынками рассматривают создание у себя офшорных зон в качестве наиболее быстрого и приемлемого пути их экономического развития. При этом особое внимание уделяется возможности регистрации в этих странах и территориях банковских учреждений. Механизмы функционирования офшорных учреждений и основные направления их деятельности интересуют как финансистов, так и банковский сектор, потенциально ориентированных на их использование как средство достижения максимальных прибылей.

В настоящее время в мире существуют более пятидесяти юрисдикций, специализирующихся на регистрации офшорных компаний. Некоторым из них успешно удается аккумулировать огромные объемы финансовых средств со всего мира и в дальнейшем весьма выгодно их размещать <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Содержание данной статьи отражает исключительно мнение авторов и может не совпадать с официальной позицией Банка России.

Традиционно местом открытия конфиденциальных банковских счетов служили Швейцария, Лихтенштейн и Австрия. Однако в результате активного развития некоторые офшорные зоны к 80 - 90 гг. XX века превратились в крупные офшорные финансовые (и банковские) центры (ОФБЦ).

Так, наряду с местными банками, обслуживающими резидентов, иностранные банки могли теперь регистрироваться и в целях работы исключительно с нерезидентами (и все операции должны были проводиться только в иностранных валютах). Такого рода банки не имели права (хотя иногда допускались некоторые исключения) работать с резидентами страны регистрации и проводить операции в национальной валюте.

Законодательства этих стран предоставляли таким банкам льготы, которые выделяли их по сравнению с местными банками: они практически не платили налогов, полностью освобождались от необходимости резервирования средств, получали гарантии соблюдения банковской тайны. Кроме того, процедура регистрации таких банков была предельно упрощена. Таким образом, в международном банковском деле возник особый, специфический сектор, с присущими только ему чертами.

Возникновение ОФБЦ относится к 60 - 70 гг. ХХ века. Исторически сложилось так, что большинство ОФБЦ возникли в странах, входящих в Британское Содружество Наций. Правовые системы этих стран были основаны на английском праве. В целом же особую популярность приобрели страны Карибского бассейна (Британские Виргинские острова, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Каймановы острова, Багамские острова, а также иные территории, в прошлом управляемые Великобританией (например, европейские: Кипр, Мальта, Гибралтар, Гернси, Мэн, Джерси, или азиатские: Сингапур, Гонконг). Определенной привлекательностью начали пользоваться и некоторые государства и территории тихоокеанского региона, такие, как Вануату, острова Кука, Западное Самоа, Науру, или азиатские: остров Лабуан (Малайзия). В результате в начале XXI века в мире насчитывалось около 6000 офшорных банков.

Интерес к развитию ОФБЦ подогревается как со стороны акционеров и клиентов офшорных банков, так и со стороны самих юрисдикций.

Для акционеров и клиентов основными преимуществами офшорных банков являются: простота и низкие расходы при их регистрации; льготное валютное регулирование и возможность проведения широкого спектра операций; отсутствие требований по обязательному резервированию и страхованию депозитов; низкие налоги либо вообще их отсутствие по ряду операций; низкие административные расходы; возможность использования местных служащих (например, в бывших колониях Великобритании население владеет английским языком). При этом уровень образования населения в этих странах является довольно высоким, а стоимость рабочей силы - низкой.

Конфиденциальность операций для клиентов в ОФБЦ является также важным определяющим фактором.

Некоторые страны, где расположены ОФБЦ, такие, как Кипр, Мальта и Багамские острова, имеют договоры с рядом развитых государств об устранении двойного налогообложения, что также усиливает привлекательность этих юрисдикций.

Акционерами (учредителями) офшорных банков являются в основном крупнейшие международные банки из развитых стран - транснациональные банки (ТНБ), транснациональные корпорации (ТНК), специфика деятельности которых требует постоянного перемещения средств через национальные границы. Через открытие офшорных банков ТНБ и ТНК получают практически полную свободу в бесконтрольном перемещении средств, а также возможность значительно экономить на издержках проводимых операций и на налогах. Акционерами офшорных банков могут быть также и группы средних фирм и состоятельные физические лица, не доверяющие свое состояние "чужим" банкам. При этом расходы по открытию таких (кэптивных) банков в некоторых офшорных юрисдикциях остаются вполне посильными. Компании и особенно группы компаний, как правило, связанных устойчивыми деловыми отношениями, могут учреждать свой собственный офшорный банк, обслуживающий их внутренние интересы.

При удачном планировании расчетов участие небанковских компаний в офшорном банковском бизнесе способно существенно увеличить их норму прибыли от основной деятельности, сузить налогооблагаемую базу и обеспечить конфиденциальность информации о финансовом состоянии компаний.

Клиентами офшорных банков также могут являться транснациональные компании, средние фирмы и физические лица, которые благодаря более высокой норме прибыли по операциям банков получают проценты по депозитам, превышающие проценты, принятые в западных банках, в 2 - 8 раз.

Небанковские корпорации (особенно мелкие и средние, в том числе офшорные компании), являющиеся клиентами офшорных банков, просто пользуются преимуществами проведения операций через офшорный банк, к которым, как уже было выше указано, относятся более высокие процентные ставки по депозитам, удобство расчетов, отсутствие валютного контроля, конфиденциальность проводимых банковских операций и т.д.

Для заинтересованных стран наличие на их территории ОФБЦ положительно влияет на местную экономику. При этом увеличиваются доходы в виде лицензионного и регистрационного сбора, растет общее количество поступающих в страну средств, увеличивается занятость, развивается местный финансовый рынок, растет его интеграция в мировой рынок капиталов благодаря притоку в страну прямых иностранных инвестиций, растет квалификация местного персонала.

Однако одновременно ОФБЦ требуют увеличения расходов государства на образование, создание и обновление инфраструктуры, регулирование и контроль за деятельностью офшорных банков и иных финансовых учреждений. Кроме того, бесконтрольное перемещение средств через национальные границы создает определенные сложности в проведении в ряде этих стран независимой кредитно-денежной политики, что может способствовать вытеснению местных банков с внутреннего рынка, нехватке ресурсов и коррупции местных органов власти.

Также известны случаи использования офшорных банков некоторых юрисдикций для откровенно мошеннических операций (First International Bank of Grenada, юрисдикция: Гренада; Bank of Credit and Commerce International, юрисдикция: Люксембург, Каймановые острова; Banco de Asia, Guardian savings & Guaranty, Express Bank, Zurich Euro Bank, Credit Bank International, Swiss Investment Bank, London Charted Bank, квазиюрисдикция: так называемый Доминион Мелхиседек).

ОФБЦ отличает высокая маневренность - между ними идет постоянное движение крупных финансовых потоков, и их позиции постоянно меняются. За последнее десятилетие между основными ОФБЦ мира произошли изменения в расстановке сил.

Успешно развиваются ОФБЦ Кипра, Мальты, Британских Вирджинских, Багамских и Каймановых островов. Так, на Багамских островах действуют около 400 банков из 30 стран, общая сумма их активов составляет 200 млрд долл. US. На Каймановых островах имеют лицензию около 600 банков, их общие активы - свыше 500 млрд долл. US. На Джерси работают 64 банка из 17 стран, но в этот список входят все 10 крупнейших банков США, все 10 крупнейших банков Великобритании, а также некоторые крупнейшие банки из Швейцарии, Канады, Германии, Ирландии, Израиля, Нидерландов и Испании. Общая сумма банковских депозитов здесь превышает 130 млрд фунтов стерлингов.

К началу XXI века далеко не всем офшорным юрисдикциям удалось сохранить возможность продолжения регистрации и функционирования банковских институтов. Недостаток развития инфраструктуры, квалифицированных служащих либо вообще нежелание контролировать какую-либо лицензируемую деятельность со стороны регулирующих органов ряда юрисдикций, а также международное давление привели к тому, что в настоящее время банки некоторых юрисдикций вообще прекратили свое существование. Такова судьба наурийских и черногорских банков.

Основные преимущества ОФБЦ

Все основные характеристики ОФБЦ, которые делают их привлекательными для иностранных акционеров и клиентов, можно разделить на две группы.

Внутренние характеристики

Политическая стабильность

Политическая стабильность в стране нахождения ОФБЦ является необходимым условием его функционирования. Инвесторы должны быть уверены, что их средства, вложенные в ОФБЦ, будут в любой момент доступны для использования. Большинство ОФБЦ в Карибском бассейне, Европе и Азии являлись ранее колониями Великобритании и унаследовали ее нормы права, что во многом обеспечивает стабильность государственных структур в этих странах. Помимо стабильных государственных структур бывшие колонии унаследовали от своей метрополии хорошее знание деятельности финансовых институтов Великобритании. Рассмотрим подробнее влияние политической зависимости от Великобритании на политическую стабильность в странах нахождения ОФБЦ на примере одного из наиболее развитых мировых финансовых центров - острова Джерси.

Остров Джерси расположен в 22 км от северо-западного побережья Франции и в 135 км от южного побережья Великобритании. Джерси не является независимым государством и рассматривается международным правом как территория, зависимая от Объединенного Королевства и являющаяся частью Британских островов, но не входящая в состав Великобритании. Подобные отношения между Джерси и Великобританией сложились исторически, так как Джерси в прошлом являлся частью Нормандского королевства, приобретшей с течением времени достаточно большую независимость от Великобритании. Также исторически сложилось, что остров Джерси обладает правом самостоятельно определять свою внутреннюю политику, в том числе имеет собственные законодательные органы и проводит самостоятельную налоговую политику, в то время как его внешняя политика полностью определяется правительством Великобритании.

Кроме того, Джерси не вошел в 1971 г. вместе с Великобританией в состав Европейского сообщества и в том числе благодаря этому может проводить независимую от ЕС налоговую политику и регулирование банковской деятельности, направленные на привлечение иностранного капитала в свой ОФБЦ. Столь сильная зависимость Джерси от Великобритании, не ограничивающая его, однако, в проведении независимой внешней политики, делает Джерси очень стабильным и потому одним из самых привлекательных ОФБЦ.

Любые политические потрясения в стране или же ожидания таких потрясений приводят к исчезновению ОФБЦ в такой стране. Так, Бейрут, являвшийся в 50-е и 60-е гг. XX века центром стабильности арабского мира благодаря своей конституции, распределившей власть между всеми религиозными группами страны, и местом нахождения процветавшего ОФБЦ, полностью утратил эту роль в результате гражданской войны. Иностранные инвесторы ОФБЦ в Бейруте поспешили перевести свои средства из охваченного войной Ливана в более стабильные ОФБЦ. Большое количество средств было переведено в ОФБЦ Кипра и Бахрейна. Не исключено, что именно это предопределило столь быстрое развитие этих двух ОФБЦ во второй половине 70-х гг. XX века и его превращение в один их главных ОФБЦ на Ближнем Востоке. Аналогично этому в 1990 - 1991 гг. во время войны в Персидском заливе наблюдался отток средств иностранных инвесторов из этого региона, в том числе из ОФБЦ Бахрейна, в более стабильные ОФБЦ. Административное воссоединение Гонконга с Китаем в 1997 г. и соответствующие политические перемены первоначально вызвали отток капитала из этого ОФБЦ.

Таким образом, политическая стабильность является необходимым условием для создания и функционирования любого ОФБЦ.

Либеральное регулирование банковской деятельности

Рассматривая правила и процедуры регулирования банковской деятельности страны нахождения ОФБЦ, следует отметить, что здесь применяется двойное банковское регулирование. Одно - для деятельности местных банков, другое, гораздо более либеральное, - для иностранных банков, работающих в ОФБЦ. Так как либеральность регулирования деятельности офшорных банков является основным методом привлечения в страну иностранных банков, то обычно офшорные банки:

- не обязаны резервировать обеспечение по депозитам;

- не обязаны страховать депозиты;

- не имеют установленных лимитов кредитования;

- не имеют строгих нормативов ликвидности и т.д.;

- не имеют установленных ограничений по процентным ставкам по вкладам и ссудам;

- не обязаны предоставлять льготные кредиты каким-либо привилегированным категориям заемщиков;

- не обязаны покупать ценные бумаги государства регистрации офшорного банка и т.д.

Однако подобная либеральность подходов к регулированию банковской деятельности следует из двух весьма важных положений.

Первое заключается в том, что в большинстве офшорных юрисдикций при регистрации банков с первоклассной банковской лицензией (класса A) считается, что в стране регистрации материнских банков банковский надзор развит по крайней мере не хуже, чем в стране (офшорной юрисдикции) регистрации дочернего банковского предприятия.

Второе заключается в нецелесообразности жесткого регулирования кэптивных банков, поскольку риски таких банков предельно сокращены за счет того, что они имеют право принимать депозиты в основном от акционеров банка, поэтому риски таких банков являются рисками самих акционеров <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Куреньков Д. Налоговое планирование и защита капиталовложений // De jure, 1998, N 4.

Снижая стоимость средств для офшорных банков, местные власти стимулируют развитие ОФБЦ. Очень важным моментом является также отсутствие ограничений на репатриацию прибыли, а также ограничений на проведение конверсионных операций и иных валютных ограничений. Наличие подобных валютных ограничений стало препятствием для создания ОФБЦ в Южной Корее и Тайване. Отличительной чертой многих стран, в которых расположены ОФБЦ, является отсутствие центральных банков, что также в определенной мере способствует либеральности регулирования деятельности офшорных банков. Поэтому отсутствие центрального банка рассматривается иностранными инвесторами как дополнительное преимущество.

Например, в Сингапуре до образования в 1971 г. Управления по денежному обращению Сингапура (Monetary Authority of Singapore) не существовало центрального банка. Бахрейн также до организации в 1973 г. Управления по денежному обращению Бахрейна (Bahrain Monetary Authority) не имел центрального банка. В некоторых странах, таких, как Гонконг, роль центрального банка выполняли иностранные коммерческие банки. Так, английский Hongkong and Shanghai Banking Corporation, крупнейший коммерческий банк Гонконга, выполнял роль центрального банка, выпуская совместно с другими иностранными банками банкноты местной валюты и являясь клиринговым банком для местной банковской системы.

Несмотря на то что отсутствие центрального банка и либеральное регулирование офшорной банковской деятельности крайне привлекательны для иностранных банков, эти преимущества имеют и негативные последствия. Отсутствие четкого регулирования и контроля за деятельностью офшорных банков приводит к повышенной опасности проведения банками высокорискованных операций, которые могут вызывать банкротство офшорных банков и банковские кризисы в ОФБЦ. Эти кризисы, в свою очередь, способны надолго разрушить репутацию ОФБЦ и затормозить его развитие. Так, до банковского кризиса 1961 г. в Гонконге практически не существовало контролирующих банковскую деятельность государственных органов кроме Управления по делам колониальных банков (Colony's First Banking Ordinance), образованного в 1948 г. и на практике слабо выполнявшего эти функции. Однако после кризиса в 1964 г. был образован Банковский совет (Banking Commissioner's Office), установивший размер минимального уставного капитала для банков и нормативы ликвидности. Биржевой кризис 1973 - 1974 гг. привел к установлению еще более жесткого контроля за банковскими институтами, принимающими депозиты. После очередного биржевого скандала 1987 г., серьезно подорвавшего репутацию финансового центра, еще больше ужесточился контроль за деятельностью офшорных банков.

Таким образом, местное правительство должно проводить сбалансированную политику по регулированию офшорной банковской деятельности, предоставляя, с одной стороны, льготы иностранным банкам и, с другой стороны, контролируя деятельность этих банков с целью предотвращения банковских кризисов.

Льготное налогообложение

Очень часто ОФБЦ называют "налоговым раем", что подчеркивает одну из основных характеристик этих центров. В большинстве стран, в которых расположены ОФБЦ, не существует прямых налогов на доходы физических и юридических лиц - нерезидентов (например, на Багамских островах), или же ставки налогов являются очень низкими. На Барбадосе налог на прибыль составляет 2,5% от прибыли до 5 млн долл. US в год, 2% - от прибыли в пределах 5 - 10 млн долл. US в год и 1% - от прибыли, превышающей 15 млн долл. US в год. На Нидерландских Антильских островах налог на прибыль варьируется от 2,4 до 7%.

На Джерси взимается налог на прибыль в размере 20%, но не существует налогов на добавленную стоимость, на прирост капитала, на недвижимость и на наследство. Кроме того, компания (банк) может получить статус "освобожденной" компании и уплачивать небольшую фиксированную сумму ежегодного сбора. На Джерси этот годовой сбор составляет всего 500 фунтов стерлингов.

Таким образом, офшорные банки, как правило, уплачивают только разовый регистрационный сбор, ежегодный лицензионный сбор и лишь кое-где небольшой налог на прибыль. В большинстве офшорных финансовых центров других налогов офшорные банки не платят. Однако есть и исключения: Кипр, Мальта, остров Лабуан (Малайзия). На Вануату вообще отсутствуют подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на вывоз капитала, налог на наследство, налог на прибыль от биржевой деятельности.

Тем не менее, учитывая большие обороты и прибыль офшорных банков, режим их налогообложения в офшорных центрах считается весьма льготным и стимулирует дальнейшее развитие офшорных банковских операций. Различие в налогообложении в различных офшорных финансовых центрах определяет различия в специализации этих центров. Наличие налога на доходы по депозитам нерезидентов в Гонконге в размере 15% и отсутствие подобного налога в Сингапуре привели к тому, что именно в Сингапуре аккумулируются депозиты из Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, в то время как Гонконг не сумел развить подобные операции.

Одной из важных особенностей некоторых стран размещения ОФБЦ, позволяющей эффективно использовать предоставляемые ими налоговые льготы, является наличие у них договоров со многими странами мира об устранении двойного налогообложения (например, Кипр, Мальта). Следовательно, банк, зарегистрированный в такой стране, но получающий прибыль в стране с высокими ставками налогов, будет платить низкие налоги в офшорном центре или же вообще не будет платить налоги.

Однако у большинства стран, где расположены ОФБЦ, соглашения об устранении двойного налогообложения не подписаны. Это создает угрозу обесценения налоговых льгот, предоставляемых законодательством ОФБЦ, при переводе прибыли, полученной в странах с высоким налогообложением, в головную контору, расположенную в ОФБЦ. Эти негативные моменты могут быть устранены или сведены к минимуму с помощью использования третьей страны, принадлежащей к ОФБЦ, у которой заключены соглашения об устранении двойного налогообложения со странами с высоким налогообложением (так называемый treaty shopping).

Простота регистрации банка и низкие издержки регистрации

Считается, что в промышленно развитых странах учреждение обычного банка обходится в 2 - 10 млн долл. US. Создание офшорного банка на заре офшорного банковского бизнеса стоило 10 тыс. долл. US и занимало от двух - трех недель до двух - трех месяцев. При этом во многих юрисдикциях не требовалось даже получения банковской лицензии. Крайне низкими были суммы минимального уставного и особенно оплаченного капитала, а также размеры регистрационного и лицензионного сборов. Снисходительными были профессиональные требования к учредителям и менеджерам банков. Аудиторская инспекция была либо формальной, либо отсутствовала вообще.

В настоящее время ситуация изменилась. Ни одна из офшорных юрисдикций в настоящее время не производит регистрацию офшорного банка без предварительного получения лицензии на проведение банковских операций типа А, Б, В, N 1, N 2, N 3 и т.д., определяющих полноту операций, разрешенных к проведению данным конкретным банком. Многие ОФБЦ стремятся закрыть доступ на свой рынок неизвестным или ненадежным участникам. С этой целью в большинстве офшорных центров были существенно повышены минимальные размеры уставного и оплаченного капитала учреждаемых офшорных банков с 10 тыс. долл. US до нескольких сотен и даже миллионов. Нет и прежней свободы в использовании оплаченного капитала. Теперь он вносится, как правило, к моменту получения банковской лицензии, и его использование владельцами регламентируется местной администрацией. В некоторых юрисдикциях стало практиковаться обязательное депонирование гарантийных взносов.

Практически обязательным условием регистрации стало наличие опыта банковской деятельности у владельцев и менеджеров учреждаемого банка, а в некоторых странах и личное участие владельцев банка в управлении его повседневной деятельностью. Почти повсеместно введен жесткий аудиторский контроль и контроль со стороны местных органов власти за деятельностью офшорных банков. Наиболее крупные, развитые и имеющие наилучшую репутацию ОФБЦ для защиты своего рынка от ненадежных клиентов полностью прекратили регистрацию самостоятельных офшорных банков, допуская лишь регистрацию дочерних банков и филиалов известных международных банков. При этом соблюдается правило: чем известнее банк и чем полнее он отвечает по обязательствам регистрируемого дочернего офшорного банка или филиала, тем ниже требования к уставному капиталу и оплаченному капиталу этих офшорных структур. Так, например, филиалы признанных банковских групп могут быть зарегистрированы с оплаченным капиталом в размере символических сумм. При этом от головного банка требуется предоставление документа, подтверждающего ответственность головного банка по обязательствам его офшорного филиала или дочернего банка.

Таким образом, несмотря на ужесточение требований к учреждаемым офшорным банкам, их открытие и ежегодные сборы в ОФБЦ обходятся дешевле и требуют прохождения намного меньшего количества формальностей, чем в развитых индустриальных странах. Это является дополнительной положительной характеристикой офшорных банков для иностранных инвесторов.

Доступность ОФБЦ

Географическое положение. Так как ОФБЦ должен быть легко доступен как для заемщиков, так и для кредиторов, то желательно, чтобы он был расположен в стране или вблизи стран с динамично развивающимися экономиками. Эти страны должны в то же время быть достаточно развитыми, чтобы обеспечить приемлемый кредитный риск офшорным банкам. Доступность ОФБЦ зависит и от его расположения в определенном временном поясе. Например, Сингапур и Гонконг сумели гораздо активнее развить конверсионные операции по сравнению с офшорными банками из других юрисдикций, так как имеют перед ними преимущество в расположении во временных поясах. Рабочие часы в Сингапуре и Гонконге частично совпадают с рабочими часами на западном побережье США, в Токио и Сиднее. При этом рабочий день в Сингапуре и Гонконге заканчивается примерно в то же самое время, когда начинается рабочий день в Лондоне. Это позволяет сингапурским и гонконгским банкам заключать сделки с контрагентами, находящимися практически во всех основных финансовых центрах мира. И хотя развитие современных систем и средств связи несколько снижает значение временных поясов контрагентов, так как позволяет заключать сделки без непосредственного присутствия дилеров на рабочем месте, тем не менее до сих пор эта характеристика остается очень важной и во многом определяет возможности развития ОФБЦ.

Развитость инфраструктуры. Очень важным в плане доступности ОФБЦ является наличие хорошо развитых средств связи, таких, как телефонная (факсовая) связь, Reuters, Интернет, а также наличие собственных авиакомпаний высокого класса. Так, авиакомпании Сингапура (Singapore Airlines) и Гонконга (Cathay Pacific), обеспечивая доступность данных ОФБЦ для их клиентов, являлись наиболее динамично развивающимися авиакомпаниями Азии на протяжении 70-х и 80-х гг. XX века.

На Кипре существуют два международных аэропорта, из которых самолеты 33 международных авиакомпаний совершают 360 вылетов в неделю, не считая чартерных рейсов. Эти воздушные трассы связывают Кипр с Европой, Африкой и Азией. Интересным является и тот факт, что развитие туризма, вызывающее развитие всей инфраструктуры (отелей и офисов, средств связи и транспорта), часто предшествует и во многом способствует возникновению ОФБЦ.

Рассмотрим влияние туризма на развитие офшорного финансового центра на примере острова Джерси. Количество туристов, посещавших остров Джерси, постоянно увеличивалось с момента окончания Второй мировой войны. В 1951 г. остров посетили 250 тыс. туристов, в 1961 г. эта цифра возросла до 560 тыс. человек. Количество туристов особенно быстро увеличивалось в период с 1961 по 1967 г. (на 7% ежегодно). Столь активное развитие туристического бизнеса привело к строительству новых отелей и аэропорта, развитию современных средств связи. Кроме того, в 50-е и 60-е гг. XX века многие состоятельные колонисты стали покидать бывшие британские колонии после распада Британской империи. Они так же, как и некоторые состоятельные представители британского общества, сочли Джерси с его низким налогообложением, теплым и солнечным климатом более удобным местом для постоянного проживания, чем Великобритания. Переселение на остров богатых иммигрантов привело к повышению спроса на современные банковские услуги. В ответ на возросший спрос на банковские услуги несколько английских банков в середине 60-х гг. XX века предпочли открыть свои отделения на острове Джерси, а не на островах Карибского бассейна, а в конце 60-х гг. еще несколько международных банков создали свои подразделения на острове. К 1970 г. на Джерси было уже 30 банков, а объем депозитов, размещенных в банках, увеличился с 39 млн фунтов стерлингов в 1960 г. до 436 млн фунтов стерлингов в 1970 г. (табл. 1).

Таблица 1

Банковские депозиты в офшорном центре Джерси, 1950 - 1990 годы

     
   ——————T————————————————————————————T—————————————————————————————
   
Год ¦ Общий объем депозитов ¦ Количество работающих

¦ (млн фунтов стерлингов) ¦ офшорных банков

     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1950 ¦ 21 ¦ 5
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1955 ¦ 27 ¦ 6
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1960 ¦ 39 ¦ 7
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1965 ¦ 68 ¦ 16
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1970 ¦ 436 ¦ 30
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1975 ¦ 1 090 ¦ 35
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1980 ¦ 7 900 ¦ 47
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1985 ¦ 24 000 ¦ 52
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1990 ¦ 44 414 ¦ 62
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1991 ¦ 43 500 ¦ 63
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   
1994 ¦ 58 000 ¦ 73
     
   ——————+————————————————————————————+—————————————————————————————
   

Источники: Hampton M.P. Treasure Islands or Fool's Gold: Can and Should Small Island Economies Copy Jersey? // World Development, vol. 22, N 2, 1994, с. 240; Иванова Н.Н. Банковское дело: зарубежный опыт. Вып. III. - 1994, с. 28; The 1992 Guide to Offshore Financial Centres // Euromoney Research Guides, май 1992 г., с. 54.

В конце 70-х и в 80-е гг. XX века Джерси превратился в динамично развивающийся финансовый центр, привлекающий все большее количество финансовых институтов. В результате этого доля финансовой деятельности в общем объеме ВВП увеличилась в период с 1970 по 1990 г. с 15 до 43%, в то время как доля туризма сократилась за то же время с 45 до 31%.

Аналогичная ситуация складывалась и в отношении Кипра, где на рубеже тысячелетия остров ежегодно посещали от 140 до 150 тыс. россиян как с туристическими, так и с деловыми целями. Россияне ежегодно оставляют на Кипре около 230 млн долл. US, почти ежедневно регистрируют на острове международные компании, покупают недвижимость и землю <1>. Большинство рекламных сайтов туристических компаний кроме туризма и отдыха на острове предлагает и услуги по приобретению недвижимости, ряд из них дает ссылки на услуги по приобретению кипрских компаний и открытию им счетов в кипрских и греческих банках. Многие консалтинговые компании, занимающиеся налоговым планированием с использованием кипрской юрисдикции, также размещают рекламу услуг по продаже недвижимости и организации туризма.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Кипрская газета "Симирини" N 620 от 11.09.2002.

Конфиденциальность операций,

проводимых в офшорном финансовом центре

Офшорный банковский бизнес гарантирует повышенную конфиденциальность операций офшорным банкам и их клиентам. Рассмотрим последовательно обеспечение конфиденциальности операций клиентов офшорных банков, а затем и информации о самих офшорных банках и их деятельности.

Обеспечение конфиденциальности информации о клиентах

офшорных банков и проводимых ими банковских операциях

Страны, в которых расположено большинство ОФБЦ, являются бывшими британскими колониями, унаследовавшими нормы английского общего права. Поэтому в них особое значение придается соблюдению конфиденциальных отношений между банком и клиентом и существует запрет на разглашение персоналом банка информации, касающейся клиентов и операций банка. Многие офшорные финансовые центры усилили эти нормы права, приняв дополнительные законы, предусматривающие суровые санкции в отношении должностных лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации. Санкции предусматривают крупные штрафы, тюремное заключение или то и другое вместе. Например, на Багамских островах за разглашение подобной конфиденциальной информации предусматривается штраф до 2400 долл. US или год тюремного заключения, или то и другое одновременно. Как правило, предоставление конфиденциальной информации о клиентах офшорных банков или их операциях государственным органам других стран допускается лишь в случае возбуждения судебного дела в отношении владельца счета в офшорном банке. При этом важно, что некоторые офшорные зоны (такие, как Вануату) не связаны с другими странами никакими соглашениями, предусматривающими предоставление подобного рода информации, и практически ни в каких случаях не идут на ее раскрытие государственным органам других стран. Даже те страны, которые подписали подобные соглашения, крайне неохотно предоставляют конфиденциальную информацию, и только при наличии серьезных оснований ее раскрытия.

Высокая степень конфиденциальности операций, проводимых офшорными банками, является очень привлекательной характеристикой для инвесторов из стран с высоким уровнем налогообложения. Дело в том, что в США, Канаде, Великобритании и большинстве других высокоразвитых индустриальных государств сокрытие информации о процентном доходе с инвестиций в офшорных банках считается нарушением закона. Поэтому для инвесторов из этих стран очень важно сохранение в тайне имен владельцев счетов в офшорных банках и информации о состоянии счетов. Наибольшую конфиденциальность обеспечивают номерные счета в банках на Багамских островах, шифрованные счета в банках Панамы или так называемые chop accounts в банках Гонконга (получить деньги с такого счета по чеку предъявитель может лишь при наличии на переводном векселе персональной печати владельца счета). Однако "секретных" в прямом смысле этого слова счетов не существует. Действующий этический банковский кодекс обязывает банкиров знать, с кем они имеют дело, чтобы исключить возможность незаконных действий их клиентов.

В последнее время власти таких известных ОФБП, как Швейцария и Люксембург, пытаются закрыть доступ в свои банки недобросовестным вкладчикам, стремящимся легализовать свои средства, полученные незаконным путем, через эти банки. Для того чтобы поддержать свою заслуженную деловую репутацию международного финансового центра, Швейцария, подписав несколько международных и межправительственных соглашений, взяла на себя обязательства по сотрудничеству в расследовании сомнительных финансовых операций, что предполагает предоставление государственным органам других стран информации о банковских вкладах и их владельцах по обоснованным мотивам.

В соответствии с кодексом поведения швейцарских банков местные банки обязаны всесторонне изучать и старых, и особенно новых клиентов, воздерживаться от операций по бегству капитала и уклонению от уплаты налогов на доходы вкладчиков, расследовать все сомнительные операции клиентов и сообщать местным властям об операциях, вызывающих их обеспокоенность. Следует отметить, что швейцарские банки честно придерживаются этой корпоративной договоренности и теперь при открытии счетов просят клиентов предоставлять паспортные данные, справки национальных регистров компаний, сведения об учредителях, кредитные истории и другие документы. В сомнительных случаях банки воздерживаются от приема клиентов.

Для выполнения норм данного кодекса швейцарские кредитные учреждения уполномочили наблюдательный совет ассоциации швейцарских банков применять административные санкции в отношении нарушителей кодекса, в том числе в виде штрафов в размере до 10 млн швейцарских франков в зависимости от тяжести нарушений. Кроме того, в 1992 г. Федеральная банковская комиссия издала инструкцию, обязывающую банковских служащих накапливать информацию о вкладчиках и выявлять сомнительные операции, связанные с отмыванием "грязных денег". Банки, виновные в нарушении этой инструкции, могут быть лишены банковской лицензии.

С целью усиления контрмер против притока "грязных денег" в местные банки было скорректировано и уголовное право Швейцарии. Были добавлены новые статьи N 305бис и N 305тер, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц (банковских служащих, агентов, комиссионеров, аудиторов и чиновников Федеральной банковской комиссии) за отказ содействовать местной администрации в идентификации фактических владельцев банковских счетов, выяснении происхождения депозитов и получении иной достоверной информации о клиентах, их финансовом положении и деловых контактах с третьими лицами.

Реакция на подобные изменения в регулировании банковского дела в Швейцарии была различной у разных групп клиентов. Старые клиенты швейцарских банков восприняли эти изменения сравнительно спокойно, в то время как потенциальные клиенты рассматривают их как потерю надежной защиты банковской тайны, что в совокупности с новыми ужесточенными требованиями при открытии счетов заставляет этих клиентов открывать счета в ОФБЦ, где по-прежнему полностью соблюдается конфиденциальность банковского вклада и требования по предоставлению информации при открытии счета не являются столь жесткими (например, в офшорных банках Вануату или Лихтенштейна). Нововведения швейцарских властей и банков особенно сложны для выполнения потенциальными вкладчиками из таких стран, как Россия. Специфика российского бизнеса такова, что многие российские компании пока не имеют ни счетов в зарубежных банках, ни кредитной истории, ни многолетней солидной репутации по той причине, что они созданы всего несколько лет назад и только выходят на мировой рынок капиталов.

Еще более жестко отреагировали на приток в страну "грязных денег" власти Люксембурга. В конце 1994 г. банки Люксембурга по требованию правительства закрыли все счета российских юридических и физических лиц. Однако, как уже указывалось выше, ужесточение контроля в традиционных офшорных зонах открывает широкие возможности по привлечению иностранного капитала для тех стран, власти которых согласны проявлять некоторую снисходительность к вкладчикам офшорных банков.

Ужесточения требований со стороны государственных органов Латвии по отношению к клиентам латвийских банков в 2003 - 2005 гг. во многом напоминает поведение швейцарских властей в начале - середине 90-х гг. XX века. Так, латвийские банки, используя высокую либеральность местного банковского законодательства, по сути стали ОФБЦ всей Восточной Европы, а особенно стран СНГ в 90-е гг. XX века. Практически все офшорные компании клиентов из стран СНГ, как правило, имели счета в латвийских банках. Часто открытие счета офшорной компании в латвийском банке было необходимо еще и потому, что тот или иной латвийский банк давал рекомендации своим клиентам - офшорным компаниям для открытия счетов этим компаниям в западных, порой вполне солидных, банках. Поэтому вполне объяснимо, почему Латвия "угодила" в "черный список" Банка России согласно Указанию Банка России от 12.02.1999 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства". Точка зрения надзорных органов Российской Федерации заключалась в том, что Латвия способствовала вывозу капитала из России. Только спустя четыре года Латвия была исключена из этого списка (Указание Банка России от 31.03.2003 N 1265-У).

Под давлением США (USA Patriot Act 2001 г.) и в связи с требованиями Европейского союза к осуществлению банковских операций латвийские регулирующие органы были вынуждены изменить требования местных банков к идентификации бенефициаров компаний-нерезидентов, а также к самой деятельности этих компаний. Так, компаниям-нерезидентам, которые не смогли раскрыть должным образом информацию о своих бенефициарах и внятно объяснить суть своей деятельности, указать точку присутствия и управления своей деятельностью либо вводили в заблуждение банки, называя IP-адреса страны присутствия, не совпадающего с точкой фактического присутствия самой компании, было предложено закрыть счета. Реакция на такие изменения в регулировании банковского дела в Латвии у разных групп клиентов была различной. Клиенты, которые были готовы раскрыть и пояснить требуемую информацию, в результате продолжают держать счета в Латвии, в то время как другие клиенты, и в том числе потенциальные, рассматривающие эти нововведения как потерю защиты банковской тайны, открыли счета в Литве и Эстонии. Эти страны пока не испытывают подобного ожесточенного давления со стороны США.

Обеспечение конфиденциальности информации об учредителях

офшорных банков и проводимых ими банковских операциях

Помимо сохранения тайны банковских вкладов в офшорных банках очень важен вопрос конфиденциальности информации о самих учредителях офшорных банков, так как во многих странах, как и в России, инвестиции за границу, в том числе в офшорные банки, строго контролируются государством, и для их осуществления необходимо получить специальное разрешение. В России данное разрешение выдается Банком России, так как инвестиции в офшорные банки фактически могут являться бегством капитала из страны.

В плане обеспечения конфиденциальности для офшорных банков существенно, что им по-прежнему разрешается использование института номинальных владельцев и директоров (кроме того, по законодательству ряда стран директора офшорных банков должны проживать в офшорной зоне), хотя имена, адреса и платежеспособность физических собственников банков должны быть известны местной администрации. При этом все документы оформляются на номинального владельца. Возникающие между номинальным и реальным владельцем банка отношения регулируются декларацией, подтверждающей отказ номинального владельца от каких-либо претензий на банк. Для минимизации риска для реального владельца при регистрации банка часто оформляется документ, согласно которому все акции передаются от номинального владельца акций их реальному владельцу, - подписанный, но не датированный. В случае необходимости введения его в действие реальному владельцу достаточно поставить в документе дату, и после этого он становится законным владельцем банка. Аналогично номинальные директора при регистрации банка передают реальному владельцу банка недатированные заявления об увольнении. Недостаток этого способа - довольно высокие гонорары, выплачиваемые номинальным владельцам и директорам.

В некоторых странах, где возможна покупка уже готового офшорного банка, практикуется следующий вариант соблюдения конфиденциальности информации о реальных владельцах банка и обход законодательства о валютном регулировании. Представитель фирмы, занимающейся продажей офшорных банков, передает покупателю комплект готовых документов и договор купли-продажи. Экземпляры договора, оформленные только со стороны продавца, остаются у покупателя. При подписании договора покупателем банк переходит в его владение. Однако неизвестно, подписан договор или нет. Покупатель нарушает валютное законодательство только тогда, когда подписывает договор, а до этого момента нарушения нет. Банк регистрируется на номинальных владельцев, а реальный владелец работает на основании доверенности.

В некоторых офшорных зонах при учреждении офшорных банков допускается выпуск акций на предъявителя, что также обеспечивает конфиденциальность информации о реальных владельцах офшорных банков. Так как открытие офшорных банков российскими гражданами зачастую происходит с нарушением валютного законодательства, то российские налоговые органы и Центральный банк Российской Федерации проявляют повышенных интерес к офшорным банкам, реальными владельцами которых могут являться российские граждане или российские юридические лица.

В связи с использованием института номинальных владельцев и директоров и сложностью получения информации о реальных владельцах офшорных банков российские государственные органы пытаются оказывать определенное давление на местные органы власти офшорных центров. Любопытным с этой точки зрения является офшорный центр Кипра. Дело в том, что основная масса правительственных соглашений об устранении двойного налогообложения заключается на определенный срок, обычно 25 лет. Договор же России с Кипром составлен таким образом, что может быть расторгнут фактически в любой момент. Так как расторжение договора невыгодно кипрской стороне, российское правительство активно использует эту ситуацию, увязывая вопрос более жесткого контроля за открытием российскими гражданами финансовых структур на Кипре с сохранением договора об устранении двойного налогообложения.

Таким образом, следует отметить, что при открытии офшорного банка иностранные инвесторы большое внимание уделяют законодательству офшорных финансовых зон, обеспечивающему сохранение конфиденциальности информации о владельцах, клиентах и операциях офшорных банков, а также межправительственным договорам, подписанным местными властями и предусматривающим предоставление информации о владельцах, клиентах и операциях офшорных банков.

Качественное банковское законодательство

Для успешного функционирования банковского дела в ОФБЦ необходимо наличие качественного банковского законодательства, отражающего либеральный подход местных властей к регулированию офшорной банковской деятельности и возможность проведения офшорными банками широкого спектра операций.

Возможность осуществления широкого спектра операций

Очень важной при учреждении офшорного банка иностранными инвесторами является возможность осуществления помимо традиционных офшорных банковских операций (операций на рынке форекс, кредитов и облигаций) также и иных банковских операций. Все банковские законодательства ОФБЦ предоставляют такую возможность офшорным банкам. В настоящее время различные офшорные финансовые центры специализируются на различных финансовых операциях: трастовых операциях, биржевых операциях с ценными бумагами, финансовом лизинге и т.д. Например, ОФБЦ Джерси специализируется на трастовых банковских операциях.

Наличие квалифицированного англоговорящего персонала

и разрешение на работу в офшорных центрах иностранных специалистов

Для офшорных банков желательно использование местного персонала. В связи с этим очень важен средний уровень образования в офшорной зоне. Например, на Джерси уровень образования населения весьма высок, обучение в школе заканчивается в возрасте 16 лет, выпускники школы имеют по российской системе законченное среднее образование. В Панаме также высок уровень образования, 88% населения грамотно. Посещение школы обязательно для детей с 6 до 15 лет. Специалистов с высшим образованием готовят три университета, два из них расположены в Панама Сити: Панамский Университет (University of Panama), открытый в 1935 г., и Университет Санта Мария ла Антигуа (Santa Maria la Antiqua University), функционирующий с 1965 г. Поскольку языком делового общения, особенно в банковской сфере, во всем мире является английский язык, то его знание местным населением является необходимым условием для использования местных служащих в офшорных банках. Так как большинство офшорных зон являлись в прошлом колониями Великобритании, то местное население, как правило, хорошо знает английский язык, что важно в офшорном бизнесе. Помимо использования местных служащих офшорные банки зачастую нуждаются в привлечении опытных специалистов из развитых индустриальных стран. В связи с этим важно, чтобы местное законодательство предусматривало возможность использования иностранных специалистов в офшорных зонах и упрощенную процедуру получения виз и разрешений на работу (если это необходимо) в этих странах. Также необходимо общее доброжелательное отношение местного населения к иностранцам. Заинтересованные в развитии ОФБЦ и обладающие весьма ограниченным количеством трудоспособного населения страны, как правило, не препятствуют использованию в офшорных центрах иностранных специалистов.

Низкие административные расходы

В результате того что по характеру операций ОФБЦ нет необходимости арендовать дорогие служебные офисы и содержать большой штат высокооплачиваемых специалистов, офшорные банки имеют возможность получать большую экономию на административных издержках. Следует отметить, что уровень заработной платы и стоимость аренды помещений в большинстве ОФБЦ ниже, чем в развитых промышленных странах. Уровень административных издержек также зависит от того, номинальным или реальным является офшорный банк.

Внешние факторы

Помимо внутренних характеристик, которыми должен обладать офшорный финансовый центр для своего успешного развития, это развитие во многом определяется и влиянием внешних факторов.

Действия государственных органов других государств

Рассмотрим значение данного фактора на примере острова Джерси. В целом политика правительства Великобритании и все законодательные акты, касающиеся контроля над банковской системой Джерси, благоприятно влияли на развитие ОФБЦ на острове. Особо важное влияние на развитие данного центра оказали закон о валютном контроле, изменение зоны распространения английского фунта стерлингов и серия законов о подоходном налоге.

- Закон о валютном контроле 1947 г. (Exchange Control Act) установил, что все банки на Джерси переходят под непосредственный контроль Банка Англии и основная часть их операций должна проводиться в фунтах стерлингов. После отмены валютного контроля в 1979 г. банкам Джерси было позволено проводить операции в любых валютах, в результате чего валютный состав банковских депозитов существенно изменился. В 1981 - 1989 гг. депозиты в валютах, отличных от фунта стерлингов, составляли 72% всех банковских депозитов на острове.

- После пересмотра состава стран, входящих в зону распространения английского фунта стерлингов, в ней остались только Великобритания, острова, расположенные в проливе Ла-Манш, остров Мэн и Гибралтар. Так как острова Карибского бассейна остались за пределами новой зоны фунта, то многие крупнейшие международные банки решили переместить свою деятельность из ОФБЦ на Карибских островах на острова пролива Ла-Манш и в первую очередь на Джерси. В этот момент на Джерси наблюдался настоящий банковский бум. В определенный момент на острове было зарегистрировано 26 заявок от крупнейших международных банков, желающих открыть офшорные подразделения на острове.

- Принятие правительством Великобритании целой серии законов о подоходном налоге было направлено на предотвращение использования Джерси резидентами Великобритании для уклонения от подоходных налогов. Однако эти законы не нанесли вреда ОФБЦ Джерси, так как с 1979 г. основными инвесторами в офшорный центр Джерси являются международные банки и компании, а не резиденты Великобритании.

Политические потрясения в других странах

Политическая нестабильность в одних ОФБЦ приводит к переливу капитала в более стабильные ОФБЦ. Это подтверждает и тот факт, что во время войны в Персидском заливе в 1990 - 1991 гг. большое количество депозитов было перенесено иностранными инвесторами из ОФБЦ Бахрейна на Джерси. В настоящее время продолжается перемещение капитала из Гонконга, в том числе и на Джерси, в связи с воссоединением Гонконга с Китаем в 1997 г. Кроме того, многие инвесторы, наблюдая подъем национальных движений на островах Карибского бассейна, считают для себя более целесообразным перенести депозиты с Карибских островов на остров Джерси.

Технологический прогресс

Технологический прогресс в области телекоммуникаций и компьютерных технологий делает все менее важным физическое присутствие банков в тех странах (или вблизи тех стран), на рынках которых работают эти банки. Благодаря этому все большее количество банков и средств перемещается в ОФБЦ, способствуя их дальнейшему развитию.

Типы офшорных банков

Развитие ОФБЦ привело к появлению, по мнению авторов, трех основных типов офшорных банков.

1. Банки с реально действующим офисом в юрисдикции регистрации

Такие банки являются резидентными в стране регистрации, поскольку имеют собственный функционирующий офис и персонал, однако банковские услуги могут быть оказаны только нерезидентам данной юрисдикции. По сути, это - дочерняя структура (отделение или филиал) иностранного банка на территории определенной юрисдикции. Наиболее распространенной юрисдикцией является Кипр.

Например, такие банки, как Промсвязьбанк и Внешторгбанк, имеют на территории Кипра свои филиалы (IBU - International Banking Unit): Промсвязьбанк-Кипр (Promsvyazbank-Cyprus) и Русский коммерческий банк (Russian Commercial Bank, Ltd).

Согласно законодательным актам Кипра филиалы действуют в качестве филиала международного банковского учреждения на основании лицензии Центрального банка Кипра в соответствии с кипрским законодательством. Баланс филиала входит в консолидированный баланс головных банков. Филиал открывает текущие счета иностранным компаниям и частным лицам. Филиалы таких банков открывают счета во всех свободно конвертируемых валютах клиентам, зарегистрированным в любой стране, кроме кипрских локальных компаний, не имеющих статус международных.

Весьма примечательны требования, предъявляемые законом о банковской деятельности Кипра:

- только филиалы или дочерние компании банков, имеющих хорошую международную репутацию и основанных в странах с развитым банковским надзором, могут рассматриваться как имеющие право на получение лицензии;

- банковские учреждения должны действовать как функциональные организации, полностью укомплектованные персоналом, а не просто зарегистрированные;

- банкам следует строить свою деятельность исключительно на офшорной основе и проводить операции в любой валюте, кроме кипрского фунта, если право на иную деятельность не будет предоставлено Центральным банком Кипра;

- хотя на офшорные банковские учреждения не распространяются положения закона о Центральном банке Кипра и в отношении офшорных банков не действуют установленные нормативы по поддержанию ликвидности, уровня резервов, достаточности собственного капитала, необходимо предоставление Центральному банку Кипра такой информации о своей деятельности, которая подтвердит способность офшорного банковского учреждения выполнять свои обязательства в случае наступления срока платежей и соблюдать общепринятые банковские правила;

- офшорные банковские учреждения должны компенсировать Центральному банку Кипра ежегодно расходы, связанные с его контролирующими функциями;

- местный филиал иностранного банка с управлением и контролем, осуществляемым вне Кипра, освобождается от уплаты любых видов налогов. Если же управление и контроль расположены на Кипре, тогда чистая прибыль будет облагаться налогом;

- для офшорных банковских учреждений, организованных в форме дочерних, минимальный размер оплаченного капитала должен составлять 5 млн долл. US <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. - СПб.: Полиус, 1998.

2. Банки типа brass plate или administered

"Брасс плэйт" - термин, принятый для различного рода банковских и небанковских организаций, которые, по сути, не имеют реального офиса и реальных сотрудников, кроме "таблички, сделанной из меди" (brass plate), свидетельствующей о названии данного банка. Иным и укоренившимся в русскоязычной научной и популярной литературе названием данного типа является "банк без персонала". Собственный капитал таких банков обычно не менее 0,5 - 1,5 млн долл. US в зависимости от юрисдикции.

Такие банки могут функционировать на базе другого банка, обладающего полноценной банковской лицензией. Последний, в свою очередь, осуществляет все административные функции по обеспечению работы патронируемого банка, что подразумевает все административные, учетные и технические функции, включая бэк-офис, бухгалтерию, документооборот и любое иное сопровождение банковских операций, в том числе банковские коммуникации. В этом смысле у банка "без персонала" имеются офис (по соглашению с патронирующим банком), квалифицированный персонал, системы связи и коммуникации, однако этот реально действующий офис, равно как и персонал и коммуникации, все же принадлежит другому банку. Владельцы банка "без персонала" принимают только ключевые решения.

Подобные услуги предлагаются многими крупными банками и их филиалами, расположенными в офшорных юрисдикциях. А суть данного бизнеса наиболее близка к оказанию услуг со стороны секретарских компаний, с тем только отличием, что в данном случае во внимание принимается специфика банковского бизнеса. Предлагаемый комплекс такого рода "банковско-секретарских услуг" позволяет резко сократить постоянные издержки по ведению финансово-хозяйственной деятельности за счет отказа от аренды, содержания зарубежного офиса банка и его персонала, а также дает преимущество "резидентности", поскольку банк "без персонала" рассматривается как резидентный в такой юрисдикции.

Основой взаимоотношения двух банков служит довольно детализированный договор, описывающий все полномочия по осуществлению операций банка и иному управлению банком, а поскольку второй стороной такого договора является довольно известный международный банк, то можно говорить о том, что качество управления банком "без персонала" по крайней мере частично гарантируется патронирующей банковской организацией, имеющей высокую деловую репутацию.

Такие банки, как правило, создаются в таких юрисдикциях, как Мэн, Гернси, Джерси, Каймановы острова, Антигуа, Барбадос и др.

3. Банки типа in-house или captive

К наиболее распространенной категории относятся офшорные банки с "ограниченной лицензией". "Ограниченность" заключается в том, что они имеют право принимать депозиты либо от акционеров банка, либо от лиц, список которых прилагается к лицензии. Однако при этом они вправе осуществлять довольно широкий круг банковских операций (форексные операции, денежные переводы), выступать в качестве гаранта по обязательствам, осуществлять ипотечное кредитование, открывать чековые счета, выпускать кредитные карты и т.д. Поэтому такие банки - наиболее доступный способ зарегистрировать собственный коммерческий банк для небольшой компании, группы компаний или группы частных лиц, тем более что требования к минимальному выплаченному акционерному капиталу у таких банков меньше, чем у банков "без персонала", - от 100 до 500 тыс. долл. US.

Однако такие банки не имеют реально действующего офиса и персонала в юрисдикции, где зарегистрированы, поэтому в полном смысле слова они нерезидентные, что уменьшает их привлекательность. Наиболее распространенными юрисдикциями таких банков являлись Науру, Вануату, Западное Самоа, Монсеррат. Тем не менее привлекательность таких банков повышается при довольно широкой сети корсчетов в хороших зарубежных банках. В этом случае банки становятся оперативными центрами управления капиталом своих клиентов и открывают доступ к международным финансовым и инвестиционным рынкам <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. - М.: АНСИЛ, 2000.

В таблице 2 сгруппированы требования по размеру капитала и ежегодному лицензионному сбору, действовавшие в некоторых юрисдикциях по состоянию на 2002 г.

Таблица 2

Виды банковских лицензий и требования к капиталу

создаваемых банков в некоторых офшорных центрах

     
   ———————————T———————————————T———————————T—————————————T———————T——————————————
   
Юрисдикция¦Вид банковской ¦Минимальный¦ Ежегодный ¦ Налог ¦Дополнительные

¦ лицензии ¦оплаченный ¦лицензионный ¦ на ¦ условия

¦ ¦ капитал ¦ сбор ¦прибыль¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Антигуа ¦Офшорная ¦1 000 000 ¦5000 ¦ н/д ¦Предваритель-

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦ное

¦ ¦ ¦ ¦ ¦депонирование

¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитала в

¦ ¦ ¦ ¦ ¦любом банке

¦ ¦ ¦ ¦ ¦страны

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Багамы ¦Открытая ¦2 000 000 ¦25 000 ¦ н/д ¦ -

¦(неограничен- ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

¦ная) ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Ограниченная ¦100 000 ¦5000 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Барбадос ¦Офшорная ¦500 000 ¦12 500 ¦ 2% ¦Резервный фонд

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦должен быть

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равен

¦ ¦ ¦ ¦ ¦оплаченному

¦ ¦ ¦ ¦ ¦капиталу

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Белиз ¦Класс "А" ¦500 000 ¦ ¦ н/д ¦ -

¦ ¦долл. US ¦ ¦ ¦

+---------------+-----------+ ¦ ¦

¦Класс "В" ¦200 000 ¦ ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Британские ¦Генеральная ¦1 000 000 ¦10 000 ¦ н/д ¦ -

Вирджинские¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

Острова +---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Ограниченная I ¦1 000 000 ¦8000 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+ +-------------+ ¦

¦Ограниченная II¦ ¦6000 ¦ ¦

¦ ¦ ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Вануату ¦Банковская ¦150 000 ¦5000 ¦ н/д ¦ -

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

¦ ¦(ограничен-¦ ¦ ¦

¦ ¦ная) ¦ ¦ ¦

+---------------+-----------+ ¦ ¦

¦Финансового ¦500 000 ¦ ¦ ¦

¦учреждения ¦долл. US ¦ ¦ ¦

¦ ¦(неограни- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ченная) ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Западное ¦Класс "А" ¦10 000 000 ¦15 000 ¦ н/д ¦ -

Самоа ¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "В I" ¦2 000 000 ¦4500 - 7500 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "В II" ¦250 000 ¦3000 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Каймановы ¦Класс "А" ¦1 000 000 ¦51 000 ¦ н/д ¦ -

острова ¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "В" ¦500 000 ¦15 000 ¦ ¦

¦неограниченная ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "В" ¦250 000 ¦7500 ¦ ¦

¦ограниченная ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Кипр ¦Офшорная ¦5 000 000 ¦15 000 ¦ 4,25% ¦ -

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

¦ ¦(для ¦ ¦ ¦

¦ ¦дочерних ¦ ¦ ¦

¦ ¦офшорных ¦ ¦ ¦

¦ ¦банков) ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Маврикий ¦Офшорная ¦25 000 000 ¦20 000 ¦0 - 15%¦ -

¦ ¦Rs ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Науру ¦Генеральная ¦100 000 ¦2000 ¦ н/д ¦ -

¦ ¦долл. US ¦долл. A ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Внутрифирменная¦100 000 ¦2000 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. A ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Ниуэ ¦Класс "А" ¦2 500 000 ¦10 000 ¦ н/д ¦В случае

¦ ¦долл. NZ ¦долл. NZ ¦ ¦лицензии "С"

+---------------+-----------+-------------+-------+5 000 долл. NZ

¦Класс "В" ¦500 000 ¦7500 ¦ ¦должны быть

¦ ¦долл. NZ ¦долл. NZ ¦ ¦депонированы в

+---------------+-----------+-------------+-------+Банке Ниуэ

¦Класс "С" ¦50 000 ¦3000 ¦ ¦

¦ ¦долл. NZ ¦долл. NZ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Острова ¦Класс "А" ¦10 000 000 ¦10 000 ¦ н/д ¦ -

Кука ¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "В" ¦2 000 000 ¦2000 - 6000 ¦ ¦

¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+-----------+-------------+ ¦

¦Класс "С" (не ¦ ¦ ¦ ¦

¦выдавалась) ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Острова ¦Национальная ¦1 000 000 ¦10 000 ¦ н/д ¦ -

Тюркс и ¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

Кайкос +---------------+ +-------------+ ¦

¦Зарубежная ¦ ¦7500 ¦ ¦

¦ ¦ ¦долл. US ¦ ¦

+---------------+ +-------------+ ¦

¦Совместная ¦ ¦17 000 ¦ ¦

¦ ¦ ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Панама ¦Генеральная ¦1 000 000 ¦ ¦ н/д ¦Предваритель-

¦ ¦долл. US ¦ ¦ ¦ное

+---------------+-----------+ ¦ ¦депонирование

¦Международная ¦250 000 ¦ ¦ ¦капитала в

¦ ¦долл. US ¦ ¦ ¦Banco

+---------------+-----------+ ¦ ¦Nationale de

¦Представи- ¦ ¦ ¦ ¦Panama

¦тельская ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Сейшельские¦Офшорная ¦1 000 000 ¦15 000 ¦ н/д ¦ -

острова ¦ ¦долл. US ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   
Республика ¦Офшорная ¦10 000 ¦Лицензионный ¦ 2,5% ¦ -

Черногория ¦ ¦долл. US ¦сбор ¦ ¦

¦ ¦ ¦отсутствует. ¦ ¦

¦ ¦ ¦Ежегодный ¦ ¦

¦ ¦ ¦регистрацион-¦ ¦

¦ ¦ ¦ный сбор 200 ¦ ¦

¦ ¦ ¦долл. US ¦ ¦

     
   ———————————+———————————————+———————————+—————————————+———————+——————————————
   

И.Ильясов

Всероссийский заочный

финансово-экономический институт

А.Петров

К. э. н.

Евразбанк

В.Буланцев

АЙТИКОН аудит

Подписано в печать

05.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Комментарий к Письму Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/431> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 12)
Какие действия должно произвести юридическое лицо - резидент, клиент банка, при получении на свой транзитный валютный счет от нерезидента денежных средств в иностранной валюте по кредитному договору, заключенному с нерезидентом, при условии возврата кредита через один год? ("Международные банковские операции", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.