Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Загранкомандировки: особенности учета и налогообложения (Окончание) ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 2)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 2

ЗАГРАНКОМАНДИРОВКИ: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(Окончание. Начало см. "Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 1)

НДС с оплаты за проезд и различных сборов

Пунктом 7 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 44.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при определении перечня услуг, которые могут быть включены в состав расходов на командировки при исчислении НДС, подлежащего вычету, организациям следует руководствоваться п. 7 ст. 171 НК РФ и пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, вычет НДС применяется в отношении сумм налога, уплаченного по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно только в том случае, если эти расходы принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль и если указанные расходы включены в стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно п. 9 разд. 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, определено, что при учете расходов, связанных с командировками, они принимаются в целях налогообложения только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки). Это означает, что принять к вычету НДС, уплаченный организации - продавцу авиабилетов, можно на дату утверждения авансового отчета по командировке (при выполнении всех условий, необходимых для правомерного вычета НДС, установленных гл. 21 НК РФ, и при наличии соответствующего заключения руководителя по выполнению служебного задания по форме N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26).

Пример 1. Организация заключила договор на приобретение железнодорожных и авиабилетов для сотрудников, направляемых в загранкомандировки, с оплатой по безналичному расчету. Билеты доставляются в офис с полным комплектом документов. Бухгалтерия принимает к учету полученные билеты как денежные документы на счет 50-3 "Денежные документы" с последующей выдачей подотчетному лицу. В связи с этим возникает вопрос - как в данной ситуации учесть входящий НДС?

Вариант 1. Принять к учету билеты по фактической стоимости и выделить НДС после утверждения авансового отчета проводками:

Дебет 26 Кредит 71.1;

Дебет 19 Кредит 71.1;

и зачесть НДС по принятому к учету и оплаченному билету:

Дебет 68.2 Кредит 19.

Вариант 2. Выделить НДС в момент принятия билета к учету проводками:

Дебет 50.3 Кредит 76.5;

Дебет 19 Кредит 76.5;

и зачесть НДС по принятому к учету и оплаченному билету:

Дебет 68.2 Кредит 19.

Билет будет учтен без НДС и, соответственно, выдан подотчетному лицу по стоимости без НДС:

Дебет 71.1 Кредит 50.3.

При варианте 2 возникает ряд проблем при обмене или сдаче билета подотчетным лицом в кассу и покупке нового билета:

- сумма, выплаченная подотчетному лицу в билетной кассе, будет несопоставима с учетной стоимостью билета, так как он учтен без НДС;

- стоимость нового билета будет включать в себя НДС, следовательно, при заполнении авансового отчета у подотчетного лица будет возникать задолженность по остатку денежных средств, подлежащих возврату в кассу организации.

Вариант 1 (принятия к учету билетов без использования субсчета 50.3) не соответствует принятой методологии бухгалтерского учета.

Напомним, что оплаченные железнодорожные и авиабилеты, находящиеся в кассе организации, согласно Инструкции по применению Плана счетов учитываются на счете 50 "Касса", субсчет 50.3 "Денежные документы" в сумме фактических затрат на приобретение.

Таким образом, приобретенные железнодорожные и авиабилеты по безналичному расчету через организацию-продавца (при условии, что подотчетное лицо не сдавало (не обменивало) билет, приобретенный по безналичному расчету) отражаются в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 60 Кредит 51 - перечислена оплата за билет организации-продавцу;

Дебет 50.3 Кредит 60 - принят к учету приобретенный билет;

Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС, предъявленный организацией - продавцом билета;

Дебет 26 Кредит 60 - отражена сумма комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку;

Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС, предъявленный продавцом билета, со стоимости комиссионного (сервисного) сбора;

Дебет 71.1 Кредит 50.3 - выдан билет подотчетному лицу (без НДС);

Дебет 26 Кредит 71.1 - отражены расходы по оплате проезда (на основании авансового отчета);

Дебет 68.2 Кредит 19 - принят к вычету НДС (на основании счета-фактуры, платежного поручения, авансового отчета).

Комиссионные и сервисные сборы

Многие организации, дабы избежать трудностей с оформлением командировочных документов, прибегают к услугам организаций-посредников для приобретения железнодорожных или авиабилетов при направлении сотрудников в загранкомандировки.

При продаже железнодорожных билетов организация-продавец в документах отдельной строкой выделяет комиссионный сбор, при продаже авиабилетов - сервисный сбор. В связи с этим у бухгалтеров возникают вопросы - как учесть в бухгалтерском и налоговом учете данные сборы? Подлежат ли они включению в стоимость билета или учитываются как оказанные услуги?

Как правило, организация-продавец реализует железнодорожные или авиабилеты по договорам комиссии и субкомиссии или агентским договорам, заключенным с перевозчиками, и за оказанные посреднические услуги по приобретению билетов взимает комиссионное или агентское вознаграждение.

Например, организация-заказчик приобретает железнодорожные и авиабилеты у организации-посредника, действующей по поручению заказчика и взимающей за свои услуги собственный сервисный (комиссионный) сбор, не входящий в тариф на перевозку. Соответственно, организация-заказчик обязана не только возместить посреднику стоимость железнодорожного или авиабилета, но и заплатить сервисный (комиссионный) сбор, взимаемый посредником за свои услуги и указываемый в документах (накладных и счетах-фактурах) отдельной строкой.

Сервисные (комиссионные) сборы, выплачиваемые организациям-посредникам при покупке железнодорожных и авиабилетов, конкретно не поименованы в перечне расходов на командировки, приведенном в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом последним абзацем пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрен открытый перечень отдельных видов сборов и платежей, к которым относятся консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. Такие платежи и сборы взимаются, как правило, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По нашему мнению, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые организации-посреднику при приобретении перевозочных документов (билетов) и не входящие в тариф на перевозку, по своему экономическому содержанию не относятся к подобным сборам и платежам.

Следовательно, комиссионные (сервисные) сборы, уплачиваемые организации-посреднику при приобретении билетов и не входящие в тариф на перевозку, не могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на командировки.

По нашему мнению, сервисный (комиссионный) сбор организации-посредника, не входящий в тариф на перевозку, можно признать для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ как суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги). В данном случае под комиссионными сборами понимаются комиссионные и иные вознаграждения, взимаемые за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика по договорам поручения, комиссии, агентским договорам и иным договорам.

Таким образом, затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику в состав командировочных расходов не включаются и при определении суммы расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, должны учитываться организацией-заказчиком обособленно (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для этого являются посреднический договор с организацией-продавцом и документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника.

В своем бухгалтерском учете сервисный (комиссионный) сбор организация-заказчик может признать расходом по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, как расходы, осуществление которых связано с выполнением работ (оказанием услуг).

Пример 2. 18.11.2005 организация приобрела по безналичному расчету авиабилет для сотрудника, вылетающего в загранкомандировку. Стоимость билета 8550,00 руб. (в т.ч. НДС - 18%), сервисный сбор 150,00 руб. (в т.ч. НДС - 18%). Билет был оплачен 18.11.2005.

В связи с отменой командировки 19.11.2005 билет был сдан.

При возврате билета организацией были получены от продавца следующие документы:

- накладная на сумму (- 8480,00 руб. - сторно), в т.ч. НДС - 18%;

- счет-фактура на сумму (- 8480,00 руб. - сторно).

У бухгалтера возник вопрос - правомерно ли выставление сторно-документов при возврате билетов? Не является ли возврат оплаченных и оприходованных билетов обратной реализацией? Ответим на эти вопросы.

Отмена командировки и возврат билета

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ перевозка пассажира и его багажа производится на основании и во исполнение договора перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования относится к категории договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ). Условия такого договора определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут приниматься другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Суть договора присоединения заключается в том, что транспортная организация, как одна из сторон договора, осуществляет деятельность, призванную удовлетворять потребности неопределенного круга лиц, любого лица, пожелавшего воспользоваться ее услугами. Однако вступать в индивидуальные переговоры с каждым пожелавшим воспользоваться услугами, в том числе транспортными, не представляется возможным. Поэтому согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а прием от пассажира багажа - багажной квитанцией. Соответственно, пассажирский билет и багажная квитанция содержат минимально необходимые условия договора перевозки.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929 с изменениями от 28.09.1955, ратифицирована СССР 07.07.1934), п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. ст. 103 и 105 Воздушного кодекса РФ и пп. 2.2.3 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19 и действующих в части, не противоречащей гл. 40 "Перевозка" ГК РФ, пассажирский билет - это перевозочный документ, выдаваемый авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами) и удостоверяющий факт заключения договора воздушной перевозки и его условия. Пассажирский билет является именным и, согласно пп. 3.1.2 упомянутых Правил перевозки, выдается на основании документа, удостоверяющего личность пассажира.

Детально условия договора разрабатываются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, и доводятся до всеобщего сведения в виде опубликованных правил перевозки. Заключив договор перевозки, пассажир присоединяется к предложению перевозчика, подчиняясь установленным перевозчиком правилам.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную поездку (п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ). Договор воздушной перевозки пассажира также удостоверяется билетом, багажной квитанцией (п. 1 ст. 105 ВК РФ).

Пассажир, купивший билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что равносильно одностороннему расторжению договора. Действующим законодательством определены правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира. Так, согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Необходимым условием возврата внесенной пассажиром провозной платы (стоимости билета) при отказе последнего от договора перевозки пассажира является возврат неиспользованного проездного документа (билета).

Опасения бухгалтера, связанные с признанием возврата билета в качестве обратной реализации, очевидно, основаны на нормах ст. 39 НК РФ. А также на мнении налоговых органов по поводу возврата товара, приобретенного по договору купли-продажи, после перехода права собственности на него, которые склонны считать такую операцию обратной реализацией товара.

Напоминаем, что согласно ст. 39 НК РФ под реализацией товаров (работ, услуг) понимается передача (в том числе обмен) на возмездной основе (безвозмездно) прав собственности на них.

Предметом договора купли-продажи является передача вещи (товара) в собственность покупателю, который обязуется принять и оплатить этот товар (п. 1 ст. 454 ГК РФ). По договору купли-продажи право собственности у покупателя товаров возникает с момента их передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, каждый случай перехода права собственности на товары признается реализацией.

Предметом договора перевозки пассажира, как отмечалось выше, является доставка пассажира в пункт назначения, за что он обязан уплатить установленную плату за проезд (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Пассажирский билет как перевозочный документ удостоверяет только факт заключения договора воздушной перевозки и его условия, а не факт перехода прав собственности на результаты фактически оказанных услуг по перевозке пассажира (ведь пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния). Поэтому, учитывая правовую природу договора воздушной перевозки пассажира (отличную от договора купли-продажи товара), возврат неиспользованного проездного документа (авиабилета), по нашему мнению, не является обратной продажей билета, где в роли покупателя собственного билета оказывается его недавний поставщик. При возврате неиспользованного пассажирского билета стороны возвращаются в исходное положение, договор воздушной перевозки считается расторгнутым. По этой причине организация - продавец авиабилета выписывает сторнировочную накладную и сторнировочный счет-фактуру на возврат авиабилета.

Если сданный билет покупался "по безналу"

В случае сдачи билета, купленного по безналичному расчету, и покупки нового билета самим подотчетным лицом необходимо учесть следующее.

При возврате денег за неиспользованный перевозочный документ (билет) сам сданный билет и квитанции доплат остаются у перевозчика. Это предусмотрено, в частности, п. 61 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30. Кроме того, за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный перевозочный документ (билет) взимается сбор в установленном размере (п. 157 данных Правил). Это означает, что у подотчетного лица сумма, полученная за сданный билет, приобретенный ранее в безналичном порядке, документально не подтверждена. К авансовому отчету в рассматриваемом случае будут приложены:

- новый билет, приобретенный подотчетным лицом самостоятельно взамен сданного билета, приобретенного ранее в безналичном порядке;

- объяснительная записка подотчетного лица, в которой должна быть указана сумма, полученная за сданный билет, а также причина, вызвавшая необходимость возврата выданного ему билета, приобретенного ранее в безналичном порядке;

- приказ руководителя о переносе срока командировки или ее отмене.

Разница между фактической стоимостью сданного билета (без НДС), приобретенного организацией для командированного за границу сотрудника в безналичном порядке, и суммой, полученной командированным сотрудником при сдаче этого билета, должна быть признана в составе прочих внереализационных расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и отражена проводкой: Дебет 91.2 Кредит 71.1.

Сумма НДС, уплаченная организации - продавцу приобретенного в безналичном порядке билета, впоследствии сданного перевозчику (в кассу вокзала, например), не может быть принята к вычету, так как услуга по перевозке пассажира - командированного сотрудника - не была оказана и, следовательно, не выполняется условие п. 1 ст. 172 НК РФ для принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам). Указанная сумма НДС признается прочим внереализационным расходом (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации") и списывается в дебет субсчета 91.2 проводкой: Дебет 91.2 Кредит 19.

Соответственно, по указанным причинам в составе прочих внереализационных расходов необходимо признать также сумму комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку, и сумму НДС, уплаченную ранее организации - продавцу билета со стоимости комиссионного (сервисного) сбора.

Поскольку сумма, полученная за сданный билет, документально не подтверждена, то на основании п. 1 ст. 252 НК РФ нельзя признать для целей исчисления налога на прибыль следующие признанные в бухгалтерском учете прочие внереализационные расходы:

- разницу между фактической стоимостью сданного билета (без НДС), приобретенного организацией для командированного сотрудника в безналичном порядке, и суммой, полученной командированным сотрудником при сдаче этого билета;

- сумму НДС, уплаченную организации - продавцу приобретенного в безналичном порядке билета, впоследствии сданного перевозчику;

- сумму комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку;

- сумму НДС, уплаченную ранее организации - продавцу билета со стоимости комиссионного (сервисного) сбора.

При сдаче билета, купленного по безналичному расчету, и покупке нового билета самим подотчетным лицом в бухгалтерском учете рассмотренная ситуация отражается следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51 - перечислена оплата за билет организации-продавцу;

Дебет 50.3 Кредит 60 - принят к учету приобретенный билет;

Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС, предъявленный организацией - продавцом билета;

Дебет 26 Кредит 60 - отражена сумма комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку;

Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС, предъявленный продавцом билета, со стоимости комиссионного (сервисного) сбора;

Дебет 71.1 Кредит 50.3 - выдан билет подотчетному лицу (без НДС);

Дебет 26 Кредит 71.1 - отражены расходы по оплате проезда - стоимость нового билета, купленного самим подотчетным лицом взамен прежнего билета (на основании авансового отчета);

Дебет 91.2 Кредит 71.1 - разница между стоимостью сданного билета (без НДС) и полученной при возврате билета суммой признана в составе внереализационных расходов (на основании авансового отчета);

Дебет 91.2 Кредит 19 - сумма НДС, уплаченная ранее организации - продавцу билета по безналичному расчету, признана внереализационным расходом (на основании бухгалтерской справки);

Дебет 26 Кредит 60 (сторно) - отражена сумма комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку;

Дебет 91.2 Кредит 60 - сумма комиссионного (сервисного) сбора за услуги организации - продавца билета, не входящего в тариф на перевозку, признана в составе прочих внереализационных расходов;

Дебет 91.2 Кредит 19 - сумма НДС, уплаченная ранее организации - продавцу билета со стоимости комиссионного (сервисного) сбора, признана внереализационным расходом (на основании бухгалтерской справки);

Дебет 71.1 Кредит 50.1 - произведены расчеты с подотчетным лицом по авансовому отчету (на основании расходного кассового ордера).

О, эти загадочные зарубежные отели! (не знающие требований

ФНС России в отношении оформления документов)

При загранкомандировках у бухгалтера часто возникает вопрос - может ли счет, выставленный иностранным отелем, являться документом, подтверждающим оплату проживания? Ведь кассовые документы зарубежным отелем, как правило, не предоставляются.

Представленные командированными работниками счета иностранных отелей, построчно (на отдельном листе) переведенные на русский язык, могут являться первичными документами, подтверждающими факт произведенных командировочных расходов (проживание сотрудников в иностранных отелях при зарубежных командировках), и при отсутствии кассовых документов.

Как показывает зарубежная практика, иностранные отели не пробивают своим гостям кассовые чеки, а вместо них выдают счета (инвойсы) соответствующей для каждого отеля формы. В отечественной практике (согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) гостиницы также могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Однако в этом случае они обязаны выдавать соответствующие бланки строгой отчетности - счета по форме N 3-Г или по форме N 3-Гм, утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, производимые организацией (в том числе расходные операции), должны оформляться первичными документами, содержащими перечисленные в данной статье обязательные реквизиты. Такими первичными документами могут быть: платежные документы, акты, счета, накладные, справки, квитанции и т.д. Они служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета (разд. 9 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729). Как правило, привозимые командированными сотрудниками счета (инвойсы) иностранных отелей содержат все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в них выделены расходы по проживанию, следовательно, указанные счета (инвойсы) могут служить основанием для подтверждения факта оплаты проживания и признания таких затрат в качестве расходов на зарубежные командировки в части найма жилого помещения для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 252 НК РФ и пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При этом следует обратить внимание на следующее. В некоторых счетах иностранных отелей выделены отдельной строкой расходы по оплате завтрака, а в других стоимость завтрака включена в расходы на проживание с указанием: "Расходы на проживание, включая завтрак". По нашему мнению, для целей исчисления налога на прибыль расходы по оплате завтрака не должны включаться в стоимость проживания, так как они возмещаются за счет суточных. Поэтому, если в инвойсе отеля стоимость расходов по оплате завтрака включена в стоимость расходов на проживание с указанием "в том числе", то организация, направившая сотрудника в загранкомандировку, не имеет возможности документально подтвердить величину расходов на проживание своего сотрудника в зарубежной стране (без учета расходов на оплату завтрака), следовательно, не вправе признать затраты по счету такого отеля для целей исчисления налога на прибыль в качестве расходов на наем жилого помещения как не соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на проживание по счету иностранного отеля, в котором расходы по оплате завтраков выделены отдельной строкой, организация вправе признать для целей исчисления налога на прибыль не в полной сумме, а за вычетом расходов на оплату завтрака. Сами же расходы на оплату завтраков в таком иностранном отеле должны быть возмещены за счет суточных.

Виза и медицинская страховка

Что касается оплаты въездной визы и требующейся для ее получения медицинской страховки, то необходимо отметить следующее.

Согласно абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки в части оформления и выдачи виз признаются в налоговом учете в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Ряд иностранных государств не разрешает въезд в страну без оформления обязательной медицинской страховки.

Если оплата медицинской страховки необходима для получения въездной визы в данную страну, то, по нашему мнению, ее стоимость можно признать для целей налогового учета при наличии полиса медицинской страховки, а также документов от посольства, где будет сказано, что обязательным условием оформления и выдачи въездной визы является медицинская страховка.

Аналогично и в бухгалтерском учете. Если оплата медицинской страховки является обязательной при оформлении выездных документов, то есть если без предъявления свидетельства об оплаченной страховке (полиса медицинской страховки) въездная виза в определенное государство не выдается, то расходы по оплате медицинской страховки также признаются расходами по обычным видам деятельности (Письмо Минфина России от 20.10.1999 N 04-06-05).

Е.В.Орлова

Заместитель генерального директора

ЗАО "АСМ Аудит"

Подписано в печать

24.01.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал (Окончание) ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 2)
Статья: Типичные ошибки при подготовке международной отчетности (Окончание) ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.