Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О государственной пошлине ("Налоговый вестник", 2005, N 10)



"Налоговый вестник", 2005, N 10

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Текст гл. 25.3 НК РФ, а также комментарии О.Н. Троицкой, В.Р. Захарьина, Л.Н. Крыкановой (N 2, N 3), Е.Л. Вылковой и В.Н. Слатвинского см.: НВ: комментарии... - 2005. - N 1. - С. 34 - 51; N 2. - С. 2 - 29; N 3. - С. 16 - 33.

Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена гл. 25.3 "Государственная пошлина", которая вступила в силу с 1 января 2005 г.

Положения гл. 25.3 НК РФ существенно отличаются от ранее действовавшего законодательства о государственной пошлине. Наиболее принципиальными из них являются следующие изменения и дополнения.

Во-первых, по сравнению с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о государственной пошлине в гл. 25.3 НК РФ значительно расширен перечень юридически значимых действий, за совершение которых должна уплачиваться государственная пошлина.

Например, только в п. 1 ст. 333.33 НК РФ содержится 82 подпункта, где перечислено свыше 200 юридически значимых действий, за которые должна уплачиваться государственная пошлина.

Во-вторых, значительно увеличено число органов, организаций и должностных лиц, уполномоченных осуществлять юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина.

Так, пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также действий, приведенных в пп. 49, 55 и 72 - 74 данного пункта ст. 333.33 Кодекса.

При этом более 40 министерств и ведомств уполномочены выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В-третьих, в гл. 25.3 НК РФ размеры государственной пошлины установлены в основном в фиксированных суммах. В действовавшем до 1 января 2005 г. Законе РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" многие ставки государственной пошлины были "увязаны" с минимальным размером оплаты труда. Необходимость в этом была обусловлена в основном высоким уровнем инфляции в 90-е годы.

В-четвертых, принципиально изменен порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины. В соответствии с бюджетным законодательством основные источники доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе и государственная пошлина, закреплены за главными распорядителями средств федерального бюджета - администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.

К администраторам поступлений в бюджеты Российской Федерации отнесены налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет должны осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представлять прогнозы поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

На администраторов поступлений в бюджет возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Это в полной мере относится и к государственной пошлине.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом от 10.12.2004 N 114н, согласно которым ФНС России переданы функции администрирования государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами.

Совершенно новым является и то, что в соответствии со ст. 333.42 НК РФ органы, организации и должностные лица, уполномоченные взимать государственную пошлину, обязаны представлять в налоговые органы информацию о совершенных юридически значимых действиях в порядке, установленном Минфином России. Проект такого порядка разработан и после его утверждения Минфином России будет доведен как до налоговых органов, так и до других администраторов государственной пошлины.

Внесенные в законодательство Российской Федерации о государственной пошлине изменения и дополнения привели к увеличению поступлений в бюджет сумм государственной пошлины. По состоянию на 1 июня 2005 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило государственной пошлины на сумму 3,7 млрд руб., в том числе государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами (с учетом сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами), - 2,5 млрд руб.

Практика применения положений гл. 25.3 НК РФ свидетельствует о том, что некоторые нормы этой главы Кодекса сформулированы недостаточно четко, вызывают споры между плательщиками государственной пошлины и сотрудниками налоговых органов, а также становятся причиной возникновения вопросов у администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, на которых возложены обязанности по администрированию государственной пошлины.

Особенно много вопросов связано с возвратом из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины, взысканием государственной пошлины по исполнительным листам судов, с исчислением и уплатой государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и договоров отчуждения недвижимого имущества.

В настоящее время Минфином России с участием ФНС России подготавливаются предложения о внесении изменений и дополнений в некоторые положения НК РФ, регулирующие порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.

А.И.Новиков

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

09.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расходов, связанных с повышением профессиональной квалификации частнопрактикующих нотариусов ("Налоговый вестник", 2005, N 10)
Вопрос: В каких размерах уплачивается государственная пошлина за выдачу судами копий решений, определений, приговоров, судебных приказов и иных документов из дела? ("Налоговый вестник", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.