Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение подакцизных товаров в Федеративной Республике Германия ("Аудиторские ведомости", 2005, N 9)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 9

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ

В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ

Федеративная Республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией.

В статье дается история развития налоговой системы Германии, рассматривается действующий порядок налогообложения.

При образовании в 1871 г. Немецкой империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В девяностые годы XIX в. были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. - налог с наследства, в 1913 г. - налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы.

В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 г.

В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: около 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится поровну между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношение долей этого налога, поступающих в конкретные бюджеты, может быть самым различным и меняться с течением времени, поскольку данный налог служит регулирующим источником дохода.

Отметим, что Германия - одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония.

В Германии действуют следующие важнейшие принципы построения системы налогообложения:

- налоги по возможности минимальны;

- минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

- налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

- налоги соответствуют структурной политике;

- налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

- система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике; соблюдение коммерческой тайны гарантировано;

- налоговая система исключает двойное налогообложение;

- величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Основные виды налогов Германии

В Германии взимаются следующие налоги:

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на корпорации;

- налог на добавленную стоимость;

- промысловый налог;

- налог на имущество;

- поземельный налог;

- налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;

- страховые взносы;

- налог на наследство и дарение;

- автомобильный налог;

- налог на содержание пожарной охраны;

- акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия;

- таможенные пошлины;

- сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.

Сумма налоговых поступлений распределяется следующим образом: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток составляет доли, поступающие в Фонд выравнивания бремени и в ЕС). Кроме того, существует еще церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для всех видов налогов, приводятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, указывается, кто считается налогоплательщиком, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.

Налоговые инспекции являются финансово-налоговыми органами федеральных земель и по поручению федерации администрируют налоги на собственность и налоги с оборота, целиком или частично поступающие в федеральный бюджет, а также налоги, причитающиеся федеральным землям, и некоторые муниципальные налоги. В этой связи в круг функций налоговых инспекций входит также исчисление величины единой нормативной стоимости земельных участков в Германии. На эту единую нормативную стоимость опирается, например, земельный налог. Налоговые инспекции занимаются также выплатой государственных премий согласно Закону о премиях в жилищном строительстве, претворением в жизнь Закона об образовании собственности и имущества и Закона о премиях горнякам, а также предоставление льгот согласно Закону об инвестиционных льготах и Закону о содействии Берлину.

Главные таможни, являясь федеральными финансовыми органами, администрируют таможенные пошлины, акцизы, регулируемые федеральным законодательством, включая импортный налог на добавленную стоимость и акциз на пиво, поступающий в бюджеты федеральных земель, а также обязательные платежи в рамках ЕС. Помимо этого они отвечают за таможенный контроль перемещения товаров через границу, за пограничный контроль и за прочие функции, возложенные на них. К числу последних относятся в первую очередь пограничный контроль на "зеленой" границе и многочисленных пограничных переходах, контроль за внешнеэкономической деятельностью, принудительное исполнение публично-правовых денежных требований федерации (прежде всего со стороны федеральных фондов социального страхования - медицинского и пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев, от безработицы), а также борьба с нелегальной трудовой деятельностью, включая злоупотребления в связи с получением государственных пособий, кассовые операции федерации, участие в надзоре за рыболовецкими зонами, континентальным шельфом, судоходством и др.

По компетенции взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

По объектам налогообложения выделяют три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

К группе налогов на владение относятся налоги на доход (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например, налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество. Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в ФРГ, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает почти 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания - путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Подоходным налогом облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т.д. вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Налоги на потребление (акцизы)

Акцизами облагаются подакцизные товары, находящиеся в обороте на налоговой территории, которые там же потребляются. Налоговая территория - это вся территория Федеративной Республики Германия, включая свободные порты, за исключением территории Бюзинген и острова Хелголанд.

Обязательство по уплате акциза возникает в момент выпуска товаров с акцизного склада или при его использовании (переработке) на акцизном складе.

Акцизные склады представляют собой заводы-изготовители и склады, где подакцизные товары находятся без обложения налогом. При этом для открытия акцизного склада необходимо получить соответствующее разрешение. Предприниматели, не имеющие акцизного склада, но имеющие разрешение на получение безналоговых товаров, допускаются к приему необлагаемых товаров в рамках товарооборота внутри ЕС (правомочный получатель). В данном случае налоговое обязательство по уплате акциза возникает в момент приема товара. Налогоплательщиком является владелец акцизного склада или правомочный получатель. При получении товаров, ранее обложенных акцизами в другом государстве - члене ЕС, налогоплательщиком является получатель.

Следует отметить, что в Германии, как и в других странах ЕС, подакцизные товары могут перемещаться между акцизными складами без обложения налогом. Данное положение действует на налоговой территории, а также в рамках государств - членов ЕС. При перемещении подакцизных товаров внутренним транзитом в другие государства - члены ЕС обязательно наличие установленных законом сопроводительных документов (административных или коммерческих).

В коммерческом обороте действует принцип "страны назначения", т.е. товары облагаются налогом в стране потребления. В отличие от этого в "пассажирском" сообщении действует принцип "страны происхождения". Товары, приобретенные и перемещаемые пассажирами или туристами для собственного потребления, подлежат налогообложению в стране отправления, не облагаются акцизами в стране назначения.

В целях избежания двойного налогообложения при перемещении товаров в другие государства - члены ЕС производится возврат акциза, уплаченного по подакцизным товарам на налоговой территории.

Во многих случаях предусмотрены налоговые освобождения. Так, не облагается акцизом передача спирта для производства лекарственных, косметических средств, продуктов питания (кроме напитков), ароматических эссенций и уксуса, продуктов для отопительных и очистительных целей.

В Германии существуют следующие виды акцизов:

- на спиртоводочные изделия;

- на пиво;

- на игристое вино;

- на промежуточные изделия;

- на минеральное топливо;

- на электроэнергию;

- на табак и табачные изделия;

- на кофе.

В различные бюджеты поступают следующие акцизы:

- в бюджет федерации - на табак и табачные изделия, на спиртоводочные изделия, на промежуточные изделия, на игристые вина, на минеральное топливо, на электроэнергию, на кофе;

- в бюджеты федеральных земель - на пиво;

- в бюджеты федерации и земель - импортный налог на добавленную стоимость.

Кроме того, поступления от некоторых акцизов перечисляются в бюджеты общин или объединений общин (местные налоги).

Акциз на игристые вина

Акциз на игристые вина устанавливается федеральным законодательством. Содержание спирта должно быть не ниже 1,2% и не выше 15%. Кроме того, в диапазоне от 13 до 15% спирт должен иметь бродильное происхождение. Проводившееся ранее различие между игристым вином, напитками, считающимися игристым вином (так называемые игристые вина низкого давления), и напитками, подобными игристому вину (в том числе фруктовые шипучие вина), в настоящее время упразднено.

Обязательство по уплате акциза возникает при выпуске игристого вина с акцизного склада, к числу которых относятся заводы-изготовители и склады игристого вина, если не предусмотрен режим приостановления налогообложения, а также при его использовании (переработке) внутри акцизного склада. Налогоплательщиком является владелец акцизного склада или правомочный получатель. При ввозе из третьей страны (территории, не принадлежащей к налоговой территории ЕС) в отношении факта возникновения налогового обязательства и лица налогоплательщика соответственно применяются таможенные правила. Игристое вино может без уплаты акциза перемещаться с одного склада на другие склады, находящиеся на налоговой территории, или на акцизные склады правомочных получателей в других государствах - членах ЕС.

Если игристое вино получают в безакцизном режиме в коммерческих целях из другой страны ЕС, то налоговое обязательство возникает в момент получения этого товара на налоговой территории. При этом налогоплательщиком является получатель подакцизных товаров.

Акциз на игристые вина администрируется таможенной администрацией и поступает полностью в федеральный бюджет.

Предшественником акциза на игристые вина могут считаться общие винные налоги, которые в Германии появились уже в середине века под общим названием "таможенная пошлина", "Ungeld" или "акциз", а в XIX в. получили распространение в виде налогов земель. После распространения возникшей во Франции технологии изготовления игристых вин на них предусматривался специальный налог на предметы роскоши, введение которого после перехода акцизного налогообложения в ведение империи (1871 г.) неоднократно требовалось депутатами Рейхстага и который был введен в 1902 г. имперским законодательством в форме бандерольного акциза. В 1922 г. данный налог был совмещен с имперским винным налогом, введенным в 1918 г.

В 1926 г. акциз на игристые вина вновь получил самостоятельность в связи с упразднением акциза на вино. В 1933 г. он был упразднен в целях преодоления экономического кризиса, а в 1939 г. вновь возобновлен в форме военной надбавки. В 1949 г. законодательная компетенция, доходная компетенция и административная компетенция по данному налогу перешли к федерации, которая в 1952 г. разработала новый закон об акцизе на игристые вина, который подвергся неоднократному изменению. С завершением в ЕС единого внутреннего рынка к 1 января 1993 г. акциз на игристые вина был гармонизирован, хотя унификация налоговых ставок до сих пор не достигнута.

Акциз на промежуточные изделия

К промежуточным изделиям относятся алкогольные напитки, представляющие собой нечто среднее между вином и спиртными напитками. Содержание спирта составляет от 1,2 до 22%. К типичным промежуточным изделиям относятся, например, херес, портвейн и мадера.

Порядок определения плательщиков акцизов и объекта налогообложения аналогичен порядку, установленному для игристых вин. Ранее промежуточные изделия облагались налогом так же, как и спиртоводочные изделия.

Акциз на кофе

Применение этого акциза регулируется федеральным законом. Акцизом облагается жареный и растворимый кофе (экстракты, эссенции и концентраты из кофе), а также доля кофе в изделиях, содержащих кофе.

Налоговое обязательство возникает в момент выпуска кофе с акцизного склада (предприятия-изготовителя или кофейного склада) без последующей процедуры приостановления налогообложения или использования (переработки) кофе внутри склада. Налогоплательщик - владелец акцизного склада. В случае получения в коммерческих целях кофе из других стран - членов ЕС налоговое обязательство возникает в момент приема кофе на налоговой территории. В данном случае налогоплательщиком является получатель. При ввозе кофе из третьей страны для факта возникновения налогового обязательства действуют таможенные правила.

Кофе, вывозимый с налоговой территории или поставляемый получателю в другом государстве - члене ЕС, освобождается от налогообложения. При этом акциз на кофе, которым были обложены изделия, содержащие кофе, возвращается или возмещается при вывозе товаров с налоговой территории или при поставках их получателю в другом государстве - члене ЕС.

Акциз администрируется таможенной службой и полностью поступает в федеральный бюджет.

С успешным распространением кофе в Европе в XVII в. возникло и его фискальное значение, которое проявлялось в форме ввозной таможенной пошлины. Во времена Фридриха Великого в Пруссии в 1781 г. была введена кофейная монополия, которая в 1787 г. была отменена по причине низкого эффекта. Таможенные пошлины на кофе в XIX в. относились к наиболее важным фискальным пошлинам отдельных германских государств. В рамках Германского таможенного союза в 1853 - 1860 гг. они подверглись существенному снижению и, перейдя в 1871 г. в ведение империи, в ходе финансовой реформы в 1909 г. вновь были ощутимо повышены.

Когда после денежной реформы 1948 г. должны были быть заново урегулированы ставки таможенных пошлин на кофе, для этого требовалось принятие решения (уже недействующего) Контрольного совета оккупационных властей. Как выход из тупиковой ситуации для объединенной экономической территории (в 1949 г. и для Западного Берлина) законом от 22 июня 1948 г. был введен акциз на кофе в качестве нового вида. Основным законом 1949 г. акциз был передан в распоряжение федерации.

С внедрением единого внутреннего рынка ЕС и с упразднением с 1 января 1993 г. пограничного контроля на внутренних границах ЕС закон об акцизе на кофе, основанный на обложении сырого кофе при перемещении границы, был перестроен на обложение готового продукта и адаптирован к системе остальных видов акцизов, гармонизированных в рамках ЕС.

Акциз на минеральное топливо

Данным акцизом облагается только потребление минерального топлива в виде горючего и мазута. Остальные виды потребления освобождаются от налогообложения в силу многочисленных исключений. В целях содействия развитию экологически чистых энергоносителей и транспортных средств закон об акцизе на минеральное топливо для потребления минерального топлива в виде горючего и мазута предусматривает ряд исключений. Кроме того, существуют льготы для производственной сферы в целях предотвращения неблагоприятных конкурентных условий по сравнению с иностранными конкурентами.

Минеральные вещества, используемые в рамках завода-изготовителя на производство горючего, мазута или других видов минерального топлива, определенных на основании соответствующей номенклатуры, акцизом не облагаются. Данная льгота создает заводам-производителям благоприятные условия потребления минерального топлива. Это главным образом сказывается на потреблении мазута для выработки энергии.

Акциз взимается прямо у изготовителя либо в последующих фазах производственного и торгового цикла и через цену товара перекладывается на потребителя. Таким образом, в связи с ограниченным числом налогоплательщиков акциз взимается с относительно низкими административными затратами. В распоряжении налогоплательщика достаточно много времени (в среднем 55 дней), чтобы выручить суммы, необходимые для уплаты акциза.

Отметим, что горючее представляет самую значимую с точки зрения налоговых поступлений группу подакцизных видов минерального сырья.

В настоящее время этилированный бензин практически исчез с рынка в Германии и продолжает использоваться только как авиационный бензин.

Для стимулирования использования горючего с низким содержанием серы с 1 января 2003 г. установлен повышенный акциз на этилированный бензин и дизельное топливо с содержанием серы свыше 10 мг/кг.

Сжиженный газ (пропан, бутан), природный газ и другие газообразные углеводы также облагаются акцизом на минеральное топливо, если они применяются как горючее.

Акциз на пиво

Порядок исчисления и уплаты акцизов на пиво регулируется федеральным законом.

Не облагаются акцизом:

- безвозмездная передача пива служащим и работникам завода-изготовителя;

- изготовление пива пивоварами-любителями в домашних условиях для собственного потребления в количестве до 2 гл в календарный год.

Заметим, что безалкогольное пиво не признается подакцизным.

Плательщиком акциза является владелец акцизного склада (производитель или пивной склад). Обязательство по уплате акциза возникает при выпуске пива с акцизного склада или при его использовании (переработке) внутри акцизного склада.

Размер акциза на пиво зависит от содержания в нем основного сусла. При этом пивоварни с совокупной годовой продукцией до 200 тыс. гл могут уплачивать налог по льготным ставкам.

Максимальной скидкой в 50% общей ставки акциза могут воспользоваться пивоварни с годовой продукцией до 5 тыс. гл. Такая мера предусмотрена с целью поддержания средних пивоваренных заводов.

Акциз на пиво администрируется таможенной администрацией. Поступления распределяются исключительно между федеральными землями.

Акциз на пиво - один из старинных обязательных платежей на потребление. Он взимался еще в средневековых германских городах под различными наименованиями (пивная деньга, пивной акциз, пивной пфенниг, питейная деньга, питейная или солодовая накидка), причем в виде торгового производственного, приборного или сырьевого налога. Начиная с XV в. земельные князья завладели пивным акцизом, в связи с чем он стал важной составной частью земельных налоговых систем, например в Баварии.

Акциз на спиртоводочные изделия

Порядок исчисления и уплаты акциза на спиртоводочные изделия регулируется федеральным законом.

К спиртоводочным изделиям относятся:

- этиловый спирт любой крепости, в том числе денатурированный, а также крепкие спиртные напитки с содержанием спирта не менее 1,2%;

- игристые и неигристые вина, крепленые вина и виноградное сусло, а также вермуты и другие ароматизированные вина;

- прочие сброженные напитки (например, яблочное вино) и смеси из сброженных напитков соответственно с концентрацией спирта не менее 22%.

Обязательство по уплате акциза на спиртоводочные изделия возникает в момент выпуска изделий с акцизного склада (спиртоводочного завода или спиртного склада), если не следует дальнейшая процедура по приостановлению налогообложения, или в момент переработки изделия внутри акцизного склада. Плательщиком акциза является владелец акцизного склада или правомочный получатель.

Исключение составляют спиртоводочные изделия, изготовляемые на спиртозаводах, работающих по системе откупа. Смысл этой системы заключается в следующем. База налогообложения (количество производимого спирта) исчисляется исходя из установленных норм выхода продукции из соответствующего перерабатываемого сырья. Например, 100 л вишневого затертого сусла дают 5 л чистого спирта. Если фактический выход продукции превысит установленную норму, то излишнее количество не облагается налогом. При откупной системе плательщиком акцизов всегда является производитель. Обязательство по уплате акциза возникает в момент выработки спирта.

Следует отметить, что у России тоже был период, когда работала система винных откупов. Винные откупы в России были впервые введены в XVI в., но наибольшее значение они приобрели в XVIII - XIX вв., когда откупщикам было предоставлено право самим устанавливать цену на продаваемую водку, и в середине ХIХ в. их легальные доходы составляли свыше 200 млн руб. в год. Доход казны от питейного налога в 1859 г. составил 128 млн руб., или 46% всех доходов государственного бюджета. В России на откупах нажились многие крупные помещики (князья Долгорукие, Потемкины, Гагарины и др.), а также многие купцы и фабриканты.

В Германии спирт, производимый на территории действия спиртной монополии, должен в обязательном порядке сдаваться Федеральному управлению спиртной монополией (BFB) в г. Оффенбах-на-Майне, представляющему собой главный федеральный орган, на который возложена функция внедрения спиртной монополии. Обязательство по сдаче спирта не распространяется на спирт, получаемый из злаковых, фруктов, вина, а также из сырья несельскохозяйственного происхождения. Данное управление занимается очисткой полученных спиртов и реализацией их потребителям. Спирт, не подвергаемый обязательной сдаче в Федеральное управление спиртной монополией и не реализуемый им, подлежит, как и импортированный спирт, обложению акцизом. Данный акциз администрируется федеральными финансовыми органами (таможенной администрацией) и поступает в федеральный бюджет.

Акциз на табак и табачные изделия

Порядок исчисления и уплаты данного акциза регулируется федеральным законом. К подакцизным относятся следующие товары: сигары, сигариллы, сигареты, курительный табак, изделия, приравненные к табачным, полностью или частично состоящие из заменителей табака. Обязательство по уплате акциза на табак и табачные изделия возникает при отпуске табачных изделий с акцизного склада или при их использовании (переработке) внутри акцизного склада.

Данный акциз взимается, за исключением некоторых случаев, не путем уплаты налоговой суммы, а в результате применения акцизных марок, т.е. путем платежа за наклеиваемые акцизные марки на розничных упаковках. Изготовители и импортеры получают акцизные марки в центре по акцизным маркам в г. Бюнде. Марки оплачиваются не сразу, а в течение определенного срока, зависящего от налоговой стоимости.

В отдельных случаях законодательством предусматриваются льготы:

- освобождение от уплаты акцизов по табачным изделиям, используемым в административных расследованиях или научных исследованиях, а также для безвозмездно выдаваемой натуроплаты;

- возмещение сумм акциза по ранее обложенным акцизом изделиям, которые помещаются на акцизный склад, вывозятся или помещаются под определенный таможенный режим.

Акциз на табак и табачные изделия взимается Федеральной таможенной администрацией и перечисляется в бюджет федерации.

После резкого повышения потребления табака во время тридцатилетней войны в Германии сначала попытались противодействовать этому при помощи запрета на уровне земель (например, 1652 г. в Баварии), но с конца XVII в. перешли к фискальному использованию отечественного табака-сырца в форме фискальной монополии или налога на предметы роскоши (табачные акцизы). В 1819 г. Пруссия ввела весовой акциз на табачные листья, а в 1828 г. - налог на площади выращивания табака, который стал основой для Объединения по табачному акцизу, членами которого были ряд северогерманских и центрально-германских земель, а с 1886 г. - всеобщего Германского таможенного союза. Перейдя в 1871 г. в ведение империи, имперский табачный акциз в 1879 г. (после тщетных и неоднократно принимаемых попыток Бисмарка внедрить имперскую табачную монополию) принял форму весового, который в 1906 г. был дополнен заводским акцизом на сигареты (на основе их розничной цены). Эта система получила развитие в последующих законах, а именно в 1919, 1939 и 1953 гг.

С 1949 г. бывший имперский акциз продолжает действовать как федеральный акциз. Закон об изменении законодательства от 1971 г. существенно упростил правовые основы табачного акциза, адаптировал его к новым экономическим условиям и создал акцизную систему по сигаретам в соответствии с нормами ЕС.

Заметим, что во всех странах ЕС акциз на табак и табачные изделия имеет одинаково высокое экономическое фискальное значение.

Акциз на электроэнергию

Обязательство по уплате акциза возникает в момент изъятия электрического тока из сети энергоснабжения. В момент изъятия товар "электроэнергия" выпускается для свободного обращения и одновременно потребляется. Электроэнергия, произведенная из возобновляемых энергоресурсов и изъятая из сетей, снабжаемых исключительно регенеративными видами электроэнергии (сеть экологического тока), освобождается от налогообложения. К возобновляемым энергоресурсам относятся ветряная энергия, солнечная энергия, энергия тепла недр, биогаз, очистительный газ, биомасса, а также гидроэнергия из гидроэлектростанций с генераторной мощностью до 10 МВт.

Как правило, налогоплательщиком является предприятие, поставляющее электроэнергию. Поставщик фактически становится налогоплательщиком, когда поставленная электроэнергия изымается из электросети конечным потребителем или когда поставщик изымает электроэнергию для собственного потребления. Также налогоплательщиком является производитель для собственных нужд. Это - лицо, которое эксплуатирует оборудование для производства электроэнергии номинальной мощностью более 2 МВт, не являясь поставщиком. Объектом налогообложения является изъятие электроэнергии для собственного потребления.

Конечный потребитель также может стать налогоплательщиком, если он получает электроэнергию из иностранного государства или мошенническим образом незаконно изымает электроэнергию из сети.

Данный вид акциза в Германии является достаточно новым и был введен в 1999 г. в связи с вступлением в силу закона о начале экологической налоговой реформы. Администрирует данный налог федеральная таможенная администрация, и поступает он в федеральный бюджет.

* * *

В заключение приведем некоторые интересные факты из истории налоговой системы Германии.

Прусский король Вильгельм Фридрих I ввел налог на ношение париков. А чтобы граждане, носящие парики, не уклонялись от данного налога, регулярно проводились своеобразные "налоговые проверки", когда контролеры вторгались в дома и срывали с господских голов парики, чтобы проверить наличие марки об уплате налога.

Странный налог придумали в XVIII в. в г. Вюртемберге - налог на воробьев. Когда их развелось чересчур много, с хозяина каждого дома стали требовать уничтожить дюжину этих птиц, за что он получал премию в 6 крейцеров. Нерадивый же хозяин, не сделавший этого, должен был уплатить в казну 12 крейцеров. Однако многие хозяева не утруждали себя "птичьей охотой", а просто покупали необходимое количество дохлых воробьев у подпольного торговца, который доставал их на городской свалке.

Т.К.Подгорная

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

16.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменение капитала и движение денежных средств ("Аудиторские ведомости", 2005, N 9)
Статья: Рентный характер налогообложения в сфере недропользования ("Законодательство и экономика", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.