Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Создание системы финансового мониторинга ("Аудит и налогообложение", 2005, N 5)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 5

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

Создание системы регулярного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия преследует следующие цели:

- оперативное получение комплексного представления о текущем финансовом состоянии предприятия и тенденциях его изменения;

- обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия путем эффективного управления активами;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию структуры активов, источников формирования капитала, привлечению заемных средств, улучшению платежной дисциплины, развитию деловой активности, увеличению прибыльности.

Кроме того, постановка регулярного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе ключевых показателей дает возможность:

- делать сравнения по ключевым показателям деятельности компаний конкурентов, осуществляющих идентичные виды деятельности;

- производить анализ изменений и прогноз экономической эффективности предприятия, оценку производительности на предприятии;

- создать систему оценки результатов и мотивации деятельности работников предприятия.

В качестве исходной информации для построения системы финансового мониторинга используются данные бухгалтерского и управленческого учета.

Для принятия взвешенных управленческих решений на основе мониторинга требуется тщательная разработка и внедрение в практику развитой и удобной системы аналитики по счетам бухгалтерского учета и системы бюджетирования отдельных функциональных направлений деятельности предприятия. Так, например, для предприятий гостиничного комплекса аналитика бухгалтерского и управленческого учета должна отражать финансово-материальные потоки как минимум в разрезе основных видов услуг: проживание (гостиничные службы), общественное питание (рестораны, кафе, бары, кухня, столовая, точки продаж) и прочие услуги.

На основе получаемых из бухгалтерского учета данных ежемесячно формируется аналитический баланс и аналитический отчет о прибылях и убытках предприятия, а также рассчитываются группы ключевых показателей, позволяющие провести анализ:

- динамики и структуры расходов предприятия;

- производительности предприятия;

- процесса продаж;

- процесса снабжения и расчетов с кредиторами;

- взаимоотношений с бюджетом;

- финансовой деятельности предприятия;

- инвестиционной деятельности предприятия (стратегии развития);

- социальных и общих показателей деятельности.

Заключение о финансовом состоянии готовится посредством исследования аналитического баланса, отчета о прибылях и убытках и дополнительных данных из аналитики бухгалтерского учета и управленческой информации с получением выводов по следующим характеристикам предприятия:

- обеспеченность собственными оборотными средствами (чистым оборотным капиталом);

- ликвидность имущества и платежеспособность предприятия;

- финансовая устойчивость (независимость);

- деловая активность (оборачиваемость);

- рентабельность (прибыльность).

Построение системы финансового мониторинга должно предоставить возможность контроля и регулирования уровня показателей, определяющих длительность операционного <*>, кредитного <**>, финансового и инвестиционного циклов деятельности предприятия, в частности:

1) обеспечение текущего финансирования деятельности - текущие финансово-эксплуатационные потребности (регулирование длительности финансового (чистого) цикла как разницы между длительностью операционного и кредитного циклов). Включает привлечение собственных денежных средств (чистый оборотный капитал) и краткосрочного кредитования на обеспечение производственно-коммерческого цикла;

2) контроль краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (вложения в другие организации, ценные бумаги, выдача займов и т.д.), то есть финансовой деятельности;

3) обоснование и контроль инвестиционных расходов (вложений во внеоборотные активы - основные средства, капитальное строительство и прочие инвестиции).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Составляющие операционного (затратного) цикла: авансы выданные (закупки), производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции, товары отгруженные и дебиторская задолженность.

<**> Составляющие кредитного цикла: коммерческое кредитование (авансы покупателей и заказчиков и кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам), постоянные краткосрочные пассивы (нормальный (средний постоянный) уровень задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также перед работниками по оплате труда).

Важнейшей информационной базой для регулярного анализа и оптимизации деятельности предприятия служит система бюджетирования.

Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия в целом. Он состоит из двух основных бюджетов - оперативного и финансового.

Оперативный (текущий) бюджет показывает планируемые операции на период для сегмента или отдельной функции организации.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Основные виды бюджетов предприятия

     
   ————T———————————T—————————————————T————————————————T—————————————¬
   | N |Тип бюджета|     Основные    |  Виды бюджетов |  Примечание |
   |п/п|           |    бюджетные    |   по функциям  |             |
   |   |           |    документы    |                |             |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 1 |Оперативный|Бюджет продаж    |                |             |
   |   |           |услуг и работ    |                |             |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 2 |Оперативный|Производственный |Бюджет товарно— |Расчет       |
   |   |           |бюджет           |материальных    |себестоимости|
   |   |           |                 |запасов         |реализованных|
   |   |           |                 +————————————————+услуг и      |
   |   |           |                 |Бюджет трудовых |произведенных|
   |   |           |                 |затрат          |работ        |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 3 |Оперативный|                 |Бюджет          |             |
   |   |           |                 |коммерческих    |             |
   |   |           |                 |расходов        |             |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 4 |Оперативный|                 |Бюджет общих и  |             |
   |   |           |                 |административных|             |
   |   |           |                 |расходов        |             |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 5 |Оперативный|Бюджет доходов и |                |Отчет о      |
   |   |           |расходов (БДР)   |                |прибылях и   |
   |   |           |                 |                |убытках      |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 6 |Финансовый |Бюджет движения  |                |             |
   |   |           |денежных средств |                |             |
   |   |           |и капитальных    |                |             |
   |   |           |затрат (БДДС)    |                |             |
   +———+———————————+—————————————————+————————————————+—————————————+
   | 7 |Финансовый |Управленческий   |                |Отчет о      |
   |   |           |баланс           |                |финансовом   |
   |   |           |предприятия      |                |положении    |
   L———+———————————+—————————————————+————————————————+——————————————
   

Взаимосвязь основных документов системы бюджетирования с формируемым на их основе управленческим балансом на любую отчетную дату можно проследить по приведенной ниже схеме.

Управление денежными потоками включает:

- учет движения денежных средств;

- анализ потоков денежных средств;

- составление бюджета денежных средств.

Необходимость разработки алгоритма и формы для анализа движения денежных средств предприятия объясняется тем, что наряду с показателями объема продаж и прибыли важное значение имеют контроль и регулирование потока денежных средств - разности между полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период.

Прибыль - это разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на реализованные услуги. Она отражает учетные денежные и неденежные доходы, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств. Прибыль, отражаемая в существующем бюджете доходов и расходов предприятия (отчете о прибылях и убытках), признается в момент продажи, а не после поступления денежных средств. При расчете прибыли расходы на производство услуг признаются в момент их реализации, а не в момент их оплаты.

Основные формы системы бюджетирования

     
   —————————————————————————————¬
   |Остатки на начало по строкам+———————————————————————————¬
   |   управленческого баланса  |                           |
   L—————————————————————————————                           |
                                                            |  
   —————————————¬  —————————————¬  ——————————————¬          |
   |   Бюджет   |  |  Оказание  |  | Дебиторская |          |
   |   доходов  +—>|    услуг   +—>|задолженность+ ¬        |
   | и расходов |  |и выполнение|  |   и авансы  |          |
   L—————————————  |    работ   |  |   выданные  | |        |
                   L—————————————  L——————————————          |  
   —————————————¬  —————————————¬  ——————————————¬ |        |
   |   Бюджет   +—>|Оплата услуг+—>|   Выручка   |          |
   |  движения  |  |   и работ  |  L—————————————— |        |
   |  денежных  |  |   (авансы  |                           |
   |   средств  |  | полученные,|                  |        |
   L—————————————  |   оплата   |                           |
                   |  по факту, |                  |        |
                   |  погашение |                           |
                   |    долга)  |                  |       \|/
                   L—————————————                   ————————————————¬  
   —————————————¬  —————————————¬                  ||   Изменения   |
   |   Бюджет   |  |  Расходы,  |                   |   по строкам  |
   |   доходов  +—>|приходящиеся+—————————¬        ||управленческого|
   | и расходов |  |  на период |         |         |     учета     |
   L—————————————  |(начисленные|        \|/       |L———————T————————
   
¦ и относимые¦ --------------¬ ¦

¦ на данный ¦ ¦ Кредиторская¦ ¦ ¦

¦ период) ¦ ¦задолженность¦ ¦

L------------- ¦ и авансы ¦ ¦ ¦

     
   —————————————¬  —————————————¬  |  полученные |          |
   |   Бюджет   |  |  Расходы,  |  L——————————T——— |        |
   |  движения  |  | фактически |    /|\ /|\                |
   |  денежных  +—>| оплаченные |         |   |    |        |
   |   средств  |  |  в данном  +—————+————                 |
   |            |  |   периоде  |             |    |        |
   L—————————————  L—————————————     |                     |
                         /|\                  |    |        |  
                   ———————+—————¬     |                     |
                   |   Оплата   |             |    |        |
                   |   (авансы  |     |                     |
                   |  выданные, |             |    |        |
                 —>|   оплата   |     |                     |  
   —————————————¬| |  по факту, |            \|/  \|/      \|/
   |    Отчет   || |  погашение |     |     ————————————————————————¬
   | о движении ++ |   долга)   |           |    Остатки на конец   |
   |материальных|| +————————————+     |     |       по строкам      |
   |   запасов  || |    Объем   |           |управленческого баланса|
   L—————————————+>|   закупок  + — — —     L————————————————————————
   
¦ ¦ (приход) +-¬ --------¬ /¦\ ¦ +------------+ L->¦Остатки+ - - - - ———— ¦ ¦ Отпуск в ¦ -->¦ ТМЦ ¦ L>¦производство+-- L------ ———— ¦ (расход) ¦ L----------- ————

Денежный поток отражает реальное движение денежных средств, в частности, денежные средства, которые не учитываются при расчете прибыли: авансовые платежи, расчеты по обязательствам (дебиторская и кредиторская задолженность), расчеты по кредитам и займам, оплата капитальных вложений и т.д.

Расход денежных средств может быть связан с внеоборотными активами, товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью (отвлечение из оборота, то есть замораживание части оборотных средств), авансами выданными (предоплата поставщикам и подрядчикам и др.), кредиторской задолженностью (на погашение фискальных, коммерческих долгов), кредитными ресурсами (на погашение основного долга и выплату процентов), собственным капиталом (выплата части прибыли собственнику). Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин избытка или недостатка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Важную роль здесь играют показатели оборачиваемости и такие характеристики деятельности предприятия, как длительность операционного и финансового циклов. Внедрение в практику современных методов учета и анализа позволит оптимизировать деятельность предприятий, обеспечить их финансовую устойчивость и повысить отдачу от вложенных ресурсов.

М.Тамаров

К. э. н.,

ст. консультант

отдела управленческого консалтинга

ЗАО "Horwath МКПЦН"

Подписано в печать

27.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Арбитражная практика ("Аудит и налогообложение", 2005, N 5) >
Статья: Оценка эффективности бизнеса ("Аудит и налогообложение", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.