Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Плюсы и минусы новых правил государственной регистрации юридических лиц ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)



"Экономико-правовой бюллетень", N 6, 2002

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВЫХ ПРАВИЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1 июля 2002 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон), принятие которого было предусмотрено еще в 1995 г. - с вступлением в силу Гражданского кодекса РФ.

Из-за отсутствия такого закона ст.51 "Государственная регистрация юридических лиц" ГК РФ имела ограниченное применение, в связи с чем ст.8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что до введения в действие закона о государственной регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации.

До вступления в силу Закона N 129-ФЗ вопросы государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица регламентируются различными нормативно - правовыми актами: ГК РФ, ст.ст.34 - 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", а также нормативными актами субъектов РФ, устанавливающими собственный порядок регистрации, зачастую не согласующийся с федеральным законодательством и общими принципами гражданского права.

Закон N 129-ФЗ предназначен для того, чтобы заменить многочисленные акты о государственной регистрации юридических лиц, принятые в субъектах Российской Федерации и трактующие регистрацию по-своему. В процессе работы над Законом перед разработчиками была поставлена цель создать всеобъемлющий единый правовой акт, регулирующий процесс государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации.

К сожалению, в Законе отсутствует регламентация многих вопросов, решение которых предоставлено Правительству РФ. Таким образом, Закон во многом утрачивает качество акта, регламентирующего все вопросы, связанные с государственной регистрацией.

Следует обратить внимание на ст.1 Закона N 129-ФЗ, распространяющую действие Закона только на юридических лиц, оставив без внимания физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении которых следует применять прежнее законодательство.

Требование о "перерегистрации"

Прежде чем перейти к анализу новых правил Закона N 129-ФЗ, рассмотрим переходные положения, затрагивающие интересы всех юридических лиц, созданных до введения в действие названного Закона.

Закон N 129-ФЗ обязывает всех юридических лиц пройти процедуру "перерегистрации". К этому требованию следует отнестись серьезно, поскольку его невыполнение может привести к принятию судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Понятие "перерегистрация" в Законе не используется. Пунктом 3 ст.26 Закона N 129-ФЗ в это определение вкладывается следующий смысл: с 1 июля 2002 г. до 1 января 2003 г. уполномоченное лицо каждого юридического лица, созданного до вступления в силу Закона, должно представить в регистрирующий орган информацию о юридическом лице.

К такой информации отнесены сведения, указанные в пп."а" -"д" и "л" п.1 ст.5 Закона, а именно:

- полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, указывается также наименование юридического лица на этих языках;

- организационно - правовая форма;

- адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях юридического лица;

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Представляется, что причиной введения процедуры перерегистрации является не только необходимость формирования реестра действующих юридических лиц, но и выявление "брошенных" юридических лиц, т.е. фактически недействующих, судьба которых предопределена п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ. Не прошедшие до 1 января 2003 г. перерегистрацию юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда на основании заявления регистрирующего органа.

Несмотря на жесткую норму ст.26, можно предположить, что на пути ликвидации юридических лиц в судебном порядке все же возникнет немало препятствий.

Как показывает судебная практика, установленная ответственность в виде ликвидации в судебном порядке носит, скорее, призывающий характер, и принятие судом решения о ликвидации может быть поставлено в зависимость от возможности исправления допущенного нарушения.

Представим ситуацию, при которой действующая фирма до 1 января 2003 г. не заявит сведения о себе. Безусловно, регистрирующий орган вправе подать в арбитражный суд заявление о ликвидации данного субъекта. При этом суд не обязан безоговорочно удовлетворять такое заявление, учитывая выработанные рекомендации ВАС РФ по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц" указано, что в случае если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству (п.3 ст.112 АПК РФ может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений. Арбитражный суд может также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела на основании ст.120 АПК РФ, установив для этого необходимый срок, и только в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица. Изложенное решение принято судом при рассмотрении дела о ликвидации юридического лица, нарушившего срок приведения в соответствие с действующим законодательством учредительных документов. При этом в упомянутом выше информационном письме Президиума ВАС РФ было указано, что такое нарушение не является грубым, поскольку не причиняет существенного ущерба правам и интересам участников юридического лица, охраняемым законом, и может быть устранено.

Таким образом, несмотря на установленную Законом ответственность за непредставление в срок сведений о юридическом лице, имеется возможность избежать ликвидациИ даже на стадии обращения регистрирующего органа в судебную инстанцию, если суд последует рекомендациям ВАС РФ и предложит юридическому лицу принять меры по устранению имеющегося нарушения путем представления необходимой информации не позднее установленного в определении срока. В случае невыполнения указаний суда в отношении порядка подготовки дела к судебному разбирательству либо решения об отложении рассмотрения дела суд решает вопрос о ликвидации соответствующего юридического лица на основании п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ. Изложенный порядок ликвидации юридического лица в судебном порядке может быть применен судом только в том случае, если будет обеспечена явка представителя юридического лица, надлежаще извещенного о дате и месте рассмотрения дела. Вместе с тем игнорирование судебного процесса со стороны кандидата на ликвидацию, извещенного надлежащим образом, при отсутствии сведений о причине неявки является основанием для принятия судом решения о его ликвидации. Именно такой способ борьбы с "брошенными" юридическими лицами предлагается законодательством.

Обращаем внимание, что установленный Законом порядок ликвидации юридических лиц осложнит работу арбитражных судов: учитывая статистические данные налоговых органов, около 30% налогоплательщиков не представляют отчетность, т.е. являются кандидатами на принудительную ликвидацию.

Регистрирующий орган

До вступления в силу Закона N 129-ФЗ вопрос о регистрирующих органах на федеральном уровне не был урегулирован, субъекты РФ самостоятельно могли определять орган, осуществляющий функции регистрации. В результате в различных субъектах регистрацию осуществляют разные, никак не связанные между собой органы: специализированные органы либо организации при органах юстиции; самостоятельные подразделения, созданные администрациями субъектов РФ; специальные подразделения в администрациях субъектов РФ. После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации" в некоторых субъектах РФ (республиках Татарстан, Марий Эл, Саха, Кемеровской и Читинской областях и в других регионах) созданы специализированные органы по регистрации юридических лиц, являющиеся либо самостоятельным органом, либо подразделением органа юстиции. Например, в Москве орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не является ни органом местного самоуправления, ни органом юстиции. Московская регистрационная палата, действующая на основании Положения, утвержденного Решением Правительства Москвы от 25 июля 1991 г. N 134-2 (в ред. от 19 сентября 1995 г.), является самостоятельной организацией. В Московской области Регистрационная палата как самостоятельный орган регистрирует не только юридических лиц, но и права на недвижимое имущество и сделки с ним.

В связи с тем что в настоящее время действует большое число органов регистрации, подчиняющихся различным ведомствам, отсутствуют единые формы учета и контроля и нет обобщенной информации о зарегистрированных юридических лицах.

Предполагалось, что в Законе N 129-ФЗ будет определен компетентный орган. Следует напомнить, что одной из причин отклонения проекта Закона N 129-ФЗ в январе 1996 г. явилось "отсутствие указания на конкретный орган регистрации, отсутствие регламентации конкретного правового статуса и системы подчиненности органов государственной регистрации, порядок их взаимоотношений между собой... ".

К сожалению, в принятом Законе N 129-ФЗ так и не нашли отражения вопросы, послужившие причиной отклонения законопроекта. Отсутствие описания системы регистрирующих органов является существенным недостатком Закона N 129-ФЗ. Законодателем использована конструкция отсылочных (бланкетных) норм, обязывающая Правительство РФ разработать и принять до 1 июля 2002 г. предусмотренные Законом N 129-ФЗ документы.

В ст.2 данного Закона указано, что регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Таким образом, пока еще не определен орган, которому Правительство РФ делегирует полномочия по регистрации. Вероятно, что будет выбран один из двух органов: орган юстиции либо налоговый орган. Вместе с тем изменения, касающиеся ст.51 ГК РФ, внесенные Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 31-ФЗ), дают возможность предположить, что функции по регистрации юридических лиц будут возложены на МНС России <*>. По мнению министра экономического развития и торговли Г. Грефа, поддерживающего позицию о возложении функций регистрации юридических лиц на МНС России, следует внедрить принцип "одного окна", упрощающий и дебюрократизирующий процесс регистрации юридических лиц.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" обязанность производить государственную регистрацию юридических лиц начиная с 1 июля 2002 г. возложена на МНС России.

В соответствии с внесенными изменениями из ст.51 ГК РФ исключено указание на орган юстиции, на который предполагалось возложить функции регистратора. С 1 июля 2002 г. (дата вступления в силу Закона N 31-ФЗ) новая редакция ст.51 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Следовательно, Правительству РФ предстоит определить такой орган.

Государственный реестр

Одним из достижений Закона N 129-ФЗ является достаточно развернутая глава, посвященная государственному реестру. В ст.4 данного Закона установлено, что в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Сведения, составляющие государственный реестр, отнесены Законом N 129-ФЗ к федеральному информационному ресурсу.

В состав реестра входят достаточно полные сведения о юридическом лице, включая сведения о его руководителе, а также о лицензиях, полученных юридическим лицом. Статьей 6 Закона N 129-ФЗ установлен принцип общедоступности и открытости сведений, содержащихся в государственном реестре. Указанный принцип означает, что эти сведения могут быть предоставлены любому желающему, как правило, за плату. Исключение составляют лишь паспортные данные физических лиц и идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).

Обращаем внимание на ограничение в отношении раскрытия информации об ИНН. Пунктом 1 ст.102 Налогового кодекса РФ прямо установлено, что сведения об ИНН не могут составлять налоговую тайну. Более того, Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, в соответствии с п.п.10, 11 которого информация о перечне ИНН, об ИНН конкретного налогоплательщика предоставляется налоговым органом любым гражданам и организациям по письменному запросу. Поэтому логика законодателя, установившего запрет на распространение регистрирующим органом сведений об ИНН, необъяснима.

Сведения из Единого государственного реестра о конкретном юридическом лице предоставляются в срок не более пяти дней в виде выписки из реестра либо копии документа (документов), содержащихся в регистрационном деле. Таким образом, любое физическое или юридическое лицо, намереваясь заключить какой-либо договор с юридическим лицом, получит возможность проверить сам факт его существования, а также получить о нем достаточно полные сведения.

Срок регистрации

Еще одним положительным моментом Закона N 129-ФЗ является сокращение срока государственной регистрации. В соответствии с п.1 ст.8 Закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов и (или) сведений в регистрирующий орган. Право на обращение в регистрирующий орган для перерегистрации, регистрации вновь, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы или Единый государственный реестр юридических лиц, а также для ликвидации предоставлено лицам, именуемым в Законе N 129-ФЗ "уполномоченными". К таким лицам п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ отнесены следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Уполномоченное лицо вправе самостоятельно определить форму представления документов. Согласно п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Правительство РФ вправе определять и иные способы представления документов.

Запрет требовать дополнительные документы

Многие авторы, комментирующие Закон N 129-ФЗ, называют революционной норму п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ, закрепляющую запрет требовать регистрирующими органами дополнительных документов помимо перечисленных в данном Законе. Однако указанная норма не является новеллой и содержится в действующем Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482. Но несмотря на существование такого запрета, регистрирующие органы благополучно его игнорируют. В результате регистрирующим органом незаконно присвоена функция неограниченного контроля при регистрации юридических лиц.

Устоявшееся положение предоставляет регистрирующим органам практически неограниченную возможность контроля за процессом создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики, открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом печати и др. Только удостоверившись в совершении этих и других действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Увлекшись неограниченным контролем, регистрирующие органы, как правило, требуют представления дополнительных документов. Так, в настоящее время каждый регистрирующий орган имеет собственный перечень документов, требуемых для регистрации. Например, Московская регистрационная палата помимо указанных в Указе Президента РФ N 1482 документов требует доказать неповторяемость фирменного наименования, представления сведений о почтовом адресе и документа о назначении руководителя организации, а также утвердить эскиз и зарегистрировать печать создаваемой организации в специальном реестре печатей.

Включение нормы о запрете требовать дополнительных документов в текст Закона N 129-ФЗ, имеющего статус федерального, позволяет надеяться на изменение существующего порядка.

Новый Закон предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица или для регистрации реорганизации или изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Главным документом в соответствии с Законом N 129-ФЗ является заявление. Помимо заявления, в регистрирующий орган должны быть представлены учредительные документы (изменения, вносимые в учредительные документы), документы, отражающие принятые решения, являющиеся основанием регистрации и др., указываемые в соответствующих статьях, посвященных отдельным регистрационным действиям.

Запрет экспертизы документов и основания

отказа в регистрации

В основу Закона N 129-ФЗ заложен принцип полной самостоятельности такого юридического действия, как государственная регистрация, согласно которому регистрирующим органам запрещено вмешиваться в процесс регистрации путем проверки документов, представляемых на регистрацию, на предмет соответствия действующему законодательству.

Одна из принципиальных новелл Закона N 129-ФЗ заключается в том, что экспертиза учредительных документов юридического лица не требуется. Указанный принцип является следствием другого, еще более смелого нововведения.

Согласно ст.23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации может быть принято только в двух случаях: при непредставлении необходимых документов и при представлении их в ненадлежащий регистрирующий орган. Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Между тем согласно ст.51 ГК РФ причиной отказа может быть нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону. Руководствуясь приведенной нормой ст.51 ГК РФ, регистрирующие органы осуществляют в настоящее время экспертизу учредительных и иных документов на предмет соответствия действующему законодательству, а также проверку порядка создания, реорганизации или ликвидации юридического лица. При выявлении нарушений регистрирующий орган отказывает в регистрации. Этими основаниями регистрирующие органы могут руководствоваться до 1 июля 2002 г. С наступлением указанной даты согласно п.9 Закона N 31-ФЗ будет действовать новая редакция ст.51 ГК РФ, из которой, во-первых, исключены упомянутые основания отказа, во-вторых, законодателем использована отсылочная норма, в соответствии с которой "отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом".

Таким образом, новый порядок регистрации, изложенный в Законе N 129-ФЗ, не предусматривает возможности отказа в регистрации в связи с недостоверностью данных, указанных в заявлении, либо несоответствием учредительных документов или порядка создания, реорганизации или ликвидации юридического лица требованиям российского законодательства.

Несомненно, введение уведомительного порядка регистрации, при котором регистрирующие органы не вправе осуществлять экспертизу документов, упрощает процедуру регистрации, вместе с тем является не лучшим решением, так как может быть причиной появления большого количества "незаконных" юридических лиц, учредительные документы или порядок создания, реорганизации, ликвидации которых будут противоречить законодательству. Регистрирующий орган не сможет отказать в регистрации юридического лица, несмотря на наличие явных несоответствий законодательству.

Ответственность заявителя и (или) юридического лица

за неправомерные действия

Исключив из перечня оснований для отказа в регистрации несоответствие законодательству, Закон N 129-ФЗ использовал конструкцию возложения ответственности на уполномоченное лицо путем включения в форму заявления гарантий заявителя о законности и правомерности проведения мероприятий, подлежащих государственной регистрации. Формы заявлений должны быть утверждены Правительством РФ, при этом Законом N 129-ФЗ определено, что заявление должно содержать следующую информацию:

- подтверждение о соответствии установленным требованиям законодательства РФ учредительных документов, сведений, содержащихся в этих учредительных документах и иных представленных для государственной регистрации документах, а также в самом заявлении;

- подтверждение соблюдения установленного порядка создания (реорганизации, ликвидации);

- подтверждение достоверности представляемых для государственной регистрации сведений;

- в установленных законом случаях - подтверждение о проведении согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросов создания или реорганизации.

Согласно п.1 ст.9 заявление подписывается уполномоченным лицом с указанием паспортных данных и ИНН (при его наличии). Следует обратить внимание, что подпись в заявлении должна быть удостоверена нотариально.

Правило о нотариальном удостоверении подписи заявителя в заявлении является новым для нашего законодательства, тогда как в мире оно общепризнанно. Более того, во многих странах заверяется даже не подлинность подписи, а само содержание учредительных документов. Аналогичное требование установлено п.5 ст.9 Закона N 129-ФЗ, но только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Введение обязанности нотариального удостоверения подписи указывает на возложение персональной ответственности на заявителя за достоверность и соответствие законодательству РФ представленной информации, документов и сведений.

Особо следует обратить внимание на статью, посвященную ответственности заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия, к которым п.1 ст.25 Закона N 129-ФЗ отнесены: непредставление, или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственный реестр, или представление недостоверных сведений. Ответственность устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

С 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях от 31 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП), предусматривающий в ст.14.25 ответственность, на которую имеется ссылка в Законе N 129-ФЗ. Так, п.п.3 и 4 ст.14.25 КоАП закреплено следующее:

"3. Непредоставление или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

4. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет".

Полномочия по рассмотрению этих видов административных правонарушений переданы органам, осуществляющим регистрацию юридических лиц (ст.23.61 КоАП).

Обращаем внимание на п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ, устанавливающий более строгий вид ответственности, - ликвидацию юридического лица в судебном порядке в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Анализ указанной нормы указывает на право, а не на обязанность регистрирующего органа обратиться в суд с требованием о ликвидации. Механизм выявления кандидатов на ликвидацию по п.2 ст.25 Законом N 129-ФЗ не установлен.

Статью об установлении ответственности можно отнести к достоинствам Закона N 129-ФЗ, поскольку норма об ответственности является не декларативной, что имело место до 1 июля 2002 г. Вместе с тем остаются неурегулированными вопросы об отнесении нарушений к категории "грубых" и об "устранимых" нарушениях. В результате регистрирующий орган не вправе требовать исправления выявленных нарушений устранимого характера. По смыслу п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган может использовать право обратиться в суд с требованием о ликвидации, только "если эти нарушения носят неустранимый характер".

Таким образом, имеется возможность избежать ответственности в форме ликвидации по причине выявления грубых нарушений неустранимого характера. При этом ответчику (представителю ликвидируемого юридического лица) необходимо доказать, что нарушения, послужившие основанием для привлечения к ответственности, носят устранимый характер. Учитывая действующие нормы правовых актов, по мнению автора, можно доказать, что практически любое нарушение имеет устранимый характер. Доказав отсутствие одного из условий, необходимых для привлечения к ответственности по п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ, суд не удовлетворит исковые требования регистрирующего органа.

Местонахождение

Еще одним нововведением не только Закона N 129-ФЗ, но и ГК РФ является изменение определения местонахождения юридического лица. Напомним, что в действующей до 1 июля 2002 г. редакции ст.51 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В соответствии с п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ вводится новое правило: местонахождением юридического лица является местонахождение его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - местонахождение иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. По этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом.

Указанная новелла с 1 июля 2002 г. будет также закреплена и в новой редакции ст.51 ГК РФ, принятой Законом N 31-ФЗ. Следует обратить внимание, что установленное в п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ требование указывать в заявлении местонахождение юридического лица не корреспондирует с обязанностью представлять подтверждающий документ, поскольку п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ запрещено требовать иные документы.

Представляется, что местонахождением может быть и квартира, и любое другое указанное заявителем место. Конечно, заинтересованное лицо может проверить наличие по указанному адресу исполнительного органа с целью предотвращения представления ложных сведений о местонахождении. В случае выявления несоответствия местонахождения исполнительного органа, указанного в заявлении, фактическому адресу, следует учесть ответственность, предусмотренную ст.25 Закона N 129-ФЗ.

Прочие нововведения

Интересной для лиц, собирающихся зарегистрировать юридическое лицо, станет норма, содержащаяся в п.4 ст.11 Закона N 129-ФЗ, возлагающая на регистрирующие органы обязанность в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения о регистрации в государственные органы. Перечень этих государственных органов, состав направляемых сведений, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ. Можно предположить, что к таким органам будут отнесены налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды, и др.

С 1 июля 2002 г. в случае изменения сведений, содержащихся в реестре (кроме сведений о лицензиях), юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Перечень сведений, составляющих реестр, дан в ст.5 Закона N 129-ФЗ. К указанной категории относятся и данные о руководителе, что, пожалуй, наиболее важно (ведь все прочие данные, содержащиеся в реестре, в любом случае сообщаются в регистрирующий орган для регистрации юридического лица либо изменений в его учредительных документах).

Учитывая сложность действующей процедуры регистрации юридических лиц, а также несоответствие действующих правил регистрации требованиям развития рынка, новый Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" призван упростить и упорядочить процедуру регистрации с целью снятия административных барьеров для выхода на рынок новых субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на ряд недостатков, все же новый Закон содержит больше достоинств.

Итак, в преддверии вступления в силу Закона N 129-ФЗ во избежание судебных разбирательств постоянно действующему исполнительному органу (или иному лицу, действующему без доверенности от имени юридического лица) следует принять во внимание требование о проведении до 1 января 2003 г. перерегистрации каждого юридического лица, созданного до 1 июля 2002 г.

Подписано в печать А.Тюрина

28.05.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: ПФР разъясняет порядок начисления и уплаты ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)
Статья: Обзор судебной практики: налоговые споры ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.