Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: ПФР разъясняет порядок начисления и уплаты ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)



"Экономико-правовой бюллетень", N 6, 2002

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ

СТРАХОВАНИЕ: ПФР РАЗЪЯСНЯЕТ ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ

И УПЛАТЫ

В связи со вступлением в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) выпустил Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - Методические рекомендации), которые приведены в Письме ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186.

Необходимо отметить, что Методические рекомендации не являются нормативным актом: этим документом должны руководствоваться лишь сотрудники ПФР. Методические рекомендации отражают позицию ПФР, однако и страхователям, и застрахованным лицам знакомство с ними не помешает. В них содержатся практические рекомендации и примеры, разъясняющие порядок применения Закона N 167-ФЗ.

Состав страхователей - плательщиков страховых взносов в ПФР совпадает с составом плательщиков единого социального налога, указанным в ст.235 НК РФ. Страхователями признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В соответствии со ст.29 Закона N 167-ФЗ для физических лиц предусматривается возможность добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя, а также за других физических лиц.

Регистрация страхователей в органах ПФР является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок со дня государственной регистрации (заключения договора).

Организации регистрируются по юридическому адресу. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.

Физические лица, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы, регистрируются по месту жительства или по месту осуществления деятельности. Физические лица, осуществляющие прием на работу работников по трудовому договору (договорам гражданско - правового характера), регистрируются по своему месту жительства.

При регистрации страхователю выдается извещение.

В настоящее время ПФР разрабатывает новый порядок регистрации страхователей. Пока не разработан новый порядок, следует руководствоваться Временным порядком регистрации страхователей, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 11 марта 2001 г. N 33а.

Объектом и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст.ст.236, 237 и 238 НК РФ.

Страховые взносы не должны начисляться:

- на выплаты, перечисленные в ст.238 НК РФ;

- на выплаты, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль (указаны в ст.270 НК РФ).

В Методических рекомендациях отсутствуют разъяснения по применению абз.2 п.1 ст.237 НК РФ. Напомним, что речь здесь идет о включении в налоговую базу сумм оплаты организацией для своих работников товаров или услуг.

В этой связи отметим, что МНС России в Письме от 4 апреля 2002 г. N СА-6-05/415@ "О едином социальном налоге" высказало свою позицию о порядке включения в налоговую базу по ЕСН тех или иных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.

В Письме разъясняется, что от ЕСН освобождается оплата товаров (работ, услуг, в том числе коммунальных), предназначенных для работника и его семьи, оплата образования, питания, отдыха, страховых взносов по договорам добровольного страхования, если указанные суммы не отнесены налогоплательщиком - организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, судьбу конфликтов между организацией и налоговыми органами относительно включения в налоговую базу по ЕСН (и следовательно, по страховым взносам на пенсионное страхование) оплаты организацией для своих работников товаров или услуг решит правильно составленный трудовой (коллективный) договор.

Если организация не внесет в договор соответствующие выплаты для поощрения сотрудников, то налоговым органам будет сложно доказать, что эти выплаты должны включаться в расходы при исчислении налога на прибыль на основании ст.255 НК РФ.

Обращаем особое внимание на то, что Законом N 167-ФЗ не предусмотрено применение в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование никаких льгот по их уплате.

В то же время в соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога, в частности, освобождены инвалиды I, II, III групп, учреждения, оказывающие образовательные, культурные и иные виды помощи инвалидам и их родителям. Поэтому те льготы, которые предусмотрены ст.239 НК РФ для уплаты единого социального налога, при начислении страховых взносов не применяются.

Тарифы страховых взносов установлены отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии.

Страхователи, являющиеся работодателями, для правильного исчисления страховых взносов должны разделить всех работников на три группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для третьей группы в 2002 - 2005 гг. применяется тариф переходного периода, установленный ст.33 Закона N 167-ФЗ.

В отношении тарифов страховых взносов установлена регрессивная шкала, так же как и для единого социального налога.

В настоящее время осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, указанное в п.2 ст.241 НК РФ: страховая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб.

Если в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь теряет право применять регрессивную шкалу до конца года. При этом в расчете базы для применения регрессивной шкалы нельзя учитывать суммы, выданные наиболее высокооплачиваемым сотрудникам, из расчета:

- 10% - если численность работников превышает 30 человек;

- 30% - если работает менее 30 человек.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также граждане, добровольно уплачивающие страховые взносы за себя и за других физических лиц, уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа.

В настоящее время установлен максимальный размер фиксированного платежа, который составляет 3600 руб. в месяц на каждое застрахованное лицо. При этом согласно п.2 ст.28 Закона N 167-ФЗ размер фиксированного платежа устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Обращаем Ваше внимание, что согласно п.3 ст.28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа устанавливается только Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что планируется внести изменения в ст.28 Закона N 167-ФЗ <*>. Эти изменения предполагают установление минимального размера фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 руб. в месяц, который будет обязательным для уплаты.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> На момент подписания номера в печать проект соответствующего Федерального закона был принят Государственной Думой в третьем чтении.

При этом физическим лицам, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа, предоставляется право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

Следует помнить, что сроки уплаты страховых взносов и единого социального налога не совпадают.

Уплата авансовых платежей по единому социальному налогу осуществляется не позднее 15-го числа следующего месяца.

Уплата авансовых платежей в ПФР производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Приказом МНС России от 28 марта 2002 г. N БГ-3-05/153 (зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2002 г. N 3363).

В ПФР расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган, представляется только по окончании года в срок не позднее 30 марта.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в ред. от 25 октября 2001 г.) один раз в полгода страхователь представляет в органы ПФР также сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, в том числе сведения о сумме заработка, о страховых взносах и трудовом стаже застрахованных лиц.

Обращаем внимание, что, в отличие от налогов, страховые взносы считаются уплаченными не с даты списания банком денежных средств в уплату налога, а с даты поступления их на счет соответствующего органа ПФР (п.2 ст.24 Закона N 167-ФЗ).

Особое внимание следует уделить порядку предоставления вычетов по единому социальному налогу.

В соответствии со ст.243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом.

Приведем пример применения налогового вычета.

Пример 1. ОАО "Вектор" начало осуществлять свою деятельность в марте 2002 г. В первый месяц ОАО "Вектор" выплатило коммерческому директору (год рождения - 1960) 15 000 руб.

Рассчитаем страховые взносы и единый социальный налог с заработной платы коммерческого директора.

Сначала необходимо рассчитать единый социальный налог. Он составит 5340 руб. (15 000 руб. х 35,6%), в том числе:

- 4200 руб. (15 000 руб. х 28%) - в федеральный бюджет;

- 600 руб. (15 000 руб. х 4%) - в Фонд социального страхования РФ;

- 30 руб. (15 000 руб. х 0,2%) - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 510 руб. (15 000 руб. х 3,4%) - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Далее на страховую часть трудовой пенсии коммерческого директора бухгалтер должен перечислить 1800 руб. (15 000 руб. х 12%), а на накопительную - 300 руб. (15 000 руб. х 2%). Следовательно, общая сумма страховых взносов составит 2100 руб. (1800 руб. + 300 руб.).

В федеральный бюджет ОАО "Вектор" уплачивает разницу между единым социальным налогом и страховыми взносами в ПФР:

4200 руб. - 2100 руб. = 2100 руб.

Таким образом, необходимо перечислить:

- в ПФР - 2100 руб.;

- ЕСН - 3240 руб.

Итого общая сумма ЕСН и страховых взносов, которую необходимо уплатить с заработной платы коммерческого директора, составит 5340 руб.

Особое внимание следует обратить на применение вычетов, если используются льготы по единому социальному налогу, предусмотренные ст.239 НК РФ. За счет этих льгот, например, суммы страховых взносов организаций любых организационно - правовых форм, в которых работают инвалиды I, II, III групп, будут превышать сумму единого социального налога.

В Методических рекомендациях со ссылкой на Приказ МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49 (раздел "Особенности заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьями 239, 245 НК РФ") (далее - Приказ МНС России) приведен пример предоставления налоговых вычетов в случае применения льгот по единому социальному налогу.

Из этого примера следует, что, по мнению ПФР и МНС России, в случае использования льгот по ЕСН вычет предоставляется только в отношении тех сумм страховых взносов, которые начислены на выплаты, облагаемые ЕСН. Те суммы страховых взносов, которые начислены на выплаты, не облагаемые ЕСН в связи с использованием льгот, к вычету не принимаются.

Поясним изложенное на конкретном примере.

Пример 2. ООО "Надежда" начало осуществлять свою деятельность в марте 2002 г. В марте в Обществе работали два сотрудника:

- директор Д.А. Жуков (год рождения - 1951);

- инженер А.Ю. Кузьмин (год рождения - 1973).

Директор за март заработал 11 000 руб., а инженер - 8000 руб. Директор Жуков является инвалидом II группы, следовательно, в соответствии с пп.3 п.1 ст.239 НК РФ его заработная плата освобождается от единого социального налога. Поэтому единый социальный налог начисляется только на заработную плату инженера Кузьмина.

Единый социальный налог составит 2848 руб. (8000 руб. х 35,6%), в том числе:

- 2240 руб. (8000 руб. х 28%) - в федеральный бюджет;

- 320 руб. (8000 руб. х 4%) - в Фонд социального страхования РФ;

- 16 руб. (8000 руб. х 0,2%) - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 272 руб. (8000 руб. х 3,4%) - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на заработную плату как директора, так и инженера.

Страховые взносы в размере 1540 руб. (11 000 руб. х 14%) перечисляются только на страховую часть трудовой пенсии директора (тариф страхового взноса на накопительную часть для мужчин старше 1952 года рождения составляет 0%).

В отношении инженера страховые взносы в ПФР составят 1120 руб., при этом:

на страховую часть - 880 руб. (8000 руб. х 11%);

на накопительную - 240 руб. (8000 руб. х 3%).

Вычету подлежит только та часть страховых взносов, которая начисляется на выплаты, облагаемые единым социальным налогом.

Следовательно, вычет составит 1120 руб., в отношении 1540 руб. вычет не предоставляется.

Таким образом, по итогам марта 2002 г. Общество уплачивает:

- в ПФР - 2660 руб. (1120 руб. + 1540 руб.);

- ЕСН - 1728 руб. (2848 руб. - 1120 руб.).

Итого: 4388 руб.

По методике, предложенной МНС России, этот же расчет будет выглядеть следующим образом.

Определяется сумма ЕСН по зарплате инженера, подлежащая уплате:

- федеральный бюджет - 1120 руб. (8000 х 0,14%) <**>;

- ФСС РФ -320 руб. (8000 руб. х 4%);

- ФОМС - 288 руб. (8000 руб. х 3,6%).

Итого сумма ЕСН - 1728 руб.

Определяется сумма взносов в ПФР: (8000 руб. + 11 000 руб.) х 14% = 2660 руб.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> При расчете суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применяется ставка в размере одной второй ставки налога, установленной в п.1 ст.241 НК РФ (с учетом регрессии). Никакие вычеты при этом не предоставляются. Вся исчисленная сумма ЕСН уплачивается в федеральный бюджет.

По нашему мнению, приведенный выше порядок основан на расширительном толковании ст.243 НК РФ, регулирующей порядок применения вычетов. Нормы ст.243 НК РФ, на наш взгляд, позволяют вычитать всю сумму начисленных и уплаченных страховых взносов. Существует только одно ограничение - размер вычета не может превышать суммы ЕСН в федеральный бюджет. Таким образом, в рассматриваемой ситуации должен применяться следующий порядок применения вычетов.

Пример 3. В условиях примера 2 к вычету должна приниматься сумма страховых взносов в пределах суммы ЕСН, начисленной в федеральный бюджет, т.е. 2240 руб.

В результате по итогам марта 2002 г. Общество уплачивает:

- в ПФР - 2660 руб.

- ЕСН - 608 руб. (320 руб. + 16 руб. + 272 руб.).

Итого: 3268 руб.

В заключение отметим, что налогоплательщикам следует учитывать, что факт несоответствия Приказа МНС России нормам Налогового кодекса РФ может быть установлен только судебными органами. Поэтому до принятия судом соответствующего решения налогоплательщики должны руководствоваться теми нормами, которые закреплены в Приказе МНС России, в том числе в части, касающейся порядка применения налогового вычета. В противном случае им придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Штрафные санкции за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании установлены ст.27 Закона N 167-ФЗ.

Штрафы установлены за нарушение страхователями срока регистрации в органах ПФР, за неуплату или неполную уплату страховых взносов, а также за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, о которых это лицо было обязано сообщить в органы ПФР. Например, при нарушении 30-дневного срока регистрации штраф составит 5000 руб., а при нарушении срока регистрации более чем на 90 дней - 10 000 руб.

Порядок уплаты пени устанавливается ст.26 Закона N 167-ФЗ.

Пени подлежат уплате в случае образования недоимки, т.е. не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Проведение проверок правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так же как и правильности исчисления, полноты и своевременности внесения единого социального налога, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что хотя Законом N 167-ФЗ установлено, что проверки осуществляют налоговые органы, органы ПФР также могут проверить страхователей, но только в части назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Такие проверки органы ПФР осуществляют на основании тех же документов, что и налоговые органы.

Подписано в печать О.Буйских

28.05.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Тематический выпуск: Некоммерческие организации ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)
Статья: Плюсы и минусы новых правил государственной регистрации юридических лиц ("Экономико-правовой бюллетень", 2002, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.