Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как ФСС будет проверять расходы на социальное страхование ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, 2002

КАК ФСС БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАСХОДЫ

НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В прошлом номере журнала на с. 94 было опубликовано Постановление ФСС РФ от 01.01.2002 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 23.04.2002 N 3397). Этим Постановлением фонд утвердил Методические указания о порядке назначения и проведения документальных выездных проверок (далее - Указания). В Указаниях фонд определил единые требования, которыми сотрудники фонда должны руководствоваться, контролируя правильность расходования средств на цели государственного социального страхования. За счет этих средств, как известно, страхователи выплачивают целый ряд пособий, оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение работников, а также финансируют детскую оздоровительную кампанию.

Обращаем внимание, что фонд вправе проводить проверки лишь на предмет правильности расходования средств соцстраха. Контролировать суммы начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС РФ, должны налоговики. Это определено ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (опубликован в "НА" N 7, 2001).

Указания являются ведомственным нормативным актом. Они адресованы региональным отделениям (филиалам) фонда, на которых возложена обязанность обеспечивать проведение проверок. Но положения этого документа будут интересны и страхователям. Из трех разделов (II, III, IV) Указаний страхователи узнают о том, какие документы будут проверять сотрудники фонда, а также какой нормативной базой они будут руководствоваться при проведении проверок. Кроме того, в семи приложениях к Указаниям приведены формы документов, которыми фонд должен оформлять проведение проверок.

В целом утвержденный порядок мало чем отличается от налоговых проверок, а также от проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому в комментарии разъясняются лишь наиболее важные особенности документальных выездных проверок ФСС РФ.

Основания для проведения проверок,

их сроки и периодичность

Критерии отбора страхователей для проверок приведены в п.2 разд.I Указаний. Так, основаниями для проверки могут служить:

- значительный рост расходов на выплату пособий и оплату санаторно-курортного лечения;

- нарушение сроков представления отчетности по форме N 4-ФСС РФ;

- получение существенных сумм дотаций, выдаваемых фондом в возмещение произведенных расходов по соцстраху.

Сотрудники соцстраха будут проверять страхователей с периодичностью не реже одного раза в три года. Причем охватить проверкой они вправе лишь законченный отчетный период текущего года (квартал, полугодие, 9 месяцев) и два непосредственно предшествовавших ему календарных года деятельности страхователя (п.6 Указаний). В общей сложности период проверки не должен превышать трех лет.

Проверки могут осуществляться как в очередном, так и во внеочередном порядке. При этом повторные выездные проверки работники соцстраха могут проводить лишь в случае ликвидации и реорганизации как самого страхователя, так и его подразделений (п.8 Указаний). Кроме того, повторная проверка может быть проведена в порядке контроля за деятельностью филиала самим отделением фонда по мотивированному постановлению последнего.

Предельный срок проверки составляет один месяц. Однако при наличии у страхователя филиалов и представительств время проверки может быть увеличено из расчета один месяц на каждое такое подразделение независимо от времени проведения проверки самого страхователя (п.7 Указаний).

Особенности документального

оформления вынесенных решений

По результатам проверки составляется акт по форме, приведенной в Приложении 5 к Указаниям. Порядок составления этого документа детально разъяснен в п.п.11 - 18 Указаний. Процедура подписания и вручения акта проверки руководителю проверяемой организации регламентирована п.п.19 - 22 Указаний.

Страхователям следует обратить особое внимание на ту часть разд.I Указаний (п.п.23 - 27), которой установлен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Этими пунктами установлены особенности документального оформления сумм не принятых к зачету расходов по социальному страхованию, произведенных до 1 января 2001 г. В то время, как известно, организации уплачивали в ФСС РФ страховые взносы, которые впоследствии были заменены ЕСН.

Так вот в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем в 1999 и 2000 гг. с нарушением требований законодательства о государственном социальном страховании, фонд должен будет вынести решение о непринятии таких расходов к зачету. Форма решения приведена в Приложении 6 к Указаниям.

На основании решения должен быть оформлен еще один документ - изменения к акту сверки расчетов плательщика страховых взносов с фондом. По таким актам, напомним, в 2001 г. фонд передавал в налоговые инспекции сальдовые остатки по страховым взносам, пеням и штрафам (недоимки или переплаты).

Теперь же при вынесении по результатам проверки решения о непринятии к зачету расходов, произведенных до 1 января 2001 г., сальдовые остатки, указанные ранее в акте сверки, будут уточнены. Об этих изменениях и решении, на основании которого изменен акт сверки, отделение (филиал) фонда должно будет сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации страхователя.

Суммы расходов по соцстраху, не принятые к зачету уже в период действия ЕСН, страхователь будет уточнять в обычном порядке. Что для этого нужно предпринять? Во-первых, организация должна скорректировать сумму неправомерно произведенных расходов в бухгалтерском учете. Для этого нужно сделать исправительную проводку. То есть ранее сделанную в бухгалтерском учете неправильную запись нужно повторить в той же корреспонденции счетов, но со знаком "минус" на сумму излишне отнесенных расходов. Одновременно нужно сделать правильную запись. При этом если излишняя сумма была выплачена, скажем, в виде пособия работнику, то с него следует эту сумму удержать. Если по объективным причинам (например, увольнение работника) это сделать невозможно, то излишне отнесенную на расчеты с соцстрахом сумму организация должна отразить за счет собственных средств. Такой расход не должен уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Во-вторых, нужно отразить эту сумму в форме N 4-ФСС РФ. Порядок отражения таких сумм установлен разд.I указаний по заполнению расчетной ведомости по средствам соцстраха, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 06.12.2001 N 122 (опубликовано в "НА" N 4, 2002). Согласно этим указаниям, суммы не принятых к зачету расходов по актам выездных проверок отражаются в табл. 1 формы по строке 3 "Не принято к зачету расходов исполнительным органом Фонда". И последнее, что надо сделать, - это известить о корректировках налоговую инспекцию. Фонд при этом предлагает один вариант действий - представить в налоговую инспекцию уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН (п.26 Указаний). На наш взгляд, такой подход правомерен, если корректируются расходы, не принятые к зачету в законченном отчетном периоде текущего года. Если же речь идет о не принимаемых к зачету расходах 2001 г., то в этом случае необходимо сдавать уже не расчет, а уточненную налоговую декларацию по ЕСН. Ее форма утверждена Приказом МНС России от 27.12.2001 N БГ-3-05/573 (опубликован в "НА" N 3, 2002).

Проверка правильности назначения и выплаты пособий

Перечень всех видов пособий, которые выплачиваются за счет средств фонда и правильность начисления и выплаты которых будет контролировать фонд, приведен в п.31 Указаний. В этот перечень включены:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- пособие при усыновлении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Порядок проверок начисления и выплаты этих пособий регламентирован разд.II Указаний.

Пособия по временной нетрудоспособности

и по беременности и родам

Проверяя правильность исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, работники фонда прежде всего будут обращать внимание на исчисление заработка, участвующего в расчете пособия.

В соответствии с п.35 Указаний проверяющий должен проанализировать системы оплаты труда, а также виды заработной платы, которые включаются в сумму заработка для исчисления пособий.

Напомним, что по действующим правилам пособие исчисляется из фактического заработка работника. В величину фактического заработка помимо должностного оклада (тарифной ставки, сдельного заработка) включаются надбавки, доплаты и другие постоянные выплаты, получаемые ко дню наступления нетрудоспособности. Кроме того, в сумму заработка включаются и дополнительные выплаты, носящие единовременный характер. Так, например, ежемесячно в сумме фактического заработка учитывается единовременное вознаграждение по итогам работы за год в размере 1/12 его суммы.

Далее следует проверка правильности определения периода, за который исчисляется средний заработок, и величины среднедневного заработка.

Пример 1. Сотрудник организации находится на повременной оплате труда. Месячный оклад сотрудника составляет 8000 руб. Помимо этого ежемесячно ему выплачиваются надбавка за выслугу лет в размере 20 процентов оклада и стабильная премия в сумме 2000 руб. В январе 2002 г. работнику выплачено единовременное вознаграждение по итогам работы за 2001 г. в сумме 7200 руб. В прошлом году все месяцы сотрудник отработал полностью.

В мае 2002 г. работник представил листок временной нетрудоспособности, вызванной общим заболеванием. Болезнь продолжалась с 13 по 17 мая (пять рабочих дней).

Для исчисления пособия следует определить среднедневной заработок. Сумма учитываемых для исчисления пособия выплат составит:

8000 руб. + (8000 руб. x 20%) + 2000 руб. + (7200 руб. : 12 мес.) = 12 200 руб.

Полученный результат нужно разделить на количество дней по графику пятидневной рабочей недели в мае (19 дней). Среднедневной заработок составит:

12 200 руб. : 19 дн. = 642,1 руб.

Затем сотрудник фонда обязан проверить размеры выплаченных пособий. При этом особое внимание он уделит тому, соответствуют ли максимальные размеры пособий тем ограничениям, которые установлены законодательством на момент их выплаты. В связи с этим следует напомнить, что при выплате пособий по временной нетрудоспособности в период до 18 марта 2000 г. ограничивался размер не самого пособия, а фактического заработка, из которого оно исчислялось. При этом для расчета пособия фактический заработок учитывался в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада или двойной тарифной ставки.

После 18 марта 2000 г. федеральным законодательством установлены ограничения размеров самих пособий. До начала текущего года размер пособия не мог превышать за полный календарный месяц 85 МРОТ. Это ограничение введено Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" (опубликован в "НА" N 7, 2000). Позднее ст.15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год" (опубликован в "НА" N 5, 2002; далее - Закон N 17-ФЗ) установлено, что с 1 января 2002 г. максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать сумму 11 700 руб.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что по непрерывному стажу работы (10 лет) пособие сотруднику назначено в размере 100 процентов заработка. Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности, для чего предварительно рассчитаем размер ограничения дневного пособия, который составит:

11 700 руб. : 19 дн. = 615,79 руб.

Поскольку размер среднедневного заработка (642,1 руб.) превышает максимальную величину дневного пособия, то оно ограничивается этим максимальным размером.

Общая сумма пособия будет равна:

615,79 руб. x 5 дн. = 3078,95 руб.

Следует учесть, что в 2002 г. ограничение максимального размера пособия распространено и на пособия по беременности и родам. До 1 января 2002 г. эти пособия устанавливались в размере среднего заработка без ограничения его двумя тарифными ставками (окладами) (ст.8 Федерального закона N 81-ФЗ).

Другие пособия

Тщательной проверке будет подвергаться правильность начисления и других видов пособий. При этом страхователи должны учитывать, что размеры ряда пособий устанавливаются в "твердых суммах" (в денежном выражении). До 1 января 2001 г. в размерах, кратных МРОТ, выплачивались пособия:

- при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

- женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- на погребение.

Однако Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (опубликован в "НА" N 13, 2000) сфера применения МРОТ ограничена. Величина МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, а также выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

По этой причине с 1 июля и до конца 2000 г. пособия должны были выплачиваться исходя из базовой суммы - 83,49 руб.

Затем размер обязательных социальных выплат, в том числе и пособий, был урегулирован Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ (опубликован в "НА" N 17, 2000). В соответствии с этим Законом с 1 января 2001 г. установлены "твердые суммы" пособий исходя из базовой суммы, равной 100 руб. С 1 января текущего года абсолютные размеры пособий, за исключением пособия на погребение, увеличены Федеральным законом от 28.12.2001 N 181-ФЗ.

Максимальные размеры пособий по периодам выплаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

     
   ——————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————¬
   | Вид пособия |Максимальный размер|Нормативный акт,|       Примечание      |
   |   и период  | пособия за полный |устанавливающий |                       |
   |   действия  | календарный месяц |  ограничения   |                       |
   | ограничения |                   |                |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |                 Пособие по временной нетрудоспособности                  |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |С 18.03.2000 |85 МРОТ,           |Указ Президента |Категории лиц, которым |
   |по 30.06.2000|или 7096,65 руб.   |РФ от 15.03.2000|пособия до 01.01.2002  |
   |             |(83,49 руб. x 85)  |N 508           |выплачивались без      |
   +—————————————+———————————————————+                |ограничения:           |
   |С 01.07.2000 |85 МРОТ,           |                |— работающие в районах |
   |по 31.12.2000|или 11 220 руб.    |                |Крайнего Севера и      |
   |             |(132 руб. x 85)    |                |приравненных к ним     |
   +—————————————+———————————————————+                |областях <*>;          |
   |С 01.01.2001 |85 МРОТ,           |                |— граждане,            |
   |по 30.06.2001|или 17 000 руб.    |                |подвергшиеся           |
   |             |(200 руб. x 85)    |                |воздействию радиации   |
   +—————————————+———————————————————+                |вследствие катастрофы  |
   |С 01.07.2001 |85 МРОТ,           |                |на Чернобыльской АЭС   |
   |по 31.12.2001|или 25 500 руб.    |                |<**>;                  |
   |             |(300 руб. x 85)    |                |— доноры, сдавшие      |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+безвозмездно в течение |
   |С 01.01.2002 |11 700 руб.        |Федеральный     |года кровь и (или) ее  |
   |<***>        |                   |закон от        |компоненты в суммарном |
   |             |                   |11.02.2002      |количестве, равном двум|
   |             |                   |N 17—ФЗ         |максимально допустимым |
   |             |                   |                |годовым дозам;         |
   |             |                   |                |— работающие инвалиды  |
   |             |                   |                |ВОВ (по пособиям,      |
   |             |                   |                |выданным до четырех    |
   |             |                   |                |месяцев подряд или пяти|
   |             |                   |                |месяцев в календарном  |
   |             |                   |                |году)                  |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |                     Пособие по беременности и родам                      |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |С 01.01.2002 |11 700 руб.        |Федеральный     |                       |
   |<***>        |                   |закон от        |                       |
   |             |                   |11.02.2002      |                       |
   |             |                   |N 17—ФЗ         |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |                       Пособие при рождении ребенка                       |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |До 31.12.2000|15 МРОТ,           |Федеральные     |В случае рождения      |
   |             |или 1252,35 руб.   |законы от       |(усыновления) двух или |
   |             |(83,49 руб. x 15)  |19.05.1995      |более детей пособие    |
   |             |                   |N 81—ФЗ и от    |выплачивается на       |
   |             |                   |19.06.2000      |каждого ребенка.       |
   |             |                   |N 82—ФЗ         |При рождении мертвого  |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+ребенка указанное      |
   |С 01.01.2001 |1500 руб.          |Федеральный     |пособие не             |
   |по 31.12.2001|                   |закон от        |выплачивается          |
   |             |                   |07.08.2000      |                       |
   |             |                   |N 122—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+                       |
   |С 01.01.2002 |4500 руб.          |Федеральный     |                       |
   |             |                   |закон от        |                       |
   |             |                   |28.12.2001      |                       |
   |             |                   |N 181—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |        Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком        |
   |                    до достижения им возраста 1,5 лет                     |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |До 31.12.2000|2 МРОТ,            |Федеральные     |Право на ежемесячное   |
   |             |или 166,98 руб.    |законы от       |пособие сохраняется в  |
   |             |(83,49 руб. x 2)   |19.05.1995      |случае работы лица,    |
   |             |                   |N 81—ФЗ и от    |находящегося в отпуске |
   |             |                   |19.06.2000      |по уходу за ребенком,  |
   |             |                   |N 82—ФЗ         |на условиях неполного  |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+рабочего времени или на|
   |С 01.01.2001 |200 руб.           |Федеральный     |дому                   |
   |по 31.12.2001|                   |закон от        |                       |
   |             |                   |07.08.2000      |                       |
   |             |                   |N 122—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+                       |
   |С 01.01.2002 |500 руб.           |Федеральный     |                       |
   |             |                   |закон от        |                       |
   |             |                   |28.12.2001      |                       |
   |             |                   |N 181—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |            Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет             |
   |                       в ранние сроки беременности                        |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |До 31.12.2000|1 МРОТ, или        |Федеральные     |Пособие назначается и  |
   |             |83,49 руб.         |законы от       |выплачивается          |
   |             |                   |19.05.1995      |одновременно с пособием|
   |             |                   |N 81—ФЗ и от    |по беременности и      |
   |             |                   |19.06.2000      |родам. Право на пособие|
   |             |                   |N 82—ФЗ         |имеют женщины, вставшие|
   +—————————————+———————————————————+————————————————+на учет до 12 недель   |
   |С 01.01.2001 |100 руб.           |Федеральный     |беременности           |
   |по 31.12.2001|                   |закон от        |                       |
   |             |                   |07.08.2000      |                       |
   |             |                   |N 122—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+                       |
   |С 01.01.2002 |300 руб.           |Федеральный     |                       |
   |             |                   |закон от        |                       |
   |             |                   |28.12.2001      |                       |
   |             |                   |N 181—ФЗ        |                       |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |              Пособие на погребение или возмещение стоимости              |
   |               гарантированного перечня услуг по погребению               |
   +—————————————T———————————————————T————————————————T———————————————————————+
   |До 31.12.2000|10 МРОТ,           |Федеральные     |Возмещение стоимости   |
   |             |или 834,9 руб.     |законы от       |услуг                  |
   |             |(83,49 руб. x 10)  |12.01.1996      |специализированной     |
   |             |                   |N 8—ФЗ и от     |службе по вопросам     |
   |             |                   |19.06.2000      |похоронного дела       |
   |             |                   |N 82—ФЗ         |производится           |
   +—————————————+———————————————————+————————————————+организацией на        |
   |С 01.01.2001 |1000 руб.          |Федеральный     |основании справки о    |
   |             |                   |закон от        |смерти и               |
   |             |                   |07.08.2000      |соответствующего счета |
   |             |                   |N 122—ФЗ        |                       |
   L—————————————+———————————————————+————————————————+————————————————————————
   
     
   ———————————————————————————————
   
<*> Данным категориям работников пособие выплачивалось в размере полного заработка с учетом районного коэффициента или надбавки.

<**> Суммы, превышающие размер пособий, назначенных "чернобыльцам" по общим основаниям, подлежали возмещению из федерального бюджета.

<***> Пособия по страховым случаям, наступившим после 1 января 2002 г., но назначенные и выплаченные до даты официального опубликования Федерального закона N 17-ФЗ (14 февраля 2002 г.) по ранее действовавшим нормам, перерасчету не подлежат.

В ходе документальной проверки сотрудники фонда будут контролировать и правильность оплаты пособия работникам, усыновившим ребенка. Страхователю важно помнить, что этот вид пособия выплачивается в размере полного заработка в порядке, установленном для выплаты пособия по беременности и родам. Таким образом, установленное с 1 января 2002 г. ограничение максимального размера пособия суммой, равной 11 700 руб., распространяется и на пособие усыновившим ребенка работникам.

Пособие выплачивается со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка. При одновременном усыновлении двух и более детей период выплаты пособия увеличивается до 110 календарных дней со дня их рождения. Отметим, что с 1 февраля 2002 г. особенности регулирования труда работников, усыновивших детей, установлены новым Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) (ст.257).

Еще один подлежащий контролю вид расходов - это оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Страхователям нужно иметь в виду, что до 1 февраля 2002 г. право на предоставление четырех дополнительных выходных дней в месяц предусмотрено для одного из работающих родителей (опекуна или попечителя) (ст.163.1 КЗоТ). По своему усмотрению родители могли разделить эти дни между собой. При этом если один из родителей не работал (не состоял в трудовых отношениях, был признан безработным, не обеспечивал себя работой самостоятельно), то второму родителю предоставлялись лишь два дополнительных выходных дня.

В отличие от ранее действовавшего порядка ст.262 ТК РФ предусмотрено право на предоставление четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) во всех случаях. Иначе говоря, с 1 февраля 2002 г., даже если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляются не два, а четыре дополнительных выходных дня. Разъяснения на этот счет даны в совместном Письме Минтруда и ФСС РФ от 05.04.2002 N N 296-АП, 02-08/05-762П (опубликовано в "НА" N 9, 2002).

В ходе проверок работники фонда будут устанавливать наличие в бухгалтерии страхователя всех документов, являющихся основанием для выплаты пособий. Перечень таких документов по видам пособий приведен в табл. 2.

Таблица 2

     
   ———————————————————T———————————————————————T—————————————————————¬
   |    Вид пособия   | Основания для выплаты |      Примечание     |
   |                  |        пособия        |                     |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие по        |Листок                 |При выплате пособия в|
   |временной         |нетрудоспособности     |связи с бытовой      |
   |нетрудоспособности|(подлинник)            |травмой дополнительно|
   |                  |                       |представляются       |
   |                  |                       |объяснительные       |
   |                  |                       |записки пострадавшего|
   |                  |                       |и свидетелей, справки|
   |                  |                       |медучреждений и при  |
   |                  |                       |необходимости        |
   |                  |                       |материалы органов    |
   |                  |                       |внутренних дел       |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие по        |Листок                 |                     |
   |беременности и    |нетрудоспособности     |                     |
   |родам             |(подлинник)            |                     |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие при       |1. Заявление о         |При опекунстве       |
   |рождении ребенка  |назначении пособия.    |дополнительно        |
   |                  |2. Справка о рождении  |представляется       |
   |                  |ребенка, выданная      |справка органа       |
   |                  |отделом загса.         |местного             |
   |                  |3. Справка с места     |самоуправления об    |
   |                  |работы (учебы, службы) |установлении над     |
   |                  |другого родителя о том,|ребенком опеки       |
   |                  |что ему такое пособие  |                     |
   |                  |не назначалось         |                     |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие на период |1. Заявление о         |При оформлении       |
   |отпуска по уходу  |предоставлении отпуска |отпуска лицу,        |
   |за ребенком до    |и выплате пособия.     |фактически           |
   |достижения им     |2. Копия свидетельства |осуществляющему уход |
   |возраста 1,5 лет  |о рождении ребенка.    |за ребенком вместо   |
   |                  |3. Копия приказа о     |матери, дополнительно|
   |                  |предоставлении отпуска |представляется       |
   |                  |                       |справка с места      |
   |                  |                       |работы (учебы,       |
   |                  |                       |службы) матери о том,|
   |                  |                       |что она не использует|
   |                  |                       |указанный отпуск и не|
   |                  |                       |получает пособие     |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Единовременное    |Справка из женской     |Справка подшивается  |
   |пособие женщинам, |консультации           |вместе с листком     |
   |вставшим на учет  |(медицинского          |нетрудоспособности по|
   |в ранние сроки    |учреждения),           |беременности и родам |
   |беременности      |поставившей женщину    |                     |
   |                  |на учет                |                     |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие на        |1. Заявление о         |Возмещение стоимости |
   |погребение        |назначении пособия.    |услуг                |
   |                  |2. Справка о смерти    |специализированной   |
   |                  |(оригинал), выданная   |службе по вопросам   |
   |                  |отделом загса          |похоронного дела     |
   |                  |                       |осуществляется на    |
   |                  |                       |основании            |
   |                  |                       |соответствующего     |
   |                  |                       |счета                |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Пособие при       |1. Приказ о            |Женщинам, усыновившим|
   |усыновлении       |предоставлении отпуска |ребенка, вместо      |
   |ребенка           |в связи с усыновлением |отпуска по уходу за  |
   |                  |ребенка.               |усыновленным ребенком|
   |                  |2. Копия решения суда  |может предоставляться|
   |                  |об усыновлении ребенка.|отпуск по            |
   |                  |3. Копия свидетельства |беременности и родам.|
   |                  |о рождении ребенка.    |В таком случае       |
   |                  |4. Справка с места     |основанием для       |
   |                  |работы (учебы, службы) |выплаты пособия по   |
   |                  |другого супруга о том, |беременности и родам |
   |                  |что указанный отпуск им|является листок      |
   |                  |не используется        |нетрудоспособности,  |
   |                  |                       |выдаваемый лечебным  |
   |                  |                       |учреждением          |
   +——————————————————+———————————————————————+—————————————————————+
   |Оплата 4          |1. Заявление о         |Справка отдела       |
   |дополнительных    |предоставлении         |соцзащиты            |
   |выходных дней в   |дополнительных выходных|предоставляется      |
   |месяц одному из   |дней.                  |ежегодно до          |
   |родителей для     |2. Справка отдела      |достижения           |
   |ухода за детьми — |соцзащиты об           |ребенком—инвалидом   |
   |инвалидами с      |инвалидности ребенка с |возраста 18 лет. В   |
   |детства           |указанием, что ребенок |случае лишения       |
   |                  |не находится на        |родительских прав    |
   |                  |гособеспечении.        |одного из родителей  |
   |                  |3. Копия приказа о     |или его смерти, а    |
   |                  |предоставлении         |также в других       |
   |                  |дополнительных выходных|случаях отсутствия   |
   |                  |дней для ухода за      |родительского ухода  |
   |                  |ребенком—инвалидом.    |справка с места      |
   |                  |4. Справка с места     |работы не            |
   |                  |работы (учебы, службы) |представляется       |
   |                  |другого родителя о том,|                     |
   |                  |что на момент обращения|                     |
   |                  |дополнительные дни им  |                     |
   |                  |не использованы.       |                     |
   |                  |5. Копия трудовой      |                     |
   |                  |книжки либо другие     |                     |
   |                  |документы (справка из  |                     |
   |                  |службы занятости),     |                     |
   |                  |подтверждающие факт    |                     |
   |                  |отсутствия работы у    |                     |
   |                  |другого родителя       |                     |
   L——————————————————+———————————————————————+——————————————————————
   

Помимо проверки документов и правильности назначения и выплаты пособий проверяющий должен установить соответствие их сумм данным бухгалтерского учета и отчетности. С этой целью суммы пособий, во-первых, будут сверяться с оборотами по счету 69, субсчет "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", за проверяемые отчетные периоды. Во-вторых, сверка будет проводиться с данными, указанными в расчетной ведомости по форме N 4-ФСС РФ (строки 1 - 8 табл. 2). Такие проверки могут проводиться как выборочным, так и сплошным методом.

Обращаем внимание на то, что сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) проверяющий должен отразить во вводной части акта документальной проверки (п.15 Указаний).

Контроль расходования средств

на санаторно-курортное лечение работников

Разделы III и IV Указаний регламентируют порядок проведения проверки по вопросу правильности расходования средств на оплату санаторно-курортного лечения работников и оздоровление детей.

Предметом проверки в данном случае будут являться:

- документы, устанавливающие нормативы ассигнований на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- организация работы по приобретению, распределению и выдаче путевок;

- суммы расходов на частичную или полную оплату путевок, которые должны соответствовать нормативам, предусмотренным законодательством;

- сведения о путевках, отнесенных на расходы, на предмет соответствия их данным бухгалтерского учета и отчетности по количеству, сумме и видам.

В первую очередь проверяющие будут обращать внимание, соответствуют ли расходы страхователя, а также продолжительность санаторно-курортного лечения законодательно установленным нормативам.

Как известно, до 2001 г. расходование средств на санаторно-курортное лечение ограничивалось нормативом ассигнований. Продолжительность лечения составляла 21 - 24 дня.

С начала 2001 г. расходы на оплату путевок ограничены стоимостью пребывания одного человека в сутки и не более чем за 24 дня нахождения в санаторно-курортном учреждении.

Напомним, что до 2002 г. величина норматива по путевкам, отнесенным на расходы, составляла:

- 265 руб. в период с 15.02.2001 по 30.05.2001;

- 350 руб. в период с 31.05.2001 по 01.01.2002.

В 2002 г. максимальный размер оплаты стоимости пребывания в здравнице одного человека в сутки за счет средств соцстраха увеличен до 420 руб. (ст.17 Закона N 17-ФЗ). При применении в отдельных местностях районных коэффициентов к заработной плате максимальный размер оплаты путевок определяется с учетом этих коэффициентов. Причем, как и для оплаты пособий в случае расчета максимального размера оплаты путевок, применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ конкретному субъекту Российской Федерации. На это обращают внимание и разработчики Указаний (п.35).

Пример 3. Организация расположена в Алеутском районе Камчатской области. В мае 2002 г. в пределах выделенных ей отделением ФСС РФ ассигнований организация приобрела для своего работника путевку в санаторий "Жемчужина Камчатки". Санаторий расположен в Елизовском районе Камчатской области, имеет лицензию на медицинскую деятельность и сертификат соответствия на питание и проживание. Продолжительность пребывания в санатории по путевке составила 18 дней. Номинальная стоимость путевки составила 18 000 руб. Работнику путевка выдана бесплатно.

Правительством РФ в централизованном порядке в Камчатской области к заработной плате работников установлен коэффициент 2,0. В то же время региональным нормативным актом в Камчатской области введен повышенный районный коэффициент к заработной плате, величина которого составляет 2,2 (условно).

Рассчитаем, в каком размере организация сможет возместить расходы по оплате путевки за счет средств соцстраха. При расчете организация должна исходить из величины районного коэффициента, установленного федеральным законодательством.

Таким образом, норматив расходов на оплату путевки, возмещаемых за счет соцстраха, составит:

420 руб. x 2,0 x 18 дн. = 15 120 руб.

В учете при этом должна быть сделана запись:

Дебет 69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" Кредит 73

- 15 120 руб. - возмещена часть стоимости путевки за счет средств соцстраха.

Часть стоимости путевки, которая оплачена за счет средств ФСС РФ, не облагается ЕСН (п.3 ст.236 НК РФ) и налогом на доходы физических лиц (п.9 ст.217 НК РФ).

Сумма оплаты путевки сверх нормы (сумма превышения) составит:

18 000 руб. - 15 120 руб. = 2880 руб.

Эту сумму организация вправе отразить в бухгалтерском учете двумя способами. В соответствии с первым способом сумма превышения включается в состав внереализационных расходов (п.12 ПБУ 10/99). В учете при этом должна быть сделана запись:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 73

- 2880 руб. - отражена за счет средств организации стоимость путевки, превышающая установленный норматив.

В соответствии со вторым способом организация (по решению учредителей) относит сумму превышения за счет нераспределенной прибыли. При этом в учете делается проводка:

Дебет 84 Кредит 73

- 2880 руб. - отражена за счет средств нераспределенной прибыли стоимость путевки, превышающая установленный норматив.

И в том и другом случае в целях налогообложения прибыли сумма оплаты путевки сверх норм будет относиться к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли (п.п.1 и 29 ст.270 НК РФ). Это значит, что исчислять ЕСН с этой суммы не нужно (п.3 ст.236 НК РФ).

Что же касается налога на доходы физических лиц, то нужно иметь в виду следующее.

Оплата работодателем сверхнормативной части стоимости путевки за работника не включается в налоговую базу для расчета налога на доходы физических лиц только в том случае, если источником покрытия таких расходов являются средства работодателя, оставшиеся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль (п.9 ст.217 НК РФ).

В то же время в приведенном выше пункте НК РФ не предусмотрена возможность освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц выплат, включенных в состав внереализационных расходов. В связи с этим сумму превышения стоимости путевки, отраженную за счет внереализационных расходов, следует включить в состав доходов работника, подлежащих налогообложению.

Страхователю нужно также учитывать изменение минимальной продолжительности лечения в санаторно-курортных учреждениях. Напомним, что до 2001 г. сроки действия путевок в санаторно-курортные организации, оплаченных за счет средств соцстраха, устанавливались Минздравом России в зависимости от профиля здравницы. В большинстве случаев эти сроки составляли не менее 21 дня. С прошлого года срок пребывания в здравницах определяется Федеральным законом о бюджете фонда на конкретный год.

С 1 января 2002 г. минимальный срок пребывания в санаториях уменьшился до 14 дней. Стоимость путевок с меньшими сроками лечения и сверх установленного норматива за счет средств ФСС РФ возмещаться не должна.

Из этих правил есть исключения. Путевки на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения оплачиваются в полном размере. При этом необходимо исходить из перечня заболеваний на долечивание, устанавливаемого Правительством РФ.

Для лиц с заболеваниями и последствиями травм спинного мозга срок пребывания в санаторно-курортном учреждении может быть продлен до 45 дней.

В ходе проверок фонд будет особо контролировать страхователей, приобретающих путевки. Прежде всего Указания (п.82) обязывают проверяющих контролировать частичную оплату стоимости путевок застрахованными работниками. Сумма такой оплаты, внесенная работником в кассу, должна соответствовать условиям оплаты, указанным в решении комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Пример 4. Организация приобрела за счет средств соцстраха путевку стоимостью 10 000 руб. Комиссия по социальному страхованию вынесла решение выделить эту путевку кассиру организации с частичной оплатой стоимости в размере 20 процентов. В этом случае в приходном ордере об уплате частичной стоимости путевки работником должна быть указана сумма, равная 2000 руб. (10 000 руб. x 20%).

Затем работники фонда будут изучать наличие документов, являющихся основанием для приобретения путевок (п.п.85 и 86 Указаний). В перечень таких документов входят договоры с санаторно-курортными учреждениями или их объединениями, а также выставленные ими счета на оплату путевок и накладные на их приход. Одновременно будут проверяться и платежные документы страхователя, подтверждающие оплату им путевок (платежные поручения, расходные ордера).

Во-вторых, в документах бухгалтерии на каждую путевку должны быть заявления работников и выданные им медицинские заключения (справки на получение путевки по форме 070у) с показаниями о необходимости санаторно-курортного лечения. Основанием для выделения путевок являются также и решения комиссии (уполномоченного) по соцстраху. Помимо заявлений и медицинских заключений сотрудники фонда будут проверять и обратные талоны к путевкам или документы, их заменяющие. Лица, получившие путевку, по возвращении из здравницы должны сдать эти документы в бухгалтерию. При этом отрывной талон (документ, его заменяющий) должен быть заверен подписью руководителя и печатью здравницы. На это следует обратить особое внимание, так как на практике это требование часто не выполняется.

В заключение проверяющий обязан будет проконтролировать соответствие данных об оплаченных за счет соцстраха путевках, отраженных в бухучете и в отчетности по форме N 4-ФСС РФ.

Проверка расходов на оздоровление детей

Прежде всего проверяющий должен установить соответствие расходов страхователя на оздоровление детей сумме утвержденных ему отделением (филиалом) фонда ассигнований на каждый из проверяемых периодов.

Нормативы расходования средств на эти цели по годам приведены в п.п.89 - 94 Указаний. Примечательно, что до 2002 г. лимитирование расходов осуществлялось в процентном отношении к стоимости путевок. Так, в 2001 г. за счет средств соцстраха разрешалось производить оплату полной стоимости путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия. При этом выдвигалось два основных условия: лагерь должен был находиться на территории Российской Федерации, а срок лечения не должен был превышать 21 - 24 дней. А вот по путевкам в загородные оздоровительные лагеря разрешалось оплачивать не менее 50 процентов стоимости таких путевок без хозяйственных расходов. Для детей работников бюджетных организаций - не менее 50 процентов полной стоимости путевок.

С 2002 г. введена норма оплаты путевок в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия. Эта норма составляет 350 руб. на одного ребенка в сутки. Максимальный срок пребывания в лагере не изменился и составляет 24 дня.

А вот путевки в загородные оздоровительные лагеря в 2002 г. оплачиваются из расчета 50 процентов средней стоимости путевки в конкретном субъекте Российской Федерации. При этом средняя стоимость путевки определяется исходя из действующих цен на путевки в оздоровительные лагеря в субъекте Российской Федерации. Такой порядок определен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2002 N 259 "Об утверждении Правил расходования средств обязательного социального страхования на оплату стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в 2002 году в период летних школьных каникул" (опубликовано в "НА" N 10, 2002).

Определять среднюю стоимость путевок должны региональные отделения фонда. Рекомендации им на этот счет были даны в Письме ФСС РФ от 19.04.2002 N 02-18/10-2810 (опубликовано в "НА" N 10, 2002). Все эти изменения страхователи обязаны учитывать в ходе проведения детской оздоровительной кампании 2002 г.

Но вернемся к тому, что будет анализировать сотрудник фонда в ходе проверки. Следующим этапом после контроля целевого характера расходов будет проверка правильности оприходования, оформления, учета и хранения документов по приобретению и выдаче путевок в бухгалтерии страхователя. Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в п.95 Указаний. В число таких документов, в частности, включены договоры на приобретение путевок, калькуляции стоимости путевки, счета на оплату путевок (с указанием отдельно стоимости путевки и стоимости хозяйственных расходов), ведомости выдачи работникам путевок с росписями в их получении и др. Помимо этого проверяющий обязан сверить с кассой поступление оплаты частичной стоимости за путевки.

В заключение отметим, что Указания не только досконально прописывают обязанности проверяющих, но и подробно воспроизводят хронологию изменений норм и порядка расходования средств государственного социального страхования за последние годы. Это дает возможность страхователям самостоятельно проконтролировать правильность расходования ими средств как на выплату пособий, так и на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и детей. Более того, узнав из Указаний круг полномочий работников фонда, организация сможет обжаловать их незаконные действия (в случае если таковые будут иметь место).

Т.А.Маслова

Эксперт "НА"

Подписано в печать

27.05.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 25.04.2002 N ШС-6-14/535 <Об ответственности за нарушение требований Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением">> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)
Статья: С 14 по 27 мая вступили в силу... ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.