Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму МНС России от 25.04.2002 N ШС-6-14/535 <Об ответственности за нарушение требований Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением">> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 25.04.2002 N ШС-6-14/535

<ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКОНА РФ ОТ 18.06.1993 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ">>

В публикуемом документе (далее - Письмо) МНС России разъясняет своим территориальным подразделениям, какие действия им следует предпринимать при выявлении фактов неприменения контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при расчетах с населением.

В комментарии рассматривается правомерность таких действий налоговиков с учетом сложившейся ситуации в законодательстве о ККМ, а также даются практические рекомендации налогоплательщикам.

Ответственность за неприменение ККМ

до и после 31 декабря 2001 г.

До 31 декабря 2001 г. налоговики руководствовались Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ). На основании ст.7 этого Закона они применяли штрафные санкции как к индивидуальным предпринимателям, так и к юридическим лицам, которые не выполняли обязанности, предусмотренные для них ст.2 этого же Закона. А именно использовали неисправную (либо не зарегистрированную должным образом) ККМ, не использовали ККМ вовсе, а также совершали некоторые иные правонарушения в этой сфере.

В случае выявления повторных нарушений Закона о ККМ и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745; далее - Положение по применению ККМ) налоговики были обязаны обращаться в суд с иском о ликвидации нарушителя (организации или индивидуального предпринимателя).

При этом, как указал Высший Арбитражный Суд РФ в своем Письме от 28.08.1995 N С1-7/ОП-506, повторным нарушением Закона о ККМ, дающим право налоговикам обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия, является любое нарушение, предусмотренное Законом о ККМ, при условии, что за первое нарушение на предприятие был наложен штраф.

Пример 1. ЗАО "Сфера" в соответствии с действующим законодательством обязано вести расчеты с населением с применением ККМ. По результатам проверки выяснилось, что в мае 2001 г. ЗАО "Сфера" не применяло ККМ.

ЗАО "Сфера" привлечено к ответственности в соответствии со ст.7 Закона о ККМ. При этом с учетом вывода, сделанного Конституционным Судом РФ в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П (в соответствии с которым штраф налагается в размере от 50 до 100 МРОТ), организация была оштрафована на 10 000 руб. (100 МРОТ).

Предположим, что в декабре 2001 г. налоговики вновь проверили ЗАО "Сфера" на предмет применения ККМ и вновь обнаружили, что ККМ не использовалась. В этом случае в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством о ККМ налоговики были обязаны (ст.6 Закона о ККМ) обратиться в суд с иском о ликвидации общества.

После 31 декабря 2001 г. ситуация изменилась. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", который внес изменения в ст.7 Закона о ККМ. А новая редакция этой статьи, как известно, не содержит составов каких-либо правонарушений.

При этом вся компетенция налоговиков по применению ответственности к нарушителям законодательства о ККМ в период с 31 декабря 2001 г. (даты вступления в силу изменений в Закон о ККМ) до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу КоАП РФ) оказалась сведена к ст.146.5 КоАП РСФСР.

Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П указал, что субъектами ответственности по ст.146.5 КоАП РСФСР за неприменение ККМ являются не юридические, а физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, с 31 декабря 2001 г. по 30 июня 2002 г. включительно юридические лица оказались исключены из круга субъектов административной ответственности за нарушение норм Закона о ККМ и Положения по применению ККМ.

Между тем организации и индивидуальные предприниматели по-прежнему обязаны при расчетах с населением использовать ККМ. В свою очередь налоговики по-прежнему должны контролировать соблюдение правил применения ККМ.

Результаты проверок соблюдения правил применения ККМ, которые налоговики могут проводить собственными силами, а также совместно с правоохранительными структурами (МВД России, ФСНП России), оформляются актом проверки. К этому акту прилагаются документы, подтверждающие отмеченные в нем правонарушения (протокол об административном правонарушении, постановление и акты изъятия документов и др.). Они перечислены в п.4.3 Методических рекомендаций по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных совместным Письмом Госналогслужбы России от 29.07.1994 N НИ-6-14/281 и департамента налоговой полиции РФ от 03.08.1994 N ВЯ-1155 (далее - Методические рекомендации).

Как налоговики будут действовать до 1 июля 2002 г.

Поскольку до 1 июля 2002 г. налоговики не вправе применять к нарушителю штрафные санкции, перед ними встал вопрос: как поступать с результатами проверок?

Именно на него дает ответ комментируемое Письмо.

Причем наибольший интерес представляет последний абзац Письма, поскольку в нем содержатся рекомендации МНС России своим управлениям и инспекциям, которые собственными силами проводят проверки правильности применения ККМ.

Суть рекомендаций состоит в следующем: при выявлении фактов неприменения ККМ налоговики должны составить протокол об административном правонарушении (ст.234 КоАП РСФСР) и своевременно направить его в уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти (ст.236 КоАП РСФСР). Таких структур всего две - это органы внутренних дел (милиция) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Получив протокол, именно эти структуры имеют право привлечь правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной ст.146.5 КоАП РСФСР.

Что должен знать налогоплательщик

Для того чтобы защитить себя от неправомерных действий налоговиков при проверках в период с 31 декабря 2001 г. по 30 июня 2002 г. включительно, налогоплательщик должен четко представлять свои обязанности, а также возможные меры ответственности за их неисполнение.

Во-первых, ст.146.5 КоАП РСФСР (как, впрочем, и ст.14.5 КоАП РФ) предусматривает ответственность только за одно правонарушение - расчеты с населением без применения ККМ. Это не означает, что можно без опасения использовать неисправную ККМ или исправную, но не зарегистрированную. В обоих случаях ответственность наступит именно за осуществление расчетов с населением без применения ККМ. Такая позиция высказана в Постановлении ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (см. п.п.4 и 5).

Во-вторых, как уже было отмечено, до 1 июля 2002 г. субъектами ответственности по ст.146.5 КоАП РСФСР за неприменение ККМ являются только физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Организации не могут быть подвергнуты административному штрафу за осуществление расчетов с населением без применения ККМ.

В-третьих, согласно нормам КоАП РСФСР, государственными структурами, которые уполномочены рассматривать дела о нарушениях ст.146.5 КоАП РСФСР, являются, как уже упоминалось выше, только органы внутренних дел (милиция) (ст.203 КоАП РСФСР) и Госторгинспекция (ст.224.6 КоАП РСФСР). И только они вправе привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности на основании ст.146.5 КоАП РСФСР.

Таким образом, с 31 декабря 2001 г. по 30 июня 2002 г. включительно налоговики вправе контролировать выполнение организациями и индивидуальными предпринимателями своих обязанностей, предусмотренных Законом о ККМ. Однако протоколы об административных нарушениях они вправе направлять только в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты с населением без применения ККМ, и только в одну из двух вышеназванных государственных структур.

Принудительная ликвидация

Хотя налоговики лишились возможности в период с 31 декабря 2001 г. по 30 июня 2002 г. взыскивать с организаций штрафы за нарушение Закона о ККМ, они по-прежнему обязаны обращаться в суд с иском о ликвидации нарушителя при совершении повторного правонарушения, если за первое правонарушение на него был наложен штраф. При этом нарушение будет признаваться повторным, если оно было совершено в течение одного года со дня окончания исполнения взыскания за первое нарушение (т.е. со дня уплаты административного штрафа). В настоящее время это предусмотрено ст.ст.35 и 39 КоАП РСФСР, а с 1 июля 2002 г. - ст.4.6 КоАП РФ.

В связи с этим и организациям, и предпринимателям нужно иметь в виду следующее. Поскольку ст.146.5 КоАП РСФСР применяется только к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, то иск о ликвидации может быть заявлен налоговиками в суд только в отношении индивидуального предпринимателя, совершившего повторное правонарушение. Заявить такой иск в отношении организации налоговики не вправе.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что повторная проверка ЗАО "Сфера" на предмет соблюдения законодательства о ККМ проведена не в декабре 2001 г., а в апреле 2002 г. Предположим также, что в ходе этой проверки налоговиками установлен факт неприменения ККМ.

В этом случае налоговики не вправе квалифицировать административное правонарушение на основании действующей редакции ст.7 Закона о ККМ, так как в ней отсутствуют конкретные составы правонарушений. Не могут они квалифицировать правонарушение и на основании ст.146.5 КоАП РСФСР, так как она применяется только к физическим лицам. Поскольку отсутствует субъект правонарушения - отсутствует и состав правонарушения, т.е. отсутствует само правонарушение. В связи с этим проверяющие не вправе в отношении организации составлять протокол об административном правонарушении. А следовательно, несмотря на то что за первое правонарушение, совершенное в мае 2001 г., с организации был взыскан штраф, нет оснований и для предъявления иска о ликвидации этой организации в соответствии со ст.6 Закона о ККМ.

А вот для того, чтобы налоговики смогли обратиться в суд с иском о ликвидации индивидуального предпринимателя, совершившего повторное правонарушение, достаточно одного лишь факта привлечения этого предпринимателя к ответственности в виде наложения штрафа в прошлом. Точнее, в течение года со дня уплаты им административного штрафа за первое нарушение Закона о ККМ (Положения по применению ККМ). При этом не имеет значения, какая из государственных структур (милиция или Госторгинспекция) вынесла решение о взыскании.

Пример 3. Индивидуальный предприниматель С.А. Иванов должен вести расчеты с населением с применением ККМ. По результатам проверки, проведенной в феврале 2002 г., выяснилось, что в этом месяце предприниматель ККМ не применял.

В силу того, что с 31 декабря 2001 г. действует новая редакция ст.7 Закона о ККМ, налоговики не имеют права наложить на предпринимателя штраф на основании этого Закона. Однако они вправе направить протокол об административном правонарушении в милицию, а последняя вправе привлечь предпринимателя к ответственности в соответствии со ст.146.5 КоАП РСФСР.

В мае 2002 г. налоговики вновь проверили индивидуального предпринимателя С.А. Иванова на предмет применения ККМ и вновь обнаружили, что ККМ им не применялась.

Поскольку этот предприниматель уже был привлечен к административной ответственности в виде штрафа за то же самое правонарушение, то правонарушение, совершенное им в мае 2002 г., будет являться повторным. В связи с этим налоговики в соответствии со ст.6 Закона о ККМ имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации индивидуального предпринимателя.

Что изменится после введения в действие КоАП РФ

С 1 июля 2002 г. к административной ответственности за осуществление расчетов с населением без применения ККМ могут быть привлечены не только индивидуальные предприниматели, но и организации. Это правило установлено ст.14.5 КоАП РФ. Новая норма не только вводит в круг субъектов ответственности организации и должностных лиц, но и устанавливает новый размер штрафа.

Для индивидуальных предпринимателей штраф установлен в меньшем размере, чем это предусмотрено в настоящее время, и составит с 1 июля 2002 г. от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), поскольку, согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, несут ответственность как должностные лица.

Пример 4. Индивидуальный предприниматель И.И. Сидорчук должен вести расчеты с населением с применением ККМ. В результате проведенной в августе 2002 г. проверки было обнаружено, что индивидуальный предприниматель использовал при расчетах ККМ, не зарегистрированную должным образом.

В этом случае налоговики вправе наложить на индивидуального предпринимателя штраф в размере от 30 до 40 МРОТ (от 3000 до 4000 руб.).

Для организаций размер штрафа, наоборот, возрастет и составит с 1 июля 2002 г. от 300 до 400 МРОТ.

Пример 5. ОАО "Бизон" должно вести расчеты с населением с применением ККМ. По результатам проверки, проведенной в июле 2002 г., выяснилось, что в этом месяце ОАО "Бизон" ККМ не применяло.

В июле 2002 г. будет действовать КоАП РФ, и поэтому производство по делу об административном правонарушении будет вестись в соответствии с КоАП РФ.

Поскольку нарушение порядка ведения расчетов с населением имеет место после вступления КоАП РФ в силу, к ОАО "Бизон" ответственность будет применяться в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ. Размер штрафа, взыскиваемого налоговиками с ОАО "Бизон", будет варьироваться от 30 000 руб. до 40 000 руб. (от 300 до 400 МРОТ).

С 1 июля 2002 г. налоговики вновь получат возможность подавать иск о ликвидации организации в случае совершения ранее этой же организацией такого же правонарушения, за которое был уплачен штраф. При этом наложение штрафа за первое нарушение на должностное лицо организации не влечет возникновения права у налоговиков заявлять иск о ликвидации этой организации при совершении следующего правонарушения, которое в этом случае не будет считаться повторным (см. Письмо ВАС РФ от 28.08.1995 N С1-7/ОП-506).

С 1 июля 2002 г. налоговики при определении должностного лица будут руководствоваться примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, в котором объяснено, кого следует считать должностным лицом.

А.А.Овсянников

Юрисконсульт

консалтингово-аудиторской

группы "ЭНПИ-Консалт"

Подписано в печать

27.05.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)
Статья: Как ФСС будет проверять расходы на социальное страхование ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.