|
|
Статья: Одной проблемой стало меньше: теперь можно самостоятельно оценить вероятность визита проверяющих ("Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6)
"Ваш налоговый адвокат", 2007, N 6
ОДНОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАЛО МЕНЬШЕ: ТЕПЕРЬ МОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ ВИЗИТА ПРОВЕРЯЮЩИХ
Недавно в свет вышел поистине революционный документ, ознаменовавший собой кардинальное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам. Впервые налоговые органы открыто заявили о тех критериях, по которым они будут выбирать организации для проведения налоговых проверок.
Специалисты налоговой службы не просто разработали и опубликовали Концепцию системы планирования выездных проверок <1> (далее - Концепция). Управлениям ФНС России по субъектам РФ дано указание ознакомить налогоплательщиков с положениями этого документа. Такие шаги налогового ведомства непривычны для российского бизнес-сообщества, поскольку со времен перестройки процедура планирования выездных проверок являлась сугубо конфиденциальной информацией налоговых органов. Решение о выездных налоговых проверках, как правило, заставало налогоплательщика врасплох, так как сотрудники инспекций делали ставку на эффект внезапности и психологическое давление.
————————————————————————————————
<1> Утверждена Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.
Теперь же руководство ФНС России придерживается иного мнения. В частности, в Концепции говорится, что выездные налоговые проверки должны обеспечивать не только законные интересы государства, но и законные права налогоплательщиков. В ходе проверки налогоплательщик должен быть защищен от неправомерных требований налоговых органов. Более того, для него должны быть созданы "максимально комфортные условия для исчисления и уплаты налогов". Наконец-то специалисты налоговой службы перестали видеть во всех субъектах бизнеса потенциальных преступников, которых следует разоблачить. Для них теперь важно повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков, сформировать и развить у них правильное понимание законодательства о налогах и сборах, убедить в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов. А повышать доходы государства руководство ФНС России планирует за счет уменьшения количества компаний, которые функционируют в теневом секторе экономики, и увеличения числа налогоплательщиков, которые добровольно и в полном объеме рассчитывают и уплачивают налоги.
В Концепции заявлено, что планирование налоговых проверок должно стать открытым и понятным. В основу системы планирования положены четыре принципа: - выбор организаций для проверки должен быть обоснованным; - при обнаружении признаков налогового правонарушения налоговые органы обязаны реагировать немедленно; - при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщику грозит наказание; - для добросовестных налогоплательщиков обеспечивается режим наибольшего благоприятствования. В основе отбора - системный подход. Анализируется вся информация о налогоплательщике, которая имеется у налогового органа, с целью выявить так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений. Такой анализ будет проводиться на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Проверять будут в первую очередь те организации, которые по результатам анализа имеют признаки налоговых правонарушений или применяют общеизвестные схемы ухода от налогообложения. Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самому оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов <1>. Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать критерии, приведенные в Концепции (см. таблицу).
————————————————————————————————
<1> Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков должны появиться в открытом доступе на сайте ФНС России после 25 июня 2007 г.
——————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
| Критерий | Значение |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Финансовые |На протяжении нескольких лет в бухгалтерской |
|результаты |и налоговой отчетности отражаются убытки |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Рентабельность |Значительно ниже, чем у предприятий данной |
| |сферы деятельности |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Соотношение |Темпы роста расходов организации превышают |
|доходов |темпы роста ее доходов от реализации товаров |
|и расходов |(работ, услуг). Суммы расхода индивидуального |
| |предпринимателя максимально приближены к сумме|
| |его дохода, полученного за календарный год |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Среднемесячная |Ниже среднего уровня по виду экономической |
|зарплата на |деятельности в субъекте РФ |
|одного сотрудника| |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Налоговая |Ниже среднего уровня по отрасли или по виду |
|нагрузка |экономической деятельности |
|налогоплательщика| |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Пояснения |Налогоплательщик не представляет пояснений |
|налогоплательщика|на уведомление налогового органа о том, что |
| |выявлено несоответствие показателей |
| |деятельности |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|НДС |Значительные суммы налоговых вычетов |
| |за определенный период |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Применение |Неоднократное приближение к предельному |
|специальных |значению показателей, которые предоставляют |
|налоговых режимов|право на применение специальных налоговых |
| |режимов |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Построение |Деятельность налогоплательщика построена |
|финансово— |на основе посреднических договоров, которые |
|экономической |заключены без наличия разумных экономических |
|деятельности |причин (отсутствие деловой цели) |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Местонахождение |Частая смена местонахождения налогоплательщика|
| |("миграция" между налоговыми органами) |
+—————————————————+——————————————————————————————————————————————+
|Необоснованная |Наличие необоснованной налоговой выгоды (в том|
|выгода |числе по обстоятельствам, указанным |
| |в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября |
| |2006 г. N 53) |
L—————————————————+———————————————————————————————————————————————
Специалисты налоговой службы очень надеются, что налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов и в этом случае обещают не беспокоить законопослушных субъектов бизнеса выездными проверками.
О.А.Курбангалеева
Эксперт
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
Подписано в печать
08.06.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |