![]() |
| ![]() |
|
Статья: К вопросу о правовом режиме вывески как средстве индивидуализации кредитной организации ("Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1)
"Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ВЫВЕСКИ КАК СРЕДСТВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Последние новации федерального законодательства о рекламе, нормотворчество субъектов Российской Федерации и складывающаяся судебная практика в очередной раз заставили задуматься о проблеме соотношения понятий "вывеска" и "наружная реклама". И хотя и вывеска, и наружная реклама могут быть отнесены к техническим средствам стабильного территориального размещения, однако их правовой режим, как нам представляется, должен быть различным.
Несмотря на то что Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пп. 5 п. 2 ст. 2), тем не менее проблемы возникают именно тогда, когда в условиях отсутствия четко обозначенных критериев правовой режим вывески применяется в отношении наружной рекламы, и наоборот.
Соотношение понятий
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Данное понятие, хотя и стало несколько конкретнее по сравнению с понятием, приводимым в Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе 1995 г.), но все равно является в достаточной степени широким. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований, в частности, норм ст. 19 Закона о рекламе. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Закон о рекламе допускает установку рекламной конструкции в отличие от вывески при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого сроком на пять лет на основании заявления собственника (законного владельца) соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Нормы о получении разрешения не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики. Самовольная установка, т.е. установка рекламной конструкции без разрешения, не допускается. В случае повторной самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. Понятие "вывеска", напротив, хотя и приводится в Законе о рекламе, но остается в нем без разъяснения содержания. В Законе о рекламе 1995 г. также отсутствовали нормы, позволявшие определить содержание указанного термина. Вместе с тем термин "вывеска" мы встречаем в Положении о фирме <1>, введенном в действие Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 "О введении в действие Положения о фирме", в п. 8 которого указано, что право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, счетах, товарах предприятия, их упаковке и т.п. ————————————————————————————————<1> С 1 января 2008 г. Положение о фирме признается не действующим на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Право на фирму рассматривалось как не отчуждаемое отдельно от предприятия, не подлежащее особой регистрации (независимо от регистрации самого предприятия) и служащее целям индивидуализации хозяйствующего субъекта в гражданском обороте. Пункт 9 указанного Положения о фирме специально оговаривал обязанность каждого заведения предприятия, открытого для доступа публики (магазин, контора и т.п.), иметь на видном месте надпись с обозначением полного фирменного наименования. В остальных случаях допускалось пользование как полным, так и сокращенным фирменным наименованием. В силу ст. 22 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) <2> использованием товарного знака может быть признано его применение как в рекламе, так и на вывесках. ————————————————————————————————<2> С 1 января 2008 г. Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Между тем иногда факт размещения товарного знака на уличной вывеске признается рекламой. По одному из дел <1> товарный знак, представляющий собой изображение рулетки и игровых автоматов, был размещен на крупномасштабном панно на фасаде здания, где нет входа в помещение, но в котором находятся помещения, в которых проводятся азартные игры. В силу этого была применена ст. 16.1 Закона о рекламе 1995 г., воспрещающая размещение рекламы о деятельности по организации и проведению азартных игр вне отведенных для этих целей помещений, что привело к привлечению к административной ответственности. Аргументы о возможности размещения данного товарного знака на уличной вывеске, что должно исключить ее квалификацию в качестве наружной рекламы, были отвергнуты. ————————————————————————————————<1> Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2006, 03.08.2006 N КА-А40/7181-06 по делу N А40-12131/06-130-120.
В другом случае суд <2>, сославшись на ст. 1 Закона о товарных знаках, определяющую товарный знак как обозначение, способное отличить соответствующие товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц, пришел к выводу, что вывеска с изображением фирменного знака банка и крышная конструкция с изображением фирменного знака банка отвечают требованиям рекламы. При этом суд указал, что товарный знак является средством индивидуализации, узнаваемости товара, услуги определенного юридического лица, размещение которого формирует и поддерживает интерес к организации у неопределенного круга лиц и, следовательно, отвечает признакам рекламы. В то же время обязательность размещения информации, содержащей элементы товарного знака, не предусмотрена законом и не возникает на основании обычая делового оборота, поскольку не является общераспространенной, широко применяемой практикой для всех юридических лиц, сложившейся на территории Российской Федерации. ————————————————————————————————<2> Постановление ФАС Центрального округа от 14.04.2006 N А54-8937/2005-С2.
Следовательно, само по себе размещение товарного знака на техническом средстве стабильного территориального размещения не приводит к его признанию в качестве вывески, хотя Закон и допускает размещение на ней товарного знака. Часть 4 ГК РФ, вступающая <3> в силу с 01.01.2008, также оперирует понятием "вывеска". Так, на вывесках могут быть указаны: - фирменное наименование юридического лица в качестве средства его индивидуализации (ст. 1474); - наименование места происхождения товара, исключительное право на использование которого принадлежит правообладателю (ст. 1519); - товарный знак как средство индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован (ст. 1484); - коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего его правообладателю предприятия (ст. 1539). ————————————————————————————————<3> Статья 1 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Пункт 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязывает продавца (исполнителя) довести до сведения потребителя путем размещения на вывеске следующей информации: фирменного наименования (названия) своей организации, места ее нахождения (адреса) и режима ее работы. Таким образом, термин "вывеска" широко используется в законодательстве, но его содержание не конкретизировано, в связи с чем несомненный интерес представляют материалы анализа правоприменительной практики, проведенного ВАС РФ по итогам применения Закона о рекламе 1995 г., не утратившие своей актуальности в связи с принятием Закона о рекламе, поскольку обсуждаемый вопрос остался без новаций. ВАС РФ в п. 18 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе, доведенного до сведения Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 <1>, признал, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. ————————————————————————————————<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.
Поводом к рассмотрению дела в Президиуме ВАС РФ являлось следующее. Организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении. Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы, но в то же время нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, в связи с чем направил организации предписание о прекращении нарушения. И хотя данный Обзор базируется на нормах уже отмененного Закона о рекламе 1995 г., в указанном пункте содержится ряд важных выводов, имеющих практическое значение в свете Закона о рекламе: - юридическое лицо имеет свое наименование (фирменное наименование), которое указывается в его учредительных документах и служит целям идентификации юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений; - размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота; - под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, в связи с чем указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама; - сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Обязательность предоставления информации как критерий квалификации
Итак, федеральное законодательство устанавливает определенный объем информации, доведение которой до сведений потребителей как участников гражданского оборота, с одной стороны, является обязательным, с другой стороны, служит целям индивидуализации хозяйствующего субъекта, что следует рассматривать как установление основ единого рынка, что в рамках нормотворческой функции государства относится к ведению Российской Федерации. Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле содержание вывесок составляет основу такой информационной системы. Недаром именно Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") устанавливает объем информации, доводимой до сведения потребителей. Право на получение обязательной информации, содержащейся на вывеске, следует рассматривать как реализацию конституционно закрепленного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых находится в ведении Российской Федерации. Письмами Минфина России от 25.05.2005 N 03-06-05-04/139 "О применении главы 26.3 НК РФ в отношении деятельности по размещению наружной рекламы" и ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в отношении размещаемой на вывесках информации об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т.п.) установлено, что такая информация не является рекламой, поскольку нормы ст. 9 Закона "О защите прав потребителей" обязывают доводить данную информацию до сведения потребителей. Таким образом, вывеска призвана донести до сведения неопределенного круга лиц определенную законом информацию. Если на вывеске размещается дополнительная информация, то это необходимо квалифицировать как рекламную информацию. Данный критерий - критерий обязательности предоставления информации в целях идентификации и обозначения изготовителя, исполнителя или продавца - является краеугольным в деле отграничения "вывески" от "наружной рекламы", что находит свое подтверждение в материалах судебной практики. Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2002 N А79-330/02-СК2-375 договор на право установки и эксплуатации рекламного места (вывески "Барис Фарм" по адресу, который согласно уставу общества является его почтовым адресом), приравнявший содержащуюся на вывеске информацию к рекламе, признан противоречащим федеральному законодательству и в силу ст. 168 ГК РФ недействительным. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2002 N А82-343/01-А/1 размещение в проходной завода и на фасаде автосалона информационных вывесок (таблиц), содержащих информацию о профиле предприятия, его собственном фирменном наименовании, организационно-правовой форме и режиме работы, признано соответствующим требованиям законодательства, и в частности нормам Закона "О защите прав потребителей". В то же время установление над проходными завода дополнительных щитов с крупными буквами "ЯЗТА" в сочетании с вывесками "70 лет", оформление фасада автосалона и установление световой вывески формировали интерес к предприятию и его продукции с целью привлечения потребителей, то есть являлись рекламой. Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 22.07.2003 N Ф03-А73/03-1/1712 текст вывески, содержащий информацию "ООО "Афико", аптечный пункт, режим работы, медикаменты, травы, БАД, индивидуальные заказы, скидки и др.", был признан информацией рекламного характера с последовавшим за этим применением норм законодательства, регулирующего отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг. Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.09.2005 N А43-8952/2005-10-312 установлено, что находящиеся на фасаде здания вывески "ООО "Магазин "Соната", "Соната. Женская одежда" содержат в себе указание на товар - "женская одежда" - и включают в себя часть фирменного наименования Общества - "Соната". Информация о товарах, реализуемых Обществом непосредственно в месте расположения данной вывески, ассоциируется у потребителя с конкретным продавцом этой продукции - ООО "Магазин "Соната", следовательно, подпадает под признаки рекламы. Обязательность предоставления информации как критерий ее отграничения от информации рекламного характера используется и в иных случаях. Так, годовой отчет банка, обязательность опубликования которого в печати возложена на банк ст. 43 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", был представлен в художественно оформленных буклетах. Кроме отчета, в буклетах была размещена разнообразная информация о банке (историческая справка, новые направления развития банка, фотографии членов правления). Суд <1>, учитывая, что годовой отчет подлежит публикации в открытой печати и банк обязан раскрывать данный годовой отчет, оценил представленный буклет в качестве рекламы, поскольку содержащаяся в нем информация направлена на формирование и поддержание интереса к банку, а сам буклет предназначен для распространения среди неопределенного круга лиц. ————————————————————————————————<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2004 N А56-22319/02.
Региональное нормотворчество...
Региональный законодатель пытается восполнить существующие пробелы и воспользоваться правом нормотворчества, учитывая, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты в отношении вывесок по вопросам, не относящимся к установлению основ единого рынка или выходящим за рамки гражданско-правовых отношений. Например, в Требованиях к размещению рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге", в качестве средств индивидуализации хозяйствующих субъектов предполагается использовать учрежденческие доски, вывески и указатели. К вывескам отнесены расположенные вдоль поверхности стены конструкции, размер которых не превышает 2,0 кв. м, предназначенные для раскрытия или распространения либо доведения обязательной информации до потребителя в соответствии с федеральными законами, не содержащей сведений рекламного характера. При этом вывеска может быть выполнена в виде одного настенного панно либо может состоять из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов), содержащих, как правило, неповторяющуюся информацию. Вывеска должна размещаться на фасаде здания рядом со входными дверями в здание, помещение, занимаемое владельцем вывески, а в случае невозможности размещения рядом со входными дверями - не далее 10 м от входа либо над окнами помещения, занимаемого владельцем вывески. И в качестве дополнительного ограничения устанавливается невозможность установки конструкций площадью более 2,0 кв. м, не содержащих сведений рекламного характера. Подобные нормативные акты приняты и в иных регионах, например Правила распространения наружной рекламы в г. Новосибирске, утвержденные Решением городского совета от 28.03.2001 <1>. ————————————————————————————————<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2003 N Ф04/6048-2017/А45-2003.
Таким образом, в качестве критерия отграничения вывесок от наружной рекламы используются, помимо критерия обязательности предоставления информации, и некоторые количественные показатели. И хотя федеральное законодательство не содержит каких-либо указаний о количестве и размерах вывесок с наименованием юридического лица, действия региональных властей, устанавливающих ограничительные показатели, признаются правомерными (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2003 N Ф04/6048-2017/А45-2003). Размещение информационной вывески в местонахождении как юридического лица, так и его подразделений, с указанием наименования организации, является установленной законом обязанностью каждого юридического лица, оказывающего услуги гражданам. Несомненно, что на обособленные подразделения юридического лица распространяются все требования, предъявляемые законодательством к самому юридическому лицу, поскольку в соответствии со ст. 55 ГК РФ и представительства, и филиалы юридического лица являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Несколько нетипичная ситуация складывается в отношении кредитных организаций, которые помимо филиалов и представительств могут иметь и внутренние структурные подразделения <2> (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, а также иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России), около которых могут размещаться вывески. ————————————————————————————————<2> Пункт 9.2 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". Учитывая, что внутренние структурные подразделения кредитных организаций осуществляют часть банковских услуг и сделок, право на осуществление которых предоставлено самой кредитной организацией, довольно часто вывески в месте нахождения подразделений содержат перечисление предоставляемых услуг. Соответственно, возникает вопрос о правовом режиме данной информации с точки зрения соблюдения законодательства о рекламе. В частности, указание на информационной вывеске, расположенной в месте нахождения пункта обмена валют, на то, что данное подразделение является пунктом обмена, а не самим банком, оказывающим весь комплекс услуг, по мнению ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 04.01.2004 N Ф04/501-35/А45-2004), является обязательным в силу императивного указания Закона РФ "О защите прав потребителей" и, следовательно, не является рекламой. В судебной практике (Постановление ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 по делу N А40-13686/05-115-78) исследовался вопрос о неправомерности действий налоговой инспекции по начислению налога на рекламу с расходов банка на изготовление и ремонт штендеров с карточками, информирующими о курсах покупки-продажи валюты, размещаемых на крыльце здания филиалов банка. В данном случае суд признал, что размещаемая на крыльце филиала банка информация о курсах покупки-продажи валюты не соответствует понятию "реклама", поскольку содержит для потребителя только сведения об условиях совершения операций купли-продажи валюты и не призвана формировать или поддерживать интерес конкретно к банку и способствовать реализации им иностранной валюты. Иными словами, доводимые до потребителя курсы покупки-продажи валюты являются не рекламой, а информацией, которая не содержит признаков индивидуализации филиалов банка. Кроме того, суд признал позицию истца, что размещенная информация не позволяет сравнивать курсы валют с другими банками, не содержит сведения о выгодности их, а соответственно, не может формировать и поддерживать интерес именно к тому банку, на крыльце которого размещена информация. Коммерческий курс валюты, применяемый банком, может существенно и не в пользу клиентов отличаться от курса, применяемого другим кредитным учреждением при реализации или приобретении иностранной валюты, что будет невыгодно для банка. Подводя итог, хочется предложить федеральному законодателю ввести в Закон о рекламе понятие "вывеска", предложив, например, следующую редакцию: "вывеской признается техническое средство стабильного территориального размещения, располагающееся на фасаде здания рядом со входными дверями в здание, помещение, занимаемое владельцем вывески, либо над окнами помещения, занимаемого владельцем вывески, и содержащее в качестве информации полное или сокращенное фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. При наличии у организации зарегистрированного в установленном порядке товарного знака допускается его размещение на вывеске". Д.А.Петров К. ю. н., доцент, начальник отдела Юридического управления Северо-Западный банк Сбербанка России Подписано в печать 19.02.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |