Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Анализ ответственности за банковские правонарушения ("Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1)



"Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1

АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАНКОВСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В настоящее время государство ведет активную борьбу с правонарушениями, совершаемыми в сфере банковской деятельности. В связи с чем ужесточаются требования, предъявляемые к коммерческим банкам при осуществлении своей деятельности. Несмотря на большое количество законодательных актов и вступление в силу с 1 января 2007 г. изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, регулирующих банковскую деятельность, присутствует недоработка норм, которые влекут за собой разночтения при решении тех или иных вопросов, связанных с работой кредитных организаций. В данной статье рассматриваются виды ответственности, предусмотренные за совершение банковских правонарушений различными кодифицированными нормами российского законодательства.

Банковские правонарушения являются весьма разносторонним институтом, поскольку, с одной стороны, инициировать процедуру привлечения к ответственности могут различные субъекты хозяйственного оборота, а, с другой стороны, за совершение банковских правонарушений существует масса способов привлечь к различным видам ответственности.

Как известно, правонарушение - это виновное противоправное (неправомерное) деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, за которое установлена действующим законодательством юридическая ответственность. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные и дисциплинарные).

За правонарушения в сфере банковской деятельности и ответственность за их совершение можно разделить по следующей классификации.

1. По сфере ответственности за правонарушения кредитные организации могут привлекаться к уголовной, гражданско-правовой, налоговой, административной ответственности и ответственности, касающейся непосредственно норм банковского законодательства (банковская ответственность).

2. По сфере нарушений (в зависимости от отраслевого направления) банками могут нарушаться нормы банковского, налогового, валютного, гражданского, вексельного, трудового законодательства.

В зависимости от субъектного состава можно выделить три вида взаимоотношений банков.

1. Отношения между коммерческими банками и их клиентами (физическими и юридическими лицами).

2. Отношения, возникающие между коммерческими банками и органами государственной власти (Центральный банк, Федеральная налоговая служба и т.д.).

3. Пересечение интересов всех вышеперечисленных участников. Данные отношения в практике встречаются крайне редко, но они все-таки имеют место. Поскольку за неправомерное действие государственные органы могут привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение как коммерческий банк, так и юридическое лицо и др.

Таким образом, мы видим, что классифицировать банковские правонарушения можно по различным основаниям, и бесспорно, что это не исчерпывающая классификация, но в данной статье автором не ставится цель раскрытия классификации в полном объеме. Наибольший интерес вызывает анализ банковских правоотношений в зависимости от видов ответственности (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение норм Налогового кодекса в старой

и действующей редакциях

     
   ———————————————————————————————T——————————————————————————————————
   
Старая редакция ¦ Действующая редакция

(до 31.12.2006) ¦ (с 01.01.2007) <1>

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
1 ¦ 2
     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 86. Обязанности банков,¦Статья 86. Обязанности банков,

связанные с учетом ¦связанные с учетом

налогоплательщиков ¦налогоплательщиков

1. Банки открывают счета ¦1. Банки открывают счета

организациям, индивидуальным ¦организациям, индивидуальным

предпринимателям только при ¦предпринимателям только при

предъявлении свидетельства о ¦предъявлении свидетельства о

постановке на учет в налоговом¦постановке на учет в налоговом

органе. ¦органе.

Банк обязан сообщить ¦Банк обязан сообщить об открытии

об открытии или закрытии счета¦или о закрытии счета, об

организации, индивидуального ¦изменении реквизитов счета

предпринимателя в налоговый ¦организации (индивидуального

орган по месту их учета в ¦предпринимателя) на бумажном

пятидневный срок со дня ¦носителе или в электронном виде

соответствующего открытия или ¦в налоговый орган по месту своего

закрытия такого счета. ¦нахождения в течение пяти дней со

¦дня соответствующего открытия,

¦закрытия или изменения реквизитов

¦такого счета.

¦Порядок сообщения банком об

¦открытии или о закрытии счета, об

¦изменении реквизитов счета в

¦электронном виде устанавливается

¦ЦБ РФ по согласованию

¦с федеральным органом

¦исполнительной власти,

¦уполномоченным по контролю

¦и надзору в области налогов

¦и сборов.

¦Форма сообщения банка налоговому

¦органу об открытии или о

¦закрытии счета, об изменении

¦реквизитов счета устанавливается

¦федеральным органом

¦исполнительной власти,

¦уполномоченным по контролю

¦и надзору в области налогов

¦и сборов.

2. Банки обязаны выдавать ¦2. Банки обязаны выдавать

налоговым органам справки по ¦налоговым органам справки

операциям и счетам организаций¦о наличии счетов в банке и (или)

и граждан, осуществляющих ¦об остатках денежных средств

предпринимательскую ¦на счетах, выписки по операциям

деятельность без образования ¦на счетах организаций

юридического лица, в порядке, ¦(индивидуальных предпринимателей)

определяемом законодательством¦в соответствии с

Российской Федерации, ¦законодательством Российской

в течение пяти дней после ¦Федерации в течение пяти дней

мотивированного запроса ¦со дня получения мотивированного

налогового органа ¦запроса налогового органа.

¦Справки о наличии счетов и (или)

¦об остатках денежных средств

¦на счетах, а также выписки по

¦операциям на счетах организаций

¦(индивидуальных предпринимателей)

¦в банке могут быть запрошены

¦налоговыми органами в случаях

¦проведения мероприятий налогового

¦контроля у этих организаций

¦(индивидуальных

¦предпринимателей).

¦Указанная в настоящем пункте

¦информация может быть запрошена

¦налоговым органом после вынесения

¦решения о взыскании налога,

¦а также в случае принятия решений

¦о приостановлении операций или об

¦отмене приостановления операций

¦по счетам организации

¦(индивидуального

¦предпринимателя).

¦3. Форма и порядок направления

¦налоговым органом запроса в банк

¦устанавливаются федеральным

¦органом исполнительной власти,

¦уполномоченным по контролю

¦и надзору в области налогов

¦и сборов.

¦Форма и порядок представления

¦банками информации по запросам

¦налоговых органов устанавливаются

¦федеральным органом

¦исполнительной власти,

¦уполномоченным по контролю

¦и надзору в области налогов

¦и сборов, по согласованию

¦с Центральным банком Российской

¦Федерации.

¦4. Правила, предусмотренные

¦настоящей статьей, применяются

¦также в отношении счетов,

¦открываемых для осуществления

¦профессиональной деятельности

¦нотариусам, занимающимся частной

¦практикой, и адвокатам,

¦учредившим адвокатские кабинеты

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 122. Неуплата или ¦Статья 122. Неуплата или неполная

неполная уплата сумм налога ¦уплата сумм налога и сбора

1. Неуплата или неполная ¦1. Неуплата или неполная уплата

уплата сумм налога ¦сумм налога (сбора) в результате

в результате занижения ¦занижения налоговой базы, иного

налоговой базы, иного ¦неправильного исчисления налога

неправильного исчисления ¦или других неправомерных действий

налога или других ¦(бездействия) влечет взыскание

неправомерных действий ¦штрафа в размере 20 процентов

(бездействия) влечет взыскание¦от неуплаченной суммы налога

штрафа в размере 20 процентов ¦(сбора).

от неуплаченных сумм налога. ¦

3. Деяния, предусмотренные ¦3. Деяния, предусмотренные п. 1

п. 1 настоящей статьи, ¦настоящей статьи, совершенные

совершенные умышленно, влекут ¦умышленно, влекут взыскание

взыскание штрафа в размере 40 ¦штрафа в размере 40 процентов

процентов от неуплаченных ¦от неуплаченной суммы налога

сумм налога ¦(сбора)

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 126. Непредставление ¦Статья 126. Непредставление

налоговому органу сведений, ¦налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления ¦необходимых для осуществления

налогового контроля ¦налогового контроля

1. Непредставление в ¦1. Непредставление в

установленный срок ¦установленный срок

налогоплательщиком (налоговым ¦налогоплательщиком (плательщиком

агентом) в налоговые органы ¦сбора, налоговым агентом)

документов и (или) иных ¦в налоговые органы документов

сведений, предусмотренных ¦и (или) иных сведений,

настоящим Кодексом и иными ¦предусмотренных настоящим

актами законодательства ¦Кодексом и иными актами

о налогах и сборах, влечет ¦законодательства о налогах

взыскание штрафа в размере ¦и сборах, влечет взыскание штрафа

50 руб. за каждый ¦в размере 50 руб. за каждый

непредставленный документ. ¦непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому ¦2. Непредставление налоговому

органу сведений о ¦органу сведений о

налогоплательщике, ¦налогоплательщике, выразившееся

выразившееся в отказе ¦в отказе организации представить

организации представить ¦имеющиеся у нее документы,

имеющиеся у нее документы, ¦предусмотренные настоящим

предусмотренные настоящим ¦Кодексом, со сведениями

Кодексом, со сведениями ¦о налогоплательщике по запросу

о налогоплательщике по запросу¦налогового органа, а равно иное

налогового органа, а равно ¦уклонение от представления таких

иное уклонение от ¦документов либо представление

представления таких ¦документов с заведомо

документов либо представление ¦недостоверными сведениями, если

документов с заведомо ¦такое деяние не содержит

недостоверными сведениями, ¦признаков нарушения

если такое деяние не содержит ¦законодательства о налогах

признаков нарушения ¦и сборах, предусмотренного

законодательства о налогах ¦ст. 135.1 настоящего Кодекса,

и сборах, предусмотренного ¦влечет взыскание штрафа в размере

ст. 135.1 настоящего Кодекса, ¦5 тыс. руб.

влечет взыскание штрафа ¦

в размере 5 тыс. руб. ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 132. Нарушение банком ¦Статья 132. Нарушение банком

порядка открытия счета ¦порядка открытия счета

налогоплательщику ¦налогоплательщику

1. Открытие банком счета ¦1. Открытие банком счета

организации или ¦организации, индивидуальному

индивидуальному ¦предпринимателю, нотариусу,

предпринимателю без ¦занимающемуся частной практикой,

предъявления ими свидетельства¦или адвокату, учредившему

о постановке на учет ¦адвокатский кабинет, без

в налоговом органе, а равно ¦предъявления этим лицом

открытие счета при наличии у ¦свидетельства (уведомления)

банка решения налогового ¦о постановке на учет в налоговом

органа о приостановлении ¦органе, а равно открытие счета

операций по счетам этого лица ¦при наличии у банка решения

влекут взыскание штрафа ¦налогового органа

в размере 10 тыс. руб. ¦о приостановлении операций по

¦счетам этого лица влекут

¦взыскание штрафа в размере

¦10 тыс. руб.

2. Несообщение банком ¦2. Несообщение банком налоговому

налоговому органу сведений об ¦органу сведений об открытии или

открытии или закрытии счета ¦закрытии счета организацией или

организацией или ¦организации, индивидуальному

индивидуальным ¦предпринимателю, нотариусу,

предпринимателем влечет ¦занимающемуся частной практикой,

взыскание штрафа в размере ¦или адвокату, учредившему

20 тыс. руб. ¦адвокатский кабинет, влечет

¦взыскание штрафа в размере

¦20 тыс. руб.

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 133. Нарушение срока ¦Статья 133. Нарушение срока

исполнения поручения о ¦исполнения поручения о

перечислении налога или сбора ¦перечислении налога (сбора)

1. Нарушение банком ¦1. Нарушение банком

установленного настоящим ¦установленного настоящим Кодексом

Кодексом срока исполнения ¦срока исполнения поручения

поручения налогоплательщика ¦налогоплательщика (плательщика

(плательщика сбора) или ¦сбора) или налогового агента

налогового агента о ¦о перечислении налога (сбора)

перечислении налога или сбора ¦влечет взыскание штрафа в размере

влечет взыскание пени ¦1/150 ставки рефинансирования

в размере 1/150 ставки ¦ЦБ РФ, но не более 0,2 процента

рефинансирования ЦБ РФ, но не ¦за каждый календарный день

более 0,2 процента за каждый ¦просрочки

день просрочки ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 134. Неисполнение ¦Статья 134. Неисполнение банком

банком решения налогового ¦решения налогового органа

органа о приостановлении ¦о приостановлении операций

операций по счетам ¦по счетам налогоплательщика,

налогоплательщика, плательщика¦плательщика сбора или налогового

сбора или налогового агента ¦агента

Исполнение банком при наличии ¦Исполнение банком при наличии

у него решения налогового ¦у него решения налогового органа

органа о приостановлении ¦о приостановлении операций

операций по счетам ¦по счетам налогоплательщика,

налогоплательщика, плательщика¦плательщика сбора или налогового

сбора или налогового агента их¦агента его поручения

поручения на перечисление ¦на перечисление средств другому

средств другому лицу, ¦лицу, не связанного с исполнением

не связанного с исполнением ¦обязанностей по уплате налога или

обязанностей по уплате налога ¦сбора либо иного платежного

или сбора либо иного ¦поручения, имеющего в

платежного поручения, имеющего¦соответствии с законодательством

в соответствии ¦Российской Федерации преимущество

с законодательством Российской¦в очередности исполнения перед

Федерации преимущество ¦платежами в бюджетную систему

в очередности исполнения перед¦Российской Федерации, влечет

платежами в бюджет ¦взыскание штрафа в размере

(внебюджетный фонд), влечет ¦20 процентов от суммы,

взыскание штрафа в размере ¦перечисленной в соответствии

20 процентов от суммы, ¦с поручением налогоплательщика,

перечисленной в соответствии с¦плательщика сбора или налогового

поручением налогоплательщика, ¦агента, но не более суммы

плательщика сбора или ¦задолженности

налогового агента, но не более¦

суммы задолженности ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 135. Неисполнение ¦Статья 135. Неисполнение банком

банком решения о взыскании ¦поручения налогового органа

налога и сбора, а также пени ¦о перечислении налога и сбора,

¦а также пени

1. Неправомерное неисполнение¦1. Неправомерное неисполнение

банком в установленный ¦банком в установленный настоящим

настоящим Кодексом срок ¦Кодексом срок поручения

решения налогового органа ¦налогового органа о перечислении

о взыскании налога или сбора, ¦налога или сбора, а также пени

а также пени влечет взыскание ¦и штрафа влечет взыскание штрафа

пени в размере 1/150 ставки ¦в размере 1/150 ставки

рефинансирования ЦБ РФ, но не ¦рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 процента за каждый ¦более 0,2 процента за каждый

день просрочки. ¦календарный день просрочки.

2. Совершение банком действий ¦2. Совершение банком действий по

по созданию ситуации ¦созданию ситуации отсутствия

отсутствия денежных средств на¦денежных средств на счете

счете налогоплательщика, ¦налогоплательщика, плательщика

плательщика сбора или ¦сбора или налогового агента, в

налогового агента, в отношении¦отношении которых в соответствии

которых в соответствии ¦со ст. 46 настоящего Кодекса

со ст. 46 настоящего Кодекса ¦в банке находится поручение

в банке находится инкассовое ¦налогового органа, влечет

поручение налогового органа, ¦взыскание штрафа в размере

влечет взыскание штрафа ¦30 процентов не поступившей

в размере 30 процентов ¦в результате таких действий суммы

не поступившей в результате ¦

таких действий суммы ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 135.1. Непредставление ¦Статья 135.1. Непредставление

налоговым органам сведений ¦банком справок (выписок) по

о финансово-хозяйственной ¦операциям и счетам в налоговый

деятельности ¦орган

налогоплательщиков - клиентов ¦

банка ¦

1. Непредставление банками по ¦1. Непредставление банком справок

мотивированному запросу ¦(выписок) по операциям и счетам

налогового органа справок по ¦в налоговый орган в соответствии

операциям и счетам организаций¦с п. 2 ст. 86 настоящего Кодекса

или граждан, осуществляющих ¦влечет взыскание штрафа в размере

предпринимательскую ¦10 тыс. руб.

деятельность без образования ¦

юридического лица, ¦

в установленный настоящим ¦

Кодексом срок при отсутствии ¦

признаков правонарушения, ¦

предусмотренного п. 2 ¦

настоящей статьи, влечет ¦

взыскание штрафа в размере ¦

10 тыс. руб. ¦

2. Непредставление банками по ¦

мотивированному запросу ¦

налогового органа справок по ¦

операциям и счетам организаций¦

или граждан, осуществляющих ¦

предпринимательскую ¦

деятельность без образования ¦

юридического лица, ¦

в установленный настоящим ¦

Кодексом срок влечет взыскание¦

штрафа в размере 20 тыс. руб. ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
Статья 136. Порядок взыскания ¦Статья 136. Порядок взыскания

с банков штрафов и пеней ¦с банков штрафов и пеней

Штрафы, указанные ¦Штрафы, указанные в ст. ст. 132 -

в ст. ст. 132 - 134, ¦135.1, взыскиваются в порядке,

взыскиваются в порядке, ¦аналогичном предусмотренному

аналогичном предусмотренному ¦настоящим Кодексом порядку

настоящим Кодексом порядку ¦взыскания санкций за налоговые

взыскания санкций за налоговые¦правонарушения.

правонарушения. ¦

Пени, указанные в ст. ст. 133 ¦

и 135, взыскиваются в порядке,¦

предусмотренном ст. 60 ¦

настоящего Кодекса ¦

     
   ———————————————————————————————+——————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> В редакции Федерального закона от 27.06.2006 N 137-ФЗ.

Банковские правонарушения, за совершение которых

предусмотрена налоговая ответственность

Как известно, налоговые правонарушения являются наиболее многочисленными, за которые привлекают налогоплательщиков, в том числе и банки. С 1 января 2007 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ. Надо отметить, что новая редакция сильно изменила уже существующий нормативный правовой акт. Изменения также затронули деятельность кредитных организаций.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать нормы ст. ст. 86, 122, 126, 132 - 135, 135.1, 136 НК РФ, связанные с ответственностью банков за совершение правонарушений, в старой и новой редакциях и оценить, насколько разумно переработаны нормы данного акта в отношении деятельности банков.

Надо отметить, что изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г., для коммерческих банков особых послаблений не привнесли, т.к. были частично устранены лишь те пробелы, с которыми сталкивались налоговые и иные службы в работе с коммерческими банками.

Статья 86 Налогового кодекса РФ не только у автора, но и у многих специалистов вызывает негодование. Например, в соответствии со старой редакцией данного нормативно-правового акта банки были обязаны представлять в налоговый орган справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. С вступлением в силу изменений банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Данные изменения наводят автора на размышления о том, что налоговые органы, зная или подозревая о наличии открытых счетов клиентов, обязали банки представлять именно такую информацию. И как быть с внутренними счетами банков, например ссудными, открываемыми банками для перечисления средств заемщику?

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 17.08.1999 N КАС 99-199 ссудный счет - это балансовый счет банка и банковским счетом заемщика не является, сведения по данному счету представлению в налоговый орган не обязательны, и ответственность банка за непредставление сведений отсутствует, т.к. данный счет всего лишь служит для отражения задолженности по ссуде, а не для проведения расчетов.

Решением Верховного Суда РФ от 01.07.1999 N ГКПИ99-484 установлено, что при осуществлении кредитования банк открывает заемщику ссудный счет, который не является счетом в смысле договора банковского счета.

Статьи, как 86, так и 135.1, не предусматривают представление сведений именно по такому виду счетов, и, несмотря на это, налоговые органы постоянно запрашивают по ним информацию.

Несмотря на все изменения, мотивированный запрос остается "камнем преткновения". По мнению автора, такой запрос должен быть четко регламентирован именно Налоговым кодексом РФ, а не федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Кроме этого, форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком РФ, т.е. то, что должно было являться разработкой представителей налоговых органов, передано на переработку в Центральный банк РФ.

Также не учтено, что ст. 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" пока никто не отменял. Да, бесспорно, налоговые органы имеют право запрашивать сведения, но пока только по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что и таковую норму забыли привести в соответствие.

По мнению автора, наилучшим вариантом формулировки статьи было бы следующее изложение: "...по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанным с уплатой налогов и сборов". Это было бы не только законно, но и не противоречило бы институту "банковской тайны", который закреплен законодательно, но на практике, к сожалению, не применяется.

Банковские правонарушения, за совершение которых

предусмотрена административная ответственность

Уже более четырех лет действует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

Как известно, основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В настоящий момент правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения, совершенные в банковской сфере, объединены в кодифицированный акт. В ранее действующем законодательстве не был четко регламентирован вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц. Впервые в российском административном законодательстве появилась общая норма об административной ответственности юридических лиц, данное положение установлено ст. 2.10 КоАП РФ.

Все административные правонарушения в области банковской деятельности условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести правонарушения в зависимости от направленности привлечения:

- кредитные организации за свою неправомерную деятельность (то есть субъектами данных правонарушений могут быть только кредитные организации) (ст. ст. 14.14, 15.2, 15.7 - 15.10, 15.26). Большинство диспозиций норм перечисленных статей бланкетные, что обязывает правоприменителя к обращению к соответствующим нормам банковского законодательства;

- любые юридические лица. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" кредитные организации - это юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять банковские операции.

Ко второй группе относятся правонарушения в зависимости от сферы деятельности, в которой произошло правонарушение кредитной организацией:

- административные правонарушения в банковской сфере (ст. ст. 14.14, 15.2, 15.7 - 15.10, 15.26);

- административные правонарушения в сфере валютного законодательства (ст. 15.25);

- административные правонарушения в сфере налогового законодательства (ст. ст. 15.3 - 15.10);

- административные правонарушения в сфере законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 - 15.24).

Третья группа ограничена правонарушениями в зависимости от субъекта:

- должностные лица (почти все вышеуказанные нормы);

- непосредственно кредитная организация (ст. 15.26).

Из вышеизложенного видно, что в области административного права хватает как видов правонарушений, так и мер ответственности.

В рамках настоящей статьи хотим обратить внимание на повторяемость норм разных кодифицированных актов, предусматривающих разную ответственность за одно и то же правонарушение. В качестве примера рассмотрим нормы ст. 135.1 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ ответственности в разных нормах

за одно и то же правонарушение

     
   ———————————————————————T——————————————————————————————————————————
   
Налоговый кодекс РФ ¦ Кодекс об административных

¦ правонарушениях РФ

     
   ———————————————————————+——————————————————————————————————————————
   
Статья 135.1. ¦Статья 15.6. Непредставление сведений,

Непредставление банком¦необходимых для осуществления налогового

справок (выписок) ¦контроля <1>

по операциям и счетам ¦

в налоговый орган ¦

Непредставление банком¦1. Непредставление в установленный

справок (выписок) ¦законодательством о налогах и сборах срок

по операциям и счетам ¦либо отказ от представления в налоговые

в налоговый орган ¦органы, таможенные органы и органы

в соответствии с п. 2 ¦государственного внебюджетного фонда

ст. 86 настоящего ¦оформленных в установленном порядке

Кодекса влечет ¦документов и (или) иных сведений,

взыскание штрафа ¦необходимых для осуществления налогового

в размере 10 тыс. руб.¦контроля, а равно представление таких

¦сведений в неполном объеме или в

¦искаженном виде, за исключением случаев,

¦предусмотренных ч. 2 настоящей статьи,

¦влечет наложение административного штрафа

¦на граждан в размере от одного до трех

¦минимальных размеров оплаты труда; на

¦должностных лиц - от трех до пяти

¦минимальных размеров оплаты труда.

¦2. Непредставление должностным лицом

¦органа, осуществляющего государственную

¦регистрацию юридических лиц и

¦индивидуальных предпринимателей, выдачу

¦физическим лицам лицензий на право

¦занятия частной практикой, регистрацию

¦лиц по месту жительства, регистрацию

¦актов гражданского состояния, учет и

¦регистрацию имущества и сделок с ним,

¦либо нотариусом или должностным лицом,

¦уполномоченным совершать нотариальные

¦действия, в установленный срок в

¦налоговые органы сведений, необходимых

¦для осуществления налогового контроля,

¦а равно представление таких сведений

¦в неполном объеме или в искаженном виде

¦влечет наложение административного штрафа

¦в размере от пяти до десяти минимальных

¦размеров оплаты труда

     
   ———————————————————————+——————————————————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> В редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ.

Из приведенного в таблице 2 примера видно, что составы правонарушений практически сходны, но за налоговое правонарушение привлекается юридическое лицо - кредитная организация, а за административное правонарушение - должностное лицо юридического лица - кредитной организации (в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" такими должностными лицами являются руководитель и главный бухгалтер). Таким образом, государство имеет "двойной" доход с одного и того же правонарушения. По мнению автора, необходимо привлекать либо только кредитную организацию, либо ее должностных лиц. Конечно, можно с этим не согласиться, но все-таки такая форма обременения как самой кредитной организации, так и ее должностных лиц еще раз является прямым подтверждением того, что институт "банковской тайны" в нашем государстве не работает.

Банковские правонарушения, за совершение которых

предусмотрена уголовная ответственность

Уголовная ответственность - это особый вид ответственности, поскольку ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет понятие "преступление", а не "правонарушение". Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Таким образом, преступление - это вид правонарушения, который предусматривает более суровые наказания.

Главой 22 УК РФ установлены основные виды преступлений в сфере экономической деятельности.

В начале статьи уже было сказано о том, что преступление - это наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер именно уголовного наказания. Все рассмотренные выше правонарушения относятся с точки зрения теории к проступкам, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.

Особенностями преступлений в области именно банковской деятельности являются:

- состав преступления зачастую определяется наличием специального субъекта, то есть совершить уголовно наказуемое деяние, и, соответственно, привлечено к ответственности может быть в основном должностное лицо кредитной организации (физические лица - сотрудники кредитной организации);

- по некоторым составам преступлений банк может выступать в качестве потерпевшего от преступного посягательства (ст. ст. 176, 187 УК РФ);

- в большинстве случаев в преступной деятельности отмечается присутствие сразу нескольких, зачастую смежных составов преступлений, что с точки зрения общей теории уголовного права и действующего уголовного закона образует совокупность преступлений (реальная или идеальная совокупность);

- все вышеперечисленные преступления могут свидетельствовать о наличии в банковской сфере активной деятельности преступных организаций и преступных сообществ, носящих, как правило, глубоко законспирированный и завуалированный характер.

Перечислим преступления, которые УК РФ относит к банковским:

- незаконная банковская деятельность (ст. 172);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);

- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1);

- незаконное получение кредита (ст. 176);

- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);

- злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

- изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);

- преднамеренное банкротство (ст. 196);

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199).

И опять мы сталкиваемся с повторяемостью норм, предусматривающих ответственность за правонарушения в разных кодифицированных нормах (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение мер ответственности УК РФ и КоАП РФ

по однородному правонарушению

     
   ———————————————————————————————————————————————T——————————————————
   
Уголовный кодекс Российской Федерации ¦ Кодекс об

¦ административных

¦ правонарушениях

     
   ———————————————————————————————————————————————+——————————————————
   
1 ¦ 2
     
   ———————————————————————————————————————————————+——————————————————
   
Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных¦Статья 15.17.

бумаг <1> ¦Недобросовестная

1. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг ¦эмиссия ценных

заведомо недостоверной информации, утверждение¦бумаг

содержащего заведомо недостоверную информацию ¦Нарушение

проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска¦эмитентом порядка

ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ¦(процедуры)

ценных бумаг, выпуск которых не прошел ¦эмиссии ценных

государственную регистрацию, если эти деяния ¦бумаг влечет

причинили крупный ущерб <2> гражданам, ¦наложение

организациям или государству, наказываются ¦административного

штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или ¦штрафа на

в размере заработной платы или иного дохода ¦должностных лиц в

осужденного за период от одного года до двух ¦размере от 40 до

лет, либо обязательными работами на срок ¦50 минимальных

от 180 до 240 часов, либо исправительными ¦размеров оплаты

работами на срок от одного года до двух лет. ¦труда; на

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по ¦юридических лиц -

предварительному сговору или организованной ¦от 400 до 500

группой, наказываются штрафом в размере от 100¦минимальных

до 500 тыс. руб. или в размере заработной ¦размеров оплаты

платы или иного дохода осужденного за период ¦труда

от одного года до трех лет либо лишением ¦

свободы на срок до трех лет ¦

     
   ———————————————————————————————————————————————+——————————————————
   
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных ¦Статья 15.27.

средств или иного имущества, приобретенных ¦Нарушение

другими лицами преступным путем <3> ¦законодательства

1. Совершение финансовых <4> операций и других¦о противодействии

сделок с денежными средствами или иным ¦легализации

имуществом, заведомо приобретенными другими ¦(отмыванию)

лицами преступным путем (за исключением ¦доходов,

преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, ¦полученных

194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего ¦преступным путем,

Кодекса), в целях придания правомерного вида ¦и финансированию

владению, пользованию и распоряжению ¦терроризма <5>

указанными денежными средствами или иным ¦Неисполнение

имуществом наказывается штрафом в размере до ¦организацией,

120 тыс. руб. или в размере заработной платы ¦осуществляющей

или иного дохода осужденного за период до ¦операции с

одного года. ¦денежными

2. То же деяние, совершенное в крупном ¦средствами или

размере, наказывается штрафом в размере от 100¦иным имуществом,

до 300 тыс. руб. или в размере заработной ¦законодательства

платы или иного дохода осужденного за период ¦о противодействии

от одного года до двух лет либо лишением ¦легализации

свободы на срок до четырех лет со штрафом ¦(отмыванию)

в размере до 100 тыс. руб. или в размере ¦доходов,

заработной платы или иного дохода осужденного ¦полученных

за период до шести месяцев либо без такового. ¦преступным путем,

3. Деяние, предусмотренное ч. 2 настоящей ¦и финансированию

статьи, совершенное: ¦терроризма в

а) группой лиц по предварительному сговору, ¦части

б) лицом с использованием своего служебного ¦фиксирования,

положения, наказывается лишением свободы на ¦хранения и

срок от четырех до восьми лет со штрафом в ¦представления

размере до 1 млн руб. или в размере заработной¦информации

платы или иного дохода осужденного за период ¦об операциях,

до пяти лет либо без такового. ¦подлежащих

4. Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ¦обязательному

настоящей статьи, совершенные организованной ¦контролю, а также

группой, наказываются лишением свободы на срок¦в части

от семи до десяти лет со штрафом в размере до ¦организации

1 млн руб. или в размере заработной платы или ¦внутреннего

иного дохода осужденного за период до пяти лет¦контроля влечет

либо без такового. ¦наложение

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных¦административного

средств или иного имущества, приобретенных ¦штрафа на

лицом в результате совершения им преступления ¦должностных лиц в

1. Совершение финансовых операций и других ¦размере от 100 до

сделок с денежными средствами или иным ¦200 минимальных

имуществом, приобретенными лицом в результате ¦размеров оплаты

совершения им преступления (за исключением ¦труда; на

преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, ¦юридических лиц -

194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего ¦от 500 до 5000

Кодекса), либо использование указанных средств¦минимальных

или иного имущества для осуществления ¦размеров оплаты

предпринимательской или иной экономической ¦труда или

деятельности наказывается штрафом в размере до¦административное

120 тыс. руб. или в размере заработной платы ¦приостановление

или иного дохода осужденного за период до ¦деятельности на

одного года. ¦срок до девяноста

2. Те же деяния, совершенные в крупном ¦суток

размере, наказываются штрафом в размере от 100¦

до 500 тыс. руб. или в размере заработной ¦

платы или иного дохода осужденного за период ¦

от одного года до трех лет либо лишением ¦

свободы на срок до пяти лет со штрафом ¦

в размере до 100 тыс. руб. или в размере ¦

заработной платы или иного дохода осужденного ¦

за период до шести месяцев либо без такового. ¦

3. Деяния, предусмотренные ч. 2 настоящей ¦

статьи, совершенные: ¦

а) группой лиц по предварительному сговору, ¦

б) лицом с использованием своего служебного ¦

положения, наказываются лишением свободы на ¦

срок от четырех до восьми лет со штрафом в ¦

размере до 1 млн руб. или в размере заработной¦

платы или иного дохода осужденного за период ¦

до пяти лет либо без такового. ¦

4. Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ¦

настоящей статьи, совершенные организованной ¦

группой, наказываются лишением свободы на срок¦

от десяти до пятнадцати лет со штрафом в ¦

размере до 1 млн руб. или в размере заработной¦

платы или иного дохода осужденного за период ¦

до пяти лет либо без такового ¦

     
   ———————————————————————————————————————————————+——————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<1> В редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ. <2> Крупным ущербом в ст. ст. 185 и 185.1 УК РФ признается ущерб, превышающий 1 млн руб. <3> В редакции Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ и Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ. <4> Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье, а также в ст. 174.1 УК РФ признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн руб. <5> В редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ. Сравнительный анализ статей УК РФ и КоАП РФ наглядно подтверждает, что законодатель, пытаясь предупредить совершение вышеуказанных правонарушений и преступлений, предусматривает различные виды ответственности и субъектных составов этих правонарушений и преступлений. И лицо, совершающее то или иное правонарушение, подпадает под действие норм и уголовного, и административного права, но ответственность за правонарушение различна. В статье рассмотрено большое количество банковских правонарушений. Необходимо подвести итоги. Банковская деятельность в настоящий момент достаточно четко регулируется действующим законодательством Российской Федерации, однако существуют определенная несогласованность и противоречия в различных кодифицированных нормах законодательства, устанавливающих ответственность за правонарушения в сфере банковской деятельности, т.е. в силу того, что нормы, предусматривающие ответственность за совершение банковских правонарушений и преступлений, закреплены в различных нормативно-правовых актах. Идея создания единого кодифицированного нормативного акта "Банковский кодекс Российской Федерации", закрепляющего основные нормы, связанные с банковской деятельностью, не нова и предлагается большинством специалистов - как теоретиками, так и практиками в сфере банковской деятельности. Принятие в России Банковского кодекса существенно упростило работу не только коммерческих банков, но и всех участников банковской системы в целом. Без всякого сомнения необходимо отметить тот факт, что глава "Банковские правонарушения и ответственность" Банковского кодекса должна быть разработана с должным вниманием и закреплена именно в отдельном нормативном акте. Главной проблемой в банковских правонарушениях является "разбросанность" их закрепления в большом количестве нормативно-правовых актов. Так, как мы уже говорили выше, это Уголовный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс и др. Особое место в системе источников банковского права занимают подзаконные нормативно-правовые акты Центрального банка, а именно инструкции, положения, указания и т.д., поскольку они также закрепляют ответственность коммерческих банков за нарушения, предусмотренные нормами права в этих источниках. Несомненно, мы не можем удалить нормы о гражданской ответственности, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, за нарушение правил кредитования, но все-таки правонарушения, затрагивающие банковскую деятельность, могут быть выделены из некоторых источников. Например, гл. 18 НК РФ, посвященная специальной ответственности коммерческих банков за нарушение законодательства о налогах и сборах, или нормы, регулирующие ответственность должностных лиц коммерческих банков за совершение ряда правонарушений, также могут быть вынесены в отдельный кодифицированный нормативно-правовой акт. А.В.Давыдова Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института Подписано в печать 19.02.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: История возникновения страхования банковских вкладов ("Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1) >
Статья: Время требует более четких подходов к проблемам залога ("Юридическая работа в кредитной организации", 2007, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.