![]() |
| ![]() |
|
Статья: Новое положение о порядке ведения кассовых операций. Комментарии к проекту ("Бухгалтерия и банки", 2007, N 3)
"Бухгалтерия и банки", 2007, N 3
НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. КОММЕНТАРИИ К ПРОЕКТУ
В начале февраля на официальной странице Банка России в Интернете в разделе "Проекты нормативных актов" появился новый проект - положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (далее - положение). Проект размещен для ознакомления с ним банковским сообществом и сбора замечаний и предложений. В настоящей статье будут рассмотрены аспекты нового проекта положения, которые являются нововведениями по сравнению с действующей нормативной базой, а также те, которые, по мнению автора, могли бы быть частично усовершенствованы.
1. Главный сюрприз, который ожидает человека, открывшего проект нового положения, - это распространение его действия исключительно на операции с валютой Российской Федерации. Ни наличная иностранная валюта, ни ценности, учитываемые на внебалансовых счетах, в документе не упоминаются, за исключением некоторых оговорок в формах кассовых ордеров и препроводительных ведомостей, позволяющих предположить, что эти документы используются и при совершении операций с наличной иностранной валютой. Порядок совершения операций с наличной иностранной валютой, ценностями (в том числе драгметаллами) регулируется иными нормативными актами Банка России, которые, в частности документ по операциям с наличной иностранной валютой, в большей своей части будут представлять собой совокупность ссылок на новое положение.
Такое разделение представляется на самом деле очень неудобным, поскольку вместо одного основополагающего и руководящего документа по кассовой работе банкам придется руководствоваться несколькими, тем более что, по сути, принципиальная разница в работе с рублями или с теми же долларами и евро небольшая. Хотя, с другой стороны, кредитные организации все равно разрабатывают свои внутренние регламенты по вопросам организации работы с денежной наличностью и ценностями, отражающие специфику работы каждой конкретной кредитной организации. Чем же может быть вызвано такое разделение? Ответ на этот вопрос могли бы дать разработчики документа, но рискнем все же предположить. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на Банк России возлагаются функции по определению порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, а также по установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций. При этом ст. 29 указанного Федерального закона предусматриваются понятия наличных денег и средств наличного платежа, коими являются банкноты и монета Банка России, что и требовалось доказать. Таким образом, вероятно, определение порядка проведения операций с наличной иностранной валютой и иными ценностями Банк России решил осуществить в рамках другой своей функции, предусмотренной уже ст. 4 вышеназванного Федерального закона, - "установление правил проведения банковских операций". Автор вполне допускает, что с юридической точки зрения это может быть правильно, но удобство работы для кредитных организаций в этой ситуации вызывает большие сомнения. Конечно, нельзя не согласиться, что только удобство кредитных организаций не должно являться определяющим фактором при подготовке нормативного акта. Прежде всего нормативный акт по кассовой работе должен быть направлен на обеспечение сохранности денежной наличности и ценностей при их приеме, выдаче, пересчете и хранении, а также прозрачности проходящих через кассу денежных потоков, удобство составления, использования и контроля кассовых документов и отчетных форм. Вместе с тем все эти условия могли бы быть реализованы и в едином нормативном акте. Все вышесказанные доводы, по мнению автора, также можно отнести и к вопросам осуществления операций с ценностями, учитываемыми на внебалансовых счетах. Указанные ценности хранятся в хранилище ценностей, принимаются и выдаются, как правило, через кассу. Если действующее Положение хоть как-то регулирует вопросы совершения операций с ценностями, то полное их исключение практически создаст правовой вакуум в регулировании этих операций. Те отдельные нормы, которые прописаны в Положении Банка России от 05.12.2002 N 205-П, к сожалению, не отражают весь комплекс возможных операций с внебалансовыми ценностями, что влечет за собой необходимость разработки банками собственных регламентов. Конечно, повторимся, такие регламенты разрабатываются в любом случае, но все же правильнее, по мнению автора, было бы разрабатывать их на основании некоего "скелета" основополагающих принципов, установленных Банком России. 2. В преамбуле и разд. 1 положения дается ряд определений терминов, которые используются далее. Например, даются определения сомнительных денежных знаков (денежные знаки Банка России, вызывающие сомнения в платежеспособности), неплатежных (неплатежеспособные, не имеющие признаков подделки) и имеющих признаки подделки (денежные знаки Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника) денежных знаков. Кроме того, дано понятие "клиенты". Следует отметить, что наконец-то в банковском законодательстве появится определение терминов "кассовые операции" и "кассовое обслуживание". Под кассовыми операциями понимаются операции по приему, выдаче, размену, обмену, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег. Кассовое обслуживание предполагает прием и выдачу наличных денег в кассе с отражением сумм принятых (выданных) денег по соответствующим счетам. Отрадно, что не устанавливается каких-либо ограничений по счетам, т.е. не говорится, что это обязательно должны быть банковские счета клиентов. Таким образом, под кассовым обслуживанием понимается совокупность действий кредитной организации, связанных с обслуживанием клиентов, при которых производится прием или выдача из кассы кредитной организации денежной наличности. Кроме того, документ содержит определения понятий "инкассация" и "перевозка", чего также нет в Положении Банка России от 09.10.2002 N 199-П. Определены понятия приходных и расходных кассовых документов - к ним относятся соответственно приходные кассовые ордера, объявления на взнос наличными, препроводительные ведомости, а также расходные кассовые ордера и денежные чеки. Следует отметить, что впервые за последние годы в нормативном акте Банка России приведена форма денежного чека. 3. Пунктом 1.1 предусматривается обязательное оснащение программно-технических средств (банкоматов, кассовых терминалов и др.) (далее - ПТС), осуществляющих полистный прием и выдачу денежной наличности, средствами контроля подлинности принимаемых (выдаваемых) денежных знаков. Данная норма абсолютно справедлива и своевременна для ПТС, выполняющих операции по полистному приему от клиентов денежной наличности для зачисления на счета, погашения кредитов, уплаты платежей и др. Кроме того, если ПТС осуществляют выдачу клиентам банкнот, ранее принятых от других клиентов (аппараты с функцией так называемого рециклинга), целесообразность введения такой нормы также не вызывает сомнений. Вместе с тем обычный банкомат, работающий на выдачу денежной наличности, каких в настоящее время большинство, особенно в регионах, какими-либо датчиками контроля подлинности выдаваемых денег не оснащается производителями в принципе. Тем более что перед загрузкой в банкомат денежная наличность пересчитывается и проверяется на платежеспособность кассовыми работниками кредитной организации. Это, кстати, предусмотрено п. 11.2 проекта (полистный пересчет предназначенной для загрузки в ПТС денежной наличности) и п. 15.1 (контроль платежеспособности денежных знаков при их пересчете). Следуя логике п. 1.1, нужно дополнительно устанавливать требования о контроле кассовым работником подлинности денежных знаков, выдаваемых им клиенту из кассы (напомним, денежная наличность к данному моменту уже проверена, сформирована и упакована кассовыми работниками). Требование об оснащении банкоматов, работающих на выдачу денежных средств, датчиками контроля подлинности денежных знаков является, по мнению автора, ошибочным. Скорее всего, в данном случае имеет место не намеренное введение ограничений, а простая редакционная недоработка документа, которая может быть исправлена путем внесения в проект соответствующих редакционных уточнений. 4. Пунктом 1.2 устанавливаются нормы, предполагающие обязательное наличие в кассовом подразделении кредитной организации минимальной суммы денежных средств, которые должны обеспечить возможность бесперебойного кассового обслуживания клиентов. Определен порядок установления, согласования и расчета суммы минимального остатка. Вместе с тем, принимая во внимание вступивший в силу 1 января 2007 г. уведомительный характер открытия внутренних структурных подразделений, из текста п. 1.2 неясно, допускается ли кассовое обслуживание клиентов в уже открытом подразделении до получения от территориального учреждения Банка России согласования суммы минимально допустимого остатка наличных денег в кассе. Одновременно следует отметить, что, поскольку представленный Банком России на рассмотрение проект регулирует вопросы совершения кассовых операций только с валютой Российской Федерации, у кредитных организаций больше не будет возникать вопросов относительно того, учитывать ли при формировании суммы минимального остатка наличную иностранную валюту. 5. Интересной покажется норма, изложенная в последнем абзаце п. 1.4, а именно при расположении внутреннего структурного подразделения (ВСП) вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за открывшей ВСП кредитной организацией (филиалом), в случае страхования денежной наличности ВСП в целях определения требований к помещениям ВСП для совершения операций с ценностями кредитной организацией по согласованию со страховщиком сумма страхования должна быть не менее минимального остатка наличных денег, установленного для данного ВСП (выделено авт. - Примеч. ред.), в то время как действующее Положение Банка России от 09.10.2002 N 199-П требует сумму страхования для ВСП не менее минимального остатка, установленного в целом кредитной организации (филиалу), открывшей ВСП. Введение данной нормы, конечно, даст банкам больше возможностей для региональной экспансии, особенно в случае наличия у банка аффилированной с ним страховой компании. Однако здесь имеет место определенный риск недобросовестного отношения руководства некоторых банков к обеспечению сохранности ценностей и безопасности кассовых работников, что может привести к потерям для банка и как результат - потерям для кредиторов банка. (Банк устанавливает себе небольшой размер минимального остатка наличных денег (примерно 100 руб.), согласовывает его с Банком России, после чего страхует денежную наличность в аффилированной страховой компании по заниженному тарифу на сумму минимального остатка, согласовывает и минимальную защиту помещений для совершения операций с ценностями.) 6. В п. 1.6 предусматривается возможность заключения с работниками, осуществляющими операции с наличными деньгами, перевозку, инкассацию наличных денег, договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае невозможности разграничения ответственности каждого работника за причинение ущерба и заключения с ним договора о возмещении ущерба в полном размере. Норма данного пункта существенно расширяет возможности кредитных организаций в части заключения договоров о материальной ответственности. Сейчас коллективная (бригадная) материальная ответственность допускается только для кассовых работников касс пересчета. 7. В соответствии с п. 2.4 кредитные организации применяют формы приходных и расходных кассовых документов, установленные настоящим положением. Вместе с тем возможность проставления дополнительных реквизитов с учетом особенности документооборота и кассовой работы в каждой конкретной кредитной организации, к сожалению, не предусмотрена. Учитывая, что кассовые операции "красной нитью" проходят через довольно большое число банковских операций и сделок, при которых осуществляется прием и выдача денежной наличности в кассе кредитной организации, было бы целесообразно предоставить возможность корректировки представленных в проекте форм при сохранении обязательных реквизитов, а также добавление дополнительных реквизитов. Например, в приложениях 3 и 7 (формах приходного и расходного кассовых ордеров) целесообразно было бы предусмотреть возможность указания количества приложений (количества листов приложений) к кассовым ордерам, таких, например, как документы по переводам денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов, заявки на подкрепление денежной наличностью внутренних структурных подразделений и др. Нельзя не учитывать, что, поскольку кредитных организаций в России не три и не пять, а более тысячи, устанавливать жесткую регламентацию по формам, по мнению автора, нецелесообразно - в каждом банке свои особенности организации кассовой работы. Хотя, конечно, жесткая унификация форм всегда будет оправдана с точки зрения удобства контролирующих органов. Скорее всего, именно с этой целью она и вводится. Одновременно хотелось бы отметить, что "наконец-то" в форме приходного кассового ордера появилось поле для проставления подписи контролера. Как раз в тот момент, когда из Положения Банка России от 05.12.2002 N 205-П требование об обязательном контроле приходных кассовых операций наконец-то исключено. 8. Проект положения устанавливает единые правила совершения кассовых операций в течение операционного дня и в послеоперационное время. Это, естественно, можно только приветствовать, так как устраняются казусы действующего в настоящий момент документа, согласно которому, например, клиент - юридическое лицо может сдавать в течение операционного дня денежную наличность как полистно, так и упакованной в опломбированную сумку, тогда как в послеоперационное время прием денежной наличности в сумках допускается только через инкассаторов. 9. Как и раньше, заполнение приходных и расходных кассовых документов, отчетных справок кассовых работников, книг учета ценностей может производиться с применением компьютерного оборудования. Однако здесь есть два отрицательных момента. Первый - в абз. 4 п. 2.6 вводится требование об обязательной распечатке и подписании листов книги учета принятых и выданных наличных денег, ведущейся с использованием компьютерного оборудования, при каждой передаче денежной наличности между кассовыми работниками. Фактически же в этом случае будет иметь место ведение вышеназванной книги вручную. При этом листы книги будут брошюроваться не в момент начала ее ведения, а по мере необходимости не реже одного раза в месяц, и каждая передача наличных денег будет оформляться на отдельном листе. Это значительно замедлит процесс передачи наличных денег, и очень неплохо, если бы это требование из проекта было исключено. Вместо этого при передаче денежной наличности между кассовыми работниками можно было бы предусмотреть оформление и ведение книги учета принятых и выданных наличных денег в электронном виде с использованием аналогов собственноручных подписей (электронно-цифровых подписей), которые в соответствии с распорядительным документом кредитной организации могут применяться в ее внутреннем документообороте. Второй - в тексте заверительной надписи книги хранилища (приложение 11 к проекту - бывшая книга учета денежной наличности и других ценностей) содержится упоминание о брошюровании книги хранилища ценностей, ведущейся с применением компьютерного оборудования. В то же время согласно п. 2.6 проекта листы книги хранилища, ведущейся с использованием компьютерного оборудования, по окончании рабочего дня после выведения остатков и сверки их с данными бухгалтерского учета направляются в кассовые документы. Таким образом, если следовать требованиям п. 2.6 и приложения 11, листы книги хранилища периодически должны изыматься из сшивов кассовых документов и брошюроваться, а сшивы кассовых документов должны формироваться заново. Причем если переформировывать сшив будет кассовый работник, не формировавший его первоначально, то он должен будет заново осуществить проверку, подбор и подсчет кассовых документов, что приведет к неоправданным трудовым и временным затратам для сотрудников кассовых подразделений. При этом какого-либо положительного влияния на обеспечение сохранности ценностей и организацию работы кассы в целом эти меры не окажут. По мнению автора, существующий в настоящее время порядок ведения книги учета денежной наличности и других ценностей в принципе оптимален. Конечно, как известно, предела совершенству нет, вместе с тем эффективность ломки системы, которая работает, при достаточно сомнительном прогнозируемом результате представляется туманной. 10. В п. 2.7 проекта уточнено (по сравнению с действующим Положением), какие именно обязанности бухгалтерских работников могут возлагаться на кассового работника. Это оформление приходного и расходного кассового документа, составление кассовых журналов по приходу и расходу, журнала учета принятых и порожних сумок, справки о принятых и порожних сумках. В этом перечне отсутствует отчетная справка кассового работника (в действующем Положении известна как справка о суммах принятой и выданной денежной наличности), причем логика Банка России здесь не очень понятна. В соответствии с гл. 6 подписями бухгалтерского работника заверяется как справка о принятых и порожних сумках, так и отчетная справка кассового работника. Оба документа являются отчетными документами кассового работника, содержащими информацию о совершенных им в течение дня операциях. Возложение на кассового работника обязанностей бухгалтерского работника в части составления отчетной справки, по мнению автора, не может привести к каким-либо рискам утраты ценностей или искажения кассовой отчетности. Отсутствие у кассового работника принципиального права подписи отчетной справки от имени бухгалтерского работника существенно затруднит организацию банками мини-отделений из-за необходимости оборудования в них рабочих мест бухгалтерских работников (при соответствующих затратах на содержание этих работников), функции которых без ущерба для сохранности ценностей мог бы выполнять кассовый работник. В этом же пункте и далее при упоминании кассовых журналов в проекте предусматриваются их коды по ОКУД - 0401704 и 0401705. Целесообразность упоминания кодов этих форм по ОКУД не совсем понятна, поскольку эти формы достаточно примитивные и отражают лишь общие принципы формирования кассовых журналов. Кредитные организации исходя из особенностей организации работы разрабатывают собственные формы кассовых журналов. Отрадно лишь то, что в ОКУД эти формы указаны как примерные. 11. В абз. 4 п. 2.9 предусмотрено, что банкноты Банка России, выдаваемые кредитной организацией, филиалом, внутренним структурным подразделением в своей упаковке, должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальной машины с функцией распознавания машиночитаемых защитных элементов банкнот Банка России. В настоящее время используемая кредитными организациями кассовая техника позволяет осуществлять сортировку пересчитываемых банкнот по номиналу, расположению, уровню износа (ветхости), подлинности и др. В зависимости от вида (модели) и набора функций стоимость указанной техники может различаться в десятки раз. Понятие "сортировка" в настоящее время где-либо в нормативных актах Банка России не определено и может толковаться по-разному. Далее еще интереснее. В соответствии с абз. 5 п. 2.9 проекта кредитные организации применяют модели (виды) счетно-сортировальных машин, рекомендованные Банком России. Согласно п. 1.2 Положения Банка России от 15.09.1997 N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (с изм.) "нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных (выделено авт. - Примеч. ред.) для круга лиц, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и указанным Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц". Таким образом, в свете указанного Положения вызывает сомнение сама возможность наличия в нормативном акте Банка России нормы, не обязательной, а рекомендуемой к исполнению. Также Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не содержит положений, возлагающих на Банк России функции определения перечня видов (моделей) кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями. По мнению автора, если Банк России ставит одной из приоритетных своих задач в организации наличного денежного обращения создание условий для обеспечения чистоты находящихся в обращении денежных знаков и вывода из обращения поврежденных и имеющих признаки подделки денежных знаков, указанные задачи могут быть выполнены в том числе путем применения кредитными организациями кассовой техники, в обязательном порядке реализующей функции распознавания машиночитаемых защитных элементов банкнот, без дополнительного определения Банком России способов сортировки указанных банкнот. Далее совсем интересно. Если норма об установлении Банком России рекомендованного к применению перечня счетно-сортировальной техники все же будет сохранена в документе, Банку России целесообразно было бы определить механизм установления рекомендуемого перечня (нормативный акт Банка России, иной акт Банка России, не являющийся нормативным, письмо за подписью руководителя структурного подразделения Банка России или др.). В случае отсутствия такого механизма (в данном документе или каком ином нормативном акте) может возникнуть почва для злоупотреблений со стороны лиц, определяющих перечень видов (моделей) кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями, в части лоббирования интересов тех или иных производителей указанной техники. Кроме того, неоднозначность трактовки данного абзаца в части обязательности его исполнения может привести к возникновению различных мнений по оценке деятельности кредитных организаций инспекционными подразделениями Банка России. Наилучшим вариантом, по мнению автора, было бы исключение из п. 2.9 проекта абз. 5. 12. В действующем Положении, к сожалению, не прописаны вопросы применения кредитными организациями при опломбировании сумок, кассет банкоматов и др. различных типов одноразовых пластиковых пломб, хотя такие пломбы доказали свою эффективность и удобство в использовании, что подтверждается широким применением их кредитными организациями. В новом документе эта проблема решается, но, правда, так, что это заметно далеко не сразу. В п. 2.11 приводится определение термина "пломба" - это либо собственно пломба, либо устройство для пломбирования (пломбир). Далее в тексте везде идет упоминание исключительно пломб. Так что пользователям нового положения необходимо будет помнить, что, когда клиент представляет образцы пломб, которыми будут опломбировываться сумки с его денежной выручкой, в качестве таких образцов могут выступать образцы оттисков пломбиров. 13. В соответствии с п. 3.2 проекта по объявлению на взнос наличными может приниматься денежная наличность, предназначенная для перечисления на банковский счет клиента, открытый в другой кредитной организации. Тем самым исключена норма, предусматривающая внесение юридическим лицом денежной наличности в кассу кредитной организации (филиала), только для зачисления на банковский счет юридического лица, открытый в этой кредитной организации (филиале). При этом форма объявления на взнос наличными, по которому осуществляется прием денежной наличности от юридических лиц, приведенная в приложении 2 к проекту, как и раньше, содержит графы, предназначенные для обозначения дебетуемого и кредитуемого балансовых счетов. Поскольку при отражении кассовой операции в бухгалтерском учете используются балансовые счета, ведущиеся в балансе кредитной организации (филиала), осуществившей прием денежной наличности, банковский счет клиента в другой кредитной организации в графе "кредит" отражаться не может в принципе, и в указанной графе будет отражаться транзитный счет либо счет по учету межбанковских (межфилиальных) расчетов. Таким образом, чтобы обеспечить возможность внесения клиентом - юридическим лицом денежной наличности в кассу банка для перечисления на счет клиента в другом банке, необходимо каким-то образом либо доработать форму объявления на взнос наличными в части указания в нем наименования кредитной организации, в которой открыт счет клиента, и номера этого счета, либо определить порядок внесения денежной наличности в кассу для последующего перечисления сумм принятых денег в другую кредитную организацию с использованием представленной формы объявления на взнос наличными. Либо как вариант предусмотреть в проекте документа возможность определения особенностей совершения указанной операции распорядительным документом кредитной организации. 14. Банк России снимает действовавшее ранее требование о количестве оформляемых экземпляров кассовых ордеров. Данное нововведение, конечно же, можно только приветствовать, вместе с тем опять возникают вопросы. Пунктом 3.3 проекта предусматривается определение количества экземпляров кассовых ордеров учетной политикой кредитной организации. При этом гл. 3 регулирует вопросы приема денежной наличности от клиентов. Следовательно, на ордера, оформляемые по внутрибанковским операциям, например оприходование доставленных из других подразделений наличных денег (п. 8.3), эта норма не распространяется. Таким образом, имеем пробел в регулировании количества оформляемых внутрибанковских первичных учетных документов. Также в проекте нигде не говорится о количестве оформляемых экземпляров расходных кассовых ордеров. Опосредованно из редакции гл. 5 можно определить, что их может быть один (в кассовые документы) или два (если дополнительно экземпляр выдается клиенту). 15. В действующем на настоящий момент Положении предусматривается возможность приема сумок с денежной наличностью клиентов непосредственно контролирующим работником кассы пересчета. Эта же норма отражена и в п. 4.5 проекта. Вместе с тем в п. 13.3, описывающем прием этих сумок контролирующим работником, изложен порядок приема сумок контролирующим работником только от кассового работника, осуществлявшего прием сумок с наличными деньгами. Причина такого несоответствия, скорее всего, в недостаточной проработке редакции гл. 13. 16. Абзац 14 п. 6.1 предусматривает необходимость отражения общих сумм наличных денег, принятых и (или) выданных клиентам, в книге учета принятых и выданных наличных денег. Учитывая, что функционально эта книга предназначена для фиксирования передач денежной наличности между заведующим кассой и (или) кассовыми работниками, а отражение в ней оборотов по приходным и расходным кассовым операциям фактически дублирует отчетную справку, введение этой нормы, по мнению автора, является излишним. 17. Некоторые изменения претерпел порядок организации работы с использованием средств автоматизации и механизации кассовых операций. Эти средства объединены в проекте под термином "программно-технические средства". Здесь, кстати, прослеживается попытка дистанцироваться от термина "программно-технические комплексы", который содержится в федеральном законодательстве о применении контрольно-кассовой техники. Заметным изменением является отсутствие требования об обязательной выдаче (приеме) денежной наличности для загрузки банкомата, кассового терминала из кассы (в кассу) кредитной организации (филиала), установившей этот банкомат, кассовый терминал. Таким образом, кредитная организация, не планирующая в ближайшей перспективе открывать в каком-либо регионе свой филиал (внутреннее структурное подразделение), вполне может разместить в этом регионе свои банкоматы и заключить договор на их обслуживание и обеспечение денежной наличностью с местным банком. Одновременно хотелось бы отметить и несколько нестыковок. 17.1. В соответствии с п. 1.1 проекта под кассовым терминалом понимаются автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника. Пункт 5.8 предусматривает порядок выдачи кассовым работником клиентам наличных денег с использованием кассового терминала. В этой связи неясно, почему аналогичного пункта, регулирующего порядок приема денежной наличности от клиентов с использованием кассового терминала, не содержится в гл. 3 проекта. Учитывая, что оформление кассовых и отчетных документов, прием и выдача денежной наличности клиенту с использованием кассового терминала, интегрированного в автоматизированные банковские программы и сопряженного с персональным компьютером, установленным на рабочем месте кассового работника, осуществляются аналогично случаю, когда указанный терминал не используется, автор считает целесообразным п. 5.8 из проекта документа исключить. 17.2. Изложенный в гл. 11 порядок организации работы с использованием кассовых терминалов предусматривает работу по схеме "один кассовый работник - один кассовый терминал". Однако сама идея создания кассовых терминалов (электронных кассиров, TCD и др.) предполагала снижение затрат на оборудование банковских отделений путем использования кассового терминала несколькими кассовыми работниками. В настоящее время многие модели предлагаемых на рынке кассовых терминалов позволяют осуществлять идентификацию кассового работника, выполняющего расходную кассовую операцию с применением кассового терминала. Использование кассового терминала для работы только одним кассовым работником сводит на нет экономическую целесообразность такой организации работы. В этой связи автор полагает целесообразным предусмотреть в гл. 11 порядок организации работы при использовании кассового терминала также несколькими кассовыми работниками одновременно, особенно обратив внимание на вопросы ответственности указанных кассовых работников за денежную наличность, вложенную в кассовый терминал при его загрузке, учета указанной денежной наличности в книгах учета ценностей и отчетных справках кассовых работников. 17.3. В соответствии с п. 11.4 проекта прием денежной наличности, изъятой из банкомата, кассового терминала, осуществляется полистным, поштучным пересчетом. При наличии в банке, например, не более десяти банкоматов или кассовых терминалов либо большого количества приходных касс эта норма вполне может быть выполнена. А теперь представим московский банк, имеющий как минимум несколько десятков банкоматов (а в крупных сетевых банках количество банкоматов может исчисляться сотнями), которому нужно подкреплять и инкассировать в течение дня несколько десятков банкоматов. На практике полный цикл полистного приема остатков денежной наличности из кассет, доставленных из одного банкомата, с оформлением необходимых документов составляет в зависимости от конструкции кассет банкомата 15 - 20 мин. Если банкомат осуществляет также полистный прием от клиентов денежных знаков для пополнения банковских счетов, погашения кредитов, уплаты платежей и др., время на полистный прием увеличивается примерно в три раза из-за необходимости сортировки вложенных клиентами банкнот по номиналам, расположению, платежности, подлинности, а также по видам валют. Таким образом, заведующий кассой (кассовый работник) сможет в течение дня принять денежную наличность, доставленную примерно из 15 банкоматов, при условии, что у него не будет никакой другой работы. Организовывать отдельную приходную кассу для приема денежной наличности, доставленной из банкоматов, не очень выгодно экономически, учитывая общую тенденцию к снижению уровня рентабельности банковских операций и возросшие требования к минимизации издержек. Решением проблемы могло бы быть предоставление кредитным организациям возможности приема денежной наличности в опломбированных кассетах банкоматов в порядке, предусмотренном п. п. 8.5, 8.6 и 8.8 проекта. В случае выявления недостачи или излишка в кассете ответственность будет нести кассовый работник, формировавший кассету в соответствии с п. 11.2 проекта. 18. Проектом предусматриваются изменения в форму препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью (приложение 4). В частности, эти изменения затрагивают особенности сдачи денежной наличности в инкассаторских сумках непосредственно клиентами. Вместе с тем есть и непонятные моменты. Так, в абз. 3 п. 13.7, регулирующем порядок действий при выявлении расхождений фактического наличия вложенной в сумку денежной наличности с объявленной суммой, говорится только о случаях выявления недостач или излишков и также предусматривается составление акта на первом и втором экземплярах препроводительной ведомости. Тем самым каких-либо упоминаний о выявляемых неплатежных, сомнительных или имеющих признаки подделки денежных знаках в данном абзаце не содержится. В то же время форма препроводительной ведомости предусматривает проставление данных о суммах выявленных неплатежных и сомнительных денежных знаков. Кроме того, формой препроводительной ведомости не предусматривается указание в акте информации о выявленных в сумке поддельных денежных знаках. В этой связи, по нашему мнению, при доработке проекта следовало бы уточнить, следует ли считать выявленные при обработке денежные знаки с явными признаками подделки (передаваемые в органы внутренних дел в соответствии с п. 16.8 проекта) сомнительными и указывать их в этом качестве в акте на препроводительной ведомости либо считать их недостачей (поскольку фактическое наличие платежеспособных банкнот в сумке действительно меньше объявленного) и указывать их в акте в этом качестве. Исходя из представленной редакции сделать однозначный вывод о том, в каком качестве следует воспринимать поддельные денежные знаки, представляется затруднительным. 19. Пунктом 15.2 вводится рекомендованная Банком России программа обучения способам выявления неплатежных и имеющих признаки подделки денежных знаков. Возможность установления рекомендательных норм в нормативном акте Банка России в данной статье уже рассматривалась, поэтому к этому возвращаться мы не будем. Хотелось бы только отметить, что, поскольку нормативные акты Банка России не имеют обратной силы, кассовые работники кредитных организаций, принятые на работу до вступления в силу нового положения, не будут обязаны иметь документ, подтверждающий прохождение подготовки по рекомендованной Банком России программе. 20. В соответствии с п. 17.4 проекта сверка остатков в книге хранилища (также известной как книга учета денежной наличности и других ценностей), ведущейся во внутреннем структурном подразделении, может осуществляться работником, ведущим бухгалтерский учет в данном подразделении. При этом п. 6.1 проекта допускается составление кассовым работником внутреннего структурного подразделения сводной справки о кассовых оборотах. Далее, если мы посмотрим на п. 17.2, то увидим, что сверка итогов сводной справки о кассовых оборотах с данными бухгалтерского учета оформляется исключительно подписью главного бухгалтера (заместителя). Конечно, всегда можно возложить на бухгалтера дополнительного офиса обязанности главного бухгалтера в части сверки этих итогов, но почему бы Банку России, сказав "А" в п. 17.4, не сказать "Б" в п. 17.2? 21. Есть нововведения и в порядке формирования сшива кассовых документов. Согласно действующему Положению при формировании кассовые документы подбираются сначала по дебету счета по учету кассы в порядке возрастания номеров кредитуемых балансовых счетов, затем по кредиту этого счета в порядке возрастания номеров дебетуемых балансовых счетов. В соответствии с проектом (п. 18.2) кассовые документы по одному счету кассы должны подбираться в порядке возрастания кредитуемых (дебетуемых) лицевых счетов, открытых на балансовых счетах. Такая мера, безусловно, унифицирует порядок формирования сшивов кассовых документов и позволяет облегчить контроль за оформлением документов и формированием сшивов при проведении проверок организации кассовой работы, как внутренних, так и внешних. Причем, по мнению автора, скорее всего, внешних, поскольку кредитные организации, как правило (если они ответственно подходят к организации кассовой работы), разрабатывают собственные внутренние регламенты, детализирующие до мельчайших нюансов порядок формирования сшивов кассовых документов. 22. Пунктом 20.4 предусмотрена возможность передачи сумок с проинкассированной денежной наличностью между разными бригадами инкассаторов по акту. Это нововведение можно только приветствовать, поскольку оно подводит законодательную почву под уже сложившийся и функционирующий рыночный механизм работы небанковских кредитных организаций. 23. Существенным аспектом организации кассовой работы в любом банке является обеспечение сохранности денежной наличности и ценностей. Такая сохранность достигается применением совокупности защитных мер, среди которых оборудование в соответствии с требованиями Банка России помещений для совершения операций с ценностями. В проекте требования, как и раньше, изложены в приложении 1. Что же изменилось? Возвращается требование об обязательной изолированности помещений для совершения операций с ценностями от других помещений банка. Устанавливаются требования к оконным проемам - они должны оснащаться ударостойким стеклом не ниже класса А3. Предусматриваются требования к классу устойчивости к взлому сейфа внутреннего структурного подразделения, в котором осуществляется хранение ценностей при отсутствии в данном подразделении хранилища. Также однозначно определено, что кассовые терминалы в обязательном порядке устанавливаются исключительно в помещениях для совершения операций с ценностями. При этом требования к технической укрепленности таких помещений определяются кредитной организацией самостоятельно. Учитывая, что сам по себе кассовый терминал включает в свой состав сейф, как правило, первого класса устойчивости к взлому, такие изменения в нормативной базе позволят банкам шире использовать возможности программно-технических средств при оборудовании розничных точек продаж. Однако в любой бочке меда, как известно, всегда найдется и ложка дегтя. Из представленной редакции абз. 2 п. 2 приложения 1 к проекту следует, что при размещении кредитной организации, филиала или внутреннего структурного подразделения в помещениях здания, в котором расположены другие организации, кредитная организация должна оборудовать отдельный выход, контролируемый охраной кредитной организации (службой безопасности) или техническими средствами охраны. При этом неясно, необходимо ли оборудовать отдельный выход из здания, в котором расположена кредитная организация (филиал, внутреннее структурное подразделение), или же имеется в виду отдельный выход из комплекса изолированных помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями. При расположении небольшого внутреннего структурного подразделения на территории торгового центра, автосалона и др. выполнение первого варианта практически нереализуемо из-за экономической нецелесообразности создания такого подразделения, связанной с техническими трудностями реализации этого варианта и возможным непониманием со стороны собственников помещений. 24. Приложением 22 к проекту определены технические средства контроля подлинности денежных знаков. Положительным фактом можно признать то, что прибор для визуального контроля магнитных меток банкнот переведен в разряд рекомендательных.
* * *
Вот, в общем-то, и все, что можно сказать об этом проекте. В целом же, несмотря на перечисленные отрицательные нюансы, автор считает, что проект получился хорошим, выстроена достаточно стройная система норм, даны необходимые термины и определения. Автор надеется, что высказанные им предложения смогут помочь разработчикам документа (труд которых, безусловно, достоин уважения) сделать нормативную базу Банка России по кассовой работе близкой к практике, обеспечивающей реализацию основных принципов правового регулирования, но вместе с тем не создающей необоснованных препятствий для развития банковского бизнеса.
А.Белоцветов Независимый эксперт Подписано в печать 19.02.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |