![]() |
| ![]() |
|
Статья: Найти или вырастить таланты ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)
"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5
НАЙТИ ИЛИ ВЫРАСТИТЬ ТАЛАНТЫ
(Talent-менеджмент как метод управления карьерой)
Фабрики талантов есть, но нет поставок сырья. Станислав Ежи Лец
В условиях жесткой борьбы за потребителя, когда происходит выравнивание уровня технической оснащенности компаний и маркетинговых возможностей, повышение зарплаты, ежегодная смена топ-менеджмента или попытка переманивания персонала у конкурентов уже не дают такого эффекта, как раньше. Иметь талантливых сотрудников - это не самоцель бизнеса, а его конкурентное преимущество, поскольку в современных условиях лидерство на рынке обеспечивается талантливым персоналом.
Настоящих лидеров сегодня трудно и найти, и вырастить, и привлечь. Еще сложнее их удержать или преодолеть разрушительное воздействие их ухода. XXI век меняет представление о талантах: сегодня компании переходят от борьбы с ними к их выращиванию. "Теория пузыря", согласно которой талант пробивается сам, ушла в прошлое, на смену ей пришло управление талантами. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона талант трактуется как "высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.). От гения талант отличается меньшей степенью творческой оригинальности". В другом источнике [Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру] понятие "талант" раскрывается с учетом этимологии слова, происходящего от греч. talanton - выдающиеся способности. Здесь отмечается, что "талант - это человек, обладающий выдающимися способностями в той или иной области". В свою очередь, способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Понятиями "талант" и "гениальность" выражается качественный уровень развития способностей. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности: талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Способности человека не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [Н.Г. Алексеев. Проект Рубрикон http://www.rubricon.com]. Рассматривая проблему поиска, привлечения и удержания талантливых, компетентных и знающих сотрудников, можно привести исторический пример "Talent-менеджмента" - опыт России петровских времен. Как известно, целью внешней политики Петра I было превратить Россию в европейское государство. И он решал эту задачу классическими средствами управления талантами: поставил правильных людей на правильные должности в правильное время в соответствии со стратегическими целями. Но как он определил этих людей и откуда их взял? Петр I понимал: существующий государственный аппарат (менеджеры) не способен решать поставленные задачи и не обладает соответствующими управленческими и профессиональными компетенциями (навыками), а поэтому переучивать существующий аппарат (как военный, так и чиновный) неэффективно. Тогда Петр I сформировал так называемый talent pool (или резерв талантов), источником формирования которого (средой, из которой отбирались таланты (talent)) стала дворянская молодежь. Причиной такого выбора было наличие у молодого дворянства следующих компетенций: - желание учиться (способность к обучению); - желание сделать карьеру (лидерские качества); - желание изменить положение дел в стране (способность к инновациям); - патриотизм (наличие системы ценностей); - преданность Петру (лояльность). Но наличия одного только потенциала к развитию оказалось недостаточно, для этого требуются еще профессиональные компетенции и навыки межкультурного взаимодействия. И Петр I отправляет этих потенциально талантливых дворян, или HiPo-сотрудников (High Potentials - высокий потенциал), как иногда их именуют в современной литературе, учиться в Европу, а также создает новую систему образования в России. Выражаясь современным языком, осуществляет системный подход к обучению и развитию талантов. На этом царь не останавливается, он отслеживает карьерный рост молодых дворян - "птенцов Петровых" - и создает все условия для привлечения талантов в Россию из Европы: платит много, жалует чины, земли, звания. В результате цель была достигнута - Россия прорубила окно в Европу. С точки зрения реализации таланта при осуществлении трудовой деятельности, талантливый работник проявляет (демонстрирует) способность достигать исключительных результатов, признаваемых и вознаграждаемых владельцами, менеджерами и потребителями. Талант сотрудника можно представить как функцию от навыков и компетенции (см. рис. 1).
Взаимосвязь таланта, навыков и компетенций персонала в трудовой деятельности
Навыки (skill) /¦\ ¦ Талант ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * L---------------------------------------------------------------> Компетенции (competence)
Рис. 1
Рис. 1 позволяет перевести понятие таланта в область измеряемых величин. В качестве примера можно привести перечень управленческих компетенций, который использовался одной из компаний при оценке талантов: - принятие решений; - напористость в достижении целей; - открытость новому и адаптивность; - четкость изложения; - влияние; - мотивация подчиненных на достижении результата; - межфункциональное взаимодействие; - корпоративность. Жизненный цикл таланта в организации включает в себя следующие этапы: 1) идентификация и привлечение; 2) наем и адаптация; 3) мотивация и развитие; 4) оценка деятельности и удержание; 5) построение и поддержание отношений. Отсутствие хотя бы одного из этих этапов ведет к потере таланта для компании. Как бизнес-процесс, talant-менеджмент состоит из множества составляющих, в числе которых можно назвать: - управление карьерным развитием и продвижением; - организационный менеджмент; - мотивацию как процесс; - обучение - управление знаниями и навыками. В современной методологии ряд авторов выделяет три уровня управления талантами: кадровый резерв (или планирование замен), планирование преемственности и собственно управление талантами. Каждый из уровней имеет свои особенности в части решаемых задач, объекта воздействия, объекта оценки, получаемого результата и др. характеристик (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика уровней управления талантами в организации
———————————————T————————————————T——————————————————T—————————————————¬ |Характеристика| Планирование | Планирование | Управление | | для сравнения| замен | преемственности | талантами | | | (Replacement | (Succession | (Talent | | | Planning) | Planning) | Management) | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Задача |Управление |Стратегическое |Всеобщая | | |рисками |кадровое |преемственность и| | | |обеспечение и |развитие | | | |развитие | | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Объект |Ключевые |HiPo |Вся организация | |воздействия |руководящие | | | | |позиции | | | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Оценка |Профессиональный|Оценка прогресса |Все способности и| | |потенциал и |деятельности и |результаты имеют | | |деятельность |лидерских |значение | | | |компетенций | | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Результат |План замен для |Развитие и |Полностью | | |ключевых позиций|карьерный план |интегрированные в| | | |для HiPo |HR—процессы | | | | |системы развития | | | | |и раскрытия | | | | |талантов | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Карьера |Линейная, в |Межфункциональная,|Гибкая, | | |основном по |межрегиональная и |межфункциональная| | |функционалу |междивизионная |как по географии,| | | |ротация |так и по бизнесу | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Периодичность |Ежегодный обзор |Ежегодный обзор с |Непрерывно, с | | | |планированием |постоянной связью| | | |развития |с остальными | | | | |HR—процессами | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Участники |Руководители |Менеджеры |Участвуют | | | | |работники, | | | | |специалисты по | | | | |управлению | | | | |персоналом, | | | | |руководство, СЕО | +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+ |Отношение |Согласие |Одобрение |Участие | |сотрудников | | | | L——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————— Как показывает опыт ведущих компаний, намного выгоднее сделать ставку на собственных сотрудников, выращивая и воспитывая таланты в своей среде. Если брать опыт российских компаний, считает Андрей Шахбазов, экс-директор по персоналу ООО "Традиции качества" <1>, то в лучшем случае это построение системы планирования замен (или кадровый резерв), в очень редких случаях - планирование преемственности. ————————————————————————————————<1> "Уралбизнесобразование". Кадровый менеджмент, статьи 30.11.2006 http://www.ubo.ru/articles.
Компания SHL в качестве основных этапов проекта talent-management называет: 1. Определение значимых для компании групп персонала. Такие сотрудники могут быть представлены во всех категориях - от топ-менеджеров до рабочих. 2. Согласование критериев оценки и содержания компетенций, определяющих высокоэффективное поведение. 3. Выдвижение/номинация - отбор кандидатов по критериям, принятым в компании. 4. Оценка - процедура оценки текущего уровня развития компетенций и анализ расхождений с требуемым уровнем. 5. Развитие - составление и реализация персональных планов и программ развития ключевых компетенций, профессиональных навыков, карьерного роста и отслеживание ступеней развития. 6. Мотивация - предложение высокопотенциальным сотрудникам специальных программ мотивации для удержания их в компании, включая продвижение и материальное стимулирование, например программы опционов или кредитования. Обзоры, регулярно проводимые на Западе, показывают, что 100 самых успешных компаний реализуют систему управления талантами на втором или третьем уровне управления, а функции талант-менеджмента в компаниях, занимающих средние позиции рейтинга, как правило, находятся на уровне один. Причины этого кроются в системе ценностей компаний-середняков - там менеджеры не любят таланты, а управление талантами не связано со стратегическими задачами бизнеса. Согласно данным обзора Fortune, набор ценностей для компаний - лидеров рынка и компаний, занимающих средние позиции рейтинга, имеет ряд различий (рис. 2).
Системы основных ценностей компаний - лидеров рынка и компаний, занимающих средние позиции
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Ценности 100 самых | Ценности | | успешных компаний | компаний—середняков | | | | |— Командная работа |— Сокращение рисков | |— Внимание к клиенту |— Уважение к вертикали | |— Справедливость по отношению |руководства | |к персоналу |— Поддержка руководителя | |— Инициативность и инновации |— Составление бюджета | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Рис. 2
В 1997 г. компания McKinsey провела исследование, ставшее поворотным событием в развитии стратегии talent-менеджмента. Результаты исследования доказывали, что конкурентное преимущество у компании появляется в результате наличия среди своих сотрудников так называемых талантов и что управление этими талантами является критичным для эффективной HR-стратегии <2>. Ключевые результаты опроса: - 51% респондентов используют стратегию talent-менеджмента, хотя только 20% сообщают о наличии формального определения этому понятию; - самыми главными целями стратегии управления талантами были названы: развитие HiPo-сотрудников (67%) и воспитание будущих лидеров (62%); - самыми распространенными программами управления талантами являются: внутренние программы обучения, коучинг и планирование замещения должностей; - наиболее эффективными практиками были названы внутренние программы обучения, внутренние стажировки и коучинг; - планирование замещения должностей, внешние стажировки и обучение действием определены как самые малоэффективные практики; - 94% респондентов полагают, что правильно разработанные программы развития талантов могут оказать позитивное влияние на рядовых сотрудников организации; - 47% участников опроса уверены в существовании недостатка высококвалифицированных талантов в британских организациях. ————————————————————————————————<2> Подготовлено по материалам публикации Евгении Скиба от 04.09.2006. www.trainings.ru, TRAININGS.RU - портал об обучении и развитии персонала. Права на материал принадлежат компании "Амплуа-Брокер".
Организаторам исследования удалось собрать мнения респондентов о тех или иных аспектах управления талантами, задавая вопросы с просьбой согласиться или не согласиться с различными утверждениями (см. табл. 2).
Таблица 2
Философия организаций в отношении talent-менеджмента
———————————————————————————————————————————————————T—————————————¬ | Тематика вопросов о тех или иных | % | | аспектах управления талантами |согласившихся| | | с | | | утверждением| | | респондентов| +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Правильно разработанные программы | 94 | |talent—менеджмента могут иметь положительное | | |воздействие на рядовых сотрудников организации | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Использование термина "талант" оказывает | 67 | |демотивирующее воздействие на сотрудников, не | | |отнесенных к категории HiPo | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Talent—менеджмент является ключевой частью | 63 | |стратегии по привлечению и удержанию сотрудников | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Особое внимание должно уделяться управлению | 52 | |талантами в таких категориях сотрудников, как | | |женщины, этнические меньшинства и пожилые | | |сотрудники | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |В настоящее время Великобритания испытывает | 47 | |недостаток талантов, имеющих высокую квалификацию | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Программы по рекрутменту и развитию выпускников | 38 | |дают хороший коэффициент ROI | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Программы управления талантами должны | 29 | |сосредотачиваться на HiPo | | +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+ |Talent—менеджмент не является приоритетом | 13 | |бизнеса | | L——————————————————————————————————————————————————+——————————————47% респондентов, говоря об инвестировании в управление талантами, согласны с утверждением о текущей нехватке талантов в британском бизнесе. Чтобы противостоять этому, организации стараются внедрить программы управления талантами как часть стратегии по привлечению и удержанию - 63% респондентов согласны с таким утверждением. Похоже, что в настоящее время среди компаний, работающих на британском рынке, распространено мнение о необходимости "выращивания" своих талантов внутри организации. Есть опыт разработки и внедрения управления талантами и в России, хотя немногочисленный, в основном он существует в крупных компаниях. Этот опыт показывает, что получение отдачи от талантливых сотрудников невозможно само по себе, без определенной корпоративной культуры, без взаимосвязи управления талантами и стратегии развития бизнеса. При нынешнем уровне конкуренции российским компаниям еще можно обойтись первым уровнем развития в управлении талантами. Например, Александр Степанов, руководитель отдела развития и обучения персонала "МегаФон-Москва", считает, что российские фирмы в основной своей массе не видят в услугах по talent-management пользы и выгоды, считая, что это слишком большая работа, которая никому не нужна. А вот можно ли будет обойтись без этого завтра? Управление талантами - это умение использовать других людей для достижения целей организации. Когда говорят о том, что такое организация, чаще всего ведут речь о структуре, целях, миссии и забывают о том, что организация - это, прежде всего, люди, отмечает А. Витковская [www.u-journal.com]. "Если руководство компании и HR-департамент желают, чтобы люди использовали свои способности на благо организации, - пишет она, - то необходимо признать, что они этими способностями обладают. Поэтому, говоря про управление талантами, необходимо подразумевать и управление способностями". А.Савченко Заслуженный экономист России Подписано в печать 25.04.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |