Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Найти или вырастить таланты ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5)



"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5

НАЙТИ ИЛИ ВЫРАСТИТЬ ТАЛАНТЫ

(Talent-менеджмент как метод управления карьерой)

Фабрики талантов есть, но нет поставок сырья.

Станислав Ежи Лец

В условиях жесткой борьбы за потребителя, когда происходит выравнивание уровня технической оснащенности компаний и маркетинговых возможностей, повышение зарплаты, ежегодная смена топ-менеджмента или попытка переманивания персонала у конкурентов уже не дают такого эффекта, как раньше. Иметь талантливых сотрудников - это не самоцель бизнеса, а его конкурентное преимущество, поскольку в современных условиях лидерство на рынке обеспечивается талантливым персоналом.

Настоящих лидеров сегодня трудно и найти, и вырастить, и привлечь. Еще сложнее их удержать или преодолеть разрушительное воздействие их ухода. XXI век меняет представление о талантах: сегодня компании переходят от борьбы с ними к их выращиванию. "Теория пузыря", согласно которой талант пробивается сам, ушла в прошлое, на смену ей пришло управление талантами.

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона талант трактуется как "высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.). От гения талант отличается меньшей степенью творческой оригинальности". В другом источнике [Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру] понятие "талант" раскрывается с учетом этимологии слова, происходящего от греч. talanton - выдающиеся способности. Здесь отмечается, что "талант - это человек, обладающий выдающимися способностями в той или иной области".

В свою очередь, способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Понятиями "талант" и "гениальность" выражается качественный уровень развития способностей. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности: талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Способности человека не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [Н.Г. Алексеев. Проект Рубрикон http://www.rubricon.com].

Рассматривая проблему поиска, привлечения и удержания талантливых, компетентных и знающих сотрудников, можно привести исторический пример "Talent-менеджмента" - опыт России петровских времен.

Как известно, целью внешней политики Петра I было превратить Россию в европейское государство. И он решал эту задачу классическими средствами управления талантами: поставил правильных людей на правильные должности в правильное время в соответствии со стратегическими целями. Но как он определил этих людей и откуда их взял? Петр I понимал: существующий государственный аппарат (менеджеры) не способен решать поставленные задачи и не обладает соответствующими управленческими и профессиональными компетенциями (навыками), а поэтому переучивать существующий аппарат (как военный, так и чиновный) неэффективно. Тогда Петр I сформировал так называемый talent pool (или резерв талантов), источником формирования которого (средой, из которой отбирались таланты (talent)) стала дворянская молодежь. Причиной такого выбора было наличие у молодого дворянства следующих компетенций:

- желание учиться (способность к обучению);

- желание сделать карьеру (лидерские качества);

- желание изменить положение дел в стране (способность к инновациям);

- патриотизм (наличие системы ценностей);

- преданность Петру (лояльность).

Но наличия одного только потенциала к развитию оказалось недостаточно, для этого требуются еще профессиональные компетенции и навыки межкультурного взаимодействия. И Петр I отправляет этих потенциально талантливых дворян, или HiPo-сотрудников (High Potentials - высокий потенциал), как иногда их именуют в современной литературе, учиться в Европу, а также создает новую систему образования в России. Выражаясь современным языком, осуществляет системный подход к обучению и развитию талантов. На этом царь не останавливается, он отслеживает карьерный рост молодых дворян - "птенцов Петровых" - и создает все условия для привлечения талантов в Россию из Европы: платит много, жалует чины, земли, звания. В результате цель была достигнута - Россия прорубила окно в Европу.

С точки зрения реализации таланта при осуществлении трудовой деятельности, талантливый работник проявляет (демонстрирует) способность достигать исключительных результатов, признаваемых и вознаграждаемых владельцами, менеджерами и потребителями.

Талант сотрудника можно представить как функцию от навыков и компетенции (см. рис. 1).

Взаимосвязь таланта, навыков и компетенций

персонала в трудовой деятельности

Навыки (skill)

/¦\

¦ Талант

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

¦ *

L--------------------------------------------------------------->

Компетенции

(competence)

Рис. 1

Рис. 1 позволяет перевести понятие таланта в область измеряемых величин. В качестве примера можно привести перечень управленческих компетенций, который использовался одной из компаний при оценке талантов:

- принятие решений;

- напористость в достижении целей;

- открытость новому и адаптивность;

- четкость изложения;

- влияние;

- мотивация подчиненных на достижении результата;

- межфункциональное взаимодействие;

- корпоративность.

Жизненный цикл таланта в организации включает в себя следующие этапы:

1) идентификация и привлечение;

2) наем и адаптация;

3) мотивация и развитие;

4) оценка деятельности и удержание;

5) построение и поддержание отношений.

Отсутствие хотя бы одного из этих этапов ведет к потере таланта для компании.

Как бизнес-процесс, talant-менеджмент состоит из множества составляющих, в числе которых можно назвать:

- управление карьерным развитием и продвижением;

- организационный менеджмент;

- мотивацию как процесс;

- обучение - управление знаниями и навыками.

В современной методологии ряд авторов выделяет три уровня управления талантами: кадровый резерв (или планирование замен), планирование преемственности и собственно управление талантами. Каждый из уровней имеет свои особенности в части решаемых задач, объекта воздействия, объекта оценки, получаемого результата и др. характеристик (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика уровней

управления талантами в организации

     
   ———————————————T————————————————T——————————————————T—————————————————¬
   |Характеристика|  Планирование  |   Планирование   |    Управление   |
   | для сравнения|      замен     |  преемственности |    талантами    |
   |              |  (Replacement  |    (Succession   |     (Talent     |
   |              |    Planning)   |     Planning)    |   Management)   |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Задача        |Управление      |Стратегическое    |Всеобщая         |
   |              |рисками         |кадровое          |преемственность и|
   |              |                |обеспечение и     |развитие         |
   |              |                |развитие          |                 |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Объект        |Ключевые        |HiPo              |Вся организация  |
   |воздействия   |руководящие     |                  |                 |
   |              |позиции         |                  |                 |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Оценка        |Профессиональный|Оценка прогресса  |Все способности и|
   |              |потенциал и     |деятельности и    |результаты имеют |
   |              |деятельность    |лидерских         |значение         |
   |              |                |компетенций       |                 |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Результат     |План замен для  |Развитие и        |Полностью        |
   |              |ключевых позиций|карьерный план    |интегрированные в|
   |              |                |для HiPo          |HR—процессы      |
   |              |                |                  |системы развития |
   |              |                |                  |и раскрытия      |
   |              |                |                  |талантов         |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Карьера       |Линейная, в     |Межфункциональная,|Гибкая,          |
   |              |основном по     |межрегиональная и |межфункциональная|
   |              |функционалу     |междивизионная    |как по географии,|
   |              |                |ротация           |так и по бизнесу |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Периодичность |Ежегодный обзор |Ежегодный обзор с |Непрерывно, с    |
   |              |                |планированием     |постоянной связью|
   |              |                |развития          |с остальными     |
   |              |                |                  |HR—процессами    |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Участники     |Руководители    |Менеджеры         |Участвуют        |
   |              |                |                  |работники,       |
   |              |                |                  |специалисты по   |
   |              |                |                  |управлению       |
   |              |                |                  |персоналом,      |
   |              |                |                  |руководство, СЕО |
   +——————————————+————————————————+——————————————————+—————————————————+
   |Отношение     |Согласие        |Одобрение         |Участие          |
   |сотрудников   |                |                  |                 |
   L——————————————+————————————————+——————————————————+——————————————————
   

Как показывает опыт ведущих компаний, намного выгоднее сделать ставку на собственных сотрудников, выращивая и воспитывая таланты в своей среде. Если брать опыт российских компаний, считает Андрей Шахбазов, экс-директор по персоналу ООО "Традиции качества" <1>, то в лучшем случае это построение системы планирования замен (или кадровый резерв), в очень редких случаях - планирование преемственности.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> "Уралбизнесобразование". Кадровый менеджмент, статьи 30.11.2006 http://www.ubo.ru/articles.

Компания SHL в качестве основных этапов проекта talent-management называет:

1. Определение значимых для компании групп персонала. Такие сотрудники могут быть представлены во всех категориях - от топ-менеджеров до рабочих.

2. Согласование критериев оценки и содержания компетенций, определяющих высокоэффективное поведение.

3. Выдвижение/номинация - отбор кандидатов по критериям, принятым в компании.

4. Оценка - процедура оценки текущего уровня развития компетенций и анализ расхождений с требуемым уровнем.

5. Развитие - составление и реализация персональных планов и программ развития ключевых компетенций, профессиональных навыков, карьерного роста и отслеживание ступеней развития.

6. Мотивация - предложение высокопотенциальным сотрудникам специальных программ мотивации для удержания их в компании, включая продвижение и материальное стимулирование, например программы опционов или кредитования.

Обзоры, регулярно проводимые на Западе, показывают, что 100 самых успешных компаний реализуют систему управления талантами на втором или третьем уровне управления, а функции талант-менеджмента в компаниях, занимающих средние позиции рейтинга, как правило, находятся на уровне один. Причины этого кроются в системе ценностей компаний-середняков - там менеджеры не любят таланты, а управление талантами не связано со стратегическими задачами бизнеса. Согласно данным обзора Fortune, набор ценностей для компаний - лидеров рынка и компаний, занимающих средние позиции рейтинга, имеет ряд различий (рис. 2).

Системы основных ценностей компаний - лидеров рынка

и компаний, занимающих средние позиции

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |       Ценности 100 самых       |            Ценности           |
   |        успешных компаний       |      компаний—середняков      |
   |                                |                               |
   |— Командная работа              |— Сокращение рисков            |
   |— Внимание к клиенту            |— Уважение к вертикали         |
   |— Справедливость по отношению   |руководства                    |
   |к персоналу                     |— Поддержка руководителя       |
   |— Инициативность и инновации    |— Составление бюджета          |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Рис. 2

В 1997 г. компания McKinsey провела исследование, ставшее поворотным событием в развитии стратегии talent-менеджмента. Результаты исследования доказывали, что конкурентное преимущество у компании появляется в результате наличия среди своих сотрудников так называемых талантов и что управление этими талантами является критичным для эффективной HR-стратегии <2>. Ключевые результаты опроса:

- 51% респондентов используют стратегию talent-менеджмента, хотя только 20% сообщают о наличии формального определения этому понятию;

- самыми главными целями стратегии управления талантами были названы: развитие HiPo-сотрудников (67%) и воспитание будущих лидеров (62%);

- самыми распространенными программами управления талантами являются: внутренние программы обучения, коучинг и планирование замещения должностей;

- наиболее эффективными практиками были названы внутренние программы обучения, внутренние стажировки и коучинг;

- планирование замещения должностей, внешние стажировки и обучение действием определены как самые малоэффективные практики;

- 94% респондентов полагают, что правильно разработанные программы развития талантов могут оказать позитивное влияние на рядовых сотрудников организации;

- 47% участников опроса уверены в существовании недостатка высококвалифицированных талантов в британских организациях.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Подготовлено по материалам публикации Евгении Скиба от 04.09.2006. www.trainings.ru, TRAININGS.RU - портал об обучении и развитии персонала. Права на материал принадлежат компании "Амплуа-Брокер".

Организаторам исследования удалось собрать мнения респондентов о тех или иных аспектах управления талантами, задавая вопросы с просьбой согласиться или не согласиться с различными утверждениями (см. табл. 2).

Таблица 2

Философия организаций в отношении talent-менеджмента

     
   ———————————————————————————————————————————————————T—————————————¬
   |         Тематика вопросов о тех или иных         |      %      |
   |           аспектах управления талантами          |согласившихся|
   |                                                  |      с      |
   |                                                  | утверждением|
   |                                                  | респондентов|
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Правильно разработанные программы                 |      94     |
   |talent—менеджмента могут иметь положительное      |             |
   |воздействие на рядовых сотрудников организации    |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Использование термина "талант" оказывает          |      67     |
   |демотивирующее воздействие на сотрудников, не     |             |
   |отнесенных к категории HiPo                       |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Talent—менеджмент является ключевой частью        |      63     |
   |стратегии по привлечению и удержанию сотрудников  |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Особое внимание должно уделяться управлению       |      52     |
   |талантами в таких категориях сотрудников, как     |             |
   |женщины, этнические меньшинства и пожилые         |             |
   |сотрудники                                        |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |В настоящее время Великобритания испытывает       |      47     |
   |недостаток талантов, имеющих высокую квалификацию |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Программы по рекрутменту и развитию выпускников   |      38     |
   |дают хороший коэффициент ROI                      |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Программы управления талантами должны             |      29     |
   |сосредотачиваться на HiPo                         |             |
   +——————————————————————————————————————————————————+—————————————+
   |Talent—менеджмент не является приоритетом         |      13     |
   |бизнеса                                           |             |
   L——————————————————————————————————————————————————+——————————————
   
47% респондентов, говоря об инвестировании в управление талантами, согласны с утверждением о текущей нехватке талантов в британском бизнесе. Чтобы противостоять этому, организации стараются внедрить программы управления талантами как часть стратегии по привлечению и удержанию - 63% респондентов согласны с таким утверждением. Похоже, что в настоящее время среди компаний, работающих на британском рынке, распространено мнение о необходимости "выращивания" своих талантов внутри организации. Есть опыт разработки и внедрения управления талантами и в России, хотя немногочисленный, в основном он существует в крупных компаниях. Этот опыт показывает, что получение отдачи от талантливых сотрудников невозможно само по себе, без определенной корпоративной культуры, без взаимосвязи управления талантами и стратегии развития бизнеса. При нынешнем уровне конкуренции российским компаниям еще можно обойтись первым уровнем развития в управлении талантами. Например, Александр Степанов, руководитель отдела развития и обучения персонала "МегаФон-Москва", считает, что российские фирмы в основной своей массе не видят в услугах по talent-management пользы и выгоды, считая, что это слишком большая работа, которая никому не нужна. А вот можно ли будет обойтись без этого завтра? Управление талантами - это умение использовать других людей для достижения целей организации. Когда говорят о том, что такое организация, чаще всего ведут речь о структуре, целях, миссии и забывают о том, что организация - это, прежде всего, люди, отмечает А. Витковская [www.u-journal.com]. "Если руководство компании и HR-департамент желают, чтобы люди использовали свои способности на благо организации, - пишет она, - то необходимо признать, что они этими способностями обладают. Поэтому, говоря про управление талантами, необходимо подразумевать и управление способностями". А.Савченко Заслуженный экономист России Подписано в печать 25.04.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Наиболее выгодное и наименее рисковое вложение капитала ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 5) >
Статья: Договор о труде как трудовая сделка ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.