Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые "правила поведения" на розничных рынках ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2007, N 4)



"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2007, N 4

НОВЫЕ "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ" НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ

Раньше деятельность розничных рынков комплексно не регулировалась. В каждом субъекте РФ время от времени издавались различные нормативные акты, которые касались общей организации работы рынков, санитарного их состояния и качества торгуемой продукции. Однако издавались такие документы несистемно и зачастую противоречили друг другу.

Теперь же все требования к розничным рынкам сведены в единый документ - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках ..." (далее - Закон N 271-ФЗ).

Важные понятия

С 11 апреля 2007 г. Закон N 271-ФЗ вводит в действие новые правила организации деятельности розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Нововведения отразятся на всех: на владельцах рынков, продавцах, а также клиентах.

Мнение. Андрей Клепач, директор сводного Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России <1>:

"...главная цель всех этих действий (разработка правовой основы для регулирования и развития розничных рынков. - Прим. ред.) - повышение прозрачности и эффективности работы рынков с тем, чтобы на них в большей степени действовали принципы конкуренции, облегчился доступ на рынки производителей и их объединений, чтобы сделать рынок по-настоящему цивилизованной формой торговли.

Принимая такие долгосрочные решения на федеральном уровне, мы рассчитываем, что региональные власти не только будут эти требования выполнять, но и предлагать какие-то свои новые дополнительные меры, ведь ключевые рычаги власти сосредоточены именно в регионах."

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Фрагмент интервью, опубликованного на сайте http://www.economy.gov.ru/. В первую очередь скажем, что в Закон N 271-ФЗ введены очень важные понятия. Справка. Розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Специализированный рынок - розничный рынок, на котором 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ. Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок. Она состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ. Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией. Продавец - зарегистрированные в установленном порядке индивидуальный предприниматель или гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места для осуществления указанной деятельности, физические лица. Паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством РФ. Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства. Основные изменения В Законе N 271-ФЗ определены требования к организации, оборудованию и содержанию рынка, а также установлены запреты и ограничения, действующие при осуществлении деятельности на рынке. И, что немаловажно, изменения, внесенные Законом N 271-ФЗ, предусматривают "меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей", соответствуя таким образом требованиям федерального законодательства, направленным на ограничение иностранной рабочей силы в РФ. Так, на сельскохозяйственных рынках россиянам должно быть отведено не менее 50 процентов торговых мест от общего количества. А управляющая компания отныне обязана осуществлять контроль над соблюдением продавцами допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках. Напомним, с 15 января 2007 г. доля иностранцев, работающих на рынках, должна быть сокращена до 40 процентов, а с апреля - на все 100. Помимо этого до апреля российское Правительство должно было принять ряд дополнительных документов о порядке выдачи разрешений на организацию рынков (и требований к управляющим компаниям), а также о перечне продукции, разрешенной для продажи на сельхозрынках. Одно из таких постановлений уже вышло - Постановление от 10 марта 2007 г. N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка". Продолжим об изменениях. С 11 апреля 2007 г. рынки организуются в соответствии со специальным планом, предусматривающим организацию рынков на территории конкретного региона и утвержденным властями данного региона в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами (ст. 4 Закона N 271-ФЗ). Рынок может быть создан юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка. Разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления. Согласно ст. 12 Закона N 271-ФЗ оборудование рынка должно осуществляться управляющей рынком компанией. Фрагмент документа. Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках ..." 2. На современном рынке должны быть: 1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; 2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; 3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций; 4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются: а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест; б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил; г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места; е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест; ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании; з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, о защите прав потребителей; и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей. При реализации продуктов питания на рынке должна быть размещена лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Кроме того, в доступном месте должны быть установлены измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров. Содержание торговых комплексов (уборка, дезинфекционные мероприятия) также должно осуществляться управляющей компанией (ст. 13 Закона N 271-ФЗ). Торговые места для индивидуальных предпринимателей Согласно ст. 15 Закона N 271-ФЗ торговые места на рынках предоставляются индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке, по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений. При заключении договоров о предоставлении торговых мест предприниматели должны предоставить следующие сведения: 1) сведения о заявителе. Фамилия, имя и (если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о госрегистрации предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРЮЛ; 2) ИНН и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; 3) срок предоставления торгового места и цели его использования; 4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке; 5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Порядок заключения договора о предоставлении торгового места, его типовая форма устанавливаются органами государственной власти в регионах. Таким порядком должна предусматриваться упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке. При этом цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно. Закон N 271-ФЗ также обязывает предпринимателей, привлекающих иностранных работников в качестве продавцов, учитывать установленные Правительством РФ допустимые доли иностранных работников, используемых на рынках. За нарушение данного требования управляющая рынком компания несет ответственность. В соответствии с новым порядком предприниматели смогут попасть на рабочие места только при наличии специального документа - карточки продавца, в которой указаны название рынка и полные сведения о продавце - ПБОЮЛ и привлекаемых для работы продавцах (ст. 20 Федерального закона N 271-ФЗ). Выдавать документ обязана управляющая компания на основании договора об аренде торгового помещения. Мнение. Роман Тепляков, директор управляющей компании: Теперь порядок выдачи разрешений предпринимателям и фирмам наконец упорядочен. В ответ на это я на своем рынке введу строгое расписание, чтобы бизнесмены без очередей такие разрешения получали. Мнение. Павел Женихов, предприниматель из Санкт-Петербурга: Я думаю, что в первое время у нас, предпринимателей, возникнут трудности в связи с получением новых документов на наших продавцов. Это несколько осложнит работу. Однако если управляющие компании наладят процедуру оформления и выдачи необходимых документов, то данный порядок пойдет только всем на пользу: на рынке не будет нелегальных работников, да и проверок можно не бояться, если ты оформил все документы должным образом. Конечно, расходы на персонал возрастут. И за получение пропусков надо будет заплатить, и за русских работников, которых вскоре предстоит нанять. О сроках Закон N 271-ФЗ устанавливает, что управляющие компании и предприниматели вместе с привлекаемыми продавцами должны оформить новые документы до вступления в силу вышеуказанного нормативного акта, то есть до 11 апреля 2007 г. Действующие сейчас торговые комплексы необходимо было привести в соответствие с новым Законом в течение двух месяцев с момента опубликования, то есть с 10 января 2007 г. (ст. 24 Закона N 271-ФЗ). О контроле Специалисты из Минэкономразвития России совместно с Минрегионом России еще с 1 января 2007 г. начали производить мониторинг функционирования розничных рынков в некоторых субъектах РФ (всего в 11 городах). Отобрано 40 розничных рынков как универсального, так и специализированного типов, в том числе сельскохозяйственных рынков. Однако, по мнению чиновников, данный мониторинг не создает возможности для оценки всей ситуации о функционировании рынков в России. В результате этого на совместном совещании с Минрегионом России и Росстатом было принято решение о ежемесячном анализе ситуации на рынках всех субъектов Российской Федерации. Росстат Приказом от 12 февраля 2007 г. N 25 "Об организации ежемесячного наблюдения за продажей и ценами на потребительские товары на розничных рынках" определил порядок организации работы по ежемесячному сбору информации и перечень показателей, по которым будет отслеживаться деятельность рынков в ежемесячном формате. С целью проведения мониторинга хода реализации Закона о рынках Минэкономразвития России считает необходимым отслеживать ситуацию в субъектах Российской Федерации по следующим вопросам: - информация о количестве рынков, действующих на территории субъекта РФ, в том числе по типам рынков (продовольственный, автомобильный, вещевой, строительный, радио- и электробытовой техники, садово-огородный, "птичий" и сельскохозяйственный); - информация о принятых мерах по разработке нормативных актов субъектами РФ; - информация о количестве зарегистрированных управляющих рынками компаний и рынков, преобразованных в иные форматы торговли; - информация о случаях негативных проявлений, наблюдаемых в ходе реализации Закона. На основании полученной информации Минэкономразвития России будет осуществлять комплексный мониторинг по каждому субъекту РФ и ежемесячно представлять в Правительство РФ доклад о состоянии рыночной торговли в субъектах Российской Федерации и мерах по реализации Закона о рынках. Мнение. Иван Ильин, предприниматель из г. Липецка: Я не думаю, что многоуровневые проверки приведут к заметному улучшению качества обслуживания клиентов или общей работы рынков и комплексов. Вместо этого предприниматели получат "море" осложнений, ведь нам придется соответствовать бесконечному ряду стандартов. Мнение. Татьяна Береговая, предприниматель, хозяйка нескольких торговых точек на рынках столицы: Нововведения должны дать ощутимые результаты достаточно быстро. Да, сначала нам будет трудно сменить "рабочую силу", уволив "дешевые" руки из стран СНГ и наняв более "дорогих" русских продавцов. Но когда все войдет в колею, я думаю, клиент почувствует разницу. Для нас, предпринимателей, Закон "О розничных рынках ..." предусматривает не только кнут, но и пряник. Ведь управляющие компании на рынках теперь в обязательном порядке будут заботиться об оборудовании и состоянии торговых площадей, а не каждый из нас в отдельности. А проверки - и так частое (чуть ли не каждодневное) явление современной действительности для российских предпринимателей. * * * Таким образом, предпринимателей ждет сразу несколько новшеств. Во-первых, новый Закон о розничных рынках, который заметно изменит работу как торговых комплексов, так и самих предпринимателей. Во-вторых, "изощренные" проверки со стороны трудовых инспекторов, миграционной службы и Санэпидемнадзора. В-третьих, наблюдение со стороны чиновников из Минэкономразвития России и Росстата. Результатом такого наблюдения может стать череда новых постановлений, изменяющих работу рынков и продавцов. Ф.Н.Филина Экономист-аналитик Подписано в печать 26.03.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 26.03.2007> ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2007, N 4) >
Статья: Беспроигрышная пошаговая методика получения вычета по НДС (Начало) ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2007, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.