Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 6)



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 6

О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Проведение в России реформ местного самоуправления, обусловившее значительную дифференциацию форм собственности, одновременно породило важнейшую экономическую проблему - обеспечение рационального, эффективного с экономико-социальных позиций управления значительной по размерам муниципальной собственностью (далее - МС). Нельзя отрицать наличия определенной регламентации вопросов учета и управления отдельными ее компонентами: местным бюджетом, объектами нежилого фонда и земельными участками в части арендных отношений, возникающих при пользовании этими объектами. Тем не менее учет и порядок составления форм отчетности по иным группам объектов муниципальной собственности находится в стадии формирования и свидетельствует о недостаточности сведений о составе и стоимости муниципального имущества как основной составляющей активов муниципального образования.

Отсутствие единого порядка ведения учета муниципального имущества становится серьезной причиной недостаточного организационно-информационного обеспечения органов местного самоуправления о количестве и качестве муниципальных ресурсов, следствием чего является неэффективное управление городским хозяйством. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, в число которых входит и создание нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и условий для формирования сбалансированных местных бюджетов.

Напомним, что согласно ст. 33 Бюджетного кодекса РФ [1] принцип сбалансированности бюджета означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета. Между тем значительное расширение социальных функций местного самоуправления, тенденция сокращения собственных доходов бюджета и усиливающийся дисбаланс между возложенными полномочиями и закрепленными источниками доходов отмечены в большинстве муниципальных образований, и это может стать существенным фактором, препятствующим эффективному функционированию системы местного самоуправления в России.

Учет использования муниципальной собственности в первую очередь целесообразно рассматривать в качестве информационной базы при выработке концепции комплексного управления активами и оценки финансового состояния муниципального образования, для чего можно выделить следующие подсистемы финансово-экономической основы функционирования муниципальных образований (далее - МО) - финансовую (средства местного бюджета) и имущественную (муниципальное имущество, учитываемое в реестре муниципальной собственности). В основу стратегического управления ресурсами должна быть заложена учетная система, обеспечивающая охват всех операций, совершаемых с муниципальными ресурсами.

Практика показывает, что учет муниципального имущества организован частично, нерационально. Он устарел и зачастую не отвечает требованиям достоверности, полноты и своевременности информации по следующим основным причинам:

- отсутствует нормативно установленная система (регламент) сбора и обработки первичных данных об изменении состава имущества МО;

- параметры учета содержат ограниченные характеристики объекта и не соответствуют требованиям полноты и качества информации, отсутствует информация о фактическом состоянии объектов МС (амортизация, износ, реконструкция), их целевом использовании;

- в учете при оценке объекта используется его балансовая стоимость;

- не проводится инвентаризация муниципального имущества;

- отсутствует информация о приросте имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, вне сферы учета остаются ценные бумаги, принадлежащие МО, имущество, приращенное в процессе доверительного управления, а также обязательства муниципальных учреждений и казенных предприятий. Отсутствие системы контроля за обязательствами, по которым МО является субсидиарным ответчиком, ограничивает информацию о совокупной задолженности МО и не позволяет четко осознать меру ответственности и степень готовности к предстоящим расходам. Отсутствие единых методологических основ учета МС порождает определенные сложности и в вопросах составления отчетности о составе и использовании муниципального имущества. Бухгалтерская отчетность, составляемая МУП и иными коммерческими организациями с участием МО [2], и бюджетная отчетность, формируемая органами местного самоуправления и иными бюджетными учреждениями [3], отражают лишь отдельные направления использования МС и сложно совместимы одна с другой. Встает вопрос о создании системы учета и отчетности, позволяющей оценить результаты экономической и финансовой деятельности МО, стоимость активов, принадлежащих МО, и совокупность его обязательств.

Одной из первостепенных задач по совершенствованию учетного процесса МС является пересмотр элементов учета. Также немаловажными являются задачи адекватного отражения в учете: стоимости используемых хозяйствующими субъектами земельных участков, реальной стоимости нематериальных активов, обязательств по полученным займам и кредитам с учетом начисленных процентов на конец периода, стоимости основных средств с учетом воздействия инфляции и конъюнктуры рынка, а не по остаточной стоимости, дебиторской задолженности с учетом сроков исковой давности, других долгов, не реальных к взысканию и не списанных в установленном порядке, и т.д.

Результатом последовательного и системного учета МС, основой для анализа финансового положения МО, ликвидности его активов должен стать консолидированный имущественный баланс МО, включающий в себя следующую систему балансов:

1. Баланс финансовых ресурсов - местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения.

2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества.

3. Инвестиционный баланс - бюджет развития МО.

4. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета.

Названные балансы представляют собой количественное выражение стоимостных показателей, отражающих различные аспекты экономической деятельности, осуществляемой на территории МО, являются элементами информационной базы финансово-имущественной системы, и только их совокупное рассмотрение обеспечивает полноту характеристики системы и возможность оценки ее эффективности. Выступая частью имущественного баланса МО, они призваны дать подробную характеристику внутренних экономических связей, способствующую оценке реального распределения финансовых потоков и формированию представления о резервах МО.

Таким образом, трансформация походов к учету муниципальной собственности и формирование имущественного баланса имеют особое значение для стратегического управления активами МО в части решения следующих задач:

- получение совокупности показателей, дающих обобщенное представление о деятельности МО, состоянии экономики муниципального сектора;

- создание полноценного источника информации для анализа финансового положения МО, состава и использования его активов, потребности в ресурсах и своевременности выполнения обязательств;

- оценка целевого использования активов МО;

- анализ соотношения имеющихся в наличии имущественных и финансовых ресурсов МО и фактической потребности в них;

- создание единой информационной системы учета собственности МО, основанной на единых нормах и правилах организации учетного процесса объектов МС;

- оптимизация управленческих решений, в том числе - при составлении проекта бюджета МО на очередной финансовый год в соответствии с требованиями п. 3 ст. 172 БК РФ;

- создание основы для прогнозирования и развития территории, а также для планирования стратегии комплексного социально-экономического развития МО [1].

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ".

3. Приказ Минфина России от 21.01.2005 N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".

Р.М.Сафуанов

К. э. н.,

доцент,

заведующий кафедрой

экономического анализа и статистики

Уфимской государственной академии

экономики и сервиса

О.В.Артамонова

доцент кафедры

экономического анализа и статистики

Уфимской государственной академии

экономики и сервиса,

начальник отдела управления

экономики администрации

городского округа г. Уфы

Подписано в печать

20.03.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация работ по анализу труда и заработной платы на промышленном предприятии с использованием системного подхода ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 6) >
Статья: Учет и отчетность в системе Федерального казначейства ("Финансовая газета", 2007, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.