![]() |
| ![]() |
|
Статья: О направлениях совершенствования учета и экономического анализа имущественного комплекса муниципальных образований ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 6)
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 6
О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Проведение в России реформ местного самоуправления, обусловившее значительную дифференциацию форм собственности, одновременно породило важнейшую экономическую проблему - обеспечение рационального, эффективного с экономико-социальных позиций управления значительной по размерам муниципальной собственностью (далее - МС). Нельзя отрицать наличия определенной регламентации вопросов учета и управления отдельными ее компонентами: местным бюджетом, объектами нежилого фонда и земельными участками в части арендных отношений, возникающих при пользовании этими объектами. Тем не менее учет и порядок составления форм отчетности по иным группам объектов муниципальной собственности находится в стадии формирования и свидетельствует о недостаточности сведений о составе и стоимости муниципального имущества как основной составляющей активов муниципального образования. Отсутствие единого порядка ведения учета муниципального имущества становится серьезной причиной недостаточного организационно-информационного обеспечения органов местного самоуправления о количестве и качестве муниципальных ресурсов, следствием чего является неэффективное управление городским хозяйством. Эта проблема включает в себя комплекс вопросов, в число которых входит и создание нормативной основы экономической деятельности муниципальных образований и условий для формирования сбалансированных местных бюджетов. Напомним, что согласно ст. 33 Бюджетного кодекса РФ [1] принцип сбалансированности бюджета означает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета. Между тем значительное расширение социальных функций местного самоуправления, тенденция сокращения собственных доходов бюджета и усиливающийся дисбаланс между возложенными полномочиями и закрепленными источниками доходов отмечены в большинстве муниципальных образований, и это может стать существенным фактором, препятствующим эффективному функционированию системы местного самоуправления в России. Учет использования муниципальной собственности в первую очередь целесообразно рассматривать в качестве информационной базы при выработке концепции комплексного управления активами и оценки финансового состояния муниципального образования, для чего можно выделить следующие подсистемы финансово-экономической основы функционирования муниципальных образований (далее - МО) - финансовую (средства местного бюджета) и имущественную (муниципальное имущество, учитываемое в реестре муниципальной собственности). В основу стратегического управления ресурсами должна быть заложена учетная система, обеспечивающая охват всех операций, совершаемых с муниципальными ресурсами. Практика показывает, что учет муниципального имущества организован частично, нерационально. Он устарел и зачастую не отвечает требованиям достоверности, полноты и своевременности информации по следующим основным причинам: - отсутствует нормативно установленная система (регламент) сбора и обработки первичных данных об изменении состава имущества МО;
- параметры учета содержат ограниченные характеристики объекта и не соответствуют требованиям полноты и качества информации, отсутствует информация о фактическом состоянии объектов МС (амортизация, износ, реконструкция), их целевом использовании; - в учете при оценке объекта используется его балансовая стоимость; - не проводится инвентаризация муниципального имущества; - отсутствует информация о приросте имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Кроме того, вне сферы учета остаются ценные бумаги, принадлежащие МО, имущество, приращенное в процессе доверительного управления, а также обязательства муниципальных учреждений и казенных предприятий. Отсутствие системы контроля за обязательствами, по которым МО является субсидиарным ответчиком, ограничивает информацию о совокупной задолженности МО и не позволяет четко осознать меру ответственности и степень готовности к предстоящим расходам. Отсутствие единых методологических основ учета МС порождает определенные сложности и в вопросах составления отчетности о составе и использовании муниципального имущества. Бухгалтерская отчетность, составляемая МУП и иными коммерческими организациями с участием МО [2], и бюджетная отчетность, формируемая органами местного самоуправления и иными бюджетными учреждениями [3], отражают лишь отдельные направления использования МС и сложно совместимы одна с другой. Встает вопрос о создании системы учета и отчетности, позволяющей оценить результаты экономической и финансовой деятельности МО, стоимость активов, принадлежащих МО, и совокупность его обязательств. Одной из первостепенных задач по совершенствованию учетного процесса МС является пересмотр элементов учета. Также немаловажными являются задачи адекватного отражения в учете: стоимости используемых хозяйствующими субъектами земельных участков, реальной стоимости нематериальных активов, обязательств по полученным займам и кредитам с учетом начисленных процентов на конец периода, стоимости основных средств с учетом воздействия инфляции и конъюнктуры рынка, а не по остаточной стоимости, дебиторской задолженности с учетом сроков исковой давности, других долгов, не реальных к взысканию и не списанных в установленном порядке, и т.д. Результатом последовательного и системного учета МС, основой для анализа финансового положения МО, ликвидности его активов должен стать консолидированный имущественный баланс МО, включающий в себя следующую систему балансов: 1. Баланс финансовых ресурсов - местный бюджет в традиционном понимании со сложившимися методами формирования и исполнения. 2. Консолидированный баланс хозяйствующих субъектов с прямым участием МО в формировании их имущества. 3. Инвестиционный баланс - бюджет развития МО. 4. Баланс имущества, находящегося в казне МО, за исключением средств местного бюджета. Названные балансы представляют собой количественное выражение стоимостных показателей, отражающих различные аспекты экономической деятельности, осуществляемой на территории МО, являются элементами информационной базы финансово-имущественной системы, и только их совокупное рассмотрение обеспечивает полноту характеристики системы и возможность оценки ее эффективности. Выступая частью имущественного баланса МО, они призваны дать подробную характеристику внутренних экономических связей, способствующую оценке реального распределения финансовых потоков и формированию представления о резервах МО. Таким образом, трансформация походов к учету муниципальной собственности и формирование имущественного баланса имеют особое значение для стратегического управления активами МО в части решения следующих задач: - получение совокупности показателей, дающих обобщенное представление о деятельности МО, состоянии экономики муниципального сектора; - создание полноценного источника информации для анализа финансового положения МО, состава и использования его активов, потребности в ресурсах и своевременности выполнения обязательств; - оценка целевого использования активов МО; - анализ соотношения имеющихся в наличии имущественных и финансовых ресурсов МО и фактической потребности в них; - создание единой информационной системы учета собственности МО, основанной на единых нормах и правилах организации учетного процесса объектов МС; - оптимизация управленческих решений, в том числе - при составлении проекта бюджета МО на очередной финансовый год в соответствии с требованиями п. 3 ст. 172 БК РФ; - создание основы для прогнозирования и развития территории, а также для планирования стратегии комплексного социально-экономического развития МО [1].
Литература
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ. 2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ". 3. Приказ Минфина России от 21.01.2005 N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности".
Р.М.Сафуанов К. э. н., доцент, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса
О.В.Артамонова доцент кафедры экономического анализа и статистики Уфимской государственной академии экономики и сервиса, начальник отдела управления экономики администрации городского округа г. Уфы Подписано в печать 20.03.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |