![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налог на доходы физических лиц: обязанности работодателя при выплате доходов ("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4) Источник публикации "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ВЫПЛАТЕ ДОХОДОВ
Какой бы режим налогообложения ни использовала автономная некоммерческая организация, она всегда является налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплаченных ею доходов физическим лицам - своим работникам и другим категориям физических лиц. Эта обязанность объединяет всех налогоплательщиков, если они производят такие выплаты. В нашей статье мы рассмотрим особенности исполнения данных обязанностей, а также какое наказание предусмотрено законодательством для тех, кто игнорирует эти требования.
Права и обязанности налоговых агентов установлены ст. 24 НК РФ. Ими признаются юридические и физические лица, на которых Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В соответствии со ст. 226 НК РФ предприятия, осуществляющие выплаты доходов физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.
Неисполнение обязанностей налогового агента
Налоговым агентам, как и всем налогоплательщикам, гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 2 ст. 24 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Статьей 123 НК РФ предусмотрено наказание за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Федеральная налоговая служба посвятила этому вопросу Письмо от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ "Об ответственности налогового агента за неперечисление налога в установленный срок", в котором сказано: налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки. Из Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что за указанное правонарушение налоговый агент может быть привлечен к ответственности только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика с учетом того, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика. А если налоговый агент не подаст декларацию или другие сведения в установленные сроки? Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Отметим, что Уголовным кодексом для налоговых агентов предусмотрена ответственность по ст. 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента". На основании п. 1 ст. 226 НК РФ организации обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в отношении доходов, которые были выплачены данными организациями в качестве налоговых агентов.
Общие правила для налоговых агентов по НДФЛ
В силу ст. 226 НК РФ предприятия, осуществляющие выплаты доходов физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ в соответствии со ст. 224 НК РФ. Налоговый агент обязан: - вести учет доходов, полученных физическими лицами в налоговом периоде персонально по каждому налогоплательщику. Учет доходов осуществляется в Налоговой карточке по форме N 1-НДФЛ <1>. При этом согласно разъяснениям Минфина, данным в Письме от 30.11.2006 N 03-05-01-04/322, указанная форма начиная с 2003 г. и до установления новой формы применяется всеми налоговыми агентами. Отметим, что данная позиция финансовых органов не подтверждается ни одним нормативным актом. При заполнении налоговой отчетности налоговые агенты указывают всю сумму доходов по каждому из оснований за налоговый период и сумму предоставленных налоговых вычетов; - своевременно перечислять удержанные суммы налога в бюджет; - представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ, утвержденной ФНС. Указанные сведения представляются на магнитных носителях или по телекоммуникационным каналам связи в порядке, определяемом Минфином; - выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных ими доходах и удержанных суммах налога. ————————————————————————————————<1> Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год". Налоговый контроль за правильным исчислением и перечислением НДФЛ в бюджет возложен на федеральные органы исполнительной власти - ФНС. Налог исчисляется налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В большинстве случаев налог исчисляется по ставке 13%, но для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки. По ним облагаются доходы, полученные: - в виде дивидендов (ставка налога 9%); - в виде материальной выгоды, которая возникает при получении работником от организации займа или ссуды, кроме займов на строительство или покупку жилья на территории России (35%); - от участия в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых при рекламе товаров (35%); - работниками учреждения, которые не являются налоговыми резидентами РФ (30%). Доходы, полученные от других налоговых агентов, не учитываются, так же как и удержания налога. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, но удерживаемая сумма не может превышать 50% суммы выплаты. В случае невозможности удержания исчисленной суммы НДФЛ (более 12 месяцев) налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета. Сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика не освобождает организацию от обязанностей налогового агента. Такая обязанность сохраняется вплоть до окончания соответствующего налогового периода, в котором выплачивался доход физическому лицу (Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74). Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент обязан перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ. Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/1/16). Пунктом 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N 2-НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (п. 3 ст. 24 НК РФ). Особенности исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплатах прочих видов доходов Организация является налоговым агентом по НДФЛ в отношении: - всех видов начислений в пользу работников, предусмотренных трудовыми договорами; - выплаты прочих доходов, кроме заработной платы и других выплат, предусмотренных трудовыми договорами. Рассмотрим прочие доходы, выплачиваемые автономным учреждением своим работникам, кроме предусмотренных трудовыми договорами. По данным выплатам организация является налоговым агентом. Также ответим на вопрос о том, когда необходимо удерживать налог. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., за налоговый период, а именно: - стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от учреждения; - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; - возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Важным условием освобождения от налогообложения является представление документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов. Выплата доходов в натуральной форме Часто в учреждениях выплачивают доходы налогоплательщикам в натуральной форме, например оплачивают (полностью или частично) питание, отдых, обучение в интересах налогоплательщика. Данная форма выплаты доходов имеет ряд особенностей. Так, согласно п. 1 ст. 211 НК РФ налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, устанавливаемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ. При выплате заработной платы в неденежной форме надо помнить, что согласно ст. 131 ТК РФ в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы. И если в учреждении предусмотрены выплаты работникам в виде оплаты питания или предоставления бесплатного питания, отдыха и другие выплаты в натуральной форме, то они облагаются НДФЛ в установленном порядке. Позиция Минфина по данному вопросу однозначна. В Письме от 24.01.2007 N 03-11-04/3/16 он дает ответ на вопрос о том, надо ли облагать стоимость питания НДФЛ. При получении сотрудниками организации дохода в натуральной форме в виде оплаты питания организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, исходя из количества и стоимости талонов, выданных каждому конкретному сотруднику. В учреждениях практикуется бесплатная выдача молока, соков и других продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Надо помнить, что если проведенная аттестация рабочих мест не выявит превышения вредных производственных факторов установленных нормативов, то такие условия труда не признаются вредными. Соответственно, расходы по бесплатной выдаче молока подлежат обложению НДФЛ в общем порядке (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/1/104). На практике возникают ситуации, когда у налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ при выплате доходов в натуральной форме. Если налогоплательщик получает доход в натуральной форме, то сумма налога должна быть перечислена в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной в связи с таким доходом суммы НДФЛ (п. 6 ст. 226 НК РФ). При налоговых проверках часто выносятся решения по удержанию с предприятия суммы НДФЛ, не удержанной с налогоплательщика. По данному вопросу сложилась арбитражная практика, которая свидетельствует о том, что суды принимают сторону налоговых агентов. Судьи ФАС ЦО в Постановлении от 13.10.2006 N А23-4696/05А-14-506 признали недействительными решение и требование налогового органа в части уплаты налоговым агентом в срок, указанный в требовании, не удержанного с доходов физических лиц НДФЛ. Арбитражный суд исходил из того, что у налогового агента отсутствовала возможность удержания налога по причине увольнения некоторых работников. В связи с этим не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога должны взыскиваться с налогоплательщика налоговыми органами до полного погашения задолженности. Обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога и перечислить ее в бюджет сохраняется за налоговым агентом только в тех случаях, когда он не лишен такой возможности. При отсутствии у налогового агента возможности удержать налог обязанность налогоплательщика по уплате налога, в силу п. 1 ст. 45 НК РФ, считается неисполненной, то есть именно физическое лицо является должником перед бюджетом. Аналогичная позиция представлена и в Постановлении ФАС ЦО от 13.10.2006 N А23-4696/05А-14-506. Арбитражный суд подчеркивает, что п. 2 ст. 231 НК РФ, на который ссылается налоговый орган, не подлежит применению, поскольку указанная норма предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Доход в виде материальной выгоды Одним из видов скрытого дохода является получение работником материальной выгоды, в том числе от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (п. 1 ст. 212 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Определение и перечень случаев, когда лица признаются взаимозависимыми, содержатся в ст. 20 НК РФ. Если физическое лицо и организация признаются взаимозависимыми в смысле ст. 20 НК РФ, материальная выгода в виде разницы между рыночной ценой на момент реализации и ценой, указанной в договоре купли-продажи какого-либо товара, является доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ. В случае отсутствия взаимозависимости между сторонами, заключившими указанный договор купли-продажи, подлежащего налогообложению дохода в виде материальной выгоды не возникает. Такой позиции придерживается и Минфин в Письме от 08.02.2007 N 03-04-06-01/30. Резидент - нерезидент Все чаще возникают ситуации, когда не все работники учреждений, которым выплачивается зарплата, являются резидентами. Налоговое законодательство предусматривает разные ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. С 1 января 2007 г. вступили в силу положения п. п. 2 и 3 ст. 207 НК РФ, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", предусматривающие, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время его выезда за ее пределы для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (Письмо Минфина России от 08.06.2007 N 03-04-06-01/179). Особенности определения статуса налогового резидента содержатся в п. 3 ст. 207 НК РФ (для российских военнослужащих и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ). Статья 207 НК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после 31 декабря 2006 г. Предусмотренные в п. п. 2 и 3 ст. 207 НК РФ условия для признания физического лица налоговым резидентом применяются при определении налоговых обязательств по НДФЛ в отношении доходов, полученных после 31 декабря 2006 г. При этом в отношении таких доходов может учитываться 12-месячный период, начавшийся в 2006 г. (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210). Налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога. Налоговый статус налогоплательщика определяется на день выплаты указанного дохода с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода, соответствующего непрерывному 12-месячному периоду (Письмо Минфина России от 28.06.2007 N 03-04-06-01/203). Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до истечения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а НДФЛ с сумм, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, сумма налога, подлежащего уплате, должна быть пересчитана по ставке 30%. На практике встречаются ситуации, когда с иностранным работником заключается трудовой договор на срок, превышающий 183 дня. И чтобы избежать дополнительных перерасчетов, бухгалтер хотел бы сразу удерживать 13% вместо 30%, зная, что на конец налогового периода работник будет являться налоговым резидентом. Но финансисты настаивают на том, что налоговый статус физического лица определяется исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в РФ. В Письме от 03.07.2007 N 03-04-06-01/207 Минфин дает следующее разъяснение: определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в РФ НК РФ не предусмотрено. По достижении 183 дней пребывания в РФ физическое лицо признается налоговым резидентом РФ, они исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев. Дни нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ. К таким доходам стандартные налоговые вычеты не применяются. Данные вопросы рассмотрены в Письмах Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268 и от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258. В.Рязанова Эксперт журнала "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 05.10.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |