![]() |
| ![]() |
|
Статья: Возмещение НДС по новым правилам ("Налоги и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Налоги и налогообложение", 2007, N 9
"Налоги и налогообложение", 2007, N 9
ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
В ст. 176 НК РФ законодатель регламентирует процедуру возмещения НДС в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Возмещение производится в форме зачета или возврата. С 1 января 2007 г. комментируемая статья действует в новой редакции. Соответственно, новые правила возмещения применяются лишь в отношении НДС, который был заявлен в декларациях, поданных после 31 декабря 2006 г. Отсылочная норма, включенная в текст абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, указывает на необходимость обязательного проведения камеральной налоговой проверки (по правилам ст. 88) на предмет обоснованности каждого факта предъявления суммы НДС к возмещению. Как следует из ст. 176 НК РФ, а также п. 8 ст. 88 НК РФ, специфика такой камеральной проверки будет заключаться в следующем. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Все остальные процедуры проведения камеральной налоговой проверки, предусмотренные иными нормами ст. 88 НК РФ (в том числе и получение в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений от налогоплательщика при выявлении допущенных ошибок и неточностей), должны соблюдаться в полном объеме без каких-либо изъятий. Налоговый орган может отказать в возмещении заявленной суммы НДС только в одном случае: если в ходе камеральной проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Порядок принятия решения по результатам проведенной проверки определен в п. 2 ст. 176 НК. Следует отметить, что отводимый для принятия решения 7-дневный срок со дня окончания проверки должен соблюдаться только в случае невыявления по результатам проверки любых нарушений законодательства о налогах и сборах (в том числе и не влияющих на размер возмещения и право на его получение). При выявлении любого нарушения решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению (или об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению), может быть вынесено только по окончании процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (с соблюдением требований п. 3 ст. 176, ст. 100 и ст. 101 НК РФ). Обо всех принимаемых решениях налоговый орган теперь обязан извещать налогоплательщика в письменной форме (п. 9 ст. 176 НК РФ). По общему правилу (п. 4 ст. 176 НК РФ) зачет суммы налога, подлежащей возмещению, направляется налоговым органом в счет погашения имеющейся недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Особенности погашения недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм, урегулированы в п. 5 ст. 176 НК РФ. Возврат суммы НДС, подлежащей возмещению, на банковский счет налогоплательщика допускается при соблюдении условий, предусмотренных в п. 6 ст. 176 НК РФ. Для этого у налогоплательщика должна отсутствовать: - недоимка по НДС; - недоимка по иным федеральным налогам; - задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам. По заявлению налогоплательщика сумма может быть ему возвращена на его банковский счет или направлена в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам. Форма такого заявления не утверждена. Оно может быть составлено в произвольной форме. Тем не менее настоятельно рекомендуем указать в заявлении: - наименование организации; - ИНН; - сумму НДС, подлежащую возмещению; - что возмещаемую сумму следует направить в счет предстоящей уплаты НДС (или иного налога). Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретных сроков для подачи такого заявления. Тем не менее налогоплательщику можно порекомендовать подавать заявление до вынесения решения по результатам проверки: либо одновременно с декларацией, либо в период ее проверки и до вынесения решения по результатам такой налоговой проверки. Из п. 7 ст. 176 НК РФ следует, что для проведения любой процедуры возмещения необходимо одновременное вынесение налоговым органом сразу двух решений: - решение о зачете (возврате) суммы налога; - решение о возмещении суммы налога (полностью или частично). Кроме того, в п. 8 ст. 176 НК РФ для проведения процедуры возврата суммы (п. 6 ст. 176 НК РФ) говорится о необходимости дополнительного оформления поручения на возврат суммы налога. Форма решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также форма решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, были утверждены Приказом ФНС России от 18.04.2007 <1>. ————————————————————————————————<1> Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах: Приказ ФНС России от 18.04.2007 N ММ-3-03/239@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.05.2007 N 9489) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 4 июня. N 23.
До вынесения налоговым органом решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) у налогоплательщиков нет законных оснований для проведения зачетов сумм налога на добавленную стоимость, заявленных ранее, в счет уплаты текущей задолженности <2>. ————————————————————————————————<2> Информация для налогоплательщиков: Письмо Управления ФНС России по Волгоградской обл. от 09.06.2007 N 11-22/11709@. Примечание: Текст Письма официально опубликован не был.
В свою очередь, после вынесения решения о возмещении налоговый орган не вправе изменить принятое ранее решение. Правильность данного вывода подтверждается материалами арбитражной практики <3>. ————————————————————————————————<3> См., напр.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2007 N Ф04-4038/2007(35394-А70-34).
Срок, отводимый территориальному органу Федерального казначейства на возврат налогоплательщику суммы налога, с двух недель сокращен до 5 рабочих дней, исчисляемых, как и ранее, со дня получения поручения (решения) налогового органа. Кроме того, в этот пятидневный срок территориальный орган Федерального казначейства обязан уведомить налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. При этом из текста НК исключена норма, определяющая правила исчисления сроков в случае неполучения казначейством необходимых документов. Последствия нарушения отведенных для возврата сроков теперь установлены в п. 10 и п. 11 ст. 176 НК. Определен момент (12-й день со дня завершения камеральной проверки), начиная с которого на возвращаемую сумму должны начисляться проценты. Процентная ставка при нарушении сроков возврата суммы НДС, определенная ранее как 1/360 ставки рефинансирования Центробанка России за каждый день просрочки, с 1 января 2007 г. исчисляется как равная ставке рефинансирования Центробанка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Из текста Налогового кодекса исключены нормы, устанавливающие особый порядок возмещения НДС при применении налоговой ставки 0%. Такой НДС теперь возмещается в общем порядке. Произошедшие изменения до сих пор не получили однозначной оценки со стороны налогоплательщиков. Так, по мнению ряда специалистов <4>, нельзя отрицать ряд позитивных последствий от введения новой системы возмещения НДС: - сумму НДС для уплаты в бюджет можно будет уменьшить на сумму по экспортным операциям. При этом наибольшую выгоду получат те компании, которые проводят экспортные операции и работают на внутреннем рынке; - добросовестные экспортеры от нового порядка возмещения НДС только выиграют: те, кто давно работает с западными партнерами, в состоянии собрать все документы, необходимые для возмещения, следовательно, представители налоговых органов должны будут признать их право на применение нулевой ставки и возместить НДС. ————————————————————————————————<4> Обзор мнений специалистов приводится по публикациям Информационного агентства "Альянс-Медиа", www.newsru.com, Делового портала "Красноярск.Биз", газеты "Бизнес", журнала "Бухгалтерский бюллетень". В обзор включены замечания Д. Костальгина, С. Разгулина, В. Леви, О. Грикевич, П. Борзаевой, А. Титкова и др. В то же время существует и ряд факторов, способных оказать негативное воздействие. В числе таковых обычно называют следующие: - проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, уплачивающих НДС и претендующих на его возмещение, теперь будет происходить регулярно; - по сравнению с действовавшим до 1 января 2007 г. порядком срок вынесения решений по результатам проверки налоговых деклараций по НДС, в которых заявлена к возмещению сумма НДС, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, значительно увеличится (3 месяца на проведение камеральной налоговой проверки; 10 дней на подготовку акта камеральной налоговой проверки; 6 дней на получение почты в случае направления указанного акта по почте; 15 дней на представление налогоплательщиком возражений по акту; 10 дней на рассмотрение материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (при этом этот срок может быть продлен еще на 1 месяц)); - проверки всех контрагентов в цепочке поставщиков на "добросовестность", по всей видимости, будут продолжаться; - если представители налоговых органов решат, что компания необоснованно поставила НДС к вычету, и вынесут решение о неправомерности применения нулевой ставки, то налогоплательщику придется не только вернуть НДС обратно в казну, но еще заплатить пени и штраф. Изменение процедуры возмещения НДС сказалось и на поступлении этого налога в бюджет. По данным ФНС, предоставленным правительству 21 июня текущего года, общий объем возмещения налога на добавленную стоимость по нулевой ставке за пять месяцев 2007 г. вырос в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 364 млрд руб. На сегодняшний день объемы возврата НДС в сфере ТЭК таковы, что возмещение налога на добавленную стоимость нефтяникам зачастую превышает доходы от экспорта нефти. Второй зоной риска является металлургический сектор, ценообразование внешних контрактов в котором, в том числе из-за монопольного положения ряда производителей, не всегда прозрачно. А.П.Зрелов К. ю. н., заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина Подписано в печать 18.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |