![]() |
| ![]() |
|
Статья: Аудит государственных унитарных предприятий (на примере предприятий Кабардино-Балкарии) ("Аудиторские ведомости", 2007, N 10) Источник публикации "Аудиторские ведомости", 2007, N 10
"Аудиторские ведомости", 2007, N 10
АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ)
В статье рассматривается методика аудиторской проверки государственного унитарного предприятия на основе федерального законодательства с учетом специфики одного из субъектов Российской Федерации - Кабардино-Балкарской Республики.
Одной из важнейших задач государства в области управления имуществом в лице уполномоченных им органов управления (министерства, комитеты, управления и т.д.) является эффективное управление этим имуществом. Государственные унитарные предприятия занимают особое место в ряду коммерческих организаций. ГК РФ рассматривает предприятие как объект гражданских прав (ст. 132). Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Оно может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением и прекращением вещных прав. Особенность унитарного предприятия заключается в том, что его собственником является государство или муниципальное образование. Предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность и созданное в целях управления обособленным имущественным комплексом, принадлежащим либо государству, либо муниципальному образованию, называется соответственно либо государственным, либо муниципальным унитарным предприятием. Усиленное внимание к выполнению требований нормативных актов в данной сфере обусловлено двумя причинами. Первая заключается в том, что соблюдение руководителем унитарного предприятия норм правоустанавливающих документов, регламентирующих его деятельность, определяет эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тем самым полезность его функционирования с позиций экономики. Вторая причина заключается в том, что в настоящее время проводится реформа института унитарных предприятий, в результате которой значительное число их должно быть преобразовано в другие организационно-правовые формы (приватизировано). В связи с этим аудиторская проверка должна выявить вопросы, подлежащие наиболее пристальному вниманию в процессе реорганизации, с тем чтобы не допустить расхищения или безнаказанной утраты государственного имущества. Унитарное предприятие - коммерческая организация, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (в ред. от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, которое владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах норм, установленных гражданским законодательством (ст. 294 ГК РФ). Унитарное предприятие не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Остальным имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, предприятие может распоряжаться самостоятельно. Имущество, закрепленное за унитарным предприятием и указанное в паспорте имущественного комплекса, отражается на балансе предприятия, должно быть подтверждено данными синтетического и аналитического учета и быть отражено в Реестре государственной собственности. Паспорт имущественного комплекса должен содержать: акт оценки стоимости имущественного комплекса; акт оценки стоимости зданий, сооружений, передаточных устройств; акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств; акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования; акт оценки стоимости нематериальных активов; акт оценки стоимости объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; акт оценки стоимости арендуемых основных средств; акт оценки стоимости основных средств, сдаваемых в аренду; справку о наделении оборотными средствами; штатное расписание; свидетельства на право аренды недвижимого имущества; выписки из паспортов БТИ (пообъектно); свидетельства на право собственности на земельные участки; план земельного участка. В процессе проверки аудитору необходимо ознакомиться с договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием и порядком его выполнения, обратив особое внимание на: цель и предмет договора; порядок владения, пользования, распоряжения закрепленным за ним государственным имуществом; перечисление в соответствующий бюджет части прибыли за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия; механизм согласования вопросов распоряжения имуществом (сдача в аренду, во временное пользование, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других предприятий), учитывая, что решение о передаче в аренду имущества унитарного предприятия осуществляется уполномоченным органом управления государственным имуществом; самостоятельное распоряжение оборотными финансовыми средствами, нематериальными активами, недвижимым имуществом; предоставление имущества в аренду; наличие согласия собственника на заключение договоров аренды нежилых помещений; своевременность, полноту поступления арендных платежей; распределение средств, полученных унитарным предприятием от сдачи имущества в аренду; ведение в законодательно установленном порядке бухгалтерского учета закрепленного за унитарным предприятием имущества, а также учета зданий, сооружений и их частей и результатов хозяйственного использования имущества; обеспечение своевременной реконструкции и восстановление имущества за счет средств унитарного предприятия; ведение необходимой документации, актов приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества; порядок проведения инвентаризации; порядок списания физически изношенного и морально устаревшего имущества; своевременность отчисления обязательных налоговых платежей в бюджеты; меры, направленные на обеспечение сохранности, возмещение материального ущерба и убытков, вызванных ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению, содержанию и хранению имущества; представление отчетности о состоянии и результатах использования имущества в уполномоченный орган управления государственным (муниципальным) имуществом в пределах его компетенции; осуществление уполномоченным органом управления государственным (муниципальным) имуществом надзора, контроля за эффективностью использования и сохранностью имущества, переданного унитарному предприятию. При анализе и оценке эффективности использования имущества и распоряжения им следует руководствоваться Методическими указаниями по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 11.11.1999 N 1506-р (в ред. от 11.05.2000), инвестиционных проектов - Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономики России, Минфином России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477. В ходе аудиторской проверки унитарных предприятий оценивается ряд важных характеристик. При оценке имущественного положения унитарного предприятия анализируются такие показатели, как активы, чистые активы, собственные средства, оборотные средства, собственные оборотные средства, доля основных средств в активах. В качестве исходной информации используются данные бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Финансовая устойчивость унитарного предприятия характеризуется достаточностью и эффективностью использования собственного капитала. Анализируются коэффициент финансовой независимости, коэффициент маневренности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Деловая активность и эффективность деятельности унитарного предприятия оцениваются с помощью коэффициента оборачиваемости активов, коэффициента оборачиваемости оборотных активов, фондоотдачи основных средств и внеоборотных активов, коэффициента оборачиваемости собственного капитала. При этом следует исчислять рентабельность активов, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственного капитала. Рентабельность активов (отношение чистой прибыли к средней величине активов) характеризует эффективность использования всего имущества предприятия, ее снижение свидетельствует также о накоплении активов и снижении прибыли. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов) отражает эффективность использования основных фондов и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, которая приходится на единицу стоимости основных средств. Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала) характеризует эффективность использования собственного капитала. В процессе проверки аудитор должен оценить также эффективность управления государственным имуществом, закрепленным за унитарным предприятием, используя следующие показатели экономической эффективности деятельности предприятия: выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); чистая прибыль; часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет; чистые активы. Анализ статей форм 1 - 5 финансово-хозяйственной деятельности предприятия, показателей, характеризующих состояние основных средств и их воспроизводство, позволит в ходе проверки оценить эффективность использования и распоряжения имуществом. Изложенная общая методика применяется и в субъектах Российской Федерации. Опыт Кабардино-Балкарии в этой области показывает, что внешний контроль за использованием государственной собственности необходим как в финансово-экономической, так и в социальной сферах. В 2001 г. в Кабардино-Балкарии принят республиканский Закон "Об управлении государственной собственностью", установивший порядок управления и распоряжения государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики и определивший компетенцию республиканских органов государственной власти в сфере управления государственной собственностью Кабардино-Балкарии. Управление государственным имуществом Республики в целях обеспечения его сохранности и эффективного использования предусматривает: принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом Кабардино-Балкарии; организацию учета государственного имущества; принятие решений о выборе форм управления государственным имуществом. Среди форм управления государственным имуществом выделяются: создание, реорганизация и ликвидация республиканских унитарных предприятий и республиканских государственных учреждений; закрепление государственного имущества Кабардино-Балкарии за республиканскими государственными предприятиями - на праве хозяйственного ведения, республиканскими казенными предприятиями и республиканскими государственными учреждениями - на праве оперативного управления; передача государственного имущества, в том числе акций (долей), в доверительное управление, в залог для обеспечения государственных гарантий Кабардино-Балкарии, аренду или безвозмездное пользование; назначение представителей Кабардино-Балкарской Республики в органы управления хозяйственных обществ с долей Республики в уставных (складочных) капиталах в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством; отчуждение государственного имущества Кабардино-Балкарии, в том числе его продажа, внесение в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ, фондов и иных некоммерческих организаций, безвозмездная передача в федеральную либо муниципальную собственность, мена, если иное не установлено федеральным законодательством, и др. В соответствии с указанным Законом в настоящее время вопросы контроля деятельности государственных унитарных предприятий в Кабардино-Балкарии входят в компетенцию Правительства Республики в лице исполнительного органа власти - Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, которое организует учет государственного имущества Кабардино-Балкарии и ведение его реестра, формирует базу уставов республиканских унитарных предприятий и контрактов, заключенных с их руководителями, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего республиканскому унитарному предприятию имущества, следит за обоснованностью списания основных средств республиканскими унитарными предприятиями. При аудиторской проверке соблюдения законодательных норм, связанных с распоряжением движимым имуществом республиканского государственного унитарного предприятия, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, необходимо иметь в виду следующее. Республиканское государственное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики, которое организует учет государственного имущества Республики. В случаях, когда балансовая стоимость имущества республиканского государственного унитарного предприятия более чем в 20 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, его продажа, сдача в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или распоряжение данным имуществом иным способом осуществляются с согласия Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Продажа, сдача в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или распоряжение иным способом имуществом республиканского государственного унитарного предприятия при балансовой стоимости имущества, превышающей установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда более чем в 200 тыс. раз, осуществляется с согласия Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Важная часть проверки - анализ осуществления республиканским государственным унитарным предприятием займов, поручительств, получения банковских гарантий, уступки требований, перевода долга, а также заключения договоров простого товарищества. Отметим, что республиканское государственное предприятие вправе осуществлять заимствования только в рамках согласованных с уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики объемов и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований республиканскими государственными предприятиями определяется Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Законность и правильность заключения контрактов на управление республиканскими унитарными предприятиями с их руководителями, а также достоверность отчетов руководителей о деятельности предприятий проверяется на основе наличия в контракте с руководителем республиканского унитарного предприятия следующих обязательств: прибыльности (безубыточности) работы предприятия; своевременности уплаты налогов, сборов, заработной платы и иных платежей; представления в уполномоченный орган отчетности, включая бухгалтерскую; проведения аудиторских проверок по требованию уполномоченного органа. Также проверяется качество выполнения руководителем предприятия решений Правительства Кабардино-Балкарской Республики. При этом необходимо учитывать, что руководитель республиканского унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и осуществлять другую оплачиваемую деятельность в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Проверка эффективности использования активов предприятия включает тестирование использования имущества по целевому назначению и расчеты эффективности работы оборудования. Результаты тестирования позволяют представить информацию об объектах основных средств, используемых не по назначению, в виде таблицы, в которой указаны объект оборудования, его инвентарный номер, остаточная стоимость и назначение использования. На основе такой информации собственник может принять решение об изъятии перечисленного оборудования у предприятия для надлежащего использования. Кроме того, вывод ненужного оборудования благоприятно скажется на финансовом положении предприятия, так как уменьшится налог на имущество. Арендные отношения выделяются в отдельный круг вопросов, рассматриваемых аудитором, так как именно здесь наиболее часто допускаются нарушения, носящие регулярный характер. Проверка соблюдения правил арендных отношений, установленных федеральным и республиканским законодательством, позволяет сделать вывод об уровне компетентности руководства или выявить сделки, совершенные им с превышением полномочий. Совершение сделок с превышением полномочий влечет их недействительность. При аудите арендных отношений проверяются операции, связанные с недвижимым и движимым имуществом, сдаваемым в аренду, арендуемым имуществом. Проверяя использование транспортных средств, аудитор анализирует перечень транспортных средств, находящихся в распоряжении предприятия, расходы на содержание автотранспортных средств (помесячно) и др. Результаты проверки выявляют обоснованность расходов по текущей деятельности предприятия. Например, были выявлены случаи регулярного списания денежных средств на содержание автомашины, находящейся в нерабочем состоянии. Состояние отчетности предприятий целесообразно проверять в следующем порядке. 1. Соблюдение периодичности составления отчетности (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). 2. Достоверность расчетов, а также наличие в отчетах: данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности, включая размер прибыли (убытка) и ее использование, размер кредиторской и дебиторской задолженности, стоимость чистых активов и основных фондов республиканского унитарного предприятия; информации о неиспользуемых республиканским унитарным предприятием основных фондах, в том числе переданных в аренду; сведений об источнике, размере, сроках и условиях привлечения заемных средств. 3. Бухгалтерский отчет и доклад о финансово-хозяйственной деятельности республиканского государственного унитарного предприятия, в котором должны отражаться: изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; реализация мероприятий по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности; динамика численности работающих, среднемесячная оплата труда работающих, в том числе руководителя; осуществление инвестиционных программ; выполнение утвержденных экономических показателей деятельности республиканского унитарного предприятия (с указанием причин в случае их невыполнения); программа и прогнозные показатели деятельности республиканского унитарного предприятия на очередной финансовый год. 4. Сверка данных реестра задолженности республиканских унитарных предприятий с фактическими данными. По результатам проверки аудитор составляет отчет, в котором указываются выявленные недостатки и ошибки и дается оценка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отчет должен содержать также рекомендации по исправлению недостатков.
А.В.Бликанов Ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики Подписано в печать 18.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |