![]() |
| ![]() |
|
Статья: Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи ("Аудиторские ведомости", 2007, N 10) Источник публикации "Аудиторские ведомости", 2007, N 10
"Аудиторские ведомости", 2007, N 10
СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА: ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
В статье рассматриваются принципы функционирования отдела внутреннего аудита как составной части общей системы управления организацией. Приводятся этапы создания, цели, задачи, методологические основы деятельности такого отдела.
Служба внутреннего аудита может быть создана в организации в виде отдела как самостоятельной организационной единицы, входящей в состав системы управления и наделенной функцией контроля фактов финансово-хозяйственной жизни экономического субъекта. При формировании такого отдела необходимо решить ряд задач в определенной последовательности. Первый этап. Определение спектра общих целей и задач стратегического характера, для достижения которых создается отдел внутреннего аудита. Второй этап. Проведение всестороннего анализа организации, установление структуры отдела внутреннего аудита, фиксация "слабых" мест в системе внутреннего контроля и т.д. Выявление "точек приоритета" по повышению эффективности работы. Третий этап. Определение места внутреннего аудита и степени его интеграции с другими отделами организации. Четвертый этап. Разработка нормативных документов внутреннего аудита.
Пятый этап. Формирование штата отдела внутреннего аудита, его технической базы. Шестой этап. Модернизация системы управления на основе внедрения стратегического контроллинга. Рассмотрим эти этапы подробнее.
Первый этап
Данный этап включает анализ учредительных документов организации, позволяющий установить стратегические, тактические и оперативные цели организации, с тем чтобы оптимальным образом сформулировать задачи отдела внутреннего аудита. Эти задачи могут быть общими, локальными и частными: общие - характерны для большинства служб, отделов, комитетов внутреннего аудита вне зависимости от их специализации, формы собственности, организационной структуры; локальные - формируются для достижения общих целей и задач; частные - присущи конкретным организациям. При определении спектра общих целей и задач стратегического характера отдела внутреннего аудита принимается ряд допущений: цели и задачи внутреннего аудита должны соответствовать размерам организации; структура целей и задач должна отражать виды деятельности организации; локальные и частные цели и задачи должны быть сегментированы в зависимости от организационной структуры экономического субъекта; цели и задачи должны формироваться исходя из предпосылки наличия различных форм внешнего контроля.
Второй этап
На основе всестороннего анализа деятельности организации, ее структуры, "слабых" мест системы внутреннего контроля (далее - СВК), объема средств внутреннего контроля, относящихся к учетным, аналитическим и управленческим системам, определяются мероприятия, способствующие улучшению работы как СВК, так и всей организации в целом. После выполнения такого анализа можно приступить непосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническому оснащению отдела внутреннего аудита. Наиболее пристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу: организационной структуры; функционирования системы бухгалтерского учета и СВК. Исходя из того, что отдел внутреннего аудита является частью СВК, необходимо принять решение о распределении процедур внутрихозяйственного контроля между элементами СВК. К таким процедурам относятся, в частности: проверка наличия оправдательных и распорядительных документов для проведения хозяйственных операций; проверка ведения и соблюдения утвержденного графика документооборота, наличия разрешительных записей руководящего персонала; арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; сверки расчетов; контроль корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах; установление соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям; проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям в главной книге; инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне аудируемого лица; осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам организации, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам; исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений. Заметим, что некоторые процедуры внутрихозяйственного контроля могут быть выполнены внутри отделов организации самими сотрудниками. Однако это не означает, что каждая процедура должна быть закреплена только за одним из элементов системы внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссией, внутренним аудитом, наблюдательным советом). Например, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом, по всем товарно-материальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видами товарно-материальных ценностей или перечнем материально ответственных лиц. На этом этапе возможна корректировка целей и задач отдела внутреннего аудита в соответствии с обнаруженными "слабыми" местами системы бухгалтерского учета и СВК.
Третий этап
В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудиту предъявляются более жесткие требования по сравнению с внешним аудитом, внутренний аудит довольно тесно связан с учетно-аналитическими, производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельного этапа его организации предлагается определение места СВК и степени ее интеграции с другими отделами и службами (см. рисунок).
—————————————————————————————————————————————————¬ | Система управления организацией |<————————————————¬ L—————————T————————————————T————————————————T—————<—————¬ | /|\ | /|\ | /|\ | | | | \|/ | \|/ | \|/ | | ———————————————¬ ——————+————————¬ ——————+————————¬ ——————+————————¬ —————+—————————¬| | Внешние | | Факты | | Система +>| Отделы +>| Итоговая || | по отношению | | финансово— | |бухгалтерского|<+ и службы |<+ информация || | к организации+>| хозяйственной+>| учета | | организации | | || | экономические| | деятельности | | | L—————————T————— | || | процессы | | | | +——————/+\——+—————>| || L——————————————— L—————————T————— L—————————T————— | | L—————————T—————| /|\ | /|\ | | | /|\ | | | \|/ | \|/ | \|/ | \|/ | ———————————+————————————————+————————————————+————————————————+————————¬| | Система внутреннего аудита +— L——————————————————————————————————————————————————————————————————————— Место внутреннего аудита в системе управления организацией
Фабио Беста (1845 - 1923 г. ж.) считал, что контроль и есть функция бухгалтерского учета, который, по его мнению, "...изучает и предписывает законы хозяйственного контроля во всякого рода предприятиях и из этих законов выводит правила для наиболее действительного, вразумительного и совершенного выполнения контроля... Хозяйственный контроль... должен принудить каждого работающего на предприятии быть честным, хотя бы и против желания" [4, с. 129]. По мнению многих современных ученых, например В.Г. Широбокова, "вопросы учета и контроля..." также "...должны рассматриваться... как единое целое" [5, с. 32]. Внутренний аудит в отношении бухгалтерской службы решает следующие задачи: контроль полноты данных, отраженных в системе бухгалтерского учета; проверка правомерности, обоснованности, эффективности совершенных хозяйственных операций; установление адекватности системы бухгалтерского учета; проверка состояния средств контроля; группировка оперативной и отчетной информации в интересах администрации и в виде, доступном для ее понимания. Однако на принятие управленческих решений, а значит, и на их результат влияет не только достоверность, но и форма подачи информации. Система бухгалтерского учета формализует информацию, т.е. кодирует ее таким образом, чтобы работа с ней была наиболее эффективной. Заметим, что в данном случае пользователь этой информации должен обладать соответствующей квалификацией. Управленческий персонал в своей работе сталкивается с потоком разнообразной информации, часть из которой не может быть адекватно воспринята из-за своей специфичности. В результате взаимодействия внутреннего аудита и системы бухгалтерского учета создаются не только достоверные, но и пригодные для рассмотрения кругом заинтересованных лиц, не имеющих глубоких бухгалтерских знаний, данные. Важным следствием этого, по нашему мнению, является тот факт, что информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касается первичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых, нормативно-справочных данных, классификаторов технико-экономической информации, систем документации (унифицированных и специальных) и пр. По итогам определения места внутреннего аудита в системе управления организацией могут быть пересмотрены, уточнены его цели и задачи, а также "точки приоритетов" в целях повышения эффективности управления.
Четвертый этап
Разработка нормативных документов отдела внутреннего аудита представляет собой наиболее продолжительный по времени этап. Зачастую формирование нормативной и методологической базы происходит перманентно. Регламентация деятельности отдела означает подготовку методик проведения внутреннего аудита в таком количестве и с такой детализацией, которые обеспечивали бы определенность каждого шага внутреннего аудитора, исключали бы неоднозначность понимания поставленных задач. Кроме методических материалов необходимы классификатор ошибок и другие документы, устанавливающие права и обязанности как сотрудников, так и отдела внутреннего аудита в целом. Это находит свое отражение в следующих документах нормативного регулирования: положение об отделе внутреннего аудита; положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита; внутренние стандарты аудита; должностные инструкции внутренних аудиторов. В положении об отделе внутреннего аудита определяются общие цели и задачи отдела, права и обязанности сотрудников, а также их полномочия и порядок отчетности. При этом должен быть обеспечен принцип независимости внутреннего аудитора. Ведь если внутренний аудитор (или отдел внутреннего аудита) будет самостоятельно исправлять ошибки, внедрять новые методы оптимизации работы организации и т.п., то в будущем он вынужден будет контролировать свою же работу, что нарушает принцип объективности его деятельности. Представляется очевидным, что чем детальнее разработано положение об отделе внутреннего аудита, тем легче организовать его работу, закрепить ответственность сотрудников и добиться реального улучшения качества. Поэтому представляется целесообразным на данном этапе выделить следующие подсистемы внутреннего аудита: сбор первичной контрольной информации; анализ контрольной информации; формирование итоговой контрольной информации; хранение контрольной информации. Подсистема сбора первичной контрольной информации необходима в связи с различными требованиями, предъявляемыми к информации, используемой для выполнения различных задач внутреннего аудита. Актуальность подсистемы анализа контрольной информации вызвана потребностью управленческого персонала в контрольно-аналитических данных. Естественно, что в каждом конкретном случае подсистема может оперировать различными "контрольными точками", использовать различные методы и процедуры внутреннего аудита. С помощью данной подсистемы формируется итоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций. Выделение подсистемы хранения контрольной информации обусловлено чрезвычайной ее важностью для каждой коммерческой организации. Эта подсистема обеспечивает специфические условия хранения и использования данных. Каждая из рассмотренных подсистем использует свою входящую информацию, свои методы и процедуры ее обработки, а также определенным образом формирует выходную информацию. Применение подсистем позволяет повысить эффективность функциональных этапов проверки, а в конечном счете внутрихозяйственного контроля и системы управления организацией в целом. В положении о рабочей политике отдела внутреннего аудита целесообразно отразить следующие концептуальные аспекты: механизм расчета рисков внутреннего аудита; методика расчета и распределения уровня существенности; цели и характеристика видов процедур внутреннего аудита; виды оценочных значений и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих внутреннему аудиту; порядок определения объема и формирования выборок внутреннего аудита; механизм контроля выполнения допущения непрерывности деятельности; варианты диагностики ошибок, искажений, неточностей в разрезе объектов контроля; формирование итоговой информации по результатам внутреннего аудита в разрезе объектов контроля, целей и задач внутреннего аудита, категории пользователей. Выделение указанных концептуальных аспектов позволит сформировать основные методические установки функционирования отдела внутреннего аудита с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации. Кроме того, детальное представление выделенных аспектов в положении будет способствовать более продуктивному взаимодействию с внешними контролирующими органами, в том числе с независимым внешним аудитором, например, в части, касающейся тестирования СВК. При этом основным документом внутрифирменного нормативного регулирования должны стать стандарты внутреннего аудита. По нашему мнению, большинство из них могут быть разработаны на основе стандартов внешнего аудита путем их соответствующей модификации применительно к особенностям функционирования и целевым установкам внутреннего аудита (см. таблицу).
Основные пути модификации стандартов внешнего аудита
———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬ | Стандарты | Модификация применительно | | внешнего аудита | к деятельности внутреннего аудитора | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Цель и основные |Уточнение целей и задач внутреннего аудита. | |принципы аудита |В отличие от внешнего, целью внутреннего | |финансовой |аудита является не только выражение мнения | |(бухгалтерской) |о достоверности отчетности и порядка ведения | |отчетности |бухгалтерского учета, но и повышение | | |эффективности управления, поиск резервов | | |и конкурентных преимуществ | | |Конкретизация принципа независимости для | | |внутреннего аудита. Предполагается, что он | | |должен быть независим от объекта контроля | | |Определение объема проверки. При изменении | | |целевых установок необходимо отдельно | | |оговорить объем проверки, необходимый для | | |достижения тех или иных целей и задач | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Использование |Установление порядка назначения экспертов | |работы эксперта |Определение областей анализа и объектов | | |контроля, по которым требуется привлечение | | |специалиста, не состоящего в штате отдела | | |внутреннего аудита | | |Уточнение формы и порядка представления | | |итоговой информации, полученной по | | |результатам работы эксперта | | |Разработка механизма защиты конфиденциальной | | |информации | | |Формирование стратегии развития отдела | | |внутреннего аудита, поощряющей использование | | |оптимального числа привлеченных специалистов | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Оценка аудиторских|Уточнение видов рисков, характерных для | |рисков и |функционирования системы внутреннего аудита | |внутренний |Формирование механизмов расчета рисков | |контроль, |внутреннего аудита, оптимальных для | |осуществляемый |деятельности конкретной организации | |аудируемым лицом |Разработка тестов, аналитических таблиц, | | |анкет и другой документации внутреннего | | |аудита для диагностирования всех видов рисков| | |Определение основных факторов, влияющих на | | |уровень рисков внутреннего аудита, | | |применительно к специфике деятельности | | |организации | | |Оценка влияния компьютеризации системы | | |внутреннего аудита, а также управления | | |бухгалтерского учета на риски внутреннего | | |аудита | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Термины и |Составление собственного перечня терминов | |определения, |и определений, используемых внутренним | |используемые |аудитором | |в аудиторских | | |стандартах | | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Характеристика |Формирование перечня функций и заданий | |сопутствующих |внутреннего аудита, отличных от функции | |аудиту услуг |контроля, которые по своему содержанию | |и требования, |аналогичны сопутствующим услугам | |предъявляемые к |(консультации, сбор сведений и т.п.) | |ним |Уточнение форм рабочих документов и | | |отчетности по заданиям внутреннего аудитора, | | |сопутствующим выполнению функции контроля | | |Установление ответственности внутреннего | | |аудитора в рамках оказания такого рода услуг | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Разъяснения, |Определение ситуаций, требующих получения | |предоставляемые |дополнительных разъяснений от должностных лиц| |руководством |Уточнение формы запроса и процедуры получения| |проверяемого |разъяснений | |экономического |Разработка механизма административного | |субъекта |воздействия на должностных лиц с целью | | |получения от них необходимых разъяснений | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Проверка |Составление перечня процедур внутреннего | |прогнозной |аудита по проверке прогнозной финансовой | |финансовой |информации в качестве предварительного | |информации |контроля | | |Формулирование требований и принципов | | |проверки прогнозной финансовой информации | | |(например, разграничение процедур подготовки | | |и проверки внутренним аудитором одной и той | | |же прогнозной финансовой информации) | | |Уточнение факторов, влияющих на характер | | |и объем процедур внутреннего аудита, | | |применяемых относительно прогнозной | | |финансовой информации | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Учет требований |Составление перечня нормативных правовых | |нормативных |актов Российской Федерации, которые оказывают| |правовых актов |существенное влияние на деятельность | |Российской |организации | |Федерации |Уточнение процедур внутреннего аудита, | | |а также действий внутреннего аудитора, | | |выполнение которых считается обязательным при| | |выявлении фактов несоблюдения нормативных | | |правовых актов Российской Федерации | | |Выявление ситуаций, при наступлении которых | | |внутренний аудитор может отказаться от | | |выполнения задания | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Планирование |Разработка общей стратегии и детального | |аудита |подхода к ожидаемому характеру, срокам | | |проведения и объему процедур внутреннего | | |аудита | | |Установление особенностей планирования | | |внутреннего аудита как постоянно действующей | | |системы | | |Формирование общего плана и программы | | |внутреннего аудита, а также порядка их | | |изменения | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Образование |Определение требований к непрерывности | |аудитора |образования внутреннего аудитора, методов его| | |стимулирования и поощрения | | |Уточнение подходов к оценке образования | | |внутреннего аудитора как при приеме на | | |работу, так и в оперативном (текущем) порядке| | |Назначение лиц, ответственных за | | |профессиональный рост сотрудников отдела | | |внутреннего аудита | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Обязанности |Установление критериев классификации ошибок | |аудитора по |и недобросовестных действий | |рассмотрению |Уточнение порядка информирования внутренним | |ошибок и |аудитором высшего звена управления об ошибках| |недобросовестных |и недобросовестных действиях сотрудников | |действий в ходе |Описание дополнительных процедур, | |аудита |используемых внутренним аудитором при | | |обнаружении обстоятельств, указывающих на | | |возможные искажения информации | | |Определение ситуаций, в которых внутренний | | |аудитор неспособен выполнить поставленное | | |перед ним задание | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аудиторское |Формирование заключений внутреннего аудитора | |заключение |по конкретным заданиям и для конкретных | |по финансовой |пользователей | |(бухгалтерской) |Определение обстоятельств, наиболее сильно | |отчетности |влияющих на выбор внутренним аудитором вида | | |заключения | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Применимость |Установление факторов, оказывающих влияние | |допущения |на непрерывность деятельности организации | |непрерывности |Уточнение действий внутреннего аудитора по | |деятельности |проверке применения допущения непрерывности | |аудируемого лица |деятельности | | |Формирование периода, в рамках которого | | |устанавливается применимость допущения | | |непрерывности деятельности | | |Внесение изменений в заключение внутреннего | | |аудитора в случае наличия сомнений в | | |применимости допущения непрерывности | | |деятельности | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Документирование |Формулирование единых требований к форме | |аудита |рабочих документов | | |Уточнение ситуаций, когда документы других | | |отделов организации используются в качестве | | |рабочих документов внутреннего аудитора. | | |Определение порядка составления и | | |представления работниками других отделов | | |и подразделений организации указанных | | |документов | | |Установление факторов, влияющих на содержание| | |и порядок движения рабочих документов | | |внутреннего аудитора | | |Описание процедур обеспечения | | |конфиденциальности, порядка хранения и | | |последующего использования рабочих документов| +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аудиторские |Подтверждение достаточности аудиторских | |доказательства |доказательств в разрезе целей и задач, | | |поставленных перед внутренним аудитором | | |Уточнение ситуаций, когда доказательства | | |внутреннего аудитора могут быть получены | | |исключительно путем проведения процедур | | |проверки по существу | | |Формирование предварительного списка | | |аудиторских доказательств, имеющих характер | | |"надлежащих доказательств внутреннего аудита"| | |в разрезе типичных заданий внутреннего аудита| | |Определение перечня процедур получения | | |доказательств внутреннего аудита, актуальных | | |для конкретной организации | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Существенность |Разработка порядка оценки уровня | |в аудите |существенности в целом по организации и по | | |отдельным объектам контроля | | |Определение факторов, влияющих на уровень | | |существенности | | |Уточнение искажений, носящих качественный | | |характер, а также действий внутреннего | | |аудитора при их обнаружении | | |Формирование правил расчета количественных | | |значений уровня существенности | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |События после |Уточнение термина "события после отчетной | |отчетной даты |даты" с позиции его применения для целей | | |внутреннего аудита | | |Определение перечня процедур, выполняемых в | | |дополнение к обычным процедурам, которые | | |могут быть применимы к конкретным операциям, | | |происходящим после окончания отчетного | | |периода, с целью получения доказательств | | |внутреннего аудитора в отношении остатков на | | |счетах бухгалтерского учета на конец периода | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аудиторская |Обеспечение вариантности построения выборок, | |выборка |формирование конкретных формул, принципов | | |и подходов отбора элементов генеральной | | |совокупности | | |Уточнение порядка определения объема выборки | | |Определение объектов внутреннего аудита, | | |подлежащих стратификации, с учетом специфики | | |деятельности организации | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аффилированные |Подтверждение достаточности и уместности | |лица |доказательств внутреннего аудита относительно| | |операций с аффилированными лицами | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Внутренний |Формирование принципов внутреннего контроля | |контроль качества |качества работы отдела внутреннего аудита | |аудита |Обобщение необходимых реквизитов рабочей | | |документации отдела внутреннего аудита, | | |которые служат обеспечением текущего | | |и последующего контроля качества | | |Уточнение структуры подчиненности внутри | | |отдела сотрудников внутреннего аудита исходя | | |из специфики работы конкретной организации | | |Определение мер и конкретных процедур | | |контроля качества работы внутреннего аудитора| | |в рамках самоконтроля и административного | | |контроля | | |Назначение лица, ответственного за разрешение| | |вопросов профессионального роста, внутреннее | | |тестирование качества работы | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Оценка риска |Обобщение основных изменений в планировании | |и внутренний |внутреннего аудита, потоках информации, | |контроль. |подготовке и представлении рабочей | |Характеристика и |документации внутреннего аудитора | |учет компьютерной |Формирование перечня новых процедур, | |среды |использование которых обусловлено применением| |и информационной |компьютера как самими внутренними аудиторами,| |системы |так и другими работниками организации | |Проведение аудита |Уточнение методики применения ранее | |с помощью |использовавшихся приемов и процедур | |автоматизированных|внутреннего аудита | |средств |Определение требований к навыкам внутренних | | |аудиторов, непосредственно занимающихся | | |аудиторскими процедурами с использованием | | |компьютера | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аудит оценочных |Уточнение видов оценочных значений, | |значений |используемых в финансово—хозяйственной | |в бухгалтерском |деятельности организации | |учете |Определение процедур внутреннего аудита, | | |выполняемых в отношении каждого вида | | |оценочных значений | | |Обобщение влияния ошибок при формировании | | |оценочных значений на те или иные участки | | |бухгалтерской отчетности или корпоративной | | |информации в целом | +——————————————————+—————————————————————————————————————————————+ |Аналитические |Характеристика видов аналитических процедур, | |процедуры |применяемых отделом внутреннего аудита | | |Уточнение взаимосвязи между аналитическими | | |процедурами и выполняемыми целями и задачами | | |внутреннего аудита | | |Формирование требований к рабочей | | |документации внутреннего аудитора, которая | | |используется в ходе аналитических процедур | L——————————————————+——————————————————————————————————————————————Пятый этап Принципиальным вопросом в процессе организации отдела внутреннего аудита является формирование оптимального штата. Наиболее оправданным экономически представляется трехуровневая структура штатного расписания отдела. Первый уровень - постоянные (штатные) работники; второй уровень - привлекаемые специалисты экономического субъекта; третий уровень - специалисты и эксперты, привлеченные со стороны. Квалификационные требования к сотрудникам отдела внутреннего аудита должны быть закреплены в соответствующем внутреннем стандарте и включать: высшее экономическое (или юридическое) образование, полученное в высшем учебном заведении Российской Федерации; обучение по программе подготовки внешних аудиторов и наличие подтверждающего аттестата; для специалистов, имеющих доступ к компьютерным системам и базам данных организации, - адекватная выполняемым задачам профессиональная подготовка; ежегодное повышение квалификации в объеме не менее 60 часов; опыт работы по специальности не менее 5 лет. Кроме того, руководитель отдела внутреннего аудита должен пройти обучение по программе подготовки внутренних аудиторов Института внутренних аудиторов России. Шестой этап В настоящее время система управления организациями трансформируется в соответствии с современными условиями хозяйствования, которые характеризуются высокой конкуренцией и нестабильностью внешней среды. Результатом такой трансформации является внедрение контроллинга. Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень [2, с. 7]. По нашему мнению, контроллинг - система управления, базирующаяся на взаимодействии всех функций внутрихозяйственного контроля, управленческого учета, планирования, анализа и маркетинга и предназначенная для достижения организацией поставленных целей. При этом внутрихозяйственный контроль играет роль основной функции системы управления, отвечающей признакам контроллинга. Именно контроль выполняет функцию обратной связи в любой динамической системе, в том числе и хозяйственной. Нам представляется, что в целях формирования системы контроллинга функции управления могут быть охарактеризованы следующими особенностями. Внутрихозяйственный контроль. Наиболее полно требованиям контроллинга отвечает организация внутрихозяйственного контроля в виде системы внутреннего аудита, так как она позволяет осуществлять как последующий, так и предварительный, и оперативный (текущий) контроль. Управленческий учет. Организация системы управления в виде контроллинга предполагает широкое использование управленческого учета, создание центров ответственности и системы оперативной регистрации информации по затратам и доходам в разрезе финансово-хозяйственных процессов. Планирование. В системе контроллинга должно осуществляться оперативное, перспективное, и стратегическое планирование с выделением нормативного планирования по всем финансово-хозяйственным процессам организации. Анализ. С функциями системы контроллинга связаны выделение оперативного производственного и финансового анализа, и также оперативный анализ информации бюджетирования. Маркетинг. Функционирование системы маркетинга должно осуществляться в разрезе каждого вида продукции, работ и услуг с выделением жизненных циклов товаров и секторов продаж с целью планирования, установления и оперативного изменения цен продукции, работ и услуг. Литература 1. Белбожецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - В 2-х частях. - М.: Бухгалтерский учет, 1994. - 128 с. 2. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 3. Мельник М.В. Ревизия и контроль: учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 4. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 5. Широбоков В.Г. Активно-адаптивная система бухгалтерского учета в условиях автоматизации управления аграрным производством. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2002. Н.Н.Хорохордин К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д.Глинки Подписано в печать 18.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |