|
|
Статья: Повышение результативности системы бюджетирования, современные тенденции ее развития ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы предприятия необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого требует организации системы управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование. Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности. Под бюджетированием мы понимаем систему планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов. По сути, бюджетирование не требует наличия отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предполагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации. Однако в такой ситуации возникает опасность неэффективного выполнения задач системы бюджетирования по причине чрезмерной загруженности уполномоченных на то сотрудников. Поэтому, на взгляд автора, есть вполне обоснованная необходимость в создании обособленного (самостоятельного) структурного подразделения или должности. Бюджетирование рассматривается нами как процесс, который возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера, поэтому сотрудника, ответственного за решение задач системы бюджетирования, целесообразней будет называть бухгалтер-менеджер. В условиях ограниченной стабильности окружающей среды бухгалтер-менеджер выполняет функции "навигатора", осуществляя координацию и оказывая всевозможную помощь в решении проблем предприятия. Учетная система современной организации находится под влиянием постоянно меняющихся факторов окружающей среды (рис. 1). Изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Влияние внешней и внутренней среды на систему управления
предприятия
—————————————————¬ ——————————————————¬
| Влияние +—————¬ ——————+ Влияние внешних |
| внутренних | \|/ \|/ | факторов: |
| факторов: | ———+——————————+——¬ |рынок сбыта; |
|размер +—>|Цели предприятия|<—+рынок снабжения; |
|предприятия; | L————————————————— |рынок кадров; |
|организационная | —————————————————¬ |рынок инвестиций;|
|структура; +—>| Цели управления|<—+политическая |
|технологии | L————————————————— |и социальная |
|производства; | —————————————————¬ |среда |
|производственная+—>| Цели системы |<—+ |
|программа | | бюджетирования | | |
L————————————————— L————————————————— L——————————————————
Рис. 1
Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению [1]. Обеспечить адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям рыночной экономики возможно путем постоянного ее совершенствования. Мероприятия, составляющие алгоритм повышения результативности функционирования бюджетной системы, рассмотрены на рис. 2.
Мероприятия по повышению результативности системы бюджетирования
—————————————————¬
———————\|Позиционирование|—————————¬
| ————¬/| системы |L——————¬ |
| | | бюджетирования | | |
| | L————————————————— | |
| | \— L/
L—— \ /
—————————————————————————¬———————————————————————¬
| Реализация мероприятий || Выбор направлений |
| по повышению || модернизации |
|результативности системы|| и усовершенствования |
| бюджетирования ||системы бюджетирования|
L—————————————————————————L———————————————————————
/ \ --¬/¬ -\ ¦ ¦ ¦ ¦ \- L/ L-- \ /
—————————————————————————¬———————————————————————¬
| Разработка новых || Анализ и оценка |
| методов и инструментов || выбранных направлений|
| системы бюджетирования || модернизации |
L—————————————————————————L———————————————————————
/ \ --¬
/¬ -\ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ---------------------¬ ¦ ¦
¦ L--¬¦Определение наиболее¦/L---- ¦
L-----¦ результативных ¦\-----
————
¦ инноваций ¦
L-------------------
————
Рис. 2
Процесс повышения результативности уже имеющейся бюджетной системы следует начинать с определения места и роли бюджетирования в системе управления предприятием. Для этого периодически бухгалтером-менеджером проводится опрос руководителей различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям. Следующий этап - это анализ и оценка выбранных направлений реформирования системы бюджетирования. Бухгалтер-менеджер производит примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяет степень удовлетворенности внутренних пользователей и дает оценку результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования, переходим к этапу реализации намеченных изменений. Бухгалтер-менеджер разрабатывает форму и содержание бюджетов, устанавливает сроки и порядок осуществления контроля [2]. Проведение регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления. Важным моментом обеспечения эффективной работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более 50% рабочего времени бухгалтеру-менеджеру требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае бухгалтер-менеджер все в большей степени выполняет не аналитическую, а регистрационную функцию, что противоречит его роли "навигатора" в системе управления предприятием. Решение данной проблемы нам видится в перераспределении задач бухгалтера-менеджера, т.е. делегировании части его полномочий руководителям структурных подразделений. Наиболее оптимальный вариант перераспределения задач бюджетирования представлен нами на рис. 3.
Рекомендуемый вариант перераспределения задач системы бюджетирования
————————————————————————————¬ —————————————————————————————————¬
| Сфера задач руководителя | |Сфера задач бухгалтера—менеджера|
| структурного подразделения| | |
+———————————————————————————+ +————————————————————————————————+
|—————————————————————¬ | | |
|| Сбор, анализ | | | |
|| и подготовка | ———+——+————————————¬ |
|| информации для | |Разработка системы| |
||составления бюджетов| | бюджетирования | |
|L————————————————————— L——T——T————————————— |
|———————————————————¬ ———+——+————————————¬ |
|| Разработка | | Выбор методов | |
|| и составление | | и инструментов | |
|| бюджетов | | бюджетирования | |
|L——————————————————— L——T——T————————————— |
|————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬|
|| Утверждение и текущий | | | Утверждение |
|| контроль исполнения |<— — + — — — —+ и текущий контроль ||
|| бюджетов | | | исполнения бюджетов |
|L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——|
|————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬|
|| Контроль и анализ |<— — + — — — — Контроль и анализ |
|| отклонений | | | | отклонений ||
|L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——|
|————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬|
|| Разработка | | | Разработка |
|| корректировок |<— — + — — — —+ корректировок ||
|| и мероприятий | | | и мероприятий |
|| по изменению | | | | по изменению ||
|L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——|
| | |———————————————————————————————¬|
| | || Содействие, консультирование,||
| | || разработка инструкций ||
| | || и указаний ||
| | |L———————————————————————————————|
| | |———————————————————————————————¬|
| | || Разработка новых методов ||
| | || и инструментов системы ||
| | || бюджетирования ||
| | |L———————————————————————————————|
| | |———————————————————————————————¬|
| | || Повышение результативности ||
| | || работы ||
| | |L———————————————————————————————|
L———————————————————————————— L—————————————————————————————————
Рис. 3
В процессе перераспределения задач бюджетирования важно найти "золотую середину" между максимальной приближенностью к месту событий и способностью обеспечить единство и сквозной характер выстраиваемой системы.
Перераспределение задач является первым шагом по направлению к развитию новых тенденций системы бюджетирования - самоуправления и самоконтроля.
В основе самоуправления лежит передача части функций, связанных с процессом информационного обеспечения, планирования и контроля, от бухгалтера-менеджера в обязанности руководителей подразделений. Учитывая тот факт, что руководители хорошо знают специфику своих участков, данное направление развития вполне перспективно. Бухгалтер-менеджер будет выполнять функции консультирования, координации и содействия руководителям в процессе их самоуправления. В аспекте такого направления развития, как самоуправление, следует рассмотреть идею самоконтроля.
Реализация функции самоконтроля предполагает предоставление руководителям подразделений необходимой свободы действий и права самостоятельного принятия решений. Предпосылкой успешной реализации самоконтроля является решение вопроса о том, какие задачи бюджетирования должен взять на себя руководитель подразделения и в какой форме бухгалтер-менеджер будет оказывать ему поддержку. Нам представляется неразумным, если руководитель будет проводить сравнения бюджетных и фактических показателей, устанавливать по ним отклонения, не имея при этом возможности повлиять на них посредством принятия оперативных решений.
Преимущество самоконтроля состоит прежде всего в существенном сокращении времени на адекватное реагирование при возникновении отклонений от заданных показателей работы. Развитие функций самоуправления и самоконтроля ведет к изменению задач бухгалтера-менеджера. Его основными задачами будут: обучение, координация и консультирование персонала в процессе составления и контроля исполнения бюджетов, мотивация руководителей подразделений, а также разработка новых направлений развития системы бюджетирования [3, 4].
Проведенные исследования вопросов повышения результативности и современных тенденций развития системы бюджетирования позволили сделать вывод о том, что бюджетирование должно иметь место в системе управления предприятием, так как позволяет руководству планировать производственно-финансовую деятельность, проводить оперативный анализ ее результатов и принимать эффективные управленческие решения.
Система бюджетирования нуждается в регулярном совершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Для этого нами разработаны мероприятия по повышению результативности ее функционирования. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить стабильность развития организации и получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Литература
1. Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2006. - 269 с.
2. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2005. - 592 с.
3. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 655 с.
4. Сбалансированная система показателей: Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2005. - 478 с.
Н.С.Власова
Кубанский государственный
аграрный университет
Подписано в печать
13.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |