![]() |
| ![]() |
|
Статья: Определение оптимального маршрута изучения дисциплин на основе компетентностного подхода ("Делопроизводство", 2007, N 4) Источник публикации "Делопроизводство", 2007, N 4
"Делопроизводство", 2007, N 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Компетентностный подход активно входит в отечественную систему образования. Одним из основополагающих моментов согласно Плану мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования (ВПО) РФ на 2005 - 2010 гг. должны стать разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов (ГОС) ВПО третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Не вызывает сомнения тот факт, что компетентностный подход требует коренного изменения учебного процесса, так как формирование компетенций требует создания определенных учебных ситуаций. При этом вузы получат возможность формировать свой "профиль" подготовки бакалавров, а тем более магистров при разработке примерных программ подготовки в рамках определенного направления. Предлагается определять оптимальный маршрут изучения дисциплин учебного плана на основе компетентностного подхода, учитывая важность каждой компетенции, на примере специальности 032001 "Документоведение и документационное обеспечение управления (ДОУ)". В качестве основы для принятия решений по разрабатываемому учебному плану сформирован "портфель" компетенций документоведа на основе мнения работодателей (выявленного при анкетировании) <1>. Можно отметить, что "портфель" компетенций в первом приближении описывает модель специалиста в сфере ДОУ. ————————————————————————————————<1> Фионова Л.Р., Малыгина Е.А. Опыт формирования "портфеля" компетенций документоведа на основе мнения работодателей // Делопроизводство. 2007. N 3. С. 8 - 15.
Зафиксированная при опросе работодателей важность компетенций в рамках комплектования "портфеля" компетенций позволяет перенести полученные результаты в разрабатываемый учебный план. Появляется возможность определить, какое оптимальное количество часов необходимо отвести под каждую учебную дисциплину, формирующую определенное количество компетенций с известной важностью для работодателей. На основе этого тезиса разработана методика распределения часов.
Распределение часов, отводимых на изучение каждой дисциплины, предлагается делать по блокам дисциплин, определенным ГОСом ВПО на примере ГОСа ВПО специальности 032001 "Документоведение и ДОУ". Исходные данные для расчета: - К - количество блоков дисциплин в учебном плане; б - T - количество часов, отводимых под изучение блока б дисциплин; - j - количество дисциплин блока; 0 f - относительный вес компетенции l, на формирование которой l направлена дисциплина блока, получаемый путем обработки анкет, заполненных работодателями, при формировании "портфеля" компетенций выпускника-документоведа. Как публиковалось ранее, при формировании анкеты было выделено 2 группы компетенций, важность которых была учтена при формировании "портфеля" компетенций документоведа. Первая группа - инструментальные компетенции: предметно-специализированные компетенции, "сращенные" с той частью инструментальных компетенций из числа универсальных, которые имеют самое непосредственное отношение к специальности (например, знание средств вычислительной техники, коммуникации и связи, методов обработки информации с их применением, а также основ программирования). Группа получила обобщенное название "инструментальные компетенции", поскольку по своей сути предметно специализированные компетенции являются инструментами для работы по полученной специальности. Вторая группа - межличностные, системные и иные инструментальные компетенции. В эту группу вошли те инструментальные компетенции, которые не имеют непосредственного отношения к специальности, но тем не менее могут быть важны и полезны для работодателей, а также межличностные и системные компетенции, которые составляют "портрет" современного документоведа. Распределение часов, отводимых для изучения каждой дисциплины учебного плана, предлагается выполнить по следующей схеме: 1) выделяем блок дисциплин; 2) для каждой дисциплины блока вычисляем значение коэффициента:
M 0 ____ ____ d = SUM f (m = 1, M; j = 1, J), j m=1 l
0 где f - относительный вес компетенции l, на формирование l которой направлена дисциплина; M - количество компетенций, формируемых рассматриваемой дисциплиной; J - количество дисциплин, входящих в рассматриваемый блок; 3) вычисляем для каждой дисциплины блока относительные значения коэффициентов:
d 0 j d = ------; j j SUM d j=1 j
4) определяем объем часов, отводимых под каждую дисциплину блока по формуле
0 t = d x T , j j б
где T - общее количество часов, отводимых под изучение б рассматриваемого блока дисциплин. Реализуем данную методику на примере распределения часов между дисциплинами блока "Дисциплины специализации" (ДС). Сначала определяем, какие дисциплины входят в данный блок. Согласно ГОСу ВПО специальности 032001 "Документоведение и ДОУ" блок ДС состоит из двух компонентов, или подблоков: - федерального - "Дисциплины специальности"; - регионального - "Дисциплины специализаций". Стоит отметить, что ГОС ВПО регламентирует общее количество часов, отводимых под изучение блока ДС. Общее количество часов складывается из суммы часов, отводимых ГОСом ВПО под федеральный и региональный компоненты соответственно. Рассмотрим состав каждого подблока по отдельности. В подблок "Дисциплины специальности" ГОС ВПО включаются такие дисциплины, как: - информационное обеспечение управления (ИОУ) - 255 часов; - организационное проектирование - 289 часов; - технические средства управления (ТСУ) - 119 часов; - архивоведение - 238 часов; - информационная безопасность и защита информации - 187 часов; - психология делового общения (ПДО) - 170 часов; - основы секретарского обслуживания (ОСО) - 136 часов; - документная лингвистика - 272 часа. Часы, отводимые под изучение каждой из вышеперечисленных дисциплин, проставлены согласно существующему учебному плану кафедры "Информационное обеспечение управления и производства (ИнОУП)" Пензенского государственного университета (ПГУ). Таким образом, общий объем подблока "Дисциплины специальности" составляет 1666 часов. В рамках подблока "Дисциплины специализаций" в соответствии с учебным планом на кафедре ИнОУП преподаются такие дисциплины, как: - документационное обеспечение службы маркетинга (ДОСМ) - 119 часов; - проектирование баз данных (БД) систем документооборота - 187 часов; - деловая графика - 153 часа; - делопроизводство в кадровой службе (КС) - 153 часа; - проектирование систем управления БД (СУБД) архивов - 136 часов; - разработка программного обеспечения (ПО) для автоматизированного рабочего места (АРМ) руководителя - 119 часов; - проектирование документационного обеспечения и документооборота системы менеджмента качества (СМК) предприятия - 136 часов; - объектно-ориентированное программирование (ООП) систем документооборота - 136 часов. Часы, отводимые под изучение каждой из вышеперечисленных дисциплин, также проставлены согласно существующему учебному плану кафедры ИнОУП. Таким образом, общий объем подблока "Дисциплины специализаций" составляет 1139 часов. В связи с тем что количество часов на изучение подблоков регламентируется ГОСом ВПО, предлагается вести распределение часов внутри каждого отдельно взятого подблока. Начнем с подблока "Дисциплины специальности". Проанализируем, какие дисциплины отвечают за формирование каких инструментальных компетенций. В ходе анализа было выявлено, что: - ИОУ направлено на формирование компетенции "Способность осваивать и применять автоматизированные рабочие места, автоматизированные информационные системы и системы управления, а также новейшие информационные технологии (в том числе безбумажные), базирующиеся на применении вычислительной техники, в деятельности службы ДОУ, кадровой службы и архива, а также контроль за их своевременным пополнением и обновлением"; - ТСУ - компетенции "Готовность использовать знание средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, методов обработки информации с их применением, а также основ программирования"; - архивоведение - 4 компетенций: "Способность применять знание нормативно-методической базы архивного дела", "Способность организовать шифрование единиц хранения в архиве, систематизация и размещение дел, ведение их учета", "Способность подготовить сводные описи единиц постоянного и временного сроков хранения, а также акты для передачи документов на государственное хранение, на списание и уничтожение материалов, сроки хранения которых истекли", "Способность организовать выдачу в соответствии с поступающими запросами архивных копий и документов, составить необходимые справки на основе сведений, имеющихся в документах архива, составить отчетность о работе архива"; - ПДО - 3 компетенций: "Способность организовать прием посетителей и работу с письменными обращениями граждан", "Способность подготовить и обслужить совещание, ведение и оформление протоколов", "Способность организовать проведение телефонных переговоров руководителя, запись в его отсутствие полученной информации, передача и прием информации по приемно-переговорным устройствам (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограмм"; - ОСО - 3 компетенций: "Способность организовать прием посетителей и работу с письменными обращениями граждан", "Способность подготовить и обслужить совещание, ведение и оформление протоколов", "Способность организовать проведение телефонных переговоров руководителя, запись в его отсутствие полученной информации, передача и прием информации по приемно-переговорным устройствам (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограмм"; - документная лингвистика - 2 компетенций: "Способность составлять и оформлять организационно-распорядительную документацию", "Способность составлять и оформлять письма, запросы, другие документы по поручению руководителя, подготовка ответов авторам писем, печать необходимых служебных материалов". Распределение часов будет происходить следующим образом: 1. Индекс j дисциплине присваивается в соответствии с ее порядковым номером при перечислении содержания подблока. Например, ИОУ присваивается j = 1, ТСУ - j = 2, архивоведению - j = 3, ПДО - j = 4, ОСО - j = 5, документной лингвистике - j = 6 и т.д. Работая с формулой
M 0 ____ ____ d = SUM f (m = 1, M; j = 1, J), j m=1 l
получим: d = 0,0307; d = 0,04321; 1 2 d = 0,03678 + 0,01963 + 0,01895 + 0,01835 = 0,09371 3 (учли 4 компетенции); d = 0,03634 + 0,03513 + 0,04781 = 0,11928 4 (учли 3 компетенции); d = 0,03634 + 0,03513 + 0,04781 = 0,11928; 5 d = 0,05938 + 0,05631 = 0,11596 и т.д. 6 0 f при вычислении d указываются в том же порядке, что и l j компетенции, на формирование которых направлена рассматриваемая дисциплина. 2. Вычисляем относительные значения коэффициентов:
d 0 j d = ------. j j SUM d j=1 j
0 0,0307 0 0,04321 d = ------- ~= 0,05879; d = ------- ~= 0,08276; 1 0,52214 2 0,52214
0 0,09371 0 0,11928 d = ------- ~= 0,17947; d = ------- ~= 0,22844; 3 0,52214 4 0,52214
0 0,11928 0 0,11596 d = ------- ~= 0,22844; d = ------- ~= 0,22209 и т.д. 5 0,52214 6 0,52214 3. Переходим к вычислению часов, отводимых под каждую 0 дисциплину, по формуле: t = d x T , где T - общее количество j j б б часов, отводимых под изучение рассматриваемого подблока: t = 0,05879 x 1666 = 70; 1 t = 98; t = 214; t = 272; t = 272; t = 264 и т.д. 2 3 4 5 6 Для наглядности построим гистограмму со значениями "до" и "после" распределения часов для дисциплин подблока "Дисциплины специальности". Гистограмма представлена на рис. 1.
Гистограмма распределения часов для дисциплин подблока "Дисциплины специальности"
300 ¬ 272 272 272 ¦ ----¬ ----¬ ----¬264 ¦ 255 ¦***¦ ¦***¦ ¦ +---¬ ¦ ----¬ ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 250 + ¦ ¦ ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ 238 ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ----¬214 ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---¬ ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 200 + ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ 170¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ----+***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 150 + ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 136¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ----+***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ 119 ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 100 + ¦ ¦ ¦ ¦ 98 ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ 70 ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ +---¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 50 + ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 0 +--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--T--+---+---+--¬ ИОУ ТСУ Архивоведение ПДО ОСО Документарная лингвистика —————————————————————————————————————————————————¬ |————¬ | || | Количество часов, отводимых под дисциплину| |L———— до распределения | |————¬ | ||***| Количество часов, отводимых под дисциплину| |L———— после распределения | L————————————————————————————————————————————————— Рис. 1
Далее обратимся к подблоку "Дисциплины специализаций". Проанализируем, какие дисциплины данного подблока отвечают за формирование каких инструментальных компетенций анкеты. В ходе анализа выявляем, что: - проектирование БД систем документооборота направлено на формирование 2 компетенций: "Способность осваивать и применять автоматизированные рабочие места, автоматизированные информационные системы и системы управления, а также новейшие информационные технологии (в том числе безбумажные), базирующиеся на применении вычислительной техники, в деятельности службы ДОУ, кадровой службы и архива, а также контроль за их своевременным пополнением и обновлением", "Способность создавать традиционные программные средства"; - делопроизводство в КС - 4 компетенций: "Способность применять нормативную методическую базу кадрового делопроизводства", "Способность оформить прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя организации, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности сотрудников, хранение и заполнение трудовых книжек, составление и оформление трудовых договоров, ведение личных дел сотрудников и другой установленной кадровой документации, подготовку материалов для представления персонала к поощрениям и награждениям, а также составление установленной отчетности по кадрам", "Способность подготовить документы по пенсионному страхованию, а также документы, необходимые для назначения пенсий сотрудникам организации и их семьям, представление их в орган социального обеспечения", "Способность организовать документирование деятельности аттестационных, квалификационных комиссий, конкурсов на замещение вакантных должностей"; - проектирование СУБД архивов и разработка ПО для АРМ руководителя - компетенции "Готовность использовать знание средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, методов обработки информации, а также основ программирования"; - проектирование документационного обеспечения и документооборота СМК предприятия - компетенции "Способность создавать локальную нормативную базу в организации (инструкция по делопроизводству, альбом и табель унифицированных форм документов, положение о подразделении, должностные инструкции)"; - ООП систем документооборота - компетенции "Готовность использовать знание средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, методов обработки информации, а также основ программирования". Распределение часов внутри рассматриваемого подблока осуществляется аналогично распределению в подблоке "Дисциплины специальности". Гистограмма, сравнивающая распределение часов для дисциплин подблока "Дисциплины специализаций", представлена на рис. 2.
Гистограмма распределения часов для дисциплин подблока "Дисциплины специализаций"
450 ¬ ¦ ¦ 403 400 + ----¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 350 + ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 300 + ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 250 + ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 200 + 187 ¦***¦ ¦ ----¬ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ 153¦***¦ 150 + ¦ ¦ ----+***¦ 136 136 136 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ----¬ ----¬128 ----¬ ¦ ¦ ¦112 ¦ ¦***¦ ¦ ¦112 119 ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ +---¬ ¦ ¦***¦ ¦ +---¬ ----¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ 100 + ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ 62 ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ +---¬ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ 50 50 + ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ +---¬ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ ¦ ¦***¦ 0 +----+---+---+--T---+---+---+----T--+---+---+---T----+---+---+----T----+---+---+----T---+---+---+----¬ Проектирование Делопроизводство Проектирование Разработка ПО для Проектирование ООП систем БД систем в КС СУБД архивов АРМ руководителя документационного документооборота документооборота обеспечения и документооборота СМК предприятия
—————————————————————————————————————————————————¬ |————¬ | || | Количество часов, отводимых под дисциплину| |L———— до распределения | |————¬ | ||***| Количество часов, отводимых под дисциплину| |L———— после распределения | L—————————————————————————————————————————————————Рис. 2 Путем учета роли дисциплин в формировании инструментальных компетенций, как показывают гистограммы, теоретически были устранены неполнота и/или излишняя детализация изложения учебного материала, не соответствующая требуемому уровню квалификации и компетенции для конкретной профессиональной деятельности согласно мнению работодателей. Таким образом, учебный план, разработанный на основе компетентностного подхода, призван улучшить учебный процесс, концентрируя внимание обучаемых на наиболее важных и полезных с точки зрения работодателей учебных дисциплинах. При этом не происходит "сужения" кругозора студентов, поскольку "чуждые" работодателю дисциплины из учебного плана не исключаются, им лишь уделяется чуть меньше времени и внимания. Л.Р.Фионова Пензенский государственный университет Е.А.Малыгина Пензенский государственный университет Подписано в печать 31.10.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |