![]() |
| ![]() |
|
Статья: Анализ нормативной правовой базы, регулирующей документирование операций с земельными участками ("Делопроизводство", 2007, N 4) Источник публикации "Делопроизводство", 2007, N 4
"Делопроизводство", 2007, N 4
АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
Документированию подлежит подавляющее большинство процессов, происходящих в жизни общества. Возникновение каких-либо правовых отношений между людьми, органами управления сопровождается обязательным документальным фиксированием этих взаимоотношений. Не составляют исключения и имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, основными участниками которых являются органы государственной власти, местного самоуправления, физические и юридические лица. В настоящее время в Российской Федерации активно осуществляется процесс очередных коренных преобразований в области управления земельными ресурсами, и в этой связи претерпевают изменения и аспекты, связанные с его документальным оформлением, которые получают закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах. Основополагающим документом, регулирующим документирование отношений в сфере управления земельными ресурсами, является Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ). Он определяет ряд документов, используемых для закрепления операций, осуществляемых в этой отрасли. Так, ЗК РФ устанавливает, что инициативным документом для приобретения права аренды или собственности на земельный участок является заявление [2]. В случае если участок приобретается для целей, связанных со строительством, к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Исходя из этого, можно заключить, что для инициирования подобных отношений в ряде случаев требуется целый пакет документов, при этом законодателем не закреплено, в каких случаях достаточно только заявления, а в каких необходимо прикладывать и вышеназванные документы. Также ЗК РФ определяет специальный документ, которым оформляется процедура выбора земельного участка под строительство, - акт о выборе земельного участка. К нему прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ, а в случае предполагаемого изъятия - расчеты убытков. Поскольку акт - это один из документов, требующих утверждения, законодатель предусматривает принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое и утверждает акт о выборе земельного участка и действительно в течение трех лет. При этом следует учесть, что это не итоговый документ, а только основание для его принятия. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается в двухнедельный срок на основе пакета документов, состоящего из вышеназванных документов, а также кадастровой карты (плана) земельного участка. В свою очередь, данное решение является основанием для заключения договора купли-продажи или аренды.
При этом следует обратить внимание на тот факт, что в качестве документационного оформления заключения уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка выступает решение, однако остается неясным, определяет ли законодатель решение собственно как вид документа или использует его как обобщающее понятие и оставляет за подзаконными актами право определить наименования видов документов, характерных для этого этапа. Также согласно ЗК РФ наличие имущественных отношений, связанных с правомочиями на земельные угодья, наделяет установленные органы государственной власти контрольными функциями и, соответственно, предусматривает специальный вид документа, используемый в случае выявления нарушений, - предупреждение, определяет его содержательную сторону, а установление формы для данного вида документа оставляет за подзаконными актами. Одна из статей ЗК РФ посвящена Государственному земельному кадастру как ключевому документу в области документирования земельных отношений, однако подробной информации она не содержит, поскольку данному документу и работе с ним посвящен отдельный Федеральный закон. Еще одним кодифицированным нормативным правовым актом, регламентирующим документационное обеспечение отношений, связанных с земельными участками, является Гражданский кодекс РФ (далее - ГК) [1]. Поскольку земельные участки относятся к недвижимому имуществу, то они подпадают под действие нормы ГК РФ, обязывающей регистрировать право собственности и другие вещные права в Едином государственном реестре, а также производить учет и специальную регистрацию. При этом ГК РФ установлено, что регистрация производится по ходатайству правообладателя "путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации", а установление наименования вида документа, подтверждающего регистрацию, и подробная регламентация документирования этого процесса отнесены им к предмету регулирования специального федерального закона. Таким специальным законом является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" [3]. В соответствии с ним право собственности на земельный участок возникает с момента его фиксации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состоящем из дел с правоустанавливающими документами и книг учета документов. В данном законодательном акте подробно прописаны процедура государственной регистрации права на земельный участок и сопровождающие ее документы. Ключевым же документом, завершающим данную процедуру, является свидетельство о государственной регистрации прав. При этом надо отметить, что форма данного свидетельства унифицирована и закреплена в Правилах ведения Единого государственного реестра прав [8]. Еще одним федеральным законом, регламентирующим земельные отношения, а значит, и их документационное обеспечение, является Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - объединения) [4]. Данным нормативным актом предусмотрены отношения между органами, осуществляющими управление землей, и соответствующими объединениями граждан, касающиеся передачи в собственность земельных участков таким объединениям или их членам на основании следующих документов: заявления; описания местоположения границ земельного участка; удостоверенной правлением объединения копии правоустанавливающего документа, учредительного документа объединения. Неотъемлемой составляющей земельных отношений выступают мероприятия по землеустройству, правовое регулирование и документационное оформление которых отражено в Федеральном законе "О землеустройстве" [5]. Согласно данному акту землеустроительная документация - это документы, полученные в результате проведения землеустройства. Важно отметить, что гл. IV данного Закона целиком посвящена этой документации, определяет ее виды - генеральная схема землеустройства, проекты территориального землеустройства, материалы межевания, карты (планы) объектов, дежурная кадастровая карта (план), проекты внутрихозяйственного землеустройства, материалы геодезических и картографических работ, тематические карты и атласы состояния и использования земель. При этом оговаривается, что данный перечень не исчерпывающий, и могут устанавливаться другие виды такой документации. Значимым с точки зрения документационного обеспечения закрепления земельных отношений является Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" [6]. Прежде чем далее говорить об этом нормативном правовом акте и его содержательной стороне, необходимо дать определение ключевому понятию. Так, Государственный земельный кадастр (далее - ГЗК) - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Согласно данному Федеральному закону все документы ГЗК разделены на 3 группы: основные, вспомогательные производные. К основным документам отнесены - Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). К вспомогательным - книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным - перечни земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, статистические отчеты, аналитические обзоры, доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, производные кадастровые карты (планы) и иные справочные и аналитические документы. Таким образом, законодатель провел градацию между всеми документами, создающимися в ходе ведения государственного кадастрового учета земельных участков, разделив их по принципу значимости и целевого назначения, обозначив первостепенные из них, составляющие непосредственно ГЗК, и те, которые не входят в него, а используются в ходе повседневной деятельности в качестве информации, носящей справочный характер. Данным Федеральным законом установлено, что документирование сведений осуществляется на бумажных и/или электронных носителях. Однако следует отметить, что при возникновении расхождений в сведениях приоритет имеют данные, записанные на бумажных носителях, что, в свою очередь, говорит о недостаточной надежности электронного способа фиксации информации и превалировании традиционного носителя. Важность документации государственного кадастрового учета земельных участков подчеркивается нормой, согласно которой документы ГЗК "подлежат вечному хранению, их уничтожение или изъятие не допускается", "основные документы ГЗК подлежат страхованию". Государственный кадастровый учет производится на основе заявки с приложением правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании. Результатом данной процедуры является выдача заявителю "удостоверенной в установленном порядке кадастровой карты (плана) земельного участка". Однако, несмотря на то, что данный Федеральный закон указывает на необходимость соблюдения определенного порядка удостоверения, он сам не содержит норм, утверждающих эту процедуру. На наш взгляд, это довольно значительный пробел, поскольку законодатель, признавая важность данной документации, не уделяет достаточно внимания вопросу удостоверения документа, а соответственно, и его юридической силе. Также данный Закон точно не устанавливает наименование вида документа, а использует двойное наименование - карта/план земельного участка. Это связано с тем, что документы о межевании, на основе которого он и создается, выполняются согласно сложившейся практике как в виде плана (схематичного рисунка), так и в виде обозначения конкретного участка на карте местности. В документах ГЗК указывается такая важная характеристика земельного участка, как категория земель, к которой он отнесен. При этом собственник данного земельного участка в ходе реализации права управления имуществом может ходатайствовать о переводе его из одной категории земель в другую. Содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" [7]. Согласно этому акту к ходатайству прилагаются: - выписка (копия кадастрового плана/карты) из ГЗК о данном земельном участке; - копии документов, удостоверяющих личность лица, или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для юридического лица - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц); - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок; - заключение государственной экологической экспертизы; - расчеты потерь сельскохозяйственного производства и/или потерь лесного хозяйства. При этом, кроме перечисления, никаких иных пояснений относительно данных документов в этом нормативном акте не содержится, в связи с чем остается неясным, какой вид документа должен использоваться при оформлении расчетов потерь и кем должна осуществляться подготовка. Также в этом правовом документе законодателем закреплено наименование вида документа - акт - для оформления решения о переводе земельного участка из одной категории в другую, а также прописана его содержательная сторона. Однако можно заключить, что в целом процедура документирования этого процесса в рамках данного Федерального закона недостаточно регламентирована. Дополнить и конкретизировать положения федеральных законов призваны нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и отдельными федеральными министерствами, службами и агентствами. Так, Правительством РФ утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра [9]. Эти Правила закрепляют конкретное наименование вида инициативного документа - письменное заявление и его форму, а также квитанцию об оплате услуг как основание для получения таких сведений. Также установлено, что в случае обращения органа власти запрос оформляется на бланке соответствующего органа и подписывается руководителем. Правила обязывают регистрировать факт предоставления таких сведений в книге учета выданных сведений. Существенно раскрывает документационное обеспечение данных отношений Административный регламент предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений Государственного земельного кадастра" [14]. Он определяет необходимые документы, порядок их подготовки, дает подробные рекомендации по формам уведомлений об отказе в выдаче сведений ГЗК и заявления о предоставлении сведений ГЗК. Устанавливает подробный перечень документов, удостоверяющих личность заявителя, а также фиксирует формы книги учета выданных сведений и описи вложения, используемой при направлении сведений по почте. Еще одним документом, регулирующим получение сведений из ГЗК, является Письмо Федеральной службы земельного кадастра России [17]. В этом акте содержатся разъяснения по поводу документов, предъявляемых заинтересованными лицами в органы кадастрового учета для получения необходимых сведений из ГЗК. Однако конкретные наименования видов этих документов указаны частично. Сама же процедура ведения документирования ГЗК подробно раскрывается в Приказе Федеральной службы земельного кадастра России с приложением утвержденных форм ведения государственного реестра земель [15]. Нельзя не отметить тот факт, что зачастую подзаконные акты вместо того, чтобы расширять и дополнять положения федеральных законов, лишь дублируют их нормы. Примером такого акта может служить Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" [10]. Назвать утверждаемый правительством документ, состоящий из 4 пунктов, перечнем весьма затруднительно. В нем лишь указаны виды документов, определенные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Других наименований документов в Перечне не содержится, и используется формулировка "иные документы", то есть в существующем на данный момент виде документ бесполезен. Однако если его несколько переработать, дополнив наиболее полным списком конкретных наименований видов документов, с приложением их форм, то наличие такого документа будет весьма целесообразным. Полной противоположностью данному Постановлению правительства по степени регламентирования документации в сфере управления земельными ресурсами являются нормативные правовые акты, устанавливающие формы для отдельных видов документов, применяемых при регулировании земельных отношений. К таким актам прежде всего следует отнести Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации, определяющее формы решений, в зависимости от возникающего типа права на передаваемый земельный участок [11]. Формы и бланки документов для осуществления контрольных полномочий уполномоченными органами власти создаются на основе Приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости [16]. К таким документам прежде всего относятся: - Распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства; - Акт проверки соблюдения земельного законодательства; - Постановление; - Решение; - Протокол об административном правонарушении; - Протокол осмотра территории; - Фототаблица; - Обмер площади земельного участка; - Ходатайство о препровождении физического лица для составления протокола об административном правонарушении; - Определение; - Предписание об устранении нарушения земельного законодательства; - Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Особый интерес с точки зрения документоведения вызывают следующие документы - фототаблица и обмер площади земельного участка. Фототаблица представляет собой сложный документ, который создается при помощи сочетания фотографического и письменного способов документирования. При этом необходимо отметить, что данный вид документа, согласно Приказу, выступает в качестве приложения к протоколу осмотра территории. Обмер площади также является приложением к указанному документу и аналогично фототаблице создается двумя способами документирования - письменным и графическим, поскольку наряду с текстовой информацией содержит и схематический чертеж осматриваемого участка. В свою очередь, Министерство юстиции РФ издало Приказ "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах" с приложением форм этих документов [13]. Инструкция содержит детальное описание делопроизводственных операций и документирования данных процессов, поскольку свидетельство о государственной регистрации прав и упомянутые выше документы являются значимыми элементами системы документации, образующейся в результате реализации прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Еще одним правовым актом, изданным Министерством юстиции в целях регламентации аспектов документирования в области земельных правоотношений, является Приказ "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества" [12]. Утвержденная им Инструкция устанавливает порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав, с учетом того, что в качестве объекта недвижимого имущества выступает земельный участок. Особую группу нормативных актов составляют правовые документы, издаваемые на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Их задача состоит в том, чтобы восполнять пробелы федерального законодательства, а также учитывать местные особенности. Одним из таких актов является Закон Саратовской области "О земле", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области документирования операций с земельными ресурсами отнесены изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение, разработка генеральных планов, проектов планировки [18]. Правилами предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории административного центра Саратовской области - г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, установлено, что предоставление земельного участка производится на основании заявления заинтересованного лица, при этом отмечается, что к нему могут прилагаться и другие необходимые документы [19]. В этих Правилах достаточно последовательно отражена процедура документирования отношений по предоставлению земельного участка с указанием задействованных инстанций и основных документов, используемых при решении данного вопроса. К таким документам относятся: акт о выборе земельного участка, расчеты убытков, проект границ (изготавливается в 3 экземплярах), кадастровый план земельного участка, договор купли-продажи/аренды. Таким образом, основу документационного обеспечения земельных отношений закладывают кодексы и федеральные законы. Они устанавливают необходимый минимум наименований видов документов, используемых для документирования данного вида правоотношений. Кроме того, в них частично устанавливаются маршруты, по которым движутся документы, в ходе осуществления тех или иных земельных отношений. Однако подзаконные акты федерального уровня, издаваемые с целью конкретизации положений кодексов и федеральных законов, зачастую дублируют их основные положения, и ряд этих документов в конечном итоге не несут никакой функциональной нагрузки. В итоге отсутствует единая технология, устанавливающая порядок документирования земельных отношений. В рассмотренных нормативных актах в настоящее время лишь частично закрепляются наименования видов документов, порядок их разработки и правила оформления. Ситуация осложняется и тем обстоятельством, что такие правовые акты издаются различными федеральными органами исполнительной власти. Такая разобщенность влечет за собой невозможность создания максимально полных, с учетом интересов всех сторон и содержащих единые правила, правовых актов, регулирующих документирование земельных отношений. Помимо этого существующее в настоящий момент большое количество подзаконных актов приводит к трудностям в использовании нормативной базы по данной отрасли. Нормативные акты муниципального уровня содержат больше конкретизирующих положений в плане установления инстанций, которые будут подготавливать, утверждать и выдавать соответствующие документы. Однако и в них не содержится исчерпывающего перечня документов, которые необходимо использовать в ходе процесса управления земельными ресурсами.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) (ред. от 4 декабря 2006 г.) // СЗ РФ от 11 декабря 2006 г. N 30. Статья 5279. 2. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 16 октября 2006 г.) // "Российская газета" от 8 декабря 2006 г. N 277. 3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 4 декабря 2006 г.) // СЗ РФ от 11 декабря 2006 г. N 30. Статья 5279. 4. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 30 июня 2006 г.) // СЗ РФ от 3 июля 2006 г. N 27. Статья 2881. 5. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (ред. от 4 декабря 2006 г.) // СЗ РФ от 11 декабря 2006 г. N 30. Статья 5279. 6. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (ред. от 30 июня 2006 г.) // СЗ РФ от 3 июля 2006 г. N 27. Статья 2881. 7. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ред. от 3 июня 2006 г.) // СЗ РФ от 5 июня 2006 г. N 23. Статья 2380. 8. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 22 ноября 2006 г.) // СЗ РФ от 27 ноября 2006 г. N 48. Статья 5038. 9. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" (ред. от 27 мая 2006 г.) // СЗ РФ от 5 мая 2006 г. N 23. Статья 2512. 10. Постановление Правительства от 30 июня 2006 г. N 404 РФ "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" // СЗ РФ от 10 июля 2006 г. N 28. Статья 3074. 11. Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 2 сентября 2002 г. N 3070-р "Об утверждении примерных форм решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков" (ред. от 6 июля 2004 г.) // Российская газета. 3 августа 2004 г. N 164. 12. Приказ Министерства юстиции РФ от 6 августа 2004 г. N 135 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества" (ред. от 24 декабря 2004 г.) // Российская газета. 19 января 2005 г. N 7. 13. Приказ Министерства юстиции РФ от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах" (ред. от 30 декабря 2005 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 февраля 2006 г. N 6. 14. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 13 июля 2006 г. N 186 "Об утверждении Административного регламента предоставления федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставление заинтересованным лицам сведений Государственного земельного кадастра" // Российская газета. 20 сентября 2006 г. N 209. 15. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (ред. от 29 июля 2002 г.) // Российская газета. 28 августа 2002 г. N 161. 16. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 г. N П/123 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля" (опубликован не был). 17. Письмо Федеральной службы земельного кадастра России от 22 августа 2003 г. N СС/680 "О документах, предъявляемых заинтересованными лицами в органы кадастрового учета для получения сведений государственного земельного кадастра" (опубликовано не было). 18. Закон Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (ред. от 2 октября 2006 г.) // Саратовская областная газета. 6 октября 2006 г. N 193(1725). 19. Постановление Правительства Саратовской области от 19 сентября 2006 г. N 284-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена" // Саратовская областная газета. 22 сентября 2006 г. N 183(1705).
А.В.Ермолаева Поволжская академия государственной службы г. Саратов
Е.П.Прохорова Поволжская академия государственной службы г. Саратов Подписано в печать 31.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |