Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Прием коммунальных платежей через банк ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11) Источник публикации "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11



"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11

ПРИЕМ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЧЕРЕЗ БАНК

Как показывает практика, ТСЖ и управляющим организациям наиболее удобно принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги через банк - это освобождает от лишних рисков, связанных с организацией кассы, но в то же время означает необходимость оплачивать услуги кредитной организации. В конечном итоге все расходы несут собственники помещений в доме, однако каким образом - зависит от отношений управляющей организации или ТСЖ с банком. Об их возможных вариантах мы и поговорим сегодня.

Жилищный кодекс не регламентирует порядок внесения коммунальных платежей. Из ст. 155 ЖК РФ следует, что для членов ТСЖ он устанавливается органами управления товарищества (п. 5), для собственников-нечленов - договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6). Эти положения немного конкретизированы в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Так, согласно пп. "а" п. 40, если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

В данной статье мы остановимся на переводе без открытия банковского счета. Согласно пп. 9 абз. 1 ст. 5 Закона о банковской деятельности <1> осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) относится к банковским операциям. Порядок и условия осуществления таких операций, включая порядок оплаты расчетных услуг, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются банком в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Об этом сказано в п. 1.2.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ <2>. Названные порядок и условия доводятся до сведения физических лиц в доступной для ознакомления форме. Гражданин должен подписать документ на перечисление денежных средств, что означает принятие им установленных условий и является основанием для перевода принятых средств получателю.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

<2> Утверждено ЦБ РФ 01.04.2003 N 222-П.

В отношении коммунальных услуг таким документом выступает платежный документ, оформляемый в соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом в нем либо в договоре банка и получателя средств (управляющей организации, ТСЖ) должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты. Пунктом 1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ установлено, что при осуществлении перевода банк может заполнить одно платежное поручение на общую (принятую) сумму с последующей передачей платежных документов получателю. Обязательство банка направлять платежные документы и ответственность за его неисполнение фиксируются в договоре между банком и получателем.

Другими словами, собственник помещения вносит денежные средства в оплату коммунальных услуг в кассу банка, банк перечисляет принятые средства управляющей организации (ТСЖ) и, если между ними заключен договор, содержащий соответствующие условия, направляет также оплаченные счета. При этом порядок оплаты расчетных услуг устанавливается банком самостоятельно. Очевидно, что услуги кредитной организации в общем случае платные.

Комиссия за прием и перевод устанавливается в тарифной политике банка и доводится до сведения клиентов (подпись плательщика в платежном документе означает согласие с ней, как и с другими условиями осуществления переводов). По умолчанию банк берет вознаграждение с физического лица сверх платы за жилищно-коммунальные услуги. На расчетный счет получателя денежные средства поступают в полном объеме. Однако этот вариант обычно вызывает возмущение граждан, которым он в диковинку. Порой бухгалтеру управляющей организации трудно доказать жильцам, что банк действует правомерно.

Выход из этой ситуации - заключение с банком специального договора на прием и перечисление денежных средств, предусматривающего уплату комиссионного вознаграждения управляющей организацией. В этом случае граждане будут вносить в кассу банка ровно столько, сколько указано в платежном документе. Свою комиссию банк удержит при перечислении принятых средств получателю. Однако это не означает, что плательщики не погасили свою задолженность, - они рассчитались полностью. "Недополученная" управляющей организацией плата за ЖКУ представляет собой затраты в виде вознаграждения банка <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Это подтверждается, в частности, Письмом Минфина России от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138: организация-"упрощенец" с объектом налогообложения "доходы" доходом должна признавать полную сумму оплаты без уменьшения ее на какие-либо расходы, в том числе на комиссию банка.

Этот расход следует закладывать в стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, а именно услуг по управлению многоквартирным домом (пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ). В частности, Минрегион, наделенный полномочиями разъяснять правила предоставления коммунальных услуг гражданам и содержания общего имущества в многоквартирном доме, расценивает организацию приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги (организациями почтовой связи, кредитными или иными организациями) в качестве обязанности управляющей организации и ТСЖ (см. Письмо от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07). Поэтому вполне логично, что соответствующий расход найдет отражение в цене услуги по управлению.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций, являются прочими (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Прием банками денежных средств физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и безналичные переводы этих денежных средств на банковские счета организаций, реализующих данные услуги, относятся к банковским операциям, освобождаемым от НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, комиссия банка не облагается НДС (Письмо Минфина России от 07.02.2007 N 03-07-05/04). При этом для целей налогообложения прибыли суммы банковского вознаграждения признаются прочими расходами на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Документами, подтверждающими расход, являются, в первую очередь, договор с банком, а также платежные документы граждан, выписки из расчетного счета.

Пример. Управляющая организация обслуживает несколько многоквартирных домов. Общая сумма начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги за сентябрь 2007 г. составила 2 360 000 руб., в том числе НДС - 360 000 руб. Внести ее собственники помещений обязаны до 10 октября 2007 г.

С банком, в котором открыт расчетный счет, у управляющей организации заключен договор на прием и перечисление платы за коммунальные услуги физических лиц. В нем предусмотрено, что комиссия за прием денежных средств не взимается, комиссия за перевод равна 1,5% от суммы перевода. Перечисление осуществляется ежедневно одним платежным поручением.

На расчетный счет управляющей организации в счет оплаты ЖКУ 4 октября поступило 267 329 руб., 5 октября - 325 444 руб.

Исходя из того, что комиссия в размере 1,5% от принятых банком денежных средств была удержана, нетрудно рассчитать ее размер. Для этого поступившую на расчетный счет управляющей организации сумму следует умножить на 1,5 / 98,5.

В бухгалтерском учете управляющей организации будут составлены такие проводки:

     
   —————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————¬
   |           Содержание операции          | Дебет|Кредит|  Сумма, |
   |                                        |      |      |   руб.  |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |                       В сентябре 2007 г.                       |
   +————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————+
   |Отражена реализация жилищно—коммунальных|  62  | 90—1 |2 360 000|
   |услуг                                   |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Начислен НДС                            | 90—3 |  68  |  360 000|
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |                        4 октября 2007 г.                       |
   +————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————+
   |Поступили денежные средства от          |  51  |  62  |  267 329|
   |физических лиц                          |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Отражена комиссия банка за перевод      | 91—2 |  76  |    4 071|
   |(267 329 руб. x (1,5 / 98,5))           |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Комиссия банка удержана из принятых     |  76  |  62  |    4 071|
   |банком денежных средств                 |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |                        5 октября 2007 г.                       |
   +————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————+
   |Поступили денежные средства от          |  51  |  62  |  325 444|
   |физических лиц                          |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Отражена комиссия банка за перевод      | 91—2 |  76  |    4 956|
   |(325 444 руб. x (1,5 / 98,5))           |      |      |         |
   +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+
   |Комиссия банка удержана из принятых     |  76  |  62  |    4 956|
   |банком денежных средств                 |      |      |         |
   L————————————————————————————————————————+——————+——————+——————————
   

Заметим, что с 12 ноября 2007 г. банк станет обязательным участником приема платы за ЖКУ во всех случаях (кроме собственной кассы управляющей организации). Помимо внесения денежных средств в оплату ЖКУ непосредственно в кассу банка "коммуналку" в настоящее время можно оплатить через кассы единых расчетно-кассовых центров, а также терминалы моментальной оплаты. И если до недавнего времени было достаточно договорных отношений между управляющей организацией (ТСЖ) и ЕРКЦ, организатором платежной системы, то с 12 ноября управляющей организации следует обязательно заключить договор с банком, по которому он осуществляет перевод (в том числе принятие) наличных денежных средств, принятых коммерческой организацией (ЕРКЦ, терминальной сетью), в пользу управляющей организации. В свою очередь, коммерческая организация (сборщик платежей населения) также должна оформить договор с тем же банком, согласно которому она от своего имени, но за счет банка осуществляет прием наличных денежных средств от физических лиц для того, чтобы банк перечислил их организации, оказывающей услуги. Эти договорные отношения являются условием для осуществления банковской операции по переводу денежных средств населения без банковской лицензии.

Приведенные требования содержатся в ст. 13.1 Закона о банковской деятельности, действующей с 9 августа 2006 г. Но многие организации игнорировали требование закона. Поэтому Банк России издал Указание N 1842-У <5>, вступающее в силу с 12 ноября 2007 г. Это значит, что начиная с этой даты принятие платежей через кассы РКЦ или платежные автоматы организациями, у которых нет соответствующего договора с банком, будет расцениваться как противоречащее законодательству.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся коммерческими организациями", опубликованное в "Вестнике Банка России", N 39, 11.07.2007, вступит в силу 12.11.2007. Введение новой схемы расчетов наверняка повлечет удорожание стоимости услуг по приему платежей за счет комиссии нового посредника - кредитной организации. По оценкам экспертов, она может колебаться от 0,1 - 0,5 до 1%. Н.И.Бочков Эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 25.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Управление коммунальной инфраструктурой ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11) Источник публикации "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11 >
Статья: Бюджетные средства на компенсацию предоставленных гражданам льгот ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11) Источник публикации "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.