Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Медосмотры как профилактика профзаболеваний ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11



"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11

МЕДОСМОТРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых

категорий работников

Комментарий.

Профилактические медицинские осмотры работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда представляют собой один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждается Минздравсоцразвития России (Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 с послед. измен. и доп. от 16 мая 2005 г. N 338).

Предварительные медицинские осмотры (обследования) работника проводятся при поступлении его на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника выполняемой работе.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное руководителем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также другие документы, предусмотренные законодательством.

При предварительных медицинских осмотрах проводятся:

- оценка индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний с учетом половых, возрастных, конституционных и генетических особенностей развития организма;

- выявление вредных привычек, наркомании, хронического алкоголизма;

- индивидуальное определение противопоказаний к работе во вредных условиях в соответствии с утвержденными Перечнями.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, выявления заболеваний, являющихся противопоказаниями для продолжения работы, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) совместно с работодателем. При этом периодические осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем один раз в два года. Лица, не достигшие 21 года, проходят периодические осмотры ежегодно. Периодические медицинские осмотры (обследования) могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проходят медицинские осмотры (обследования) в центрах профпатологии один раз в пять лет.

Работодатель обязан составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и направить его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

При периодических медицинских осмотрах проводятся:

- оценка состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов по критериям, характеризующим функцию органов мишеней (специфические и неспецифические реакции);

- выявление патологических нарушений, указывающих на соответствие состояния здоровья выполняемой работе (по профессиональному и общему заболеванию);

- определение профилактических и реабилитационных мероприятий для восстановления нарушенных функций и адаптации к условиям труда, адекватным состоянию здоровья.

По результатам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников составляется заключительный акт в 4 экземплярах, который в течение 30 дней должен быть представлен руководителю Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Если при проведении периодического медосмотра работника выявлено подозрение на профзаболевание, то его направляют в центр профпатологии на экспертизу.

При установлении связи заболевания с профессией центр профпатологии в течение 3 дней направляет соответствующее извещение работодателю, страховщику, в медицинскую организацию, направлявшую работника, и в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работник с медицинским заключением направляется в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы на медико-социальную экспертизу.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональными факторами, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача-специалиста по профилю заболевания либо у врача-профпатолога.

По результатам периодических медицинских осмотров составляются заключительные акты и принимаются решения не только о продолжении и прекращении производственной деятельности в предлагаемых условиях, но и о проведении оздоровительных мероприятий среди работников, а также санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий на производстве.

Кроме медицинских осмотров (обследований) отдельная категория работников, осуществляющая отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающая в условиях повышенной опасности, проходит психиатрическое освидетельствование.

Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования регулируется Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695).

Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание".

Учитывая важность и актуальность медицинских осмотров для профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, Правительством Российской Федерации принято решение о финансировании дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 869).

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Комментарий.

1. Статья содержит перечень основных обязанностей работника, возникающих в связи с вступлением в трудовые отношения. Эти обязанности дополняются (ст. 21 ТК) и конкретизируются (ст. 57 ТК) в соответствующих главах Кодекса, иных законах, нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях, локальных нормативных актах.

Создание на производстве здоровых и безопасных условий труда возможно только тогда, когда все участники процесса будут соблюдать свои обязанности в области охраны труда.

В соответствии со ст. 214 ТК работник обязан соблюдать требования охраны труда, т.е. специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения безопасных условий труда нормативными правовыми актами об охране труда, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (ст. 209 ТК).

Требования охраны труда устанавливаются в инструкциях по охране труда для работников. Инструкция является локальным нормативным актом и устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности (см. комментарий к ст. 212 ТК).

За нарушение требований в области охраны труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК) вплоть до увольнения (пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, в т.ч. по охране труда, к работникам могут применяться меры поощрения (ст. 191 ТК).

2. Неотъемлемым правом работника является обеспеченность его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 219 ТК).

Кроме прав работник имеет и обязанности, которые заключаются в том, чтобы он правильно применял средства индивидуальной и коллективной защиты (ст. 214 ТК). Для этого работодатель обязан обучить работника правильному применению этих средств (см. ст. ст. 212, 221 ТК и комментарии к ним).

3. Общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников изложены в ст. 225 ТК (см. комментарий к ст. 225 ТК).

4. Обязанность работника немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), является нормой прямого действия. Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации, как правило, устанавливают порядок уведомления работодателя о случаях травмирования работников (см. комментарий к ст. 212 ТК).

При проведении вводного инструктажа с вновь принятыми работниками изучается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в т.ч. и порядок сообщения об их происшествии.

Порядок уведомления руководителя о происшедшем несчастном случае достаточно проработан в локальных нормативных документах по охране труда, поэтому в ТК и в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279) эта норма не детализируется.

5. Порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников определен в ст. 213 ТК (см. комментарий).

Статья 215. Соответствие производственных объектов

и продукции государственным нормативным требованиям

охраны труда

Комментарий.

1. Содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда призваны устанавливать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК). Поэтому машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать этим требованиям. Кроме этого, они должны иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

В данной норме предполагается обязательное подтверждение соответствия продукции в виде принятия декларации о соответствии и (или) обязательной сертификации.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ч. 2 п. 1 ст. 23 упомянутого Закона).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 23 Закона).

Декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств заявителя, который самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (п. 2 ст. 24 Закона).

Что касается обязательной сертификации, то она осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем (п. 1 ст. 25 Закона).

Необходимо отметить, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (п. 1 ст. 23 Закона).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по проектированию производственных объектов строительства (реконструкции), машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов (ст. 211 ТК).

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (ст. 216.1 ТК). Экспертиза условий труда также может осуществляться в составе соответствующих органов и комиссий вневедомственной государственной экспертизы проектов.

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждение ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы регулируются Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008). Порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства регулируется Инструкцией (РДС 11-201-95).

Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации осуществляется для предотвращения создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям, утвержденным в установленном порядке норм и правил (пп. "а" п. 3 упомянутого Положения).

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов (п. 4 Положения).

По результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации составляется сводное заключение, которое содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности (п. 18 Положения). В сводном заключении учитывается и заключение государственной экспертизы условий труда.

3. Применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, а также использование новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ должно осуществляться только после того, как органами Роспотребнадзора, организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами проведены соответствующие токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, а также возможные исследования или испытания. Для этого утвержден Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (Приказ Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 326).

В.Трумель

К. т. н.,

профессор

Академии труда

и социальных отношений,

главный технический инспектор

ФНПР

Подписано в печать

25.10.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К рабочему месту - через ярмарки вакансий. Практические рекомендации для работодателей и кадровиков ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11 >
Статья: Как определить размер ущерба. Порядок его взыскания (Окончание) ("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.