Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Особенности уплаты водного налога ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 43)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 43

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

Виды водных объектов и порядок пользования ими регулируются Водным кодексом Российской Федерации (ВК РФ). В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

поверхностные водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

подземные водные объекты.

Существует общее, специальное и особое водопользование. Остановимся более подробно на специальном и особом, так как при таком использовании водных объектов организации, индивидуальные предприниматели и физические лица являются плательщиками водного налога на основании гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст. 86 ВК РФ специальное водопользование - это использование организациями и гражданами водных объектов или их части с применением сооружений, технических средств и устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Перечень видов специального водопользования и сооружений, технических средств и устройств приведен в Приказе МПР России от 23.03.2005 N 70.

Особое водопользование - использование водных объектов для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд - требует решения Правительства Российской Федерации (ст. ст. 21, 87 ВК РФ) и должно осуществляться на основании лицензии.

Порядок лицензирования водопользования установлен Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383.

Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий производят Росводресурсы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (с изм. и доп. на 06.06.2006). Кроме того, данное ведомство в соответствии с п. 7 ст. 85 НК РФ сообщает в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после выдачи лицензии информацию о водопользователях. На основании указанных сведений налоговый орган ставит на учет организацию-водопользователя и присваивает ей КПП, затем информирует об этом налоговые органы по месту нахождения организации. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в КПП после кода налоговой инспекции указывается код 41.

В лицензии на водопользование должны содержаться сведения о водопотребителях, водном объекте, а также указания на способы и цели использования водного объекта (ст. 49 ВК РФ). Если в лицензии или в договоре на пользование водным объектом отсутствуют необходимые сведения, то за разъяснениями следует обратиться в соответствующий территориальный орган МПР России. На основании лицензии на водопользование водный объект может передаваться в краткосрочное пользование сроком до 3 лет или же в долгосрочное пользование на срок от 3 до 25 лет.

В п. 5 Правил перечислены виды водопользования, при осуществлении которого лицензию получать не надо. Во всех остальных случаях за безлицензионное водопользование организации могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 7.6 КоАП РФ, в соответствии с которой самовольное занятие водного объекта или его части, пользование им без разрешения (лицензии), если получение такового предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

Для получения права на специальное или особое водопользование кроме лицензии организации, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны иметь договоры пользования водными объектами, заключенные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах не ставит начисление водного налога в зависимость от наличия лицензии. Согласно Письму Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 при осуществлении организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для используемого вида водопользования.

В соответствии с п. 46 Правил организациям и гражданам разрешается осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии. Если такая деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, такие организации должны уплачивать налог с момента пользования водными объектами, несмотря на то что новая лицензия еще не получена и находится на стадии оформления (Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29).

На основании п. 1 ст. 333.9 НК РФ водным налогом облагаются следующие виды водопользования:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Водные объекты, не подлежащие налогообложению, указаны в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т.д.

Водный налог рассчитывается организацией самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей ставки налога. Полученные суммы налога по всем видам водопользования складываются, и получается общая сумма налога (ст. 333.13 НК РФ).

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования и формируется по правилам, изложенным в ст. 333.10 НК РФ, следующим образом:

     
   —————————————————————————T———————————————————————————————————————¬
   |   Вид водопользования  |             Налоговая база            |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Забор воды из водных    |Объем воды, забранной из водного       |
   |объектов                |объекта за налоговый период.           |
   |                        |Рассчитывается на основании показаний  |
   |                        |водоизмерительных приборов, отражаемых |
   |                        |в журнале учета использования воды.    |
   |                        |В случае отсутствия указанных приборов |
   |                        |объем забранной воды определяется      |
   |                        |исходя из времени работы и             |
   |                        |производительности технических средств |
   |                        |либо исходя из норм водопотребления    |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Использование водных    |Количество электроэнергии,             |
   |объектов для целей      |произведенной за налоговый период      |
   |гидроэнергетики (без    |                                       |
   |забора воды)            |                                       |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Использование акватории |Площадь предоставленного водного       |
   |водных объектов (за     |пространства                           |
   |исключением лесосплава в|                                       |
   |плотах и кошелях)       |                                       |
   +————————————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Использование водных    |Расчетным путем: объем древесины,      |
   |объектов для целей      |сплавляемой в плотах и кошелях за      |
   |лесосплава в плотах и   |налоговый период (тыс. куб. м),        |
   |кошелях                 |умножается на расстояние сплава (км) и |
   |                        |делится на 100                         |
   L————————————————————————+————————————————————————————————————————
   

При заборе, например, воды из нескольких рек расчет налоговой базы должен производиться раздельно по каждой из них независимо от того, что налоговые ставки могут быть одинаковы по бассейнам этих рек.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Например, в случае когда река протекает по территории трех экономических районов, в которых применяются разные ставки налога по бассейну этой реки, налоговая база определяется применительно к каждой из них.

Ставки водного налога указаны в ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз. Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Следует отметить, что эта норма не учитывает специфику водопользования многими промышленными предприятиями, так как объемы водопотребления тесно связаны с особенностями производства. Как правило, промышленным предприятиям устанавливают годовые лимиты, хотя в промышленности номенклатура и объем выпускаемой продукции заметно различаются по сезонам. При этом в одном квартале водопользование может превышать в несколько раз объемы другого квартала, но не выходить за рамки общего годового лимита. И за квартальное превышение при соблюдении годового лимита придется платить в пять раз больше.

Для всех налогоплательщиков Российской Федерации установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Она составляет 70 руб. за 1000 куб. м воды.

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, т.е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января (ст. 333.14 НК РФ).

Водный налог является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (по месту водопользования) в срок, установленный для уплаты налога (ст. 333.15 НК РФ), т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Сумма начисленного водного налога отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат (20, 23, 44).

Для целей исчисления налога на прибыль сумма водного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. При признании расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде налогов признается дата начисления налогов (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При заборе воды из водных объектов сверх установленных лимитов в целях налогообложения налогоплательщик может уменьшить доходы на сумму расходов в размере 5-кратной ставки водного налога (Письмо Минфина России от 21.04.2005 N 07-05-06/114).

Е.Видимкина

Начальник отдела

общего аудита

Аудиторская компания "Финстатус"

Подписано в печать

25.10.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Выплата заработной платы в натуральной форме ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 43) >
...В июле 2002 г. гражданин Беларуси по договору купли-продажи приобрел квартиру в Москве, а в ноябре 2004 г. стал гражданином РФ. Официально трудоустроен с 2001 г. С какого периода он может воспользоваться имущественным налоговым вычетом на приобретение квартиры в соответствии со ст. 220 НК РФ? Какой максимальный размер вычета, если стоимость квартиры по договору купли-продажи составляет более 1 000 000 руб.? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 43)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.