![]() |
| ![]() |
|
Анализ типичных ошибок в бухгалтерском учете и налогообложении (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 42)
"Финансовая газета", 2006, N 42
АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N 41)
Нарушения правил налогового учета расходов организации, связанных с приемом представителей филиалов
В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Определение представительских расходов для целей налогообложения дано в п. 2 этой статьи. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика. Таким образом, из определения представительских расходов следует, что речь идет о приеме представителей других организаций и участников заседания совета директоров (правления) организации. Ни к тем, ни к другим представители филиалов не относятся. Это означает, что указанные расходы были необоснованно включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Необоснованность командировочных расходов
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, причем под обоснованными расходами в целях налогообложения принимаются экономически оправданные затраты. Для того чтобы расходы по служебной командировке работников были приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли, необходимо их обосновать. Каким конкретно образом это будет сделано, в налоговом законодательстве не определено. Если сотрудники направляются в командировку в организацию, с которой у налогоплательщика заключен договор, провести обоснование достаточно просто. Если же работники командируются в организацию, с которой налогоплательщик еще только собирается выстроить договорные отношения, то необходимо четко сформулировать служебное задание и оформить его первичными документами - служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении (форма N Т-10а утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"). Кроме того, целесообразно приложить документы, подтверждающие производственный характер взаимоотношений организаций (деловая переписка, протоколы производственных собраний, служебные записки и т.п.). Тогда обосновать расходы по командировке можно будет даже в случае, если по результатам такой командировки стороны не пришли к соглашению о деловом сотрудничестве. Следует также иметь в виду, что Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в п. 1 ст. 252 НК РФ внесены изменения. В качестве документов, подтверждающих расходы, теперь могут быть использованы документы, оформленные в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого они были произведены (если речь идет о командировке за пределы Российской Федерации), а также документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы. В качестве примера таких документов в НК РФ упоминаются таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной в соответствии с договором работе.
Включение сверхнормативных суточных расходов в налоговую базу
Нередко суточные, выплачиваемые работникам, направленным в служебную командировку, в части, превышающей норматив, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729, включаются в налоговую базу по НДФЛ. Формулировка п. 3 ст. 217 НК РФ предусматривает при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки не включать в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Однако законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к НДФЛ не определены, а общий порядок исчисления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством. Так, согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером. Аналогичный вывод приведен в Решении ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04, в резолютивной части которого Письмо МНС России от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками", устанавливающее обязанность облагать НДФЛ сверхнормативные суточные, признано не соответствующим НК РФ. Отметим, что после издания данного Решения ВАС РФ Письмо N 04-2-06/127 было отозвано. Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ ТК РФ был дополнен ст. 168.1, в которой, наконец, была решена проблема возмещения расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками этой категории работников, а также перечень работ, профессий, должностей должны быть установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором. Таким образом, с момента вступления в силу Закона N 90-ФЗ расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не только могут быть включены работодателем в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но и не облагаются ЕСН и НДФЛ. Кроме того, Законом N 90-ФЗ внесены изменения также в ст. 166 ТК РФ, которые предусматривают, что с момента вступления в силу данного Закона особенности направления работников в служебные командировки будут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нарушение порядка предоставления имущественного налогового вычета
В соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 112-ФЗ) с 1 января 2005 г. имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в связи с новым строительством либо приобретением на территории Российской Федерации жилого дома (квартиры или доли (долей) в них) в размере, не превышающем 1 млн руб., может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю. Налогоплательщик обязан представить в бухгалтерию работодателя подтверждение своего права на имущественный налоговый вычет, выданное налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@. Полученное налогоплательщиком в 2005 г. уведомление действует до 1 января года, следующего за годом его выдачи. В выдаваемом налоговым органом уведомлении указывается наименование конкретного работодателя (налогового агента), который вправе предоставлять налогоплательщику в текущем налоговом периоде имущественный налоговый вычет в связи с расходами на новое строительство или приобретение жилья. Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в течение налогового периода только у одного налогового агента. Если у налогоплательщика несколько источников дохода и в течение года он не полностью использовал имущественный налоговый вычет у указанного в уведомлении налогового агента, то по окончании года он вправе подать декларацию в налоговую инспекцию, чтобы вернуть НДФЛ, удержанный и перечисленный в бюджет другими налоговыми агентами. В случае смены места работы, по которому налогоплательщик уже получал имущественный вычет, в новой организации он лишается этой льготы, так как передача уведомления новому работодателю законом не предусмотрена. Воспользоваться положенным правом он сможет путем декларирования доходов в налоговом органе по окончании календарного года.
Ошибки в определении стандартных налоговых вычетов по НДФЛ
Стандартные налоговые вычеты установлены ст. 218 НК РФ, в соответствии с которой эти вычеты предоставляются налогоплательщику путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий размер вычета. Напомним, что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ). Если в течение отдельных месяцев налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, то разница между этими суммами переносится на следующие месяцы этого налогового периода. Таким образом, в целях исчисления НДФЛ доход работника, в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%, уменьшается на сумму стандартных налоговых вычетов за каждый месяц календарного года, в том числе и за время нахождения работника в неоплачиваемом отпуске. Соответственно, стандартные налоговые вычеты предоставляются работнику за время его нахождения в неоплачиваемом отпуске в пределах суммы доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, начисленных за соответствующий календарный год (см. Письмо ФНС России от 26.01.2006 N ГИ-6-04/70@).
Н.Зильперт Директор Нижегородского филиала Аудиторской компании "Финстатус" Подписано в печать 18.10.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |