Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




<Комментарий к Постановлению Правления ПФР от 20.08.2006 N 197п "Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей"> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 21)



"Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 21

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВЛЕНИЯ ПФР ОТ 20.08.2006 N 197П

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ПФР СТРАХОВАТЕЛЕЙ,

УПЛАЧИВАЮЩИХ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ">

Пенсионный фонд РФ в целях совершенствования процедуры регистрации в территориальных органах фонда страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированных платежей, а также уточнения правил регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, являющихся индивидуальными предпринимателями (в том числе главами крестьянских (фермерских) хозяйств и частными детективами), нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, уплачивающими страховые взносы в виде фиксированного платежа за членов общины, утвердил Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей (Постановление от 02.08.2006 N 197п).

В частности, уточнен порядок регистрации данных лиц в территориальных органах ПФР, приведена структура регистрационного номера страхователя, представляющего собой двенадцатизначный цифровой код, характеризующий коды субъекта РФ, района (города) и порядковый номер записи о физическом лице в отделении ПФР. У страхователей, зарегистрированных в территориальных органах ПФР до вступления в силу Порядка, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер. В приложениях к Порядку приведены новые образцы документов, оформляемых при регистрации в территориальных органах ПФР. Признан утратившим силу старый Порядок регистрации, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 22.07.2004 N 98п.

Рассмотрим особенности, связанные с уплатой фиксированных платежей в Пенсионный фонд.

Объект обложения. Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС), согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон), является объект обложения ЕСН, установленный гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ. Соответственно, применяется ст. 235 НК РФ, которой предусмотрено, что объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Поэтому за период, когда данные лица не занимались деятельностью, связанной с извлечением доходов, у них не возникает объекта обложения страховыми взносами. Эту позицию поддержал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации": индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер фиксированного платежа. Согласно ст. 28 Закона размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, законодатель выделил два базовых взаимоисключающих элемента при определении размера фиксированного платежа: стоимость страхового года и минимальный размер. В Правилах исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148, указано, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2006 N 446 "О стоимости страхового года на 2006 год" определен размер страхового года на 2006 г. - 1344 руб. Соответственно, размер фиксированного платежа за месяц составляет 112 руб. (1344 руб. / 12 мес.), то есть он меньше минимального размера. Поэтому в 2006 г. страхователи уплачивают фиксированный платеж в сумме 150 руб. в месяц.

Фиксированный платеж состоит из двух частей: одна идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, другая - накопительной. Не все плательщики фиксированного платежа обязаны уплачивать взнос на финансирование страховой части трудовой пенсии. Конституционный Суд РФ в Определении от 12.04.2005 N 164-О "По жалобе гражданки Кошловской Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указал, что нормативные положения п. п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 г. рождения и старше (а в 2002 - 2004 гг. - мужчин 1952 г. рождения и старше и женщин 1956 г. рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Аналогичная позиция высказана в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107: индивидуальные предприниматели 1966 г. рождения и старше (в 2002 - 2004 гг. - мужчины 1952 г. рождения и старше, женщины 1956 г. рождения и старше) обязаны уплачивать в качестве страховых взносов только часть фиксированного платежа, которая направляется для финансирования страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 г. рождения и старше уплачивают в 2006 г. фиксированный платеж в размере 100 руб.

Добровольная уплата страховых взносов. Пунктом 3 ст. 29 Закона предусмотрено, что физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа. Для регистрации таких лиц в территориальных органах ПФР Порядком регистрации предусмотрен разд. IV.

Индивидуальный предприниматель или адвокат, желающие добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подают в территориальные органы ПФР заявление по форме, приведенной в Приложении N 5 к Порядку регистрации. Одновременно необходимо представить:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность страхователя;

- уведомление о регистрации в качестве страхователя по ОПС;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

В случае регистрации страхователь получит уведомление, форма которого дана в Приложении N 7 к Порядку регистрации. За страхователем сохраняется регистрационный номер, присвоенный ему по месту регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, самостоятельно уплачивающего фиксированные платежи.

Превышение минимального размера для целей применения УСНО. Согласно пп. 3 ст. 346.21 НК РФ "упрощенцам", выбравшим объектом налогообложения "доходы", можно уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, уплата страховых взносов на добровольной основе не связана с предпринимательской деятельностью, данные взносы не являются необходимыми для целей извлечения прибыли, то есть они нерациональны. Фискальные ведомства отказывают "упрощенцам" в уменьшении суммы единого налога на сумму страховых взносов на ОПС, уплачиваемых добровольно, например, в Письме Минфина России от 22.05.2006 N 03-11-05/132: осуществляемые индивидуальными предпринимателями фиксированные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации в части, превышающей установленный законодательством об обязательном пенсионном страховании размер, уплачиваются на основании договора с Пенсионным фондом, заключенного в добровольном порядке. В связи с тем что эти платежи носят добровольный характер, сумму единого налога (авансовых платежей) они уменьшать не должны. Аналогичная позиция высказана налоговиками в Письме от 17.05.2005 N 22-2-16/866, в котором указано, что при вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию индивидуальные предприниматели выступают в данных правоотношениях не в качестве хозяйствующих субъектов, исполняющих обязанности страхователей в связи с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью, а лишь как страхователи - физические лица, реализующие предоставленное им право на получение при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

С другой стороны, законодательство не содержит оговорок относительно того, должны ли страховые взносы на ОПС уплачиваться на основе добровольного вступления в правоотношения, чтобы на их сумму можно было уменьшить исчисленную сумму единого налога. Кроме того, добровольно уплаченные взносы не являются расходами у "упрощенцев", которые выбрали объектом налогообложения "доходы", поэтому критерий обоснованности расходов здесь неприменим.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Мы приведем противоположные позиции судов, чтобы плательщик взносов учел риски при принятии решения. Например, ФАС Московского округа отказал в удовлетворении жалобы налоговиков, указав, что страховые взносы, уплачиваемые страхователями, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, рассматриваются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем заявитель правомерно при исчислении единого налога за 2004 г. и I квартал 2005 г. учел сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не только в минимальном размере, установленном п. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 28.12.2001 N 167-ФЗ (1800 руб. за год), но и в размере сверх указанного (10 173 руб. за 2004 г. и 1080 руб. за I квартал 2005 г.) (Постановление от 31.01.2006 N КА-А40/14087-05).

В то же время наиболее лояльный по отношению к налогоплательщикам ФАС Северо-Западного округа поддержал налоговую инспекцию, отметив, что понятия "предприниматель" и "физические лица" в целях Закона N 167-ФЗ разделены. В данном случае предприниматель при вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлении уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет выплаты за себя как за физическое лицо. В отличие от индивидуальных предпринимателей к отношениям по налогообложению доходов физических лиц упрощенная система налогообложения не применяется. Таким образом, правила добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренные Законом N 167-ФЗ для физических лиц, не могут учитываться в целях исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого предпринимателями, в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения (Постановление от 30.03.2005 N А05-14835/04-10).

Подписано в печать

17.10.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Комментарий к Приказу Минфина России от 25.08.2006 N 112н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней начиная с бюджетов на 2007 год"> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 21) >
Амортизационная премия и практика ее применения (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 42)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.