![]() |
| ![]() |
|
Какие санкции грозят организации, если она не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 20)
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 20
Вопрос: Какие санкции грозят организации, если она не встанет на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения?
Ответ: Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах, в частности по местонахождению самой организации (ее обособленных подразделений) и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места. Подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется. В соответствии с п. 3 ст. 84 НК РФ местонахождение самой организации указывается в ее учредительных документах. Здесь сразу оговоримся, что российским законодательством не определены такие понятия, как "юридический адрес" и "фактический адрес" организации, это своего рода образные выражения, а установлено такое понятие, как "адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа". Именно этот адрес должен отражаться в учредительных документах в качестве местонахождения организации (п. п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ) и по нему происходит ее регистрация. Следовательно, любое подразделение, местонахождение которого отлично от местонахождения организации, указанного в ее учредительных документах (например, торговые центры, расположенные в разных районах одного города), является обособленным подразделением и его нужно регистрировать. Если фирма открывает подразделение в другом городе, регионе, районе, то все ясно: его нужно ставить на учет. То же относится и к подразделению, которое открыто в том же городе, где и сама организация, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции (Письмо Минфина России от 16 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/35). А если подразделение и головной офис компании находятся на территории, подведомственной одной и той же налоговой инспекции, - например, на одной улице, но в разных домах? В этом случае подразделение все равно считается обособленным, но подавать заявление о постановке филиала на учет не нужно, так как в налоговой инспекции уже зарегистрирован головной офис. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что, если налогоплательщик уже встал на налоговый учет, повторно подавать в ту же инспекцию заявление о регистрации он не обязан. Аналогичной позиции придерживается и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12 января 2006 г. по делу N А56-31316/03. Заявление о постановке на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания. Постановка на учет с выдачей уведомления об этом осуществляется в течение пяти дней со дня представления всех документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). Постановка организации на налоговый учет по местонахождению принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется налоговым органом самостоятельно на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 85 НК РФ). Срок постановки на учет - пять дней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Возникает вопрос: какую дату считать моментом создания подразделения? Налоговый кодекс РФ прямого ответа не дает, а у специалистов налоговой службы на этот счет есть своя точка зрения. Первый вариант. Существует мнение, что новое подразделение начинает работать, как только принято решение о его создании. Однако с такой позицией налоговых органов можно не согласиться. Из анализа норм ст. 11 НК РФ следует, что днем создания подразделения считается дата, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 8 июля 2003 г. N 2235/03 подчеркнул, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено ли его создание в учредительных документах. Таким образом, подразделение создается в момент оборудования стационарных рабочих мест и начала деятельности. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. по делу N Ф04-9980/2005(19089-А67-35), ФАС Уральского округа от 30 марта 2005 г. по делу N Ф09-1067/05-АК). Документами, подтверждающими создание стационарных рабочих мест и начало работ, могут быть приказы о назначении на должность директора филиала или представительства и других сотрудников, распоряжение администрации о начале деятельности. При этом отсчитывать месяц, предусмотренный на подачу заявления, следует с даты наиболее позднего документа. Второй вариант. Если обособленное подразделение располагается в арендованном помещении, то налоговые органы могут попытаться доказать, что подразделение создано в тот день, когда был заключен договор аренды. Эта позиция также сомнительна. Ведь то, что договор заключен, совсем не означает, что в подразделении созданы стационарные рабочие места и оно готово начать работать (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2005 г. по делу N А33-6795/04-С4-Ф02-182-0/05-С1). К тому же арендные отношения регулируются гл. 34 Гражданского кодекса РФ, а не Налоговым кодексом РФ. Одним из доказательств того, что компанией фактически были созданы стационарные рабочие места в арендованном помещении, является акт приемки-передачи работ по оборудованию рабочих мест (Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2003 г. по делу N КА-А40/10724-03). Теперь проанализируем возможность применения к налогоплательщику тех или иных санкций в случае нарушения постановки на учет обособленных подразделений. Если налогоплательщик стоит на учете в налоговом органе по местонахождению головного офиса, но не встал на учет в инспекции по местонахождению обособленного подразделения, то можно ли считать его осуществляющим деятельность без постановки на учет? ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29 апреля 2004 г. по делу N А66-6713-03 указал, что в такой ситуации состава правонарушения, предусмотренного ст. 117 НК РФ, не имеется. Но в целом суды склоняются к противоположной позиции (см. Постановления ФАС Центрального округа от 17 марта 2004 г. по делу N А54-2775/03-С4, ФАС Уральского округа от 2 марта 2004 г. по делу N Ф09-603/04АК). За нарушение сроков постановки на налоговый учет предусмотрена также административная ответственность в отношении должностных лиц организации: - за нарушение срока постановки на учет организации в налоговом органе - штраф от 5 до 10 МРОТ (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ); - за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе независимо от срока ее осуществления - штраф от 20 до 30 МРОТ (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по местонахождению этих филиалов и иных обособленных подразделений. Пунктом 1 ст. 83 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения и принадлежащего организации недвижимого имущества. Из приведенных норм следует, что обязанность налогоплательщика по представлению декларации по местонахождению его обособленного подразделения возникает после постановки на налоговый учет по местонахождению последнего (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2003 г. по делу N А05-954/03-60/18).
И.М.Кушнарева Налоговый аналитик ИФД "КапиталЪ" Подписано в печать 10.10.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |