Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




О процедуре взыскания налоговых штрафов ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5

О ПРОЦЕДУРЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ ШТРАФОВ

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ законодатель в очередной раз обновил Налоговый кодекс РФ. Статья 103.1, благодаря которой налоговые органы имеют право на взыскание налоговой санкции без согласия налогоплательщика, утратит силу с 1 января 2007 г. Что же, возможно, будет происходить дальше с процедурой взыскания штрафов?

Право взыскивать суммы санкций в бесспорном порядке было предоставлено налоговым органам п. 9 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР". Такой порядок взыскания распространялся на предприятия, учреждения, организации.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 17 декабря 1996 г. N 20-П признал не соответствующими Конституции РФ положения п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие налоговым полицейским право взыскивать с юридических лиц суммы штрафов (а также сокрытого или заниженного дохода (прибыли)) без их согласия в бесспорном порядке. Таким образом, КС РФ четко указал, что неотъемлемой составляющей внесудебной процедуры взыскания в бюджет суммы штрафа является согласие юридического лица. Данную позицию судьи не раз подтвердили и в своих последующих актах (Определения КС РФ от 6 ноября 1997 г. N 111-О, от 4 марта 1999 г. N 50-О и др.). Последствием такого вывода Суда явилось закрепление в части первой НК РФ исключительно судебного порядка взыскания налоговых санкций.

Тем не менее с начала 2006 г. бесспорное взыскание штрафов вернулось в виде положений ст. 103.1 НК РФ, хоть и ограниченное суммой штрафа и необходимостью производить списание через судебного пристава-исполнителя. Как оказалось, ненадолго - с 1 января 2007 г. данная статья утратит силу.

Так что же с начала 2007 г. будет происходить с возможностью списания штрафа без согласия налогоплательщика?

Согласно п. 10 ст. 46 НК РФ применение положений данной статьи к взысканию штрафов возможно только в случаях, предусмотренных Кодексом. Получается, что, если такой прямой ссылки нет, нормы ст. 46 на штрафы не распространяются. Аналогичную позицию занял Пленум ВАС РФ, изложив ее в своем Постановлении от 22 июня 2006 г. N 30.

Таким образом, отсутствие в нормах Кодекса, регулирующих порядок взыскания штрафов, отсылки к ст. 46 НК РФ (в части бесспорного списания) позволяет сделать вывод о невозможности применения такой процедуры к взысканию сумм налоговых санкций.

Иного порядка, отличного от установленного ст. 46 НК РФ, Кодекс в отношении штрафов не содержит. Новая редакция документа исключает ст. 103.1 и п. 7 ст. 114 НК РФ, допускавшие принятие налоговым органом решений о взыскании налоговых санкций, которые впоследствии исполняются непосредственно через службу судебных приставов-исполнителей (минуя стадию судебного рассмотрения). Также из окончательного текста документа исчезла отсылка к ст. 46 НК РФ, содержавшаяся в промежуточной редакции в п. 3 ст. 101.3 (нумерация дана в соответствии с окончательным текстом). Косвенно сделать вывод о гипотетической возможности бесспорного взыскания штрафа позволяют лишь нормы ст. ст. 104 и 135 НК РФ.

Ссылка на ст. 46 НК РФ содержится только в ст. 115 Кодекса, регулирующей порядок подачи иска о взыскании штрафа в суд, и то в части применения сроков на подачу искового заявления. Следовательно, буквальное прочтение новой редакции Налогового кодекса РФ позволяет прийти к заключению, что после вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности оно исполняется путем выставления требования об уплате штрафа (п. 3 ст. 101.3 НК РФ) с последующей подачей в суд иска о взыскании суммы санкций.

Однако налоговые органы вряд ли легко откажутся от существующей сейчас практики взыскания штрафов без суда (пусть и в ограниченных суммах), тем более что, как уже было отмечено, некие неопределенные высказывания на эту тему (при полном отсутствии механизма исполнения) новая редакция НК РФ все-таки содержит.

И здесь для участников процесса, пожалуй, самое большое значение будут иметь арбитражная практика и позиция КС РФ о том, что именно является согласием организации, без которого штраф не может быть взыскан налоговым органом самостоятельно, и в какой форме оно должно быть выражено. Можно ли уверенно заявлять о согласии налогоплательщика с фактом его привлечения к налоговой ответственности и суммой штрафа, если соответствующее решение не было им обжаловано в установленный срок? Очевидно, что нет, ведь оно просто могло быть им не получено по объективной причине (например, задержка на почте). При этом законодательство считается соблюденным, а вот права организации явно нарушены.

То, что в сфере налогообложения молчание знаком согласия отнюдь не является, подтверждает и Пленум ВАС РФ в п. 13 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", прямо указывая, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа не может расцениваться как его согласие с предъявленным требованием.

Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал, что при применении мер ответственности имущественного характера именно судебная процедура позволяет в максимальной степени гарантировать соблюдение основных прав и свобод, обеспечить справедливое и публичное разбирательство дела на основе состязательности и равноправия сторон, всесторонне исследовать материалы дела, установить, имеется ли состав правонарушения, и определить с учетом конкретных обстоятельств размер денежных средств, подлежащих взысканию (см., в частности, Постановление КС РФ от 10 апреля 2001 г. N 5-П). Таким образом, делаем вывод: применение внесудебного порядка взыскания штрафов с налогоплательщика нарушает его право на защиту, если отсутствует его прямое и явно выраженное согласие с предъявленной ему к уплате суммой штрафа.

Тем не менее существует и другая точка зрения: лицо в любом случае обладает правом на защиту, если имеет возможность обжаловать правоприменительный акт (включая действие и бездействие) в суде, а возможность обжаловать решение о привлечении к ответственности у налогоплательщика есть (ст. 101.2 НК РФ). Но можно ли считать соответствующим Конституции РФ положение об отсутствии права на обращение с жалобой в суд без предварительного рассмотрения дела вышестоящим налоговым органом (с 1 января 2009 г. это будет обязательным условием)? По нашему мнению - нет, поскольку этим существенно ограничивается право на судебную защиту. Конституционный Суд РФ еще в том же Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П пришел к выводу, что по смыслу ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ такое решение может быть обжаловано юридическим лицом в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде. в случае же такого обжалования взыскание штрафа должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика, а это ставит под сомнение соответствие Конституции РФ уже п. 4 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающего право (а не обязанность) вышестоящего налогового органа приостановить исполнение обжалуемого решения, если оно вступило в законную силу (т.е. штраф может быть взыскан еще до обращения налогоплательщика в суд), поскольку, когда речь идет об имущественных санкциях, последующий судебный контроль не является достаточным с точки зрения обеспечения судебной гарантии права собственности (Постановление КС РФ от 10 апреля 2001 г. N 5-П).

Из изложенного следует ряд выводов:

- новая редакция НК РФ прямо не указывает на возможность взыскания налоговых штрафов в бесспорном порядке и не содержит механизма такого взыскания;

- взыскание в бесспорным порядке означает списание суммы санкций с согласия налогоплательщика; отсутствие возражений таким согласием не является;

- налогоплательщик должен иметь право обжаловать решение о взыскании штрафа в суде без каких-либо ограничений. Необходимость предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе противоречит Конституции РФ в ее истолковании, данном в ряде актов КС РФ;

- суд и вышестоящий налоговый орган при поступлении жалобы на решение о взыскании штрафа обязаны приостановить исполнение обжалуемого акта (взыскание штрафа) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> в отношении судебного обжалования данное положение сейчас рассматривается в проекте постановления Пленума ВАС РФ, касающегося обеспечительных мер.

Что же касается вывода окончательного, то пока он только один: если организация не хочет платить штрафы "без суда", споров с налоговыми органами скорее всего избежать не удастся, а очередную дыру в законе придется латать арбитражным судам.

В.Р.Альтергот

Директор по правовым вопросам

ОАО "Отечественные лекарства"

Подписано в печать

06.10.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Правовые последствия решений налоговых органов об отказе в возмещении НДС ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5) >
<Комментарий к Письму ФНС России от 15.08.2006 N ГВ-6-02/803@ "О направлении Письма Минфина России от 01.08.2006 N 03-11-02/169"> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.