Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Возмещение экспортного НДС в процедурах банкротства ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО НДС В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Проблема соотношения норм современного российского налогового законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) длительное время оставалась нерешенной. Отдельные попытки устранения многочисленных коллизионных ситуаций, возникающих в данной сфере, предпринимались лишь на уровне судебно-арбитражной практики. Некоторые острые проблемы были решены Пленумом ВАС РФ, однако многие вопросы продолжают оставаться спорными. Один из них - выбор формы возмещения сумм экспортного НДС из бюджета налогоплательщиком, в отношении которого введена та или иная процедура банкротства.

Условия, при которых плательщик НДС получает право на возмещение из бюджета сумм налога по экспортным операциям, определены в п. 4 ст. 176 НК РФ. Данной нормой, в частности, установлено, что возмещение производится в форме зачета либо возврата. В то же время возбуждение арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении налогоплательщика, претендующего на возмещение из бюджета сумм экспортного НДС, существенно влияет на выбор формы возмещения. Ведь согласно законодательству о банкротстве к налогоплательщику-должнику применятся особый (специальный) порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов (в том числе налоговых органов).

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) различает пять процедур банкротства юридических лиц <1>: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В статье рассматриваются особенности возмещения НДС по экспортным операциям только юридическим лицам (организациям), находящимся в процедурах банкротства.

Как следует из п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения действует особый, установленный названным Законом порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения. Эти ограничения действуют на протяжении всех последующих процедур банкротства должника и прекращаются лишь с завершением арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Экспортный НДС: соотношение понятий "зачет" и "возврат"

Сами по себе понятия "зачет" и "возврат" не равнозначны.

Осуществление зачета означает, что сумма возмещаемого налога направляется на погашение имеющейся у налогоплательщика недоимки по налогам (сборам), задолженности по пеням и присужденным налоговым санкциям, подлежащим уплате в тот же бюджет, из которого будет производиться возмещение, либо засчитывается в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Возмещение налога путем возврата осуществляется налоговыми органами с привлечением Федерального казначейства в безналичном порядке и представляет собой перечисление подлежащей возмещению суммы налога на банковский счет налогоплательщика.

Различны и экономические последствия двух форм возмещения экспортного НДС для хозяйственной деятельности организации-должника в целом. При возврате налогоплательщик получает "живые" деньги для формирования конкурсной массы, которыми арбитражный управляющий должника вправе самостоятельно распорядиться с учетом ограничений, вводимых законодательством о несостоятельности (банкротстве), в том числе и в целях восстановления платежеспособности предприятия. При зачете налоговый орган в одностороннем порядке по своему усмотрению решает судьбу налога, подлежащего возмещению налогоплательщику, по сути лишая последнего возможности автономно использовать принадлежащие ему деньги.

Принципиальное значение в этой связи приобретают нормы п. 4 ст. 176 НК РФ, согласно которым при наличии у налогоплательщика недоимки и пеней по НДС (иным налогам и сборам), а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, которые следует зачислить в тот же бюджет, откуда производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Специалисты налоговой службы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем организации.

Если у плательщика НДС отсутствуют недоимка, пени и задолженность по налоговым санкциям, то суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, зачисляемым в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и проведением работ (оказанием услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров (по согласованию с таможенными органами), либо возвращаются налогоплательщику по его заявлению.

В правоприменительной практике часто встречаются ситуации, когда решение о возмещении НДС по экспортным операциям в отношении налогоплательщика, находящегося в какой-либо из процедур банкротства, принимается налоговыми органами в общем порядке - по результатам проведения камеральной проверки обоснованности применения ставки НДС 0% и налоговых вычетов. Однако определяют форму предстоящего возмещения сумм налога в подобном случае налоговые органы самостоятельно, в императивном порядке - только посредством проведения зачета, но не возврата из бюджета, даже несмотря на наличие волеизъявления налогоплательщика о возмещении НДС именно в форме возврата.

Налоговые органы исходят из того, что возврат сумм экспортного НДС налогоплательщику, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), имеющему непогашенную задолженность перед тем же бюджетом, из которого должен быть возмещен НДС, в любом случае недопустим, так как противоречит общим принципам соотношения правового регулирования зачета и возврата, установленным законодательством о налогах и сборах.

Впрочем, аналогичная точка зрения была высказана и некоторыми арбитражными судами.

Пример 1. ФАС Северо-Западного округа в ходе рассмотрения дела проверил законность судебных актов, вынесенных по спору о признании незаконными действий налоговой инспекции по проведению зачета суммы подлежащего возмещению налогоплательщику экспортного НДС в счет погашения имевшейся у этого налогоплательщика недоимки по НДС, исчисленному с операций по реализации товаров на внутреннем рынке (Постановление от 22 сентября 2005 г. по делу N А26-659/2005-211).

Несогласие с решением налоговой инспекции налогоплательщик обосновывал тем, что для него действует особый порядок предъявления денежных требований, в том числе по обязательным платежам, предусмотренный положениями законодательства о банкротстве. В июле 2003 г. в отношении организации было открыто конкурсное производство, и, следовательно, при урегулировании спорных правоотношений по возмещению НДС необходимо руководствоваться специальными нормами указанной отрасли законодательства, а не общими правилами, закрепленными в п. 4 ст. 176 НК РФ.

Проверив материалы дела, суд пришел к выводу, что с учетом систематического толкования положений Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и п. 4 ст. 176 НК РФ независимо от наличия либо отсутствия проводимой в отношении налогоплательщика процедуры банкротства права на возмещение НДС путем возврата такой налогоплательщик в любом случае не имеет, поскольку за ним числится задолженность по налоговым платежам перед тем же бюджетом. Вывод о приоритетном значении законодательства о банкротстве по отношению к налоговому законодательству не имеет правового значения для рассмотрения спора по существу.

Между тем подобная позиция налоговых органов и ряда арбитражных судов представляется не вполне верной в свете положений законодательства о несостоятельности (банкротстве) по следующим причинам.

Как было отмечено ранее, на основании абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Законом порядка. Аналогичные ограничения сохраняют свое действие и при переходе к процедуре финансового оздоровления (абз. 2 п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве).

В отличие от этого в процедуре внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, распространяющий свое действие на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения названной процедуры банкротства (абз. 7 п. 1 ст. 94, ст. 95 Закона о банкротстве).

Несколько по-иному урегулирован данный вопрос в случае открытия в отношении должника-банкрота конкурсного производства. В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Порядок предъявления и установления размера требований кредиторов закреплен в ст. ст. 71, 100 Закона о банкротстве, согласно которым требования кредиторов направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность требований, и включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П подчеркнул, что "ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты.

Установление Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" особого режима имущественных требований к должнику, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов, в том числе когда имущества должника недостаточно для справедливого его распределения между кредиторами".

Таким образом, Законом о банкротстве предусмотрен специальный (особый) порядок предъявления требований кредиторов (в том числе и налоговых органов) после возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) должника, исключающий возможность использования какого-либо иного, отличного от него порядка предъявления и удовлетворения требований кредиторов по обязательствам должника.

Правовой статус обязательных платежей в деле о банкротстве

Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве).

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "обязательные платежи", выделяя лишь налоги (п. 1 ст. 8 НК РФ) и сборы (п. 2 ст. 8 НК РФ). В качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по их уплате выступают пени (понятие и особенности их начисления определены в ст. 75 НК РФ). За ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщиков (налоговых агентов) и плательщиков сборов гл. 16 НК РФ установлены соответствующие санкции в виде взыскания штрафа.

На первый взгляд пени и штрафы, начисляемые за неисполнение либо ненадлежащее исполнение налогоплательщиками (плательщиками сборов) возложенных на них законодательством о налогах и сборах обязанностей, выведены из структуры собственно налоговых платежей, поскольку налогами или сборами они по своей сути не являются. Тем не менее из смысла п. п. 26 - 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25) вытекает, что пени следует расценивать как несколько иного рода обязательные платежи, сопутствующие налогам (сборам) и обладающие сходной с ними правовой природой.

В то же время данный вывод нельзя распространять на штрафы - санкции за совершение налоговых правонарушений, поскольку законодательство о несостоятельности (банкротстве) не предполагает деления указанных требований кредиторов на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Подобного рода требования независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. Иными словами, они учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе третьей очереди и подлежат удовлетворению после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 25).

Поэтому, рассматривая правовой статус обязательных платежей в деле о несостоятельности (банкротстве), налоговые санкции необходимо выделять отдельно, так как последние не охватываются напрямую содержащимся в Законе о банкротстве определением обязательных платежей, что не позволяет расценивать их в качестве таковых в процедурах банкротства налогоплательщика.

Что касается иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, о которых говорится в абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве, то они не включены в действующую систему налогов и сборов исходя из их перечня, приводимого в ст. ст. 13 - 15 НК РФ. Однако Пленум ВАС РФ в п. 15 Постановления N 25, принимая во внимание особую правовую природу и социальную значимость обязательных взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, к числу которых относятся прежде всего страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, счел возможным приравнять их по статусу к обязательным платежам.

Требования об уплате обязательных платежей предъявляются в деле о банкротстве федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством РФ. Уполномоченным органом в смысле ст. 2 Закона о банкротстве на основании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" является Федеральная налоговая служба России.

Платежи текущего характера

В структуре требований кредиторов следует различать текущие платежи. Под ними в процедурах банкротства согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Как разъясняется в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В этой связи следует подчеркнуть, что возмещение налоговыми органами налогоплательщику-должнику сумм экспортного НДС в форме зачета, а не возврата представляет собой реализацию общего установленного НК РФ для данной ситуации порядка взыскания задолженности по налогам и пеням перед тем бюджетом, из которого производится возмещение. Подобная процедура взыскания недоимки, являющаяся своего рода удержанием в пользу бюджета, допускается законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 78 и 79, п. 4 ст. 176 НК РФ).

Отдельно необходимо оговорить порядок отнесения требований об уплате пеней по налогам (сборам) к категории обязательных платежей текущего характера или обязательств, не признаваемых текущими в процедурах банкротства. При решении данного вопроса целесообразно руководствоваться правилами, сформулированными в п. п. 27 - 29 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, а именно:

- требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим;

- в период финансового оздоровления установленный абз. 9 п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве запрет на начисление пеней за неисполнение обязательных платежей, возникших до даты введения указанной процедуры банкротства, распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, т.е. на требования, не признаваемые текущими в ходе проведения финансового оздоровления. К таким требованиям относятся требования по налогам, в отношении которых одновременно выполняются два условия: налоговый период окончился до даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязанности по уплате наступил до введения процедуры финансового оздоровления.

Относительно внешнего управления изложенный подход закреплен в абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.

При применении нормы, предусмотренной абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, - о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника - следует исходить из того, что это положение касается как требований, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, так и текущих требований, возникших до открытия конкурсного производства. Требование по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после его открытия, удовлетворяется в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной положениями п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

М.Я.Сивакова

Помощник судьи

Арбитражного суда Орловской области

Подписано в печать

06.10.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Доказывание в налоговом споре: теория и судебная практика ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5) >
Как обжаловать ненормативный правовой акт налогового органа ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.