![]() |
| ![]() |
|
О новом налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 40)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 40
О НОВОМ НАЛОГОВОМ РАСЧЕТЕ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
Обязанность представлять налоговую декларацию по земельному налогу и налоговый расчет по авансовым платежам установлена ст. 398 НК РФ. Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами по земельному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев.
Кадастровая стоимость земельных участков
Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка. Как известно, кадастровая стоимость земельных участков может быть не утверждена в срок или не доведена до налогоплательщика. Как поступить в таком случае? В данной ситуации необходимо обратить внимание на следующие аспекты. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года. Если результаты государственной кадастровой оценки земель не утверждены до указанной даты, то авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения. В отношении таких земельных участков налогоплательщик представляет в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Если результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик представляет в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты за первый и второй кварталы календарного года. В том случае, когда кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, налогоплательщик представляет в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, должен представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, - и уточненные налоговые расчеты за первый и второй кварталы календарного года.
Основные изменения
Новая форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена Приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 г. N 64н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" (далее - Приказ N 64н). Эту форму в 2006 г. налогоплательщики применяют начиная с отчетности за второй отчетный период текущего года. Рассмотрим основные отличия новой формы от прежней. Изменения коснулись всех основных разделов нового налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу, где определяются налоговая база и сумма авансового платежа по земельному налогу. Они связаны с уточнением порядка определения налоговой базы теми налогоплательщиками, которым предоставлены льготы в виде не облагаемой налогом суммы и в виде доли необлагаемой площади земельного участка. При этом титульный лист остался прежним. Изменен в налоговом расчете порядок расчета суммы льготы с учетом применения коэффициента использования налоговой льготы (К1). В прежней форме налогового расчета в случае, если льгота налогоплательщику предоставлялась не с начала текущего года, сумма налоговой льготы с учетом коэффициента К1 рассчитывалась налогоплательщиком, имеющим право на льготу в виде освобождения от налогообложения, установленную в соответствии с п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ, неверно. В этой связи следует иметь в виду, что исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1). При этом коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается в новом налоговом расчете с применением единицы по следующей формуле: К1 = 1 - (Кол. мес. отсутств. льготы / Общ. кол. мес). Изменения, внесенные в налоговый расчет, связаны с введением налоговой льготы на федеральном уровне, предусмотренной п. 9 ст. 395 НК РФ. Пункт 9, вступивший в силу с 2006 г., был добавлен в данную статью Кодекса Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ. Он включает льготу, предоставляемую организации-резиденту особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны. Поэтому организациям - резидентам особой экономической зоны при составлении налогового расчета следует учесть, что в разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу" по строке 150 они должны отражать код налоговой льготы - 3021194. Начиная с 2006 г. организации по земельным участкам, находящимся под зданиями и сооружениями, используемыми в целях научной деятельности научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, не указывают в строке 150 код льготы 3021193. Это связано с тем, что п. 8 ст. 395 НК РФ, которым льгота была предусмотрена, утратил силу. С 1 января 2006 г. организации утратили право на льготу, устанавливаемую п. 3 ст. 395 НК РФ по земельным участкам, занятым: объектами мобилизационного назначения и мобилизационными мощностями, законсервированными и не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, являющимися объектами особого назначения. Поэтому эти организации не должны указывать в строке 150 налогового расчета коды льгот 3021130-3021150.
Заполняем налоговый расчет
Налоговый расчет включает: титульный лист; разд. 1 "Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)"; разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу". Титульный лист и разд. 1 и 2 представляют все налогоплательщики. Приложение N 1, где указывается Справочник категорий земель, утверждено Приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н. В Справочнике приведены коды и наименование категорий земли. Коды налоговых льгот представлены в Приложении N 3 к Приказу N 64н. Приложение N 3 содержит коды налоговых льгот, применяемых в соответствии с п. п. 1, 2, 4, 5, 6, 7 и 9 ст. 395, п. 5 ст. 391, п. 2 ст. 387, ст. 7 НК РФ. К налоговым льготам, предоставляемым на федеральном уровне, относятся: льготы, предусматривающие освобождение от налогообложения; льготы, уменьшающие величину налоговой базы, предоставленные в виде не облагаемой налогом суммы. К налоговым льготам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга), относятся: льготы, предоставляемые в виде не облагаемой налогом суммы; льготы, уменьшающие исчисленную сумму налога и (или) в виде снижения налоговой ставки; льготы в виде необлагаемой площади земельного участка; льготы в виде освобождения от налогообложения. Также в Приложение N 3 включены льготы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. В налоговом расчете заполняется титульный лист, а затем разд. 2. На основании показателей разд. 2 заполняется сводный разд. 1.
Раздел 2
Раздел 2 заполняется отдельно по каждому земельному участку, находящемуся на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организации или физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, в отношении земельного участка, используемого им в предпринимательской деятельности. Налоговая база и сумма авансового платежа рассчитываются в налоговом расчете по каждому виду земель. По строке 010 указывается кадастровый номер земельного участка. По строке 020 вписывается код по ОКАТО того муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. По этому коду уплачивают сумму авансового платежа за данный объект. По строке 030 указывают код категории земель. По строке 040 отметку "V" проставляют только налогоплательщики, использующие земельный участок под жилищное строительство. В этом случае ставится знак "V" в поле "3 года" или "свыше 3 лет" в зависимости от периода проектирования и строительства, проводимого в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления жилищного строительства. По строке 050 отражают кадастровую стоимость земельного участка. Строку 060 заполняют организации и индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой или совместной собственности. Здесь отражается доля налогоплательщика в праве на земельный участок. Данная строка также заполняется, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Доля налогоплательщика указывается, если в качестве покупателей объектов недвижимости выступают несколько лиц. Данные по строкам 070 - 180 приводят организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются налоговыми льготами по земельному налогу. Для налоговых льгот, предоставляемых на федеральном и местном уровнях, предусмотрены разные строки. Напомним, что в расчете по авансовым платежам по земельному налогу, который налогоплательщики представляли в первом квартале 2006 г., под такие льготы отводились общие строки. Сведения по строкам 070, 080, 090 и 100 вносят те налогоплательщики, для которых установлена льгота в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы. Если льготы установлены органами муниципальных образований на основании положений п. 2 ст. 387 НК РФ, заполняются строки 070 и 080. Строки 090 и 100 заполняются, если основанием для льготы служит п. 5 ст. 391 Кодекса. В п. 5 ст. 391 НК РФ речь идет о не облагаемой налогом сумме в размере 10 000 руб. Она касается налогоплательщиков - физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. По строкам 070 и 090 отражаются коды налоговых льгот (они указаны в Приложении N 3 к Приказу N 64н). По строке 070 проставляется код 3022100, а по строке 090 в зависимости от категории лица - один из кодов 3021210 - 3021270. В строках 080 и 100 указывается не облагаемая налогом сумма, уменьшающая налоговую базу. По строке 080 отражается не облагаемая налогом сумма, установленная представительными органами муниципальных образований, а по строке 100 - сумма в размере 10 000 руб. Если показатель строки 080 или 100 либо сумма показателей этих строк превышает размер налоговой базы, определенной по земельному участку, налоговая база принимается равной нулю.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 41)
Т.Добринова Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Подписано в печать 04.10.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |