![]() |
| ![]() |
|
Отражение доходов и расходов, связанных с автомобильными авариями ("Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 10)
"Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 10
ОТРАЖЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С АВТОМОБИЛЬНЫМИ АВАРИЯМИ
Для своей деятельности многие организации используют автотранспорт. Однако никто не застрахован от несчастного случая на дороге. В данной статье мы попытаемся охватить некоторые аспекты учета тех или иных ситуаций, связанных с возмещаемыми и не возмещаемыми суммами при ДТП.
Виды автомобильного страхования
Что же такое дорожно-транспортное происшествие? Его определение изложено в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Однако действующим законодательством предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств застраховать свою ответственность в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств (ОСАГО). Кстати, без полиса ОСАГО организация не сможет пройти государственный технический осмотр и осуществить регистрацию автотранспортного средства в ГИБДД. Суть договора имущественного страхования заключается в обязанности одной стороны (страховщика) за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении определенного события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки застрахованного имущества либо убытки в отношении иных имущественных интересов страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ).
В настоящее время основными документами, регулирующими вопросы страхования, являются: - Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ); - Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" (далее - Закон N 4015-1); - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) (далее - Закон N 40-ФЗ). Статьей 2 Закона N 4015-1 определено: "Страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков". В п. 2 ст. 929 ГК РФ установлены категории имущественных интересов, которые могут быть застрахованы, и тем самым закреплены виды имущественного страхования, в частности: - страхование имущества (ст. 930 ГК). Страхуется риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; - страхование гражданской ответственности (ст. ст. 931 и 932 ГК). Под гражданской ответственностью понимают ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также ответственность по договорам; - страхование предпринимательского риска (ст. 933 ГК). Обязательное страхование (ОСАГО) предусматривает возмещение страховщиком ущерба, связанного с причинением владельцем транспортного средства вреда чьему-либо здоровью или имуществу. Однако при этом виде страхования страховая премия не может превышать определенную сумму (ст. 4 Закона). Если же автовладелец хочет обезопасить себя на всю сумму возможного ущерба, он вполне может застраховать гражданскую ответственность дополнительно, в добровольном порядке (п. 5 ст. 4 Закона). Добровольным является и страхование транспортного средства от угона или повреждения (КАСКО). При наступлении страхового случая потерпевшая сторона, если она намерена воспользоваться правом на страховую выплату, должна уведомить страховую организацию о наступлении страхового случая в порядке и в сроки, установленные в договоре страхования, а также представить пакет документов, перечисленных в п. 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила), подтверждающий причинение вреда, а именно: а) документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица; б) заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим (если экспертиза организована страховщиком, заключения экспертов находятся у него); в) документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим; г) документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения; д) документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Возмещаются расходы на хранение со дня дорожно-транспортного происшествия до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы; е) иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества. Независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится с целью установить следующие обстоятельства, влияющие на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства: - наличие и характер технических повреждений автомобиля; - причина возникновения технических повреждений; - технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства. Экспертиза организуется и проводится в отношении транспортного средства потерпевшего или страхователя, признаваемых таковыми Законом N 40-ФЗ. Для экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на проведение экспертизы производятся за счет страховщика (потерпевшего) в соответствии с заключенным договором. В результате экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение. Согласно п. 19 Постановления N 238 в заключении должны быть указаны: - полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, Ф.И.О., должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель этой организации поручил проведение экспертизы; - дата составления и порядковый номер экспертного заключения; - основание для проведения экспертизы; - полное фирменное наименование и место нахождения страховщика; - полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица; - перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы; - нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы; - сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы; - описание проведенных исследований; - обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов; - выводы по каждому из поставленных вопросов. Выводы экспертизы должны быть понятны и не содержать формулировок, допускающих неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора такой экспертизы, если страховщик и потерпевший между собой не договорились (п. п. 20 - 22 Правил). Что касается возмещения по договору КАСКО, то страховая компания может запросить у организации идентичный список документов, что и при договоре ОСАГО. По договору КАСКО будет выплачена только разница между суммой причиненного ущерба и возмещением по договору ОСАГО. Однако стоит отметить: если возмещение, которое получено по договору ОСАГО, полностью покрывает причиненный ущерб, то по договору КАСКО организация ничего не получит. Когда страховой выплаты недостаточно для восстановления автомобиля, необходимую сумму потерпевшая сторона может потребовать с виновника ДТП на основании ст. 1064 ГК РФ: ущерб, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Причиненный ущерб может быть возмещен виновником аварии самостоятельно или по решению суда. Далее рассмотрим, какие гражданско-правовые и налоговые последствия возникают у организации, если ее автомобиль попадает в дорожно-транспортное происшествие, и как отражаются соответствующие операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Разные виновники в ДТП - различное отражение операций
Автомобиль фирмы пострадал по вине собственного водителя (только КАСКО и недостающая сумма с виновника аварии)
В отличие от страхования имущества условиями договора страхования автогражданской ответственности страховым случаем признается причинение в результате ДТП вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. В этой ситуации страховое возмещение выплачивается не страхователю, а потерпевшему. Если виновником ДТП признан водитель организации, то получить компенсацию возможно будет только по договору КАСКО. Но бывают случаи, когда данных денежных средств для восстановления автомобиля может не хватать, тогда организация имеет право взыскать недостающую сумму с виновника аварии. Право организации привлечь водителя - виновника в ДТП к материальной ответственности предусмотрено ст. 238 ТК РФ. Однако полная материальная ответственность работника наступает при причинении ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Постановление об административном правонарушении по факту ДТП является именно таким правоустанавливающим документом. Суммы причиненного ущерба взыскиваются с виновного лица в порядке, установленном ст. 246 ТК РФ. Так, сумма причиненного ущерба, не превышающего среднего месячного заработка, определяется по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Однако ст. 138 ТК РФ предусмотрены ограничения, а именно: "Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику". Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. В бухгалтерском учете расходы, связанные с ДТП, включаются в состав чрезвычайных расходов (п. 13 ПБУ 10/99). Соответственно, суммы страхового возмещения при любых видах страхования (ОСАГО, КАСКО) являются чрезвычайными доходами и признаются в том отчетном периоде, в котором страховая компания признала сумму ущерба (п. п. 9, 16 ПБУ 9/99). Согласно Плану счетов чрезвычайные доходы и расходы отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Поступления от виновника аварии учитываются в составе внереализационных доходов (данная норма предусмотрена п. 8 ПБУ 9/99) и на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Данные операции отражаются проводками:
Дебет 99 ¬ > - отражены затраты на ремонт автомобиля Кредит 60 -
Дебет 60 ¬ > - перечислены денежные средства авторемонтной Кредит 51 - мастерской за ремонт автомобиля
Дебет 76-1 ¬ > - отражена задолженность страховой компании Кредит 99 -
Дебет 51 ¬ > - поступило страховое возмещение Кредит 76-1 -
Дебет 73-2 ¬ > - отражена задолженность водителя перед Кредит 91-1 - организацией
Дебет 70 ¬ > - удержана часть суммы возмещаемого водителем Кредит 73-2 - ущерба
В налоговом учете потери от ДТП относятся к составу чрезвычайных ситуаций и включаются в состав внереализационных расходов на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. В состав внереализационных доходов включаются суммы возмещения в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ). При этом датой получения дохода является день, когда страховая компания, а также работник признали сумму возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Соответственно, суммы, признанные страховой компанией по договору КАСКО, и суммы, причитающиеся к взысканию с работника, учитываются в составе внереализационных доходов. Суммы страхового возмещения, полученные при наступлении страхового случая, в налоговую базу по начислению НДС не включаются (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Что касается сумм, возмещаемых работником организации, то они также не облагаются НДС. Объекты, подлежащие обложению НДС, перечислены в ст. ст. 146, 154, 162 НК РФ. Получение денежных средств в порядке возмещения ущерба не поименовано в данных статьях. Однако следовало бы еще отметить, что если предприятие производит ремонт автомобиля за счет компенсационных средств, то НДС по суммам, уплаченным по ремонтным работам, к зачету предъявить не имеет права.
Автомобиль фирмы пострадал по вине другого участника ДТП (только ОСАГО)
С 1 января 2006 г. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется по новым страховым тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии". Статьей 7 Закона N 40-ФЗ определен предельный размер страховой суммы, которую страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) выплатить потерпевшим в возмещение причиненного им вреда. Он составляет 400 тыс. руб., а именно в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. Так, в случае дорожно-транспортного происшествия потерпевший направляет на рассмотрение страховщику или его уполномоченному заявление с требованием о возмещении вреда в пределах страховой суммы. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие наступление страхового случая и размер вреда. Об этом говорится в ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Согласно ст. 12 указанного Закона страховая компания осматривает поврежденное имущество и организует его независимую экспертизу. Если страховая организация не сделала этого в оговоренный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться к независимым экспертам и не предоставлять поврежденное имущество страховщику для осмотра. В этом случае расходы на проведение экспертизы включаются в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком (при условии, что это предусмотрено в договоре обязательного страхования). По результатам проведенной экспертизы у сторон могут возникнуть разногласия. Тогда по желанию и за счет сторон проводится дополнительная экспертиза. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Если виновное лицо отказывается возмещать причиненный ущерб добровольно, ущерб возмещается в судебном порядке. Об этом гласит ст. 1064 ГК РФ. Как уже отмечалось, в бухучете чрезвычайные доходы выделены в отдельную категорию. Наряду с операционными и внереализационными доходами они относятся к прочим доходам. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций чрезвычайные доходы отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Их начисление отражается записями:
Дебет 76-1 ¬ > - отражена сумма страхового возмещения Кредит 99 -
К бухучету чрезвычайные доходы в виде страхового возмещения или сумм возмещения ущерба принимаются в том отчетном периоде, в котором страховая организация либо виновник признали сумму ущерба или суд вынес решение об их взыскании (п. 16 ПБУ 9/99). В Налоговом кодексе понятия чрезвычайных доходов и расходов нет. Поэтому в налоговом учете подобные доходы и расходы не выделяются в специальную категорию. Страховое возмещение, а также суммы возмещения ущерба, признанные виновным лицом или присужденные, включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Датой получения такого дохода считается день, когда страховая организация или виновник чрезвычайной ситуации признали сумму возмещения убытков либо когда решение суда вступило в законную силу (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Напомним, что оказание услуг по страхованию не облагается НДС. Такова норма пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ. При получении страхового возмещения по утраченному (поврежденному) имуществу у налогоплательщика не возникает объекта обложения НДС. Однако могут возникнуть сложности с применением вычетов, если в дальнейшем ремонт поврежденного имущества будет оплачиваться за счет сумм, полученных по договору страхования. В такой ситуации организация не вправе принимать к вычету НДС по ремонтным работам даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры, акта выполненных работ). Сумма "входного" НДС уплачивается за счет страхового возмещения. В бухгалтерском учете чрезвычайные расходы учитываются в составе прочих расходов и отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Руководствуясь п. 13 ПБУ 10/99, организация самостоятельно определяет, какие расходы ей относить к чрезвычайным. К данным расходам относятся расходы на восстановление имущества, стоимость экспертизы и т.п. Списание остальных расходов (связанных с восстановлением имущества, его экспертизой и т.п.) отражается проводкой: Дебет 99 Кредит 20, 25, 26, 60, 70, 69, 76 и т.п. Эти расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором имели место. Датой их списания может быть также дата расчетов по условиям договора, дата представления документов для расчетов или дата подписания акта приемки выполненных работ. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организация вправе учитывать потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Основание - пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Все перечисленные расходы относятся к внереализационным. При методе начисления датой их признания может быть дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата представления налогоплательщику документов для проведения расчетов или последний день отчетного (налогового) периода, если факт выполнения работ документально подтвержден (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иногда суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта. Тогда фирма вправе потребовать возместить разницу с виновника аварии. Об этом свидетельствуют решения арбитражных судей. Например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2004 г. по делу N Ф04-6368/2004(А70-4489-10), Уральского округа от 27 октября 2004 г. по делу N Ф09-3563/04-ГК, Северо-Западного округа от 21 декабря 2004 г. по делу N А13-8607/04-20. Кроме того, важно помнить, что если в результате аварии поврежден не только автомобиль, но и перевозимый груз, стоимость материальных ценностей возмещается виновником в полном объеме (Постановление ФАС Центрального округа от 19 апреля 2005 г. по делу N А48-7496/04-12).
По вине водителя фирмы пострадал автомобиль другого участника ДТП
Пострадавшая сторона получает возмещение по договорам ОСАГО и КАСКО. Однако данных сумм может не хватить для полного возмещения причиненного ущерба. Статьей 1068 ГК РФ предусмотрена ответственность юридического лица либо гражданина за возмещение вреда, причиненного его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Однако ст. 1081 ГК РФ предусмотрено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Из норм Гражданского кодекса, а также на основании ст. 238 ТК РФ следует, что организация может возместить возмещенный ущерб пострадавшей стороне за счет денежных средств своего работника. В бухгалтерском учете на основании п. 12 ПБУ 10/99 и п. 8 ПБУ 9/9 возмещение причиненных организацией убытков и поступления от виновного работника включаются в состав внереализационных доходов и расходов и отражаются проводками:
Дебет 91-2 ¬ > - начислено возмещение пострадавшей стороне Кредит 76-2 -
Дебет 76-2 ¬ > - перечислена пострадавшей стороне сумма Кредит 51 - возмещения убытков
Дебет 73-2 ¬ > - отражена задолженность сотрудника по Кредит 91-1 - возмещению ущерба
Дебет 70 ¬ > - из заработной платы удержана часть Кредит 73-2 - задолженности по возмещению ущерба
В налоговом учете затраты организации на возмещение пострадавшей стороне убытков отражаются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суммы, поступившие от работника, в счет возмещения ущерба учитываются в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Следует также отметить, что в соответствии со ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с работника. На основании этого водитель может быть освобожден от материальной ответственности по возмещению ущерба, причиненного организации вследствие аварии.
По вине водителя фирмы пострадали автомобили обоих участников ДТП
Если виновником ДТП признан водитель организации, то для восстановления собственного автомобиля организация может получить компенсацию только в рамках договора КАСКО, а также взыскать недостающую сумму убытка со своего сотрудника. Видение по данному аспекту изложено в ситуации 1. Пострадавшая сторона получает возмещение по договорам ОСАГО и КАСКО. Однако данных сумм может не хватить для полного возмещения причиненного ущерба. Тогда оставшуюся сумму возмещает ей организация-виновник, которая в последующем может взыскать данную сумму возмещенного ущерба со своего сотрудника. Данная позиция изложена в ситуации 3.
Автомобиль, который побывал в ДТП и стал непригодным к дальнейшей эксплуатации, фирма списывает с баланса
Автомобиль, побывавший в аварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации, списывается с баланса организации. При этом выбытие автотранспортного средства в результате его ликвидации оформляется актом на списание автотранспортных средств по форме N ОС-4а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. В акте указываются техническое состояние и причина ликвидации автотранспортного средства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат от ликвидации. Акт по форме N ОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия, утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входят главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранность основных средств. Акт утверждает руководитель организации. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств. Помните, что инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно от остальных. Срок их хранения устанавливает руководство. Кроме того, при списании автотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, что виновником ДТП не является организация) договор обязательного страхования автогражданской ответственности прекращается, а страхователь имеет право потребовать со страховщика выплату части страховой премии за неистекший срок договора страхования (п. п. 33, 34 Постановления Правительства РФ N 263). Если в результате ликвидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам и сдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме N М-4. После списания автомобиля с баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их с учета в случае изменения места своей регистрации, перед продажей автомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в других случаях, когда в соответствии с законодательством прекращается право собственности организации на транспортное средство. Если организация не снимет списанную машину с учета в органах ГИБДД, то она на основании ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. Расходы, связанные с выбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п. 13 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы на ликвидацию транспортных средств включаются в состав внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В результате списания автотранспортного средства с баланса могут образоваться доходы в виде запасных частей, пригодных для дальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласно п. 31 ПБУ 6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы от списания объектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков в составе операционных доходов. Стоимость деталей, которые пригодны для дальнейшего использования со списанного автомобиля, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Датой признания дохода является дата, указанная на акте на списание автомобиля (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, датой признания дохода является день поступления материалов от списания основного средства (п. 2 ст. 273 НК РФ). Пунктом 2 ст. 171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет в отношении основного средства, которое будет участвовать в операциях, признаваемых объектами налогообложения НДС. Однако списанный автомобиль не используется в производственных целях, поэтому сумму НДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортного средства, необходимо восстановить в части, относящейся к его остаточной стоимости. Планом счетов выбытие основных средств рекомендовано отражать с использованием специального субсчета "Выбытие основных средств", открываемого к балансовому счету 01 "Основные средства". При списании автотранспортного средства с баланса делайте проводки:
Дебет 01 ¬ "Выбытие основных средств" > - списана первоначальная ¦ стоимость автотранспортного Кредит 01 - средства
Дебет 02 ¬ > - списана сумма начисленной Кредит 01 ¦ амортизации "Выбытие основных средств" -
Дебет 99 ¬ > - остаточная стоимость Кредит 01 ¦ автомобиля списана на убытки "Выбытие основных средств" - предприятия
Дебет 10-5 ¬ > - оприходованы запасные части, Кредит 99 - пригодные для использования
Дебет 76 ¬ > - начислено страховое возмещение Кредит 99 -
Дебет 51 ¬ > - получена компенсация Кредит 76 -
Дебет 91 ¬ > - восстановлен НДС с остаточной Кредит 68 - стоимости автомобиля
В заключение хотелось ознакомить с мнением, изложенным в Постановлении ФАС СЗО от 3 февраля 2004 г. N А66-5321-03, где был сделан вывод о том, что убытки от ликвидации автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, не учитываются в целях налогообложения, так как это происшествие нельзя считать чрезвычайной ситуацией. Позиция суда ошибочна, так как полученные повреждения автомобиля являются следствием аварии, которая включена законодателем в перечень потерь, приведенных в пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Однако такое мнение имеется, и мы должны его знать. Ведь предупрежден - значит вооружен!
Т.Ю.Коваленко Аудитор Подписано в печать 27.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |