![]() |
| ![]() |
|
Применение мер принуждения к участникам бюджетного процесса ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 10)
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 10
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
(По приведению в соответствие с законодательством РФ своих учредительных документов и оформлению разрешений на открытие лицевых счетов)
Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" инициирована административная реформа, в связи с чем подвергся преобразованию целый ряд федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, произошли значительные изменения в подведомственности огромного количества федеральных учреждений, находящихся в ведении этих федеральных органов исполнительной власти (далее - федеральные учреждения). По результатам решений Правительства РФ и Президента России (в зависимости от того, в чьем подчинении находится федеральный орган исполнительной власти) часть федеральных учреждений поменяла подведомственность, соответственно, своего главу и главного распорядителя средств федерального бюджета, часть реорганизовали, часть ликвидировали, а часть передали субъектам РФ и муниципальным образованиям. В итоге каждое федеральное учреждение, которое затронула административная реформа, столкнулось с необходимостью выполнить ряд мероприятий по приведению в соответствие с законодательством РФ своих учредительных документов и оформлению разрешений на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Пунктом 38 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", а также п. 3 протокола заседания Правительства РФ от 03.02.2005 N 4 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" было установлено, что федеральным органам исполнительной власти - главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо обеспечить в срок до 1 апреля 2005 г. переоформление в установленном порядке генеральных разрешений и разрешений на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - генеральные разрешения и разрешения), а также приведение учредительных документов подведомственных организаций в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Однако поручение Правительства РФ не было исполнено, лишь у малой части федеральных учреждений к 1 апреля 2005 г. были приведены в соответствие с законодательством РФ учредительные документы и разрешения. В связи с чем Правительством РФ было принято решение о продлении срока действия старых учредительных документов, действовавших по состоянию на 1 января 2005 г., и разрешений федеральных учреждений, выданных главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых они ранее находились, - до 1 июля 2005 г. Очередное продление до 1 сентября 2005 г. также не стало окончательным. В срок до 1 января и 1 апреля 2006 г. решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протоколы от 04.10.2005 N 44, п. 9, и от 23.12.2005 N 47, п. 6) главным распорядителям средств федерального бюджета было поручено обеспечить завершение вышеназванных мероприятий. И опять эти мероприятия не были обеспечены в полном объеме. Срок пятого продления в соответствии с п. 6 протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.03.2006 N 50 истек 1 июля 2006 г. В соответствии с п. 4 разд. VI протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.03.2006 N 50 руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за завершение ликвидационных и реорганизационных мероприятий в отношении федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, было поручено представить в Федеральное казначейство необходимые документы. Основным необходимым документом для ведения лицевых счетов федеральных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, является учредительный документ. В соответствии с положениями п. п. 14 и 16 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (далее - Инструкция N 142н), основанием для открытия и ведения лицевых счетов распорядителя и получателя средств федерального бюджета является копия учредительного документа, заверенная учредителем или нотариально. Пунктом 31.1 Инструкции N 142н установлено, что при передаче распорядителя, получателя средств федерального бюджета из ведения одного главного распорядителя средств федерального бюджета в ведение другого возможно открытие соответствующего лицевого счета, которое может быть и без представления учредительных документов. В заявлении на открытие лицевого счета должен быть указан срок, в течение которого они будут представлены в орган Федерального казначейства. При этом открытие лицевых счетов федеральным учреждениям осуществлялось на основании учредительных документов, действующих по состоянию на 1 января 2005 г., а 1 июля 2006 г. истек срок, когда необходимо было представить в органы Федерального казначейства учредительные документы по новой подведомственности. В Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - Сводный реестр), который предназначен для использования Федеральным казначейством и его территориальными органами при обеспечении кассового исполнения федерального бюджета и включение в который распорядителей и получателей средств федерального бюджета является необходимым условием открытия и ведения им соответствующих лицевых счетов в органах Федерального казначейства (п. п. 1.4 и 1.5 Приказа Минфина России от 04.07.2005 N 83н "Об утверждении Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета"), содержатся все основные сведения о распорядителях и получателях средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с п. 2.1 Приказа Минфина России от 04.07.2005 N 83н "Об утверждении Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета" полное и краткое наименование, код формы собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности и код организационно-правовой формы по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в Сводном реестре распорядителей и получателей должны соответствовать учредительным документам и документам о государственной регистрации соответствующих главных распорядителей, распорядителей и получателей. Сравнительный анализ Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 04.07.2005 N 83н (далее - Порядок N 83н), и Инструкции N 142н позволяет сделать вывод о том, что несоответствие отдельных положений учредительных документов и/или документов о государственной регистрации отдельным реквизитам, отраженным в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - Сводный реестр), является основанием для отказа в открытии лицевого счета. Однако закрытие лицевого счета бюджетополучателя в случае изменения реквизитов учредительных документов и/или документов о государственной регистрации к реквизитам, отраженным в Сводном реестре, как возможная мера принуждения для своевременного внесения изменений в их учредительные документы не может быть применена ввиду того, что: а) во-первых, такое основание отсутствует в п. 32 Инструкции N 142н, в соответствии с которым закрытие лицевого счета может производиться либо по заявлению клиента, либо в связи с исключением распорядителя, получателя, иного получателя средств из Реестра получателей средств федерального бюджета, а также в иных случаях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами Минфина России, а такие нормативные правовые акты в настоящее время отсутствуют; б) во-вторых, даже в случае внесения изменений в разд. 3 Инструкции N 142н в части дополнения указанного раздела положением о закрытии лицевого счета клиента в случае несоответствия данных учредительных документов и данных Сводного реестра возникает ряд следующих вопросов: - на лицевом счете бюджетополучателя подлежат учету лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования, поставленные на учет бюджетные обязательства, подлежащие оплате за счет средств федерального бюджета, кассовый расход федерального бюджета с начала финансового года. При этом закрыть лицевой счет (с обнулением его учетных позиций) возможно только в случае "переноса" данных показателей на иной лицевой счет. Для осуществления данного "переноса" существует определенная процедура, при которой необходимо взаимодействие бюджетополучателя и органов Федерального казначейства. В случае отсутствия инициативы со стороны бюджетополучателя при закрытии его лицевого счета лицевой счет не может быть закрыт. При этом не предусмотрена мера ответственности для бюджетополучателя. Необходимо отметить, что на сегодняшний день полномочием органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения в соответствии с п. 3 ст. 284 БК РФ является право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях, а не право закрывать лицевые счета бюджетных учреждений. Одним из базовых документов, касающихся порядка применения такой меры принуждения, как приостановление операций на лицевых счетах бюджетополучателей, является Постановление Правительства РФ от 05.06.2003 N 328, которое утвердило Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства (далее - Правила). В соответствии с п. 2 Правил приостановление операций по лицевым счетам производится не только в случаях, перечисленных в Правилах, но также в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В законодательстве РФ не предусмотрено приостановление операций по лицевым счетам в случае несоответствия учредительных документов бюджетополучателя Сводному реестру. Однако Письмом Минфина России от 07.07.2006 N 02-13-10/1794 до главных распорядителей средств федерального бюджета и Федерального казначейства была доведена информация, в соответствии с которой в случае, если учредительный документ или - для распорядителя средств федерального бюджета - письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении, не соответствуют данным Сводного реестра, то операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства данным распорядителям и получателям средств федерального бюджета, необходимо приостановить до внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Федеральное казначейство довело соответствующие указания Минфина России до своих территориальных органов (Письмо Федерального казначейства от 10.07.2006 N 42-7.1-15/5.1-285). 25 июля 2006 г. состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по проведению административной реформы, на котором была отмечена неудовлетворительная работа главных распорядителей средств федерального бюджета по приведению в соответствие с законодательством РФ учредительных документов и разрешений подведомственных им учреждений. Главным распорядителям средств федерального бюджета было поручено (п. 2 разд. XII протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25.07.2006 N 54) в срок до 1 октября 2006 г. завершить приведение учредительных документов подведомственных организаций в соответствие с законодательством РФ, а также переоформить разрешения на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для федеральных учреждений, находящихся в их ведении. При этом до внесения в установленном порядке изменений в учредительные документы главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета необходимо руководствоваться учредительными документами, действующими по состоянию на 1 января 2006 г., то есть без установления конечного срока, до которого в них должны быть внесены изменения. Главные распорядители средств федерального бюджета должны определить должностных лиц, персонально ответственных за исполнение данного поручения, в отношении которых в случае неисполнения поручения будут приняты индивидуальные меры ответственности. Срок 1 октября 2006 г. установлен для внесения соответствующих изменений в разрешения на открытие в органах Федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - разрешения). В части же нарушений, связанных с несвоевременным переоформлением разрешений распорядителей и получателей средств федерального бюджета, не переоформившие разрешения распорядители и получатели средств федерального бюджета не смогут с 1 октября 2006 г. осуществлять операции на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с положениями п. п. 15 и 23 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет расходов и доходов, утвержденной Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н, так как источники образования внебюджетных средств и направления их использования не будут соответствовать выданным разрешениям.
Е.В.Мухтиярова Консультант Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Подписано в печать 25.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |