![]() |
| ![]() |
|
Основные критерии и типичные ошибки в уставах федеральных бюджетных учреждений ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 10)
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 10
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В УСТАВАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях реализации мер по проведению административной реформы и надлежащему функционированию своей деятельности был установлен оптимальный срок (до 5 апреля 2005 г.), предусматривающий в том числе и приведение в соответствие уставных документов федеральных бюджетных учреждений (далее - учреждения). Вместе с тем, анализируя практику по приведению учредительных документов учреждений в соответствие с законодательством РФ, можно сделать вывод, что более половины из них до настоящего времени все еще находятся на стадии разработки и согласования своих учредительных документов, а это, в свою очередь, создает различного рода трудности для нормального функционирования их деятельности. Таким образом, во многих учреждениях в настоящее время наиболее остро встал вопрос о приведении учредительных документов в соответствие с законодательством РФ. В целях наиболее эффективной организации деятельности по разработке проектов уставов (далее - устав) учреждений и с учетом того, что большинство замечаний типичны для всех рассматриваемых уставов, предлагается остановиться на наиболее общих требованиях, которым, по мнению автора, должны соответствовать уставы учреждений. 1. Прежде всего следует отметить, что при указании в уставе учредителя в лице Правительства РФ согласно ст. 12 Федерального конституционного закона РФ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" необходимо иметь в виду, что это особый субъект гражданских правоотношений, в отношении которого следует отдельно прописывать положения, вытекающие из понятия "учредитель". Так, например, какой уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти будет осуществлять в отношении учреждения: - доведение лимитов бюджетных обязательств;
- оформление разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и утверждение сметы доходов и расходов; - другие бюджетные полномочия, установленные законодательством РФ? Данные положения должны быть обязательно включены в уставы учреждений, на которые не распространяется понятие "главный распорядитель средств федерального бюджета", установленное ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, так как отсутствие указанных положений в уставах учреждений не позволит соблюсти принцип подведомственности, установленный бюджетным законодательством РФ. 2. В разделе, обобщающем правовой статус учреждения, необходимо учитывать следующее: - учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в федеральной собственности на праве оперативного управления; - учреждение должно находиться в ведении федерального министерства, федеральной службы или федерального агентства; - учреждению могут быть открыты: а) лицевые счета в органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в валюте Российской Федерации, а также для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательством РФ; б) счета по учету средств в иностранной валюте в учреждениях Банка России или кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством РФ; - учреждение может иметь самостоятельный баланс, может приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом необходимо указать федеральный исполнительный орган власти, несущий наряду с учреждением субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам учреждения; - в случае образования, реорганизации учреждения должно быть установлено, чьим правопреемником оно является. 3. При употреблении в уставе наименований федеральных органов исполнительной власти необходимо руководствоваться вышеназванным Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". Так, например, в связи с выделением из структуры Минфина России Главного управления Федерального казначейства Минфина России и территориальных органов Федерального казначейства Минфина России в самостоятельную федеральную службу ее наименование следует употреблять соответственно как Федеральное казначейство и территориальные органы Федерального казначейства. 4. Соответствующие положения устава, регулирующие финансово-хозяйственную и иную деятельность учреждения, должны учитываться ограничениями, налагаемыми бюджетным законодательством РФ. 5. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положения устава, регламентирующие основную деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны содержать понятие "государственного заказа". 6. Определение в уставе понятия "финансирование" является некорректным, в связи с чем в уставе понятие "финансирование" целесообразно заменить понятием "финансовое обеспечение". 7. В уставе должно быть определено, что учреждение обязано вести бюджетный учет и представлять бюджетную отчетность в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. 8. Необходимо учитывать, что законодательство РФ, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность учреждение, априори является действующим, в связи с чем фраза "в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" некорректна. 9. Следует учитывать, что употребление в тексте устава понятия "договорная основа" неприемлемо, в связи с чем данное понятие необходимо заменять понятием "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность". 10. Употребление в уставе понятия "генеральное разрешение (разрешение)" является сокращенным, и присутствие этого сокращения в уставе не соответствует бюджетному законодательству РФ, поэтому данное понятие необходимо употреблять полностью, то есть "генеральное разрешение (разрешение) на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства". При этом следует иметь в виду, что генеральное разрешение на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее - генеральное разрешение) необходимо для оформления разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, главному распорядителю средств федерального бюджета. Разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства оформляется главным распорядителем средств федерального бюджета на основании генерального разрешения для его подведомственных учреждений - получателей средств федерального бюджета. 11. Устав учреждения должен содержать исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением на платной основе, поскольку это является обязательным основанием для дальнейшего внесения его при оформлении разрешения на открытие лицевого счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства. 12. В уставе должно быть отражено, что учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 13. В уставе необходимо устанавливать, что доходы, полученные учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, используются в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в соответствии с уставом, то есть главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого они находятся. 14. В пункты, предусматривающие перечень обязанностей и ответственность руководителя учреждения, необходимо включить ответственность: - за нецелевое использование средств федерального бюджета; - за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств; - за другие нарушения бюджетного законодательства РФ. Кроме того, следует учитывать, что устав не должен содержать положений, противоречащих положениям, вытекающим из Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов РФ. Так, например, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ, открывать счета в учреждениях Банка России и кредитных организациях, а также приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы (дивиденды, проценты) по ним (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2005 N 817-р) и т.д. Следовательно, в уставе также должна предусматриваться ответственность руководителя учреждения за нарушение этих положений. 15. Отношения между учреждением и его работниками должны устанавливаться в соответствии с трудовым законодательством РФ, соответственно, слова "в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде" необходимо корректировать, а при отсутствии определения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, устанавливать, что отношения учреждения и его работников согласуются с трудовым законодательством РФ. 16. При наличии у учреждений согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительств и филиалов последние должны быть определены в уставах. 17. При установлении в уставе положений, касающихся реорганизации и ликвидации учреждения, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений". Все вышеперечисленные требования, по мнению автора, являются основными особенностями, которыми должны обладать федеральные бюджетные учреждения в соответствии с их организационно-правовой формой (статусом бюджетного учреждения). Безусловно, при разработке уставов необходимо помнить не только о статусе учреждения, но и о соответствующих предметах и целях деятельности федеральных бюджетных учреждений, которые являются индивидуальными (специфическими) для каждого и должны устанавливаться в зависимости от сферы деятельности, в которой они функционируют, и, конечно, соответствовать законодательству РФ в этой сфере. В заключении рассматриваемой темы хотелось бы надеяться, что все вышеизложенные особенности, содержащие в себе основные принципы бюджетного учреждения, значительно облегчат процесс разработки и согласования уставов федеральных бюджетных учреждений.
Н.О.Кузнецова Заместитель начальника отдела Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Подписано в печать 25.09.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |