Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Администрирование поступлений в бюджеты ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 10)



"Ваш бюджетный учет", 2006, N 10

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ

Одной из новых задач бюджетного учета является начисление и учет поступлений доходов федерального бюджета. Анализ "облегченной" консолидированной бюджетной отчетности за первое полугодие 2006 г. показал, что имеются определенные проблемы в организации данного участка бухгалтерской работы. В рассматриваемом процессе принимают участие две стороны: получатель средств бюджета и администратор поступлений в бюджет. При этом администратор поступлений в бюджет, как правило, одновременно является и получателем средств бюджета.

Со статусом получателя средств бюджета все уже давно разобрались. А кого же следует считать администратором поступлений в бюджет (далее - Администратор)?

Определение Администратора поступлений в бюджет

В соответствии со ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает код администратора поступлений в бюджет, а также группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Понятия администраторов поступлений в бюджеты можно найти в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ основные источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации согласно Приложению N 11.1 к нему. Администраторами доходов являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Правительство Российской Федерации вправе в случае изменения функций федеральных органов исполнительной власти уточнять закрепленные за ними основные источники доходов бюджетов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" продублировано определение администратора поступлений в бюджет, установленное Законом N 115-ФЗ, таким образом, что основные источники доходов федерального бюджета закрепляются за федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Коды администраторов поступлений по определенным видам доходов федерального бюджета можно увидеть в Приложении N 1 к Закону N 189-ФЗ. В нем, в частности, установлено, что администратором доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Кроме того, в этом же документе прописаны коды доходов, закрепляемые за всеми администраторами доходов федерального бюджета.

В подзаконных нормативных актах, регулирующих вопросы федерального бюджета, в отличие от законов, употребляется понятие администраторов доходов федерального бюджета. В частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что в 2005 г. внесение изменений в сводную роспись осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по представлению федеральных органов государственной власти - администраторов доходов федерального бюджета и федеральных органов государственной власти - администраторов источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Данная норма сформулирована Правительством Российской Федерации во исполнение ст. 6 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", несмотря на то что и в Законе N 115-ФЗ, и в БК РФ речь идет об администраторах поступлений в бюджеты, а не об администраторах доходов бюджетов.

Аналогично использованы формулировки и в последующих документах. В частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" установлено, что в 2006 г. внесение изменений в сводную роспись осуществляется Министерством финансов Российской Федерации по представлению федеральных органов государственной власти - администраторов доходов федерального бюджета, главных распорядителей средств федерального бюджета (далее - главные распорядители).

Данная норма издана Правительством Российской Федерации уже во исполнение ст. 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год", что также идет вразрез с формулировками Федерального закона "О бюджетной классификации" и БК РФ. Как упоминалось, в последних документах речь идет об администраторах поступлений в бюджеты, а не об администраторах доходов бюджетов.

Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118, дано определение администратора доходов федерального бюджета. Администраторы доходов федерального бюджета - федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним, а также имеющие в своем ведении бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Таким образом, в отношении бюджетов всех уровней употребляется общее понятие администратора поступлений в бюджет, определение которому дано в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации", а в отношении федерального бюджета Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 введено понятие администратора доходов федерального бюджета. При этом понятие администратора доходов федерального бюджета несколько отличается от понятия администратора поступлений в бюджет.

Кратко в рамках составления бюджетной отчетности по министерству можно сделать вывод, более понятный для бухгалтера - Администратором в данном случае является главный распорядитель.

Администрирование поступлений в федеральный бюджет

в рамках одного главного распорядителя средств

Рассмотрим ситуацию по администрированию поступлений в доход федерального бюджета внутри одного министерства всеми участниками этого процесса. Взаимодействие со "сторонними" Администраторами, а также операции с доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в рамках данной статьи не рассматриваются.

В соответствии с Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н <1> поступления, администрируемые несколькими администраторами поступлений в бюджет, органы Федерального казначейства учитывают по коду, установленному для данного администратора законодательством Российской Федерации на соответствующий год, в зависимости от ведомственной принадлежности органа, находящегося в ведении администратора поступлений в бюджет (далее - территориальный орган администратора поступлений в бюджет). Другими словами, определяющим в данном случае является значение идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) получателя и код причины постановки на учет (далее - КПП) получателя.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Отсюда вытекает следствие, что администратором может быть не только главный распорядитель, но и распорядитель средств бюджета, а также получатель средств бюджета.

Главный распорядитель своим нормативным документом должен определить порядок наделения своих структурных подразделений полномочиями Администратора и назначить должностных лиц, ответственных за выполнение функций Администратора.

Наиболее логичным выглядит следующий порядок распределения полномочий Администраторов:

- между подведомственными распорядителями различных уровней, представляющими консолидированную отчетность;

- между получателями средств бюджета, непосредственно подчиненными главному распорядителю (распорядителю), расположенными на территории других субъектов Российской Федерации.

Администратору, получив данные полномочия, необходимо произвести следующие действия:

- заключить соглашения по информационному взаимодействию между органом Федерального казначейства и Администратором поступлений или его территориальным органом;

- довести до плательщиков налогов, сборов и иных платежей в бюджет реквизиты Администратора поступлений и коды администрируемых доходов бюджетов Российской Федерации.

В доводимых реквизитах Администратор в обязательном порядке указывает следующие реквизиты расчетных документов, например:

- "Банк получателя" - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва;

- "БИК" - 044583001;

- "ИНН" - 7722095572;

- "КПП" - 772201001;

- "Получатель" - УФК по г. Москва (войсковая часть 0000, л/с 03188400980);

- "Счет N" - 40101810800000010041;

- "Код территории" - 45290564000.

Рассмотрим на конкретных примерах бухгалтерские проводки, осуществляемые получателем средств федерального бюджета (плательщиком доходов) и Администратором, подведомственных одному главному распорядителю средств.

Бюджетный учет операций

У получателя средств федерального бюджета

(распорядителя, как получателя средств бюджета)

В бюджетном учреждении, как у получателя средств федерального бюджета, очень часто возникают ситуации, когда оно по методу начисления обязано начислять доходы. Например, при осуществлении расчетов по суммам выявленных недостач, реализации основных средств в установленных законодательством случаях, оказанию платных услуг, предусмотренных основной деятельностью, и т.д. В этих случаях полученные (удержанные) средства должны быть сданы в доход федерального бюджета.

При этом следует отметить, что счет 1 20500 000 "Расчеты с дебиторами по доходам" присутствует в рабочем Плане счетов как у Администратора, так и у получателя средств бюджета.

Рассмотрим на сквозном примере порядок начисления доходов при осуществлении вышеуказанных операций.

Пример. 1 сентября 2006 г. сумма выявленной недостачи отражена в учете по рыночной стоимости:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 20901 560 |"Увеличение дебиторской задолженности    |
   |        |             |по недостачам основных средств"          |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 40101 172 |"Доходы от реализации активов"           |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

15 сентября 2006 г. сумма недостачи по ведомости удержана с материально-ответственного лица:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 30201 830 |"Уменьшение кредиторской задолженности   |
   |        |             |по заработной плате"                     |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 20901 660 |"Уменьшение дебиторской задолженности    |
   |        |             |по недостачам основных средств"          |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

К сожалению, далее в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), не отражены следующие операции, отражающие суть администрирования поступлений в бюджеты.

Ведь получатель средств бюджета не имеет права отражать операции по внесению средств в доход бюджета на счете 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", но вместе с тем он получает в данном случае возмещение, которое должно быть сдано в доход бюджета. И что же ему остается делать в такой ситуации?

По мнению автора, он должен одновременно в приведенном примере при удержании суммы недостачи (15 сентября) отразить соответствующую операцию записями, не противоречащими идеологии Инструкции N 25н:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 40101 172 |"Доходы от реализации активов"           |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 30305 730 |"Увеличение кредиторской задолженности   |
   |        |             |по прочим платежам в бюджет"             |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

При перечислении средств в доход бюджета 20 сентября 2006 г. по реквизитам, указанным Администратором, он отразит следующую операцию:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 30305 830 |"Уменьшение кредиторской задолженности   |
   |        |             |по прочим платежам в бюджет"             |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 30405 211 |"Расчеты по платежам из бюджета с        |
   |        |             |органами, организующими исполнение       |
   |        |             |бюджетов, по заработной плате"           |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

Кстати, учреждение может сдавать средства в бюджет, минуя счет 1 30405 000. Например, средства за недонос обмундирования при отсутствии выделенных лимитов бюджетных обязательств на эти цели сдают наличными по Объявлению или по квитанциям Сбербанка России сразу на банковский счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

У Администратора поступлений в бюджеты

На основании соглашения по информационному взаимодействию между ОФК и Администратором последнему будет предоставлена Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (код ф. 0512088) с приложением информации из расчетных документов о том, что 20 сентября в доход бюджета поступила сумма за недостачу основных средств.

Вследствие этого он отразит соответствующие операции в учете следующими записями:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 21002 140 |"Расчеты с органами, организующими       |
   |        |             |исполнение бюджетов, по поступившим в    |
   |        |             |бюджет суммам принудительного изъятия"   |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 20504 660 |"Уменьшение дебиторской задолженности    |
   |        |             |по суммам принудительного изъятия"       |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

Одновременно:

     
   —————————T—————————————T—————————————————————————————————————————¬
   | Дебет  | 1 20504 660 |"Увеличение дебиторской задолженности    |
   |        |             |по суммам принудительного изъятия"       |
   +————————+—————————————+—————————————————————————————————————————+
   | Кредит | 1 40101 140 |"Доходы от сумм принудительного изъятия" |
   L————————+—————————————+——————————————————————————————————————————
   

Обращаем внимание, что счет 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" может отражаться бухгалтерскими записями только у Администратора.

Следует отметить, что такая же цепочка бухгалтерских записей должна быть у Администратора и в том случае, если он одновременно является получателем средств бюджета (на содержание аппарата и т.д.). Это связано прежде всего с тем, что по времени списание бюджетных средств с банковского счета 40105 "Средства федерального бюджета" и поступление на банковский "доходный" счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" по времени различаются до 5 дней. Такая ситуация может возникнуть, например, при начислении Администратором доходов за выданные лицензии и т.д.

Таким образом, при составлении консолидированной отчетности разд. 1 "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) получатель средств бюджета, не наделенный правами Администратора, не заполняет. Данный отчет составляет Администратор, сверяя учетные данные по кодам бюджетной классификации доходов с Выпиской из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (код ф. 0512088) и Извещениями о направлении дополнительных поступлений (код ф. 0512087).

По мнению автора, такой порядок взаимодействия в рамках администрирования поступлений внутри одного министерства поможет избежать "двойного" отражения сумм в отчетности доходной части бюджета.

В то же время при консолидации Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета распорядителем начисленная сумма доходов будет отражена верно. В данном случае речь идет о начисленной (уменьшенной) сумме доходов у получателя средств бюджета и у Администратора в части полученных в доход бюджета поступлений. В связи с этим по рассмотренным операциям и не предлагается оформлять напрямую бухгалтерскую запись по дебету счета 1 20901 000 "Расчеты по недостачам основных средств" и кредиту счета 1 30305 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" у получателя бюджетных средств.

А.И.Самонин

Начальник отделения методологии

бухгалтерского учета и отчетности

ГКВВ МВД России,

полковник

Подписано в печать

25.09.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России (Окончание) ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 10) >
...Организация перешла с 01.07.2005 с УСН на общий режим налогообложения. Налоговые базы для уплаты НДС за каждый месяц квартала превышали 1 млн руб. Налоговая декларация по НДС за III квартал сдана. Затем организация представляла налоговую декларацию по НДС помесячно. Должна ли налоговая инспекция взыскать с организации штраф за непредставление ежемесячных деклараций по НДС? ("Аудиторские ведомости", 2006, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.