![]() |
| ![]() |
|
Анализ финансовой отчетности IBM (Продолжение) ("Аудит и налогообложение", 2006, N 9)
"Аудит и налогообложение", 2006, N 9
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ IBM
(Продолжение. Начало см. "Аудит и налогообложение", 2006, N N 1, 2, 6, 8)
Анализ использования активов
Показатель прибыли на активы зависит: - от получения наибольшей прибыли с одного доллара продаж; - от получения как можно более высокого объема продаж на доллар инвестиционного капитала (чистые активы) (в процессе анализа понятия продаж и выручки использованы как синонимы). Интенсивность, с которой используются активы, измеряется при помощи коэффициентов их оборачиваемости. Конечный результативный показатель - объем реализации. На IBM реализация - первый и существенный шаг к получению прибыли.
Изменение основного коэффициента оборачиваемости, который входит в определение ROI, то есть: Объем реализации : Сумма активов, можно оценить только посредством анализа изменений оборачиваемости отдельных категорий и групп активов, входящих в состав общей суммы активов. Как показано в таблице 1, оборачиваемость общей суммы активов IBM оставалась относительно стабильной за анализируемые два года.
Таблица 1
—————————————————————————————————————————————T—————————T—————————¬ | Коэффициент | 2003 г. | 2002 г. | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |1. Реализация к денежным средствам и их |12,22647 |15,08473 | |эквивалентам (turnover of monetary assets | | | |and equivalents) (1) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |2. Реализация к дебиторской задолженности | 3,081665| 2,967541| |(turnover of accounts receivable) (2) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |3. Реализация к запасам (turnover of |30,29606 |25,78971 | |inventories) (3) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |4. Реализация к рабочему капиталу (turnover | 6,067874| 5,622299| |of working capital) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |5. Реализация к основным средствам (turnover| 2,401029| 2,249979| |of fixed assets) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |6. Реализация к прочим активам (turnover of | 0,14842 | 0,157253| |other assets) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |7. Реализация ко всем активам (turnover of | 0,853279| 0,841445| |total assets) | | | +————————————————————————————————————————————+—————————+—————————+ |8. Реализация к краткосрочной кредиторской |10,53558 |10,64037 | |задолженности (turnover of accounts payable)| | | L————————————————————————————————————————————+—————————+—————————— Изменения основного коэффициента оборачиваемости можно оценить только посредством анализа изменений оборачиваемости отдельных категорий и групп активов, входящих в состав общей суммы активов. Проанализируем значения вышеуказанных коэффициентов.
Реализация к денежным средствам (turnover of monetary assets and equivalents)
Предприятие держит денежные средства и денежные эквиваленты преимущественно с целью покрытия потребности для ежедневных сделок, а также в качестве ликвидного резерва для предотвращения дефицита, который может возникнуть из-за несбалансированных поступлений и выплат денежных средств. Довольно низкий уровень оборачиваемости может объясняться тем, что предприятие держит незадействованные и ненужные остатки наличности. Ведь денежные средства, накапливаемые в особых случаях или для конкретных целей, могут повлечь за собой временное снижение уровня оборачиваемости.
Реализация к дебиторской задолженности (turnover of accounts receivable)
Любая организация, осуществляющая продажи в кредит, обнаружит, что уровень дебиторской задолженности является функцией от продаж. Слишком низкий уровень оборачиваемости помимо прочих причин может быть обусловлен предоставлением чрезмерного кредита, неспособностью покупателей оплатить счета или плохой работой по взысканию дебиторской задолженности.
Реализация к запасам (turnover of inventories)
Поддержание заданного уровня реализации требует заданного уровня запасов. Их соотношение может быть разным в различных отраслях в зависимости от тех или иных характеристик изделий, которые должно обеспечивать предприятие, чтобы привлечь и удержать покупателей. На уровень оборачиваемости влияют продолжительность производственного цикла и тип изделия. В данном случае уровень оборачиваемости выше нормального. Это может означать, что недостаточно средств инвестируется в запасы, что может отразиться на обслуживании покупателей и снижении объема продаж. Однако есть альтернатива: вложить средства в запасы или пожертвовать хорошим обслуживанием покупателей и объемом продаж.
Реализация к основным средствам (turnover of fixed assets)
Хотя в долгосрочном аспекте связь между собственностью, зданиями и оборудованием и объемом реализации логическая, существует множество краткосрочных и временных факторов, которые могут нарушить эту связь. Среди этих факторов - избыточные мощности, неэффективное или устаревшее оборудование, многосменная работа, временные колебания спроса и временное прекращение поставок сырья и запчастей. Следует помнить, что увеличение мощности оборудования происходит не постепенно, а скачкообразно. Это может породить временные и среднесрочные изменения коэффициента оборачиваемости. Зачастую данные об арендованных зданиях и оборудовании, которые не отражаются на балансе, искажают соотношение между объемом продаж и основными средствами. Здесь есть выбор между инвестициями в основные средства и соответственно высоким значением в точке безубыточности и эффективностью, производственной мощностью и потенциальным объемом продаж.
Реализация к прочим активам (turnover of other assets)
В составе этой категории помимо всего прочего есть такие активы, как патенты и отсроченные расходы или другие затраты. Хотя прямая связь меду этими категориями и текущим уровнем реализации может и не проявляться, предприятие не держит и не должно держать никакие активы, если они не вносят свой вклад в увеличение объема продаж или не приносят доход. В случае отсроченных расходов на НИОКР инвестиции могут представлять потенциальные будущие продажи.
Реализация к краткосрочной кредиторской задолженности (turnover of accounts payable)
Связь между объемом продаж и краткосрочными коммерческими обязательствами предсказуема. Сумма краткосрочного кредита, который IBM может получить от поставщиков, зависит от его потребности в товарах и услугах, то есть от уровня деловой активности. Таким образом, мера, в которой данное предприятие может получить краткосрочный кредит, зависит также от уровня продаж. Этот краткосрочный кредит не требует затрат и в свою очередь сокращает вложения денежных средств предприятия в оборотный капитал. SWOT-анализ (таблица 2) позволяет сделать следующие выводы: - незадействованные и ненужные денежные средства могут повлечь за собой временное снижение уровня оборачиваемости; - необходима разработка конструктивной стратегии и маркетинговой политики для повышения конкурентоспособности на мировом рынке и привлечения новых инвестиций.
Таблица 2
SWOT-анализ в аспекте тенденций использования активов
———————————————————————————————————————T————————————————————————————————————————————¬ | Возможности (О) | Угрозы (Т) | +—————————————————————T————————————————+——————————————————————T—————————————————————+ | Экспансия новых | Расширение | Растущее давление | Снижение инвестиций | | сегментов рынка |производственной|конкурирующих компаний| в сфере компьютерных| | | линии (новые | | технологий | | | виды продукции,| | | | | услуг) | | | —————————T—————————————————+—————————————————————+————————————————+——————————————————————+—————————————————————+ |Сила (S)|Оборачиваемость |Минимизация риска банкротства при |Увеличение |Прогнозирование и | | |общей суммы |освоении новых сегментов рынка и |стабильности компании |построение | | |активов |расширение производственной линии |для противостояния |эффективной | | |относительно |благодаря относительной стабильности |конкурентам за счет |маркетинговой | | |стабильна | |ликвидации прочих |политики, основанных | | | | |активов (патенты, |на относительно | | | | |отсроченные расходы и |стабильной | | | | |другие затраты), не |оборачиваемости общей| | | | |приносящих доход |суммы активов, для | | | | | |привлечения новых | | | | | |инвестиций | +————————+—————————————————+——————————————————————————————————————+——————————————————————+—————————————————————+ |Слабость|Снижение уровня |Направление свободных денежных средств|Направление денежных |Задействование | |(W) |оборачиваемости |на расширение производства и |средств на |накопленных остатков | | |денежных средств |модернизацию для завоевания новых |стимулирование сбыта |наличности для | | |за счет |сегментов рынка |(реклама, PR) для |освоения новых сфер | | |накопленных | |увеличения |деятельности | | |незадействованных| |конкурентоспособности |(электрооборудование,| | |и ненужных | | |приборостроение для | | |остатков | | |авиации, | | |наличности (1) | | |космонавтики) с целью| | | | | |привлечения новых | | | | | |инвесторов | | +—————————————————+——————————————————————————————————————+——————————————————————+—————————————————————+ | |Низкий уровень |Привлечение специалистов |Возможность заключения|Использование | | |оборачиваемости |(маркетологов, юристов) для разработки|договора с дебиторами |средств, вырученных | | |дебиторской |эффективной кредитной политики с целью|о постоянном |от факторинга, на | | |задолженности за |реинвестирования полученных денежных |приобретении продукции|инновации и | | |счет |средств на расширение производства и |только нашего |модернизацию для | | |предоставления |завоевания новых сегментов рынка |предприятия за счет |повышения престижа | | |чрезмерного | |списания части долга, |сферы компьютерных | | |кредита или | |что приведет к |технологий с | | |плохой работы по | |повышению объема |последующим | | |взысканию | |продаж и нанесет |привлечением новых | | |кредита (2) | |существенный урон |инвестиций | | | | |конкурентам | | | +—————————————————+——————————————————————————————————————+——————————————————————+—————————————————————+ | |Неэффективное |На данный момент решение этой проблемы|Деньги, сэкономленные |Освоение новых сфер | | |управление |невозможно, так как вся |на дизайне и |деятельности с целью | | |запасами из—за |незадействованная наличность будет |оформлении продукции, |привлечения новых | | |недостаточного |направлена на экспансию новых |направляются на |инвестиций для | | |вложения в них |сегментов рынка, не учитывая |инвестирование в |вложения их в запасы | | |денежных |привлечения инвестиций извне |запасы и на уменьшение|(см. слабость 1) | | |средств (3) |(см. слабость 1) |себестоимости | | | | | |продукции, что | | | | | |повышает спрос и, | | | | | |соответственно, | | | | | |конкурентоспособность | | | | | |предприятия | | L————————+—————————————————+——————————————————————————————————————+——————————————————————+—————————————————————— На основании изложенного можно дать такие рекомендации: - выявить и ликвидировать активы (патенты, отсроченные расходы и другие затраты), не способствующие увеличению объема продаж для повышения стабильности компании; - расширить и модернизировать производства для завоевания новых сегментов рынка за счет свободных денежных средств; - разработать эффективную кредитную политику с целью улучшения работы по взысканию дебиторской задолженности; - снизить уровень коммерческого кредитования; - вложить деньги в НИОКР; - незадействованные денежные средства вложить в запасы.
(Продолжение см. "Аудит и налогообложение", 2006, N 10)
В.Бурцев Д. э. н., профессор РЭА им. Г.В.Плеханова Подписано в печать 31.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |