Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




"Налоговая революция" (Начало) ("Аудит и налогообложение", 2006, N 9)



"Аудит и налогообложение", 2006, N 9

"НАЛОГОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены кардинальные изменения в порядок взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, который уже называют "налоговой революцией". Основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2007 г. Остановимся на изменениях, представляющих, на наш взгляд, наибольший интерес для налогоплательщиков.

Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

Законом N 137-ФЗ внесены серьезные изменения в ст. 45 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Рассмотрим их по порядку.

1. Пунктом 2 ст. 45 закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

- с организаций, которым открыт лицевой счет;

- в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Поправками в п. 6 ст. 71 НК РФ судебный порядок установлен также для взыскания пеней в случаях, предусмотренных в пп. 1 - 3 п. 2 ст. 75 НК РФ.

Ранее судебный порядок взыскания налога был закреплен только в случае, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом:

- юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

- юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

2. Пункты 3, 4 ст. 45 НК РФ устанавливают критерии, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной.

Так, в соответствии с п. 3 обязанность по уплате налога считается исполненной:

- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств (пп. 1 п. 3);

- с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 2 п. 3);

- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3);

- со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (пп. 4 п. 3);

- со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента (пп. 5 п. 3).

Необходимо отметить, что согласно новой редакции ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной только в случае указания в платежном поручении соответствующего счета Федерального казначейства, то есть при неверном указании в платежном поручении кода бюджетной классификации означает, что обязанность налогоплательщика будет считаться неисполненной.

Здесь следует различать две ситуации:

1) в случае если в расчетных документах ошибочно указан КБК другого налога при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет, по одному налогу возникает недоимка, а по другому - переплата;

2) в результате неверного указания КБК налог направляется в другой бюджет.

Споры возникали относительно правомерности начисления пеней именно в двух изложенных ситуациях.

Кроме того, п. 4 ст. 45 закреплены нормы, "зеркальные" изложенным в п. 3 данной статьи и устанавливающие критерии, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной.

Так, в соответствии с п. 4 обязанность по уплате налога считается неисполненной в случае:

- отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного платежного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 1 п. 4);

- отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 2 п. 4);

- возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ (пп. 3 п. 4);

- неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4 п. 4);

- если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований (пп. 5 п. 4).

3. Пунктом 7 ст. 45 НК РФ вводится новый правовой механизм взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений. Кроме этого, на банки возлагается новая обязанность по представлению в налоговый орган копий платежных поручений налогоплательщика на уплату налогов.

Так, поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений, которые устанавливаются Минфином России по согласованию с ЦБ РФ.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика.

Заметим, что ранее такой порядок де-факто применялся налогоплательщиками и налоговыми органами <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Письмо Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Изменения в порядок взыскания налогов,

сборов пеней и штрафов

В соответствии с п. 26 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, изложена в новой редакции.

Рассмотрим нововведения в текст данной статьи.

1. Изменен срок, в течение которого до налогоплательщика (налогового агента) доводится решение о взыскании, с пяти до шести дней (п. 3 ст. 46 НК РФ).

2. Пунктом 4 ст. 46 НК РФ установлен срок направления налоговым органом в банк поручения налогового органа на перечисление взысканных сумм в бюджетную систему РФ.

Заметим, что данная статья в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не устанавливала срок направления в банк инкассового поручения и не определяла последствия направления такого поручения позднее даты вынесения решения о взыскании.

Отсутствие данной нормы приводило к попыткам налогоплательщика обжаловать действия налогового органа, выразившиеся в направлении инкассовых поручений о взыскании налогов в банк, за пределами 60-дневного срока после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Арбитражные суды, как правило, в данном вопросе не поддерживали налогоплательщиков.

Новая редакция ст. 46 НК РФ снимает правовую неопределенность в части сроков направления в банк инкассового поручения и не определяет последствия направления такого поручения позднее даты вынесения решения о взыскании.

3. В п. 1 ст. 47 НК РФ введена норма, согласно которой решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, такой нормы не было, поэтому налоговым органам рекомендовалось принимать решения о принудительном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Письмо Минфина России от 24.03.2005 N 03-02-07/1-72.

Так, п. 6 Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банке, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 <2>, налоговым органам предписано принимать решения о взыскании не позднее 30 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговым органом принимается решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика в 30-дневный срок с даты направления инкассового поручения в банк. Аналогичную позицию высказывал ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2006 N 10353/05.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Утратил силу с 01.12.2005 в связи с изданием Приказа ФНС России от 16.11.2005 N САЭ-3-19/590@.

Нарушение налоговым органом указанного порядка приводило к отмене арбитражными судами решений о взыскании налога за счет иного имущества.

Пример. Суть дела.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика. По мнению налогоплательщика, постановление было вынесено с нарушением срока, в течение которого инспекция может принять решение о взыскания налогов и пени за счет имущества.

Позиция суда.

Согласно ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На основании п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ. При этом данная статья не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Между тем следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.

При вынесении обжалуемого ненормативного акта налоговым органом не соблюден срок, в течение которого инспекция может вынести решение о взыскания налогов и пени за счет имущества налогоплательщика.

Требования налогоплательщика подлежат удовлетворению в полном объеме.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2006 N Ф03-51/06-2/1115).

Аналогичные выводы делались также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2006 N А66-10783/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.05.2006 N Ф08-1843/2006-790А.

Порядок уплаты налогов и сборов

В соответствии с п. 37 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 58 НК РФ, устанавливающая порядок уплаты налогов и сборов, изложена в новой редакции.

Следует выделить четыре существенных нововведения в данную статью.

1. Пунктом 3 установлена норма, согласно которой предусматривается уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

Напомним, что в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5) разъясняется, как следует действовать судам при рассмотрении споров, связанных с взысканием пеней. Так, судьи должны исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 - 54 НК РФ.

В п. 20 Постановления N 5 дано такое обоснование этой позиции: по смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. В соответствии со ст. ст. 52 - 55 НК РФ сумму налога нужно исчислить по итогам не только каждого налогового, но и в установленных законодательством случаях каждого отчетного периода.

Из позиции ВАС РФ следовало, что начисление пени возможно только в случае, если авансовый платеж предусмотрен по результатам отчетного периода. Если НК РФ установлена более частая периодичность уплаты авансовых платежей, то пени не начисляются. Заметим, что такая позиция была характерна для ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, а также авансовых платежей, рассчитанных исходя из фактически полученной прибыли.

Новая редакция п. 3 ст. 58 НК РФ позволяет начисление пени даже в случае, если сумма ежемесячного авансового платежа является промежуточным (внутри отчетного периода) платежом.

Согласно данному пункту нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Заметим, что поскольку такая норма отсутствовала в НК РФ, ситуация с привлечением к ответственности за нарушение сроков уплаты авансовых платежей была противоречивой.

2. В п. 4 ст. 58 НК РФ определен механизм уплаты налога через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

- вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

- выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему РФ.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

3. Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

В соответствии с п. 38 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 59 НК РФ, устанавливающая порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам, изложена в новой редакции.

В данную статью внесена существенная поправка: порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам теперь будет распространяться и на списание сумм штрафов (ранее было возможным списание сумм недоимки по налогам, сборам и пеням).

1. Пунктом 1 ст. 59 НК РФ предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам;

- исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

2. Пунктом 2 ст. 59 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные п. 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100; порядок признания задолженности по региональным и местным налогам - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 16.08.2005 N 622-ПП "О списании безнадежной задолженности".

Представляется, что до закрепления порядка списания безнадежных сумм штрафов в Постановлении N 100 (либо ином нормативном правовом акте Правительства РФ), а также в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций претендовать на списание сумм штрафов будет невозможно.

Порядок исполнения банками поручений

на перечисление налогов и сборов

и решений о взыскании налогов и сборов

В соответствии с п. 39 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 60 НК РФ, регулирующая обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов, изложена в новой редакции.

Здесь следует выделить четыре основные изменения.

1. Пунктом 1 ст. 60 НК РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Ранее действующая редакция не содержала такого указания.

Поправку, внесенную в данный пункт, следует рассматривать в системной связи с поправками, внесенными в ст. 45 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Напомним, что согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.

Таким образом, в НК РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение налогоплательщиком или банком этого порядка влечет применение к ним мер налоговой ответственности.

Заметим, что от ошибок банков при заполнении платежных поручений в первую очередь страдает налогоплательщик.

До внесения изменений в ст. 45 НК РФ отсутствовала определенность относительно правомерности начисления пеней в случае неверного указания кода бюджетной классификации при зачислении сумм налога в надлежащий бюджет.

Однако, несмотря на поправку, внесенную в п. 1 ст. 60 НК РФ, вопрос о применении к банку мер налоговой ответственности остается дискуссионным <*>. Дело в том, что нормами гл. 18 НК РФ, устанавливающей виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их нарушения, не предусмотрено такого состава налогового правонарушения, как исполнение банком платежного поручения по ошибочному коду бюджетной классификации.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Речь идет не о гражданской ответственности банка перед владельцем счета за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии со ст. 856 ГК РФ, а о составах налоговых правонарушений, установленных гл. 18 НК РФ.

Налоговые органы зачастую в такой ситуации пытаются привлечь банки к налоговой ответственности по ст. 133 НК РФ. Однако этой статьей установлена ответственность за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, а не порядка перечисления. Поэтому суды в данных ситуациях отказывают налоговым органам во взыскании штрафа.

2. Статья 60 НК РФ дополнена п. 3.1, в котором закреплен порядок действий банка при невозможности исполнения платежного поручения налогоплательщика или налогового органа из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.

В соответствии с данным пунктом при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

3. Статья 60 НК РФ дополнена п. 5, согласно которому положения этой статьи применяются также в отношении банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему РФ сборов, пеней и штрафов.

4. Согласно п. 7 ст. 60 НК РФ при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Ранее такая норма была закреплена только в отношении поручений на перечисление налога или решений о взыскании налога.

Изменение срока уплаты налога и сбора,

а также пени

Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в положения гл. 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени" НК РФ.

1. Абзац 1 п. 2 ст. 61 НК РФ изложен в новой редакции: отсутствует положение о том, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных:

- федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

- законами субъектов РФ о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации;

- правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

2. Пунктом 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок до одного года.

Редакция данного пункта, действовавшая до принятия Закона N 137-ФЗ, предполагала предоставление отсрочки или рассрочки на срок от одного до шести месяцев. То есть снимается ограничение на предоставление отсрочек и рассрочек на небольшие сроки (до шести месяцев).

3. Упразднен правовой режим налогового кредита.

Заметим, что арбитражная практика указывает на то, что налоговый орган вправе отказывать в предоставлении налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов, в случае если в бюджете соответствующего уровня не были заложены соответствующие лимиты (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2005 N А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1).

Напомним, что на необходимость исключения бюджетных ограничений на предоставление отсрочек и рассрочек было обращено внимание в Бюджетном Послании Президента РФ от 26.05.2006.

(Продолжение см. "Аудит и налогообложение", 2006, N 10)

Ю.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Подписано в печать

31.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Крестьянское (фермерское) хозяйство, ранее созданное в качестве юридического лица, применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сохранится ли за данным крестьянским (фермерским) хозяйством право на дальнейшее применение данного специального налогового режима после прохождения им процедуры перерегистрации? ("Финансовая газета", 2006, N 35) >
Возможно ли, если с одним банком-контрагентом заключено несколько сделок "spot" в обе стороны, то при наступлении даты валютирования не нужно проводить по балансовым счетам бухгалтерского учета конверсионные сделки, а отражать в балансе банка только финансовый результат? ("Банковское дело в Москве", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.