Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Налоговые вычеты по НДФЛ ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 9)



"Ваш бюджетный учет", 2006, N 9

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НДФЛ

В соответствии с положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ по окончании налогового периода налогоплательщик имеет право произвести перерасчет налоговой базы, уменьшив сумму полученных доходов на сумму социальных налоговых вычетов, если в этом периоде налогоплательщиком осуществлялись расходы на благотворительные цели, обучение и медицинское обслуживание. В данной статье мы рассмотрим порядок предоставления социальных налоговых вычетов, а также их установленные размеры.

Порядок предоставления и оформления

социальных налоговых вычетов

Согласно ст. ст. 210 и 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на суммы фактически произведенных в налоговом периоде расходов на благотворительные цели, обучение, лечение, приобретение медикаментов по назначению лечащего врача. Указанные вычеты предоставляются в том случае, если расходы были произведены налогоплательщиком за счет собственных средств.

Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. К декларации прилагаются документы, подтверждающие его право на социальные налоговые вычеты, а также платежные документы.

Перечисление налогоплательщиком денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документом, подтверждающим произведенные налогоплательщиком расходы, является справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении. Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

Социальные налоговые вычеты предоставляются к доходам того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически были произведены расходы на перечисленные выше цели. Если в одном налоговом периоде социальные налоговые вычеты не могут быть использованы, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится.

Рассмотрим более подробно виды социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты по расходам

на благотворительность

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов. Учитываются также суммы, перечисленные физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Размер предоставляемого социального налогового вычета не может превышать 25% от суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13%.

Не принимаются к вычету произведенные физическими лицами расходы на оказание благотворительной помощи физическим лицам, поскольку в пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ в качестве получателя денежной помощи рассматриваются только организации.

Социальные налоговые вычеты по расходам на обучение

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщику при определении налоговой базы может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб. Социальный налоговый вычет предоставляется также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Следует отметить, что на основании ст. 32 ГК РФ опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. При этом попечительство (ст. 33 ГК РФ) устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства (ст. 35 ГК РФ).

Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение предоставляется налогоплательщику налоговым органом на основании заявления о предоставлении вычета, налоговой декларации и платежных документов, подтверждающих оплату обучения. К указанным документам налогоплательщик также прилагает:

- справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц. Данная справка налогоплательщику - физическому лицу в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ выдается источником выплаты дохода по письменному заявлению налогоплательщика;

- договор на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;

- документ, подтверждающий статус образовательного (учебного) учреждения;

- свидетельство о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, в случае заявления вычета на суммы, затраченные на обучение детей;

- договор поручения (в случае если оплату за обучение ребенка производят родители и об этом не имеется записи в договоре на обучение).

К числу образовательных учреждений согласно Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", в частности, относятся дошкольное образовательное учреждение, школа, лицей, гимназия, училище, институт, академия и т.д.

Для подтверждения лицензии образовательного учреждения налогоплательщику достаточно представить копию договора с учебным заведением об образовательных услугах, в котором оговорены реквизиты лицензии или иного документа, подтверждающего статус образовательного учреждения. Также возможно представление ксерокопии самой лицензии. Заверять копии подписью руководителя и печатью образовательного учреждения при этом необязательно.

Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение предоставляется независимо от территориального расположения образовательного учреждения (учебного заведения).

Согласно Приказу Министерства образования Российской Федерации от 28 июля 2003 г. N 3177 "Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" при подписании договора об обучении ребенка с общеобразовательным учреждением следует учитывать, что:

- "заказчик" - организация, учреждение, предприятие, законный представитель (родитель, опекун, попечитель), заказывающие образовательные услуги в пользу потребителя;

- "потребитель" - гражданин, получающий образовательные услуги лично.

При этом, если заказчик и потребитель не являются одним и тем же лицом, внесение платы за образовательные услуги является обязанностью заказчика.

Социальные налоговые вычеты по расходам

на лечение и приобретение медикаментов

На основании пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ для определения налоговой базы налогоплательщику представляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде медицинскому учреждению за услуги по лечению, а также в сумме расходов по приобретению медикаментов, назначенных лечащим врачом. Социальный налоговый вычет в части расходов за услуги по лечению предоставляется, если такие услуги оказаны налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии.

Социальный налоговый вычет в части расходов за услуги по лечению и приобретению медикаментов предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, но не более 38 000 руб.

Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, оплата которых произведена налогоплательщиком за счет собственных денежных средств и учитываемых при определении суммы социального налогового вычета, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Постановление N 201).

В частности, к недорогостоящим видам услуг по лечению отнесены:

- услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи;

- услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях;

- услуги по санитарному просвещению населения.

По дорогостоящим видам лечения, перечень которых утвержден Постановлением N 201, сумма расходов принимается к вычету без ограничения.

Налогоплательщик также имеет право на социальный налоговый вычет по суммам, направленным на оплату медицинских услуг в санаторно-курортных учреждениях. Пунктом 4 Перечня медицинских услуг, утвержденного Постановлением N 201, предусмотрены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.

В соответствии с Письмом Минздрава России от 1 ноября 2001 г. N 2510/11153-01-23 действие п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением N 201, может быть распространено на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, не входящей в стоимость путевок, дополнительно оплаченной налогоплательщиком.

Социальный налоговый вычет в части расходов на лечение предоставляется налогоплательщику налоговым органом на основании заявления о предоставлении вычета, налоговой декларации и платежных документов, подтверждающих фактически произведенные налогоплательщиком расходы. К указанным документам налогоплательщик также прилагает:

- справку (справки) о доходах по форме N 2-НДФЛ о сумме полученного дохода и удержанного налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый период;

- справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены Приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Приказ N 289/БГ-3-04/256), зарегистрированным Минюстом России 13 августа 2001 г. N 2874;

- договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

- рецепты, выписанные лечащим врачом, подтверждающие назначение медикаментов, и платежные документы, подтверждающие их приобретение;

- документы, подтверждающие степень родства, в случае заявления вычета на суммы, затраченные на лечение и приобретение медикаментов для членов семьи налогоплательщика.

Согласно Приказу N 289/БГ-3-04/256, справки, подтверждающие оплату медицинских услуг и дорогостоящего лечения за счет средств налогоплательщика, должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, оказывающими гражданам платные медицинские услуги.

Справки выдаются в подтверждение соответствующих расходов налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящего лечения, оказанных начиная с 1 января 2001 г.

Справка выдается налогоплательщику по его требованию соответствующим медицинским учреждением на основании личного обращения налогоплательщика или его уполномоченного представителя. Справка может быть направлена по письменному заявлению налогоплательщика в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие отправку указанного письма и его вручение налогоплательщику, вместе с заявлением налогоплательщика подшиваются к корешку справки, остающемуся в медицинском учреждении.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 447-О, положения пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в их конституционно-правовом истолковании не могут служить основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной медицинской практикой.

Таким образом, могут быть приняты к вычету расходы, понесенные налогоплательщиком на оплату медицинских услуг физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если указанные предприниматели имеют необходимую лицензию и соответствующий вид деятельности.

В Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением N 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств, приобретение которых за счет средств налогоплательщика предоставляет право на получение социального налогового вычета.

Лекарственные средства, включенные в Перечень, соответствуют Государственному реестру лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздрава России от 1 декабря 1998 г. N 01-29-15, с изменениями и дополнениями (далее - Государственный реестр). В Приложении N 3 к Государственному реестру приведены международные непатентованные названия лекарственных средств и соответствующие им синонимы, т.е. торговые названия лекарственного средства. У одного лекарственного средства может быть несколько синонимов (несколько десятков синонимов).

В Перечень, утвержденный Постановлением N 201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 13 сентября 2005 г. N 578 "Об утверждения Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для аптечных учреждений, производится только на бланках рецепта формы N 148-1/у-88. Указанный бланк утвержден Приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".

Для получения социального налогового вычета разрешается представление налогоплательщиком нескольких товарных и кассовых чеков и одного рецептурного бланка с тем условием, что выписанное лекарство было приобретено в количестве, указанном в рецепте.

Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты на все лекарственные средства для налогоплательщиков выписываются на рецептурных бланках по форме N 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика (если он имеется)".

Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу для подтверждения назначения им лекарственных средств, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 201.

Выписанные рецепты со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.

С.А.Колобов

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

25.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Автономные учреждения. Реформа в бюджетной сфере ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 9) >
О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России (Начало) ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.