Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Об исполнении требований исполнительных документов по искам граждан ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 9)



"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 9

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПО ИСКАМ ГРАЖДАН

Рассмотрение вопроса об исполнении требований исполнительных документов по искам граждан на выплату недополученных или проиндексированных денежных компенсаций вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС интересует не только территориальные органы Федерального казначейства, но и в первую очередь органы социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований.

Прежде всего это связано с тем, что именно указанные органы государственной власти на территориях реализуют установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - получатели компенсации), порядок предоставления которых установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 907).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ (далее - уполномоченный орган), ежемесячно представляет в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства надлежаще оформленные списки получателей компенсаций для перечисления им предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерством финансов Российской Федерации средств.

При этом Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 не устанавливается порядок исполнения судебных решений, связанных с индексацией либо иным установленным судом размером выплат получателям компенсаций.

Это связано прежде всего с тем, что бюджетные ассигнования, переданные Минфином России Федеральному казначейству в порядке, установленном Приказом Минфина России от 31.12.2004 N 134н "Об организации в Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральном казначействе работы по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", по реализации мер социальной поддержки получателям компенсаций не предусматривают исполнение судебных решений. И, следовательно, в общем порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907, территориальные органы Федерального казначейства не могут осуществить выплаты получателям компенсаций, установленные или проиндексированные судебными органами.

С одной стороны, эта проблема не раз разрешалась путем выделения дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для осуществления указанных выплат получателям компенсаций.

Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2005 N 73 "О финансовом обеспечении в 2005 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий, включая исполнение судебных решений по искам этих граждан, в которых надлежащими ответчиками признаны органы социальной защиты населения в субъектах РФ, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд) через свои территориальные органы за счет средств, предусмотренных ей на эти цели в федеральном бюджете.

По информации Минфина России, Роструду в федеральном бюджете на 2005 г. на указанные цели были предусмотрены средства в размере 3621,29 млн руб., в том числе согласно Федеральному закону от 05.07.2005 N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" на погашение образовавшейся до 1 января 2005 г. задолженности по исполнению судебных решений, устанавливающих или индексирующих размер компенсаций, было выделено дополнительно 958,96 млн руб.

В 2005 г. для исполнения вышеуказанных судебных решений Роструду дополнительно были выделены бюджетные ассигнования в сумме 262,47 млн руб., из которых для погашения задолженности по выплате сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда - 250,0 млн руб. и по выплате иных компенсаций - 12,47 млн руб. В федеральном бюджете на 2006 г. Роструду на указанные цели предусмотрены средства в сумме 3077,44 млн руб.

Итак, казалось бы, что никакой проблемы здесь нет и быть не может, однако из анализа практики исполнения данной категории судебных актов следует, что ответчиком по ним не всегда определяются органы социальной защиты населения субъекта РФ и органы социальной защиты населения муниципальных образований, требования которых подлежат исполнению за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Роструду.

Многочисленная практика показывает, что судебные органы устанавливают должником по таким выплатам также Минфин России и органы Федерального казначейства, при этом чаще всего обязывая их совершить какие-либо действия.

Вместе с тем вышеперечисленные органы государственной власти не уполномочены исполнять (быть органами исполнения) судебные акты об установлении или индексации размера выплат, поскольку они являются своего рода звеньями одной цепи, временно заменяющими в настоящее время один "надлежащий" орган государственной власти, который до настоящего времени не регламентирован законодательством РФ и на который в 2007 г. планируется возложить обязанность по осуществлению не только выплат получателям компенсаций, предусмотренных законодательством РФ.

В таком случае ответчики по принятым решениям судебных актов об установлении и индексации размера выплат получателям компенсаций, которыми признаны Минфин России, органы Федерального казначейства, а также органы социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований (в части обязательств Российской Федерации), не будут являться надлежащими ответчиками по данному вопросу.

При этом возникает вопрос о порядке исполнения в 2006 г. судебных актов, по которым ответчиками (должниками) все-таки указаны эти органы государственной власти. Конечно, единственным верным решением этого вопроса следует считать их обжалование в предусмотренном законодательством РФ порядке в связи с определением их судебными органами в качестве ненадлежащих ответчиков.

Таким образом, основной проблемой, связанной с неисполнением судебных актов по установлению иного размера выплат или их индексацией, является определение судебными органами ненадлежащего ответчика (должника), то есть органа государственной власти.

При этом следует отметить, что Федеральное казначейство информировало судебные органы в лице Верховного Суда РФ о необходимости определения надлежащего органа государственной власти в качестве ответчика (должника), уполномоченного исполнять указанные судебные акты.

С другой стороны, при рассмотрении законодательства РФ в области исполнения судебных актов нельзя также не принимать во внимание и то, что со вступлением в действие с 1 января 2006 г. Федерального закона от 29.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливается единый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Из этого следует, что исполнение судебных решений, предусматривающее установление или индексацию размера выплат, должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ в области исполнения судебных решений.

При этом следует учитывать не только определение судебными органами надлежащего ответчика, но и характер требований, содержащихся в указанных судебных актах.

В случае поступления судебных актов об установлении иного размера выплат или индексации по ним в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, требования которых обращены на взыскание средств с бюджетов бюджетной системы РФ, их исполнение регламентируется ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.

При наличии требований исполнительного документа об установлении или индексации размера выплат, содержащих обязывающий характер, к примеру "обязать орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации включить иной размер выплат получателю компенсации, определенный судом, в список, предоставляемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 907 в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства", их следует относить к исполнению органами принудительного исполнения, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагаются на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Отсюда следует, что при наличии в требованиях судебного акта действий обязывающего характера гл. 24.1 БК РФ не может применяться, поскольку органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов, не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебными актами и не являются органами принудительного исполнения.

При этом, как было отмечено выше, Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 не регламентирует Минфину России, территориальным органам Федерального казначейства, а также органам социальной защиты субъектов РФ и муниципальных образований порядок исполнения выплат, установленных или проиндексированных судебными органами.

Вместе с тем имеются неоднократные случаи представления в территориальные органы Федерального казначейства списков получателей компенсаций с дополнительным включением в них сумм, установленных судебными актами, а также на исполнение самих судебных актов.

В этих случаях территориальные органы Федерального казначейства не могут исполнить требования судебных актов, содержащие установление иного размера выплат или их индексацию.

Это обусловливается тем, что доведенные до каждого территориального органа Федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов рассчитаны лишь на общий размер компенсаций, предусмотренный законодательством РФ в области реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, в связи с длительным неисполнением требований таких судебных актов получатели компенсаций вынуждены обращаться за разрешением своей проблемы в Европейский суд по правам человека, что, в свою очередь, подрывает авторитет органов как государственной власти, задействованных в выплатах компенсаций, так и судебной власти в Российской Федерации.

Подводя итог рассматриваемому вопросу, можно выделить основной аспект, влияющий на своевременное и надлежащее исполнение судебных решений, связанных с установлением иного размера выплат или их индексацией, - это установление законодательством РФ уполномоченного органа государственной власти.

По мнению автора, именно с учетом реализации вышеизложенного аспекта видится решение этой серьезной и в настоящее время поистине глобальной проблемы, связанной с исполнением указанных судебных актов по выплатам компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Н.О.Кузнецова

Заместитель начальника отдела

Управления совершенствования

функциональной деятельности

Федерального казначейства

Подписано в печать

25.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Бюджетное учреждение приобретает товары (работы, услуги), которые одновременно используются как при осуществлении деятельности, облагаемой НДС, так и при осуществлении деятельности, не облагаемой НДС. В каком порядке следует заполнять графы 7, 8а и 8б книги покупок, если вычету подлежит только часть от общей суммы НДС, указанной в счете-фактуре? ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 9) >
Актуальные вопросы об организации работы по администрированию и бюджетному учету и отчетности поступлений ("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.