![]() |
| ![]() |
|
Налогообложение садоводческих некоммерческих товариществ (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 34)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 34
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САДОВОДЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 33)
Представление налоговой декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
С 1 января 2005 г. налоговые органы обязывают садоводческие товарищества с выплат в пользу физических лиц по трудовым договорам за выполнение работ уплачивать как ЕСН, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В этой связи следует иметь в виду следующее. До 1 января 2005 г. в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежали обложению ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. На основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 20.07.2004) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в связи с тем, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект обложения и налоговая база по ЕСН, указанные выплачиваемые суммы также не облагались страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Это привело к тому, что физические лица, выплаты в пользу которых льготировались, теряли страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, так как в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ст. 2, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Необходимо принимать во внимание, что по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг, в садоводческих кооперативах (товариществах) работают не только пенсионеры, но и граждане, не достигшие пенсионного возраста. В целях обеспечения им права на получение пенсии при достижении пенсионного возраста Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов" пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ признан утратившим силу. Таким образом, с 1 января 2005 г. суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), подлежат включению в облагаемую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Учитывая изложенное, действия налоговых органов о начислении как ЕСН, так и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с отчетности за I квартал 2005 г. правомерны. Что касается работающих пенсионеров, то им может быть произведен перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости на основании п. 3 ст. 17 Закона N 173-ФЗ. Перерасчет осуществляется по письменному заявлению пенсионера, подаваемому им в территориальный орган ПФР. Пунктом 7 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год (ст. 240 НК РФ). Копию налоговой декларации с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР. Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н. Глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ не предусматривает каких-либо льгот для некоммерческих организаций. Форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н. Декларация представляется в территориальные налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. В соответствии с НК РФ под расчетным периодом понимается календарный год. Согласно п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. Таким образом, к представлению декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предъявляются общие требования, установленные НК РФ.
О правомерности применения УСН
Следует отметить, что некоммерческие организации вправе применять УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении установленных данной главой условий. При этом указанные организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и ЕСН.
Представление налоговой декларации и уплата земельного налога
Вопросы обложения земельным налогом садоводческих некоммерческих товариществ регламентировались до 1 января 2005 г. Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), в соответствии с которым начисление земельного налога производилось со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами. При этом льготы, предусмотренные ст. 12 Закона N 1738-1 в отношении граждан, на земли общего пользования, предоставленные садоводческому товариществу, не распространялись. После получения гражданами - членами садоводческих товариществ свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога производилось каждому из них налоговыми органами. С 1 января 2005 г. введена гл. 31 "Земельный налог" НК РФ. При этом Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ Закон N 1738-1 признан утратившим силу (за исключением ст. 25). Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, в случае использования земельных участков физическими лицами - членами садоводческих некоммерческих товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, плательщиками земельного налога являются физические лица - собственники земельных участков. Уплата данного налога осуществляется на основании налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления. До выдачи членам садоводческих товариществ свидетельств на право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения плательщиками земельного налога являются товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы. При этом льгота, установленная п. 5 ст. 391 НК РФ в виде не облагаемой налогом суммы в размере 10 000 руб., на физических лиц, не имеющих документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения за земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам, гаражным кооперативам, не распространяется. Также не распространяется указанная льгота на земли общего пользования садоводческих товариществ. Вместе с тем следует принимать во внимание, что в соответствии со ст. ст. 12 и 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Необходимо также отметить, что на основании ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от земельного налога, устанавливаемого представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, зачисляются в местные бюджеты.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 35)
В.Воробьева Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Подписано в печать 23.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |