![]() |
| ![]() |
|
Новые изменения в налоговый закон ("Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 9)
"Бухгалтерский бюллетень", 2006, N 9
НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ ЗАКОН
27 июля 2006 г. Президент РФ подписал Закон N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
На наш взгляд, новый Закон не решил ключевой вопрос, волнующий всех предпринимателей, поскольку не закрепил признаки добросовестности (недобросовестности) налогоплательщиков, позволив тем самым и далее налоговым органам субъективно трактовать указанные понятия. Насколько усовершенствуются отношения между налогоплательщиками и фискальными органами в результате принятия нового Закона, покажет время, мы же остановимся на наиболее значительных изменениях в части первой НК РФ, затрагивающих права и обязанности налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Закон имеет сложную систему вступления в силу отдельных его статей. Часть поправок вступит в силу в 2008 г., другая часть - даже в 2010 г., однако большинство поправок начнет действовать уже с нового - 2007 г., поэтому на них в нашей статье мы обратим особое внимание.
Общие положения
Внесены существенные поправки в порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Так, после внесения изменений в ст. 6.1 НК РФ "Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах" периоды времени, установленные налоговым законодательством, будут исчисляться только годами, кварталами, месяцами или днями, с 2007 г. исчезнет из НК РФ наиболее спорный временной период - неделя. Причем законодатель предусмотрел, что если срок определяется днями, то он исчисляется только в рабочих днях при условии, что его исчисление прямо не предусмотрено в календарных днях. То есть нерабочие (выходные и праздничные) дни, если они приходятся на начало исчисления срока либо на его протяжение, не включаются в срок, а фактически удлиняют его.
Поправками введен ряд новых понятий
Одна из них касается только бюджетных учреждений, поскольку именно бюджетные учреждения в соответствии с бюджетным законодательством пользуются не расчетным, а лицевым счетом. Поэтому в ст. 11 НК РФ дается определение такому понятию, как лицевой счет: это счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов). Следующая поправка имеет огромное значение практически для всех налогоплательщиков, поскольку впервые законодательно в первую часть НК РФ введено понятие учетной политики организации для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. По нашему мнению, с 1 января 2007 г. организации будут обязаны составлять и утверждать два документа - учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения, причем возможность совмещать их, делая один документ, на наш взгляд, законодательством не предусмотрена.
Обязанности налоговых органов
Представление справок о состоянии расчетов
Следующий блок поправок направлен на упрощение проведения сверок и расчетов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Уже с 1 января 2007 г. пп. 10 п. 1 ст. 32 установлена обязанность налоговых органов по предоставлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа, а пп. 11 этой же статьи предписано осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. В настоящее время выдача справок об отсутствии задолженности и проведение сверки с налоговыми инспекциями осуществляются на основании внутренних приказов Федеральной налоговой службы, чиновники установили срок для выдачи справки в 10 рабочих дней. Ни для кого не секрет, что указанные сроки не всегда соблюдались и за их нарушение никто не отвечал. В следующем году на выдачу справок чиновникам отводится пять дней, причем этот срок уже установлен НК РФ, и при его нарушении налогоплательщик может обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган выдать такую справку. Огорчает, что законодатель так и не решился установить срок для проведения сверки расчетов, поэтому в ближайшее время быстрым проведение сверок так и не станет.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Внесены изменения в порядок уплаты налога, к которому теперь приравнивается и авансовый платеж
Эта поправка в ст. 58 НК РФ вряд ли порадует налогоплательщиков, поскольку новый Закон установил необходимость начисления пеней в случае неуплаты в срок предварительных платежей по налогу - авансовых платежей в том случае, если их уплата предусмотрена НК РФ. Этими поправками поставлена точка в спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками о том, является ли авансовый платеж налогом. Слабым утешением для налогоплательщика будет являться незначительное послабление для нарушителей - неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате авансовых платежей не будет рассматриваться как основание для привлечения к налоговой ответственности (на неплательщика не может быть наложен штраф).
Ужесточен порядок заполнения документов на уплату налога
Всем налогоплательщикам необходимо будет более внимательно проверять правильность заполнения документов на уплату налогов (платежных поручений, квитанций и пр.), поскольку теперь в ст. 45 НК РФ прямо указано, что обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Если читать дословно указанные поправки, то в них не поименован такой важный реквизит, как КБК, с которым на сегодняшний день связаны многочисленные споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о том, уплачен ли налог, если КБК указан неверно, а налог зачислен в соответствующий бюджет. По нашему мнению, законодатель с 1 января 2007 г. допускает при неверном указании КБК (если налог зачислен в соответствующий бюджет) считать обязанность по уплате налога исполненной.
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Изменен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика
Новая редакция п. 2 ст. 76 НК РФ допускает приостанавливать операции по счетам в банках не только в случае неисполнения обязанности по уплате недоимки, но и в случае неисполнения требования об уплате пеней и штрафов. В то же время прекращение банком расходных операций будет возможно только в пределах сумм неуплаченной недоимки, пени и штрафа. Данная новация в целом имеет положительное значение для налогоплательщика, поскольку в настоящее время может возникнуть ситуация, когда при недоимке в 10 тыс. руб. налоговые органы приостанавливают операции по счету, тем самым срывая контракты на сотни тысяч рублей.
Уточнен порядок зачета переплаты по налогам
Внесены поправки в ст. 78 НК РФ, регламентирующую порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени и штрафа. Законодатель уточнил срок, в течение которого организация вправе обратиться с просьбой о зачете переплаченных сумм. Как и для подачи заявления о возврате, данный срок признан равным трем годам с момента возникновения переплаты. Изменен срок, в течение которого налоговый орган обязан вынести решение о зачете. Данный срок увеличен с пяти до десяти дней. Отсчитываться указанный срок будет не только с даты подачи налогоплательщиком заявления, но и с даты подписания акта сверки. Учитывая, что срок для проведения сверки НК не предусмотрен, вынесение решения о зачете может затягиваться налоговиками на неопределенный срок. Законодатель также установил возможность зачета и возврата не только переплаченных налогов и пеней, но и излишне уплаченных штрафов.
Налоговый контроль
Большинство нововведений касается порядка проведения налоговых проверок. Более подробно по сравнению с ранее действующими редакциями освещена процедура проведения проверок, вынесения решений по ним и порядок их обжалования.
Новый порядок проведения камеральной проверки и истребования документов
Федеральным законом N 137-ФЗ введена новая ст. 93.1 НК РФ, регламентирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках у третьих лиц. Сейчас такая проверка называется встречной и может осуществляться только в рамках выездной или камеральной проверки. Уже с 1 января 2007 г. истребование документов у третьих лиц, кроме случаев проведения налоговых проверок, может осуществляться и при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также если у налогового органа имеется обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки. По нашему мнению, эта норма приведет к увеличению так называемых встречных проверок и необходимости готовить документы для налоговых органов по контрагентам даже при отсутствии у последних налоговых проверок. Новыми правилами ст. 88 НК РФ установлено, если в ходе камеральной проверки будут выявлены ошибки и противоречия, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения в течение пяти дней. При этом налогоплательщик вправе представить любые документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Проверяющие в свою очередь обязаны рассмотреть представленные пояснения и документы и только после этого могут решать вопрос об установлении факта совершения правонарушения. Новацией в ст. 88 НК РФ является не только установление пятидневного срока, но и возможность представления налогоплательщиком любых документов и пояснений, также невозможность вынесения налоговыми органами решения без рассмотрения представленных пояснений и документов. Положительным является и тот факт, что наконец урегулирован вопрос о необходимости составления акта по результатам камеральной проверки. Срок, в течение которого проверяющие должны составить акт по результатам камеральной проверки, равен 10 дням с даты окончания проверки. Положительным для налогоплательщиков также можно считать изменения в ст. 88 НК РФ, которые касаются перечня документов, запрашиваемых у организаций при камеральных проверках. Законодатель определил, что с 1 января 2007 г. помимо документов, которые организации обязаны представлять вместе с налоговой декларацией, чиновники могут требовать только документы, подтверждающие: - право на льготу при налогообложении; - правомерность применения вычетов по НДС; - исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов. Будем надеяться, что данные нововведения прекратят порочную практику, когда налоговые органы в требовании указывали документы обезличенно, например документы по расчетам с поставщиками, книги продаж, выписки банка. Теперь для подготовки истребуемых документов налогоплательщику будет отводиться 10 дней вместо пяти, предусмотренных действующей до 31 декабря 2006 г. редакцией статьи. Эти копии документов можно заверять подписью руководителя или иного уполномоченного лица и печатью организации. Отдельно остановимся на норме, предусмотренной новой редакцией ст. 93 НК РФ, которая будет действовать с 2010 г. Начиная с указанной даты налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Изменения в части проведения выездной проверки (новая редакция статьи 89 НК РФ)
Как и ранее, в соответствии со ст. 89 НК РФ выездная проверка будет проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика. Новым является то, что при невозможности предоставления помещения налогоплательщиком проверка может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Несмотря на то что в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), что, несомненно, является нерадостной новостью для налогоплательщиков, длительность проверки будет рассчитываться со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки, а не определяться временем фактического нахождения проверяющих в организации. Новыми поправками предусмотрены случаи, когда проведение выездной налоговой проверки приостанавливается - это истребование документов от третьих лиц, получение от иностранных государственных органов информации, проведение экспертиз, перевод документов на русский язык. Впервые введена норма, устанавливающая определение повторной выездной налоговой проверки и условия ее назначения. Такая проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку, а также налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Предусмотренные новой редакцией ст. 89 НК РФ повторные проверки могут проводиться в случае, если решение о первоначальной налоговой проверке было принято после 31 января 2006 г.
Новый порядок рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа
Результаты проверки должны быть оформлены актом в течение двух месяцев с даты составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Срок для представления возражений в случае несогласия с актом налоговой проверки возрастает до 15 рабочих дней со дня получения акта (вместо двух недель по действующей в настоящее время редакции ст. 100 НК РФ). Новой редакцией ст. 101 НК РФ подробно расписана процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и внесены значительные дополнения в порядок ее осуществления. Указанные дополнения и изменения в ст. 101 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2007 г., для наглядности сведены нами в таблицу.
———————————————————————————————————————————T—————————————————————¬ | Новая редакция ст. 101 НК РФ | Старая редакция | | | ст. 101 НК РФ | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Руководителем (заместителем руководителя) |Рассмотрение | |рассматриваются не только материалы |руководителем | |проверки, в ходе которой были выявлены |(заместителем | |нарушения законодательства о налогах и |руководителя) | |сборах, но и представленные проверяемым |возражений | |лицом (его представителем) письменные |налогоплательщика | |возражения по указанному акту |законодательно не | | |предусмотрено | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Решение по материалам проверки должно быть|Срок установлен не | |принято в течение 10 дней со дня истечения|был | |срока, предоставляемого налогоплательщику | | |для подачи возражений, срок может быть | | |продлен, но не более чем на один месяц | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Руководитель (заместитель руководителя) |Старая редакция также| |налогового органа извещает о времени и |содержит обязанность | |месте рассмотрения материалов налоговой |налогового органа | |проверки лицо, в отношении которого |извещать | |проводилась эта проверка. (Изменения по |налогоплательщика о | |сравнению с предыдущей редакцией носят |времени и месте | |технический характер.) |рассмотрения | | |материалов проверки, | | |но только в случае | | |представления | | |возражений на акт | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Неявка лица, в отношении которого |Отсутствовала | |проводилась налоговая проверка (его |возможность у | |представителя), извещенного надлежащим |руководителя | |образом о времени и месте рассмотрения |налогового органа | |материалов налоговой проверки, не является|признать участие | |препятствием для рассмотрения материалов |налогоплательщика | |налоговой проверки, однако руководитель |обязательным при | |(заместитель руководителя) налогового |рассмотрении | |органа может признать обязательным участие|материалов проверки | |этого лица при рассмотрении материалов | | |проверки | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Законодательно определены действия |Такие действия | |руководителя налогового органа перед |руководителя | |рассмотрением материалов налоговой |законодательно | |проверки: |предусмотрены не были| |1) объявить, кто рассматривает дело и | | |материалы какой налоговой проверки | | |подлежат рассмотрению; | | |2) установить факт явки лиц, приглашенных | | |для участия в рассмотрении, и причины | | |неявки; | | |3) проверить полномочия участвующего | | |представителя налогоплательщика; | | |4) разъяснить лицам, участвующим в | | |процедуре рассмотрения, их права и | | |обязанности; | | |5) вынести решение об отложении | | |рассмотрения материалов налоговой проверки| | |в случае неявки лица, участие которого | | |необходимо для рассмотрения | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Мероприятия, осуществляемые налоговым |Данные мероприятия | |органом при рассмотрении материалов |законодательно | |проверки: исследование представленных |предусмотрены не были| |доказательств, получение объяснений от | | |лица, в отношении которого проводилась | | |проверка. Возможность оглашения акта | | |налоговой проверки и иных материалов | | |мероприятий налогового контроля и принятия| | |решения о привлечении в случае | | |необходимости к участию в этом | | |рассмотрении свидетеля, эксперта, | | |специалиста | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Законодателем впервые введена норма, |Такое право | |позволяющая налогоплательщикам давать |налогоплательщика | |объяснения даже при отсутствии письменных |предусмотрено не было| |возражений | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Перечень обстоятельств, которые |Такой перечень | |устанавливаются при рассмотрении |обстоятельств | |материалов проверки: |предусмотрен не был | |1) совершало ли лицо, в отношении которого| | |был составлен акт налоговой проверки, | | |нарушение законодательства о налогах и | | |сборах; | | |2) образуют ли выявленные нарушения состав| | |налогового правонарушения; | | |3) имеются ли основания для привлечения | | |лица к ответственности за совершение | | |налогового правонарушения; | | |4) имеются ли обстоятельства, исключающие | | |вину лица в совершении налогового | | |правонарушения, либо обстоятельства, | | |смягчающие или отягчающие ответственность | | |за совершение налогового правонарушения | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |В случае необходимости получения |Возможность вынесения| |дополнительных доказательств руководитель |решения о проведении | |налогового органа вправе вынести решение |дополнительных | |о проведении в срок, не превышающий одного|мероприятий | |месяца, дополнительных мероприятий |налогового контроля | |налогового контроля |предусматривалась, | | |однако срок для | | |проведения таких | | |мероприятий | | |установлен не был | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |В решении о привлечении к ответственности |Кодекс не содержал | |за совершение налогового правонарушения |требования об | |указываются размер выявленной недоимки и |указании в решении | |соответствующих пеней, а также подлежащий |конкретных сумм | |уплате штраф | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Установлен срок вступления в силу решения |Срок вступления | |о привлечении к ответственности за |решения в силу | |совершение налогового правонарушения и |предусмотрен не был | |решения об отказе в привлечении к | | |ответственности за совершение налогового | | |правонарушения. Он равен 10 дням со дня | | |вручения решения налогоплательщику. | | |При подаче апелляционной жалобы решение | | |вступает в силу со дня его утверждения | | |вышестоящим налоговым органом полностью | | |или частично | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Возможность применения налоговым органом |Такая возможность | |обеспечительных мер, таких как запрет на |применения налоговым | |отчуждение (передачу в залог) имущества |органом | |налогоплательщика без согласия налогового |обеспечительных мер | |органа; приостановление операций по |не предусматривалась | |счетам в банке в порядке, установленном | | |ст. 76 НК РФ, а также их замена по | | |просьбе налогоплательщика на банковскую | | |гарантию; залог ценных бумаг, обращающихся| | |на организованном рынке ценных бумаг, или | | |залог иного имущества, оформленный в | | |порядке, предусмотренном ст. 73 настоящего| | |Кодекса; поручительство третьего лица, | | |оформленное в порядке, предусмотренном | | |ст. 74 настоящего Кодекса | | +——————————————————————————————————————————+—————————————————————+ |Несоблюдение должностными лицами налоговых|В старой редакции | |органов требований, установленных |несоблюдение | |настоящим Кодексом, может являться |должностными лицами | |основанием для отмены решения налогового |налоговых органов | |органа вышестоящим налоговым органом или |требований настоящей | |судом. |статьи может являться| |Нарушение существенных условий процедуры |только основанием | |рассмотрения материалов налоговой проверки|для отмены решения | |является бесспорным основанием для отмены |налогового органа | |вышестоящим налоговым органом или судом |вышестоящим налоговым| |решения налогового органа о привлечении к |органом или судом | |ответственности за совершение налогового | | |правонарушения или решения об отказе в | | |привлечении к ответственности за | | |совершение налогового правонарушения. К | | |таким существенным условиям относится | | |обеспечение возможности лица, в отношении | | |которого проводилась проверка, участвовать| | |в процессе рассмотрения материалов | | |налоговой проверки лично и (или) через | | |своего представителя и обеспечение | | |возможности налогоплательщика представить | | |объяснения | | L——————————————————————————————————————————+—————————————————————— Нововведения в порядке обжалования решений
Нововведения коснулись и порядка обжалования решений налогового органа. Новой ст. 101.2 НК РФ налогоплательщику будет предоставлено право обжалования решения в апелляционном порядке. Это означает, что налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган до даты вступления его в силу. А с 1 января 2009 г. вводится обязательное досудебное урегулирование спора, то есть решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Таким образом законодатели, видимо, решили облегчить работу судов, насколько облегчится положение налогоплательщика после такого нововведения, остается только догадываться.
Прочие изменения
С 1 января 2007 г.
1. Сократится срок для подачи информации об открытии и закрытии счета с 10 до 7 дней (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). 2. Налоговые органы утрачивают право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам и право создавать налоговые посты (в новой редакции ст. 31 НК РФ отсутствуют указанные права налоговых органов). 3. Не будут начисляться не только штрафы, но и пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным государственным органом (п. 8 ст. 75 НК РФ). При этом разъяснения должны быть: - адресованы самому налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц; - относиться к тем налоговым периодам, по которым образовалась недоимка; - основаны на полной и достоверной информации. Освобождаться от начисления пеней будут только организации, получившие разъяснения после 31 декабря 2006 г. 4. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 г. превысит 250 человек, будут представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, а с 1 января 2008 г. отчитываться в электронном виде будут организации, численность которых превышает 100 человек, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 80 НК РФ).
С.В.Чиков Заместитель генерального директора ЗАО "Аудит-БО'С"
М.И.Калинина Начальник юридического отдела ЗАО "Аудит-БО'С" Подписано в печать 23.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |