Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации ("Налоговед", 2006, N 9)



"Налоговед", 2006, N 9

НАЛОГИ И СБОРЫ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Практика налогообложения свидетельствует - принятое в налоговом законодательстве разграничение обязательных публичных платежей на две группы - налоги и сборы - требует уточнений.

Существует мнение, что при выборе режима отраслевого регулирования конкретного обязательного платежа следует исходить из его природы и оценивать его с точки зрения присущих платежу существенных свойств. Необходимость правового анализа платежа предписывается, в частности, п. 3 ст. 5 НК РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, а также п. 43 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Экономика и жизнь. 2001. N 13.

Позиции НК РФ и КС РФ не совпадают

В соответствии с нормой п. 3 ст. 5 НК РФ взимание любых налогов и сборов, не предусмотренных налоговой системой, не основано на законе. Исходя из анализа закрепленных в ст. 8 НК РФ юридических признаков налогов и сборов, можно сделать вывод о необходимости включения в перечень налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, любого обязательного платежа, не являющегося санкцией, взимание которого связано с функциями государства или местного самоуправления. В юридических публикациях неоднократно высказывались подобные суждения <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См., например, Винницкий Д.В. Российское налоговое право. - СПб., 2003. С. 255; Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2002. С. 126 - 127.

Однако такой, верный с точки зрения норм НК РФ, подход не согласуется с положениями действующего законодательства, предусматривающими ряд платежей с признаками сборов, тем не менее не включенных в налоговую систему, а также с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, который, в частности, признал законность взимания так называемых неналоговых фискальных сборов <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, в котором плата за загрязнение окружающей природной среды квалифицирована как неналоговый фискальный сбор.

Мнение специалистов

Некоторые авторы предлагают использовать исключительно формально-юридический критерий при определении отраслевой принадлежности взимаемых платежей.

Так, А.В. Демин полагает, что отграничение сборов от сходных платежей неналогового характера реально провести лишь по одному критерию - нормативному. При этом сбором как налоговым платежом следует называть обязательный взнос, закрепленный законодательством о налогах и сборах. То есть для признания обязательного платежа сбором требуется его прямое включение законодателем в систему налогов и сборов <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Сбор как разновидность налоговых доходов (вопросы правовой идентификации) // КонсультантПлюс.

Такое мнение имеет право на существование в ситуации, когда отсутствует единый подход к определению и толкованию конкретных признаков платежей, включаемых в налоговую систему. Однако нельзя не заметить, что при этом теряется смысл нормы п. 3 ст. 5 НК РФ, а по сути происходит отказ от необходимости законодательного определения самого понятия налоговых платежей.

Данная позиция полностью согласуется с мнением о том, что единственной гарантией против произвольного введения налоговых платежей может служить экономическая основа построения налоговой системы, а не юридические нормы, закрепляющие признаки налогов и сборов.

Так, И.В. Горский полагает, что "наличие в НК РФ самостоятельных определений налога и сбора не имеет содержательного оправдания". Автор обосновывает это тем, что "налоги в самих себе несут собственную меру, ограничивающую их действие в каждый момент времени требованием обеспечения условий воспроизведения налогов в будущем" <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> См.: Горский И.В. О признаках налога в Налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. 2004. N 9. С. 34 - 35.

Могут ли юридические нормы быть гарантией против

произвольного введения налогов и сборов?

В НК РФ закреплен исчерпывающий перечень налоговых платежей, а также дано законодательное определение признаков налогов и сборов. Тем не менее вопреки этому в действительности используются скрытые формы налогообложения - платежи с признаками налогов и сборов, не предусмотренные налогово-правовым регулированием. Юристы-налоговеды по этому поводу указывают на недостатки законодательной техники, на недостаточно четкое раскрытие признаков налогов и сборов в НК РФ.

Причины необоснованного расширения фискальных притязаний кроются не столько в недостатках правовой формы их закрепления, сколько в экономических, социальных, политических условиях общественной жизни.

На наш взгляд, наука и практика направлены на решение несколько иной задачи, а именно на установление гарантий определенного порядка изъятия части собственности в виде налогов или сборов, то есть на закрепление особого режима налогово-правового регулирования. Экономическая теория обосновывает, "что взимать с частных лиц", юридическая теория - "каким образом это делать". В этом можно увидеть проявление многосложности категории "налог", включающей различные аспекты.

Любое публичное взимание должно быть не только экономически обусловлено, но и иметь обоснование с точки зрения права, то есть соблюдение прав и законных интересов частных лиц в процессе взимания налоговых сумм. Для этого налоговое законодательство должно предоставить все возможности для однозначной юридической квалификации платежа.

Исчерпывающее описание всех свойств налогов и сборов в их законодательном определении представляется недостаточно конструктивным. В НК РФ следует раскрыть совокупность признаков налогов и сборов с учетом квалификации платежа как налогового или неналогового.

Относительно вопросов классификации обязательных публичных платежей хотелось бы согласиться с мнением А.В. Брызгалина и А.В. Демина, что в зависимости от принадлежности к налоговой системе необходимо разграничивать два вида платежей - налоговые и неналоговые. Но проводить такое разграничение следует не по нормативному критерию, а на основе их существенных свойств.

Особенности платежей налогов и сборов

Закреплению конкретных признаков налоговых платежей в законе предшествует уяснение сущности налогового взимания и тех обстоятельств, на которых основывается право государства на принудительное изъятие части собственности в доход бюджета. Изучение сути вопроса приводит к выводу, что его истоки лежат в сфере конституционно-правового регулирования.

Налоги и сборы имеют, на наш взгляд, принципиальные особенности.

Налог представляет собой изъятие части собственности физических лиц и организаций, обусловленное лишь одним обстоятельством - необходимостью финансового обеспечения функций государства.

Сбор - взнос физических лиц и организаций, устанавливаемый в целях регулирования отношений с государством либо с местным самоуправлением по поводу реализации или получения субъективных прав.

Любые обязательные публично-правовые платежи имеют объединяющее их свойство - все они обременяют частную собственность. Однако у налогов и сборов такое обременение имеет различные цели: налог не должен быть направлен на снижение экономической активности налогоплательщика, он не может подрывать своей основы - источника уплаты (собственности); сбор, напротив, призван подавлять чрезмерную активность субъектов в реализации своих прав и законных интересов. Сбор имеет узкоцелевую регулирующую направленность.

Немаловажно отметить и другое отличительное свойство сборов - их уплата основана на свободном выборе плательщика. Свобода выбора в данном случае присутствует в противовес свойству неотвратимости, присущему налогам.

Кроме платежей, подпадающих под признаки налогов, в налоговую систему, на наш взгляд, включаются также сборы налогового характера. Разграничение налоговых и неналоговых сборов проводится в зависимости от свойств того права, в связи с которым они уплачиваются. Налоговый сбор выступает преградой в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, поэтому устанавливается федеральным законом (п. 3 ст. 55 Конституции РФ) и, соответственно, подпадает под режим налогово-правового регулирования. Представляется целесообразным использовать общий термин "налоговый платеж" для обозначения налогов и налоговых сборов.

Налоговый доход и налоговый платеж

Известно, что в качестве критерия для разграничения налоговых и неналоговых платежей предлагается одноименная классификация доходов бюджетов, представленная в ст. 41 БК РФ <6>. Однако нельзя не согласиться с оппонентами подобного формального подхода к вопросу выделения налоговых платежей в самостоятельную категорию, поскольку он не решает проблемы по существу <7>. По справедливому замечанию С.Г. Пепеляева, "природа платежа должна влиять на состав бюджетной классификации, но не наоборот, то есть нельзя делать вывод о природе платежа на той основе, как платеж учтен в статьях и группах доходов бюджета" <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См.: Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина - М., 2003. С. 64 - 65.

<7> См., например, Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 257.

<8> Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. - М., 2005. С. 44.

Отмеченное тем не менее не умаляет значения и тесной взаимосвязи понятий "налоговый платеж" и "налоговый доход". Их соотношение позволяет выявить суть налоговых и бюджетных отношений как составляющих финансово-правового регулирования. На стыке категорий "налоговый платеж" и "налоговый доход" определяются границы между частными и публичными финансами. Момент, когда обязанность уплаты налогов или сборов считается исполненной, определяется в соответствии с налоговым законодательством (п. 2 ст. 45 НК РФ). Переходя в налоговый доход бюджета, налоговый платеж обезличивается во время совершения.

Е.А.Имыкшенова

К. ю. н.,

старший преподаватель

кафедры финансового права

Юридического института

Томского государственного университета

Подписано в печать

22.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...У организации за три календарных месяца (с марта по июнь) выручка без учета НДС не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Налоговая инспекция отказалась предоставить освобождение от обязанностей плательщика НДС с 1 июня, так как размер выручки был учтен не за квартал, а за три месяца и нами не была подана налоговая декларация за II квартал 2006 г. Правомерно ли это? ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 9) >
Постоянное представительство иностранной организации в России: судебная практика и оптимизационный анализ ("Налоговед", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.