![]() |
| ![]() |
|
Обзор изменений, внесенных в часть 1 Налогового кодекса РФ ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 9)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 9
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ЧАСТЬ 1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Налоговый кодекс в новой редакции вступает в силу с 1 января 2007 г. Приведенные в таблице изменения введены в действие Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. В следующем номере читайте об изменениях, внесенных в часть 2 Налогового кодекса.
—————————————————T—————————————————————————————————————T—————————¬ | Что изменилось | Подробности | Ссылка | | | |на статью| +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ | 1 | 2 | 3 | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Несоответствие |С 01.01.2007 нормативный правовой акт|ст. 6 | |нормативных |о налогах и сборах признается |НК РФ | |актов |не соответствующим НК РФ, если | | | |не только изменяет определенное | | | |Кодексом содержание обязанностей | | | |налогоплательщиков, но и "вводит | | | |обязанности, не предусмотренные | | | |НК РФ" | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Понятие "неделя"|Статья 6.1 НК РФ дана в новой |ст. 6.1 | |в НК РФ будет |редакции. С 01.01.2007 срок, |НК РФ | |отсутствовать |исчисляемый неделями, в новую | | | |редакцию не включен. При этом срок, | | | |определенный днями, исчисляется | | | |в рабочих днях, если срок | | | |не установлен в календарных днях. | | | |Рабочим днем считается день, который | | | |не признается в соответствии | | | |с законодательством Российской | | | |Федерации выходным и (или) нерабочим | | | |праздничным днем | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Течение дня |В новой редакции указанной статьи |ст. 6.1 | |ограничивается |действие, для совершения которого |НК РФ | |временем |установлен срок, может быть выполнено| | |"24 часа" |до 24 часов последнего дня срока. | | | |Если документы либо денежные средства| | | |были сданы в организацию связи | | | |до 24 часов последнего дня срока, | | | |то срок не считается пропущенным | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Ряд госструктур |Участниками отношений, регулируемых |ст. 9 | |больше не может |законодательством о налогах и |НК РФ | |вмешиваться |сборах, с 01.01.2007 не являются: | | |в уплату налогов|— государственные органы | | |или сборов |исполнительной власти | | | |и исполнительные органы местного | | | |самоуправления, другие уполномоченные| | | |ими органы, должностные лица | | | |и организации, осуществляющие | | | |в установленном порядке прием | | | |от налогоплательщиков (плательщиков | | | |сборов) денежных средств в счет | | | |уплаты налогов (сборов) | | | |и их перечисление (перевод) | | | |в бюджеты (далее — сборщики налогов | | | |и сборов); | | | |— органы государственных внебюджетных| | | |фондов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Адвокаты |Из определения индивидуального |ст. 11 | |и нотариусы не |предпринимателя исключены нотариусы |НК РФ | |приравниваются |и адвокаты, учредившие адвокатские | | |к индивидуальным|кабинеты. Тем самым обязанности, | | |предпринимателям|предусмотренные п. 2 ст. 23 НК РФ, | | | |на этих лиц не распространяются. | | | |Вместо них добавлены главы | | | |крестьянских хозяйств | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Статус |Исключено понятие "физические лица — |ст. 11 | |физического лица|налоговые резиденты Российской |НК РФ | |изменен |Федерации — физические лица, | | | |фактически находящиеся на территории | | | |Российской Федерации не менее 183 | | | |дней в календарном году". Данное | | | |понятие используется только в гл. 23 | | | |НК РФ | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Появится |Статья 11 пополнится абзацами, |ст. 11 | |определение |определяющими термины "лицевой |НК РФ | |лицевого счета |счет", "счета Федерального | | |и учетной |казначейства", "учетная политика для | | |политики |целей налогообложения". Это выбранная| | |для целей |налогоплательщиком совокупность | | |налогообложения |допускаемых Кодексом способов | | | |(методов) определения доходов | | | |и (или) расходов, их признания, | | | |оценки и распределения, а также учета| | | |иных необходимых для целей | | | |налогообложения показателей | | | |финансово—хозяйственной деятельности | | | |налогоплательщика | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |ЦБ приравнен |Все нормы первой части НК РФ, |ст. 11 | |к коммерческим |распространяющиеся на банки, будут |НК РФ | |банкам |относиться и к Банку России | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |В инспекции |С 01.01.2007 налогоплательщик может |ст. 21 | |можно получить |получить бесплатно только декларацию |НК РФ | |бесплатно только|(расчет) и разъяснения о ее | | |форму декларации|заполнении. До этого момента — | | | |разъяснения по заполнению всей | | | |налоговой отчетности | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Налоговый кредит|В новой редакции из прав |ст. 21 | |получить |налогоплательщика исключена |НК РФ | |налогоплательщик|возможность получения налогового | | |не вправе |кредита | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Появилось право |До 01.01.2007 налогоплательщик имеет |ст. 21 | |требовать |право требовать от должностных лиц |НК РФ | |соблюдения |налоговых органов соблюдения | | |налогового |законодательства о налогах и сборах | | |законодательства|при совершении ими действий | | |от всех |в отношении налогоплательщиков. После| | |госструктур |01.01.2007 это можно требовать | | | |от любых уполномоченных лиц. | | | |Например, от сотрудников милиции, | | | |участвующих в проверке, трудовой | | | |инспекции | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Налогоплатель— |Статья дополнена абзацем, по которому|ст. 21 | |щик имеет право |фирма имеет право на участие |НК РФ | |участвовать |в процессе рассмотрения материалов | | |в процессе |налоговой проверки или иных актов | | |налоговой |налоговых органов в случаях, | | |проверки |предусмотренных НК РФ | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Сроки по |Статья 23 изложена в новой редакции. |ст. 23 | |представлению |Теперь налогоплательщик обязан |НК РФ | |информации |сообщать в налоговый орган информацию| | |налогоплательщи—|об открытии и закрытии счетов | | |ков в налоговый |в течение 7 дней. | | |орган |Обязанность налогоплательщика | | |о банковских |представлять налоговым органам | | |счетах |налоговые декларации больше | | |изменились |не связывается с наличием обязанности| | | |уплачивать соответствующие налоги. | | | |Бухгалтерская отчетность | | | |представляется плательщиком в ИФНС | | | |не по месту учета, как ранее, | | | |а по месту нахождения организации. | | | |Требование об обеспечении сохранности| | | |документов в течение 4 лет | | | |распространено на документы | | | |налогового учета. | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Четко установлен|В новой редакции устанавливается, |ст. 24 | |срок |что, если налоговый агент не может |НК РФ | |для налогового |удержать налог с плательщика, | | |агента |он должен сообщить в налоговую | | |о сообщении им |инспекцию в течение одного месяца | | |в инспекцию |со дня, когда налоговому агенту стало| | |о невозможности |известно о таких обстоятельствах. | | |удержания налога|Таким образом, необходимо | | | |документально подтверждать | | | |соответствующую дату. | | | |Так, статья дополнена требованием | | | |к налоговому агенту хранить документы| | | |о налогоплательщике в течение четырех| | | |лет | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Налоговых |Статья о правах налоговых органов |ст. 31 | |постов не будет,|дана в новой редакции. В ней |НК РФ | |банкам нужно |отсутствует право налоговых органов | | |будет |создавать налоговые посты. Также они | | |представлять |имеют право требовать от банков | | |больше |не только документы, подтверждающие | | |информации |факт списания со счетов | | | |налогоплательщика или налогового | | | |агента сумм налогов, сборов, пеней | | | |и штрафов, но и перечисления этих | | | |сумм с корреспондентских счетов банка| | | |в бюджетную систему Российской | | | |Федерации. | | | |Право проводить выемку документов | | | |распространено на любые документы, | | | |а не только на те, которые | | | |свидетельствуют о совершении | | | |налоговых правонарушений. | | | |Право на обследование помещений | | | |и территории налогоплательщика | | | |увязано с порядком, установленным | | | |ст. 92 НК РФ. | | | |Налоговые органы наделяются правом | | | |требовать возмещения ущерба, | | | |причиненного неправомерными | | | |действиями банка, не исполнившего | | | |решение о приостановлении операций | | | |по счету налогоплательщика. | | | |Изменен и перечень оснований, | | | |по которым инспекторы могут подавать | | | |иски в суды. В частности, отсутствует| | | |право подать в суд инспекцией иска: | | | |— о признании недействительной | | | |государственной регистрации | | | |юридического лица или государственной| | | |регистрации физического лица | | | |в качестве индивидуального | | | |предпринимателя; | | | |— о ликвидации организации любой | | | |организационно—правовой формы | | | |по основаниям, установленным | | | |законодательством Российской | | | |Федерации. | | | |Норма, предусматривавшая возможность | | | |предъявления исков о взыскании | | | |задолженности по налогам, пеням | | | |и штрафам с третьих лиц, чьи действия| | | |способствовали неисполнению | | | |налогоплательщиком своих | | | |обязанностей, "перенесена" в пп. 2 | | | |п. 2 ст. 45 НК РФ. | | | |Вместе с тем список оснований остался| | | |открытым | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |ФНС обязана |Статья об обязанностях налоговых |ст. 32 | |исполнять |органов также дается в новой |НК РФ | |решения |редакции. Новые обязанности | | |и рекомендации |следующие: | | |Минфина России |— руководствоваться в работе | | | |письменными разъяснениями Минфина | | | |по вопросам применения | | | |законодательства РФ о налогах | | | |и сборах; | | | |— предоставлять налогоплательщику, | | | |плательщику сбора или налоговому | | | |агенту по его запросу справки | | | |о состоянии расчетов указанного лица | | | |по налогам, сборам, пеням и штрафам | | | |на основании данных налогового | | | |органа. Запрашиваемая справка | | | |предоставляется в течение пяти дней | | | |со дня поступления в налоговый орган | | | |соответствующего письменного запроса | | | |налогоплательщика. | | | |Обязанность осуществлять возврат | | | |и зачет переплат заменена | | | |обязанностью принимать | | | |соответствующие решения и направлять | | | |на их основе поручения органам | | | |Федерального казначейства | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Установлен срок |В статью добавлен п. 3, по которому |ст. 34.2 | |ответа |Минфин России, финансовые органы |НК РФ | |на запросы |субъектов РФ и муниципальных | | |налогоплательщи—|образований дают письменные | | |ков |разъяснения в пределах своей | | | |компетенции в течение двух месяцев | | | |со дня поступления соответствующего | | | |запроса. По решению руководителя | | | |(заместителя руководителя) | | | |соответствующего финансового органа | | | |указанный срок может быть продлен, | | | |но не более чем на один месяц | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Убытки |Новая редакция статьи уточняет, что |ст. 35 | |погашаются всем |причиненные государством в области |НК РФ | |участникам |налогов убытки возмещаются не только | | |расчета и уплаты|налогоплательщикам, но и налоговым | | |налогов |агентам | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменилось |Объект налогообложения — это |ст. 38 | |понятие объекта |реализация товаров (работ, услуг), |НК РФ | |налогообложения |имущество, прибыль, доход, расход | | | |или иное обстоятельство, имеющее | | | |стоимостную, количественную | | | |или физическую характеристику, | | | |с наличием которого законодательство | | | |о налогах и сборах связывает | | | |возникновение у налогоплательщика | | | |обязанности по уплате налога. | | | |До 01.01.2007 определение объекта | | | |налогообложения — это операции | | | |по реализации товаров (работ, услуг),| | | |имущество, прибыль, доход, стоимость | | | |реализованных товаров (выполненных | | | |работ, оказанных услуг) либо иной | | | |объект, имеющий стоимостную, | | | |количественную или физическую | | | |характеристику, с наличием которого | | | |у налогоплательщика законодательство | | | |о налогах и сборах связывает | | | |возникновение обязанности по уплате | | | |налога | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточнена |Статья "Исполнение обязанности |ст. 45 | |процедура |по уплате налога и сбора" дана |НК РФ | |исполнения |в новой редакции. Уточнена процедура | | |обязанности |взыскания налога в судебном порядке, | | |по уплате налога|а также указаны условия прекращения | | | |обязанности по уплате налога. | | | |1. В п. 3 описаны условия, | | | |при которых обязанность по уплате | | | |налога признается | | | |исполненной. Отличия от ранее | | | |действовавшего порядка: | | | |— новое условие признания налога | | | |уплаченным — наличие на счете | | | |достаточного денежного остатка | | | |на день платежа (пп. 1); | | | |— отдельно описано условие | | | |для бюджетных организаций — налог | | | |признается уплаченным с момента | | | |отражения операции по перечислению | | | |налога на лицевом счете организации | | | |(пп. 2); | | | |— возможность уплаты налога наличными| | | |денежными средствами предусмотрена | | | |только для физических лиц (пп. 3); | | | |— решение суда об обязании налогового| | | |органа произвести зачет переплаты | | | |не является основанием для признания | | | |налога уплаченным (пп. 4). | | | |2. В п. 4 описаны условия, | | | |при которых обязанность по уплате | | | |налога не признается исполненной. | | | |Отличия от ранее действовавшего | | | |порядка: | | | |— обязанность по уплате налога | | | |не признается исполненной | | | |при возврате налогоплательщику | | | |наличных денежных средств, | | | |принятых для уплаты налога (пп. 3); | | | |— обязанность по уплате налога | | | |не признается исполненной в случае | | | |неперечисления суммы в бюджетную | | | |систему вследствие неправильного | | | |указания налогоплательщиком | | | |в платежном документе номера счета | | | |Федерального казначейства | | | |и наименования банка получателя | | | |(пп. 4). | | | |3. Обязанность по уплате налога | | | |исполняется в валюте Российской | | | |Федерации без каких—либо оговорок | | | |(п. 5). Ранее исключения | | | |предусматривались для иностранных | | | |организаций, а также физических лиц, | | | |не являющихся налоговыми резидентами | | | |РФ. | | | |4. Пунктом 7 вводится норма, | | | |согласно которой поручения | | | |на перечисление налогов заполняются | | | |в соответствии с правилами, | | | |установленными Минфином | | | |по согласованию с Банком России. | | | |5. Вводится механизм исправления | | | |ошибок в оформлении поручения, | | | |не повлекших неперечисление налога | | | |в бюджетную систему. Основные | | | |элементы этого механизма: | | | |— подача налогоплательщиком | | | |в налоговый орган заявления об ошибке| | | |с просьбой уточнить необходимые | | | |реквизиты; | | | |— проведение сверки между | | | |налогоплательщиком и налоговым | | | |органом (в случае необходимости) | | | |с составлением акта; | | | |— истребование налоговым органом | | | |у банка (в случае необходимости) | | | |копии поручения налогоплательщика; | | | |— принятие налоговым органом решения | | | |об уточнении платежа на день | | | |фактической уплаты налога | | | |и перерасчет пени. | | | |6. Правила ст. 45 НК РФ применяются | | | |в отношении сборов, пеней, штрафов | | | |и распространяются на плательщиков | | | |сборов и налоговых агентов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменилась |Статья 46 также дана в новой |ст. 46 | |процедура |редакции. Теперь налоговой |НК РФ | |принудительного |инспекцией в банк направляется не | | |взыскания |инкассовое поручение, а поручения | | |денежных средств|налогового органа на списание и | | |налогоплательщи—|в бюджетную систему Российской | | |ка в счет уплаты|Федерации необходимых денежных | | |налогов, пеней |средств со счетов налогоплательщика. | | |или штрафов |В п. 3 установлено, что решение | | | |о взыскании принимается после | | | |истечения срока, установленного | | | |в требовании об уплате налога. | | | |До 01.01.2007 — после истечения срока| | | |уплаты налога. | | | |Срок в 60 дней для принятия решения | | | |заменен на 2—месячный. | | | |Вводится 6—месячный срок для | | | |обращения в суд с иском о взыскании | | | |налога в случае пропуска срока для | | | |принятия решения о взыскании. | | | |Предусмотрена возможность | | | |восстановления срока судом в случае | | | |признания причины пропуска | | | |уважительной. | | | |5—дневный срок для вручения | | | |налогоплательщику решения о взыскании| | | |увеличен до 6—ти дней. | | | |В п. 4 вводится срок для направления | | | |налоговым органом поручения в банк — | | | |один месяц со дня принятия решения | | | |о взыскании. | | | |Согласно п. 6 ст. 7 Федерального | | | |закона от 27.07.2006 N 137—ФЗ ранее | | | |установленные сроки, не истекшие | | | |на 1 января 2007 г., исчисляются | | | |в прежнем порядке | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |В случае |Статья 50 "Исполнение обязанности |ст. 50 | |реорганизации |по уплате налогов и сборов |НК РФ | |организации |при реорганизации юридического лица" | | | |относится с 01.01.2007 и к пеням | | | |и штрафам. В статью добавлено | | | |положение, по которому сумма налога | | | |(пеней, штрафов), излишне уплаченная | | | |или излишне взысканная | | | |до реорганизации фирмы, подлежит | | | |зачету налоговым органом в счет | | | |исполнения правопреемником | | | |(правопреемниками) обязанности | | | |реорганизованного юридического лица | | | |по погашению недоимки по иным налогам| | | |и сборам, задолженности по пеням | | | |и штрафам за налоговое | | | |правонарушение. Зачет производится | | | |не позднее одного месяца со дня | | | |завершения реорганизации в порядке, | | | |установленном Кодексом, с учетом | | | |особенностей, предусмотренных статьей| | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Налоговые |Статья указывает, что в случае |ст. 54 | |агенты на общем |обнаружения ошибок (искажений) |НК РФ | |основании |в исчислении налоговой базы, | | |перерассчитывают|относящихся к прошлым налоговым | | |налоговую базу |(отчетным) периодам, в текущем | | |в случае ошибки |(отчетном) налоговом периоде | | | |перерасчет налоговых обязательств | | | |производится в периоде совершения | | | |ошибки. В случае невозможности | | | |определения конкретного периода | | | |корректируются налоговые | | | |обязательства отчетного периода, | | | |в котором выявлены ошибки | | | |(искажения). | | | |С нового года положения статьи | | | |распространяются и на налоговых | | | |агентов. Также за налоговыми органами| | | |закреплено право самостоятельно | | | |перерассчитать налоговую базу | | | |на основе имеющихся у них данных | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменилось |Если ранее данное понятие связывалось|ст. 55 | |понятие |с уплатой по итогам отчетного |НК РФ | |отчетного |периода авансовых платежей, то теперь| | |периода |такая оговорка отсутствует. При этом | | | |отменена норма, связывавшая налоговый| | | |период со временем фактического | | | |нахождения имущества, являющегося | | | |объектом налогообложения, | | | |в собственности налогоплательщика | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесены |Статья 58 "Порядок уплаты налогов |ст. 58 | |уточнения |и сборов" дана в новой редакции. |НК РФ | |в порядок уплаты|В случае уплаты налогов через почту | | |налога |или местную администрацию в статье | | | |четко указываются обязанности этих | | | |органов по ведению учета платежей. | | | |Также введен новый пункт, | | | |по которому налогоплательщик обязан | | | |уплатить налог в течение одного | | | |месяца со дня получения налогового | | | |уведомления, если более | | | |продолжительный период времени | | | |для уплаты налога не указан в этом | | | |налоговом уведомлении. | | | |Новая редакция указывает, | | | |что нарушение сроков уплаты авансовых| | | |платежей является основанием | | | |для начисления пени. При этом | | | |нарушение порядка исчисления и уплаты| | | |авансовых платежей не влечет за собой| | | |применения мер налоговой | | | |ответственности | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Банк должен |Статья дополнена положением |ст. 60 | |предупредить |(п. 3.1). Если банк не может |НК РФ | |инспекцию о |исполнить поручение налогоплательщика| | |недостаточности |или налогового органа в связи | | |средств на |с отсутствием (недостаточностью) | | |корреспондент— |денег на корреспондентском счете | | |ском счете |банка, открытом в учреждении ЦБ РФ, | | | |он должен в течение дня, следующего | | | |за днем истечения установленного | | | |срока исполнения поручения, сообщить | | | |об этом в налоговый орган по месту | | | |нахождения банка и налогоплательщику.| | | |О неисполнении (частичном исполнении)| | | |поручения налогового органа — | | | |в налоговый орган, который направил | | | |это поручение, и в налоговый орган | | | |по месту нахождения банка (его | | | |обособленных подразделений). | | | |Также статья дополнена положением, | | | |по которому в случае возврата излишне| | | |уплаченных плательщиком сумм налогов,| | | |сборов или пеней и штрафов плата | | | |банком за это не взимается. | | | |Уточнено, что данная статья | | | |применяется и к обслуживанию банками | | | |налоговых агентов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменение сроков|В статье в новой редакции изложен |ст. 61 | |уплаты налогов |абз. 1, который указывает, |НК РФ | |регулируется |на основании каких нормативных | | |исключительно |документов можно изменить срок уплаты| | |НК РФ |налогов или сборов. С нового года | | | |данная операция регулируется | | | |исключительно НК РФ. Исключение — | | | |государственная пошлина. | | | |Также с нового года: | | | |— изменение срока налогового платежа | | | |в виде налогового кредита исключено; | | | |— сроки уплаты пени по данной статье | | | |переносить нельзя; | | | |— указанная норма не регулирует сроки| | | |уплаты налогов во внебюджетные фонды | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введен |Такой срок составляет 10 дней с даты |ст. 69 | |минимальный срок|получения требования. Изменено |НК РФ | |для исполнения |условие, при котором требование | | |требования |об уплате налога может быть | | |об уплате налога|направлено по почте заказным письмом.| | | |С 01.01.2007 подобный способ | | | |направления требования об уплате | | | |налога будет применяться в случае | | | |невозможности его вручения способом, | | | |подтверждающим факт и дату получения | | | |налогоплательщиком. Положения статьи | | | |распространяются с нового года | | | |на требования об уплате штрафов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменено |Статья 70 дана в новой редакции. |ст. 70 | |условие |С 01.01.2007 3—месячный срок, |НК РФ | |направления |установленный для направления | | |налоговыми |налогоплательщику требования | | |органами |об уплате налога, исчисляется со дня | | |требований |выявления недоимки (ранее — с момента| | |об уплате |наступления срока уплаты налога). | | |налогов |Для фиксирования момента выявления | | | |недоимки налоговый орган составляет | | | |соответствующий документ | | | |по установленной форме. | | | |Новый порядок исчисления сроков | | | |применяется к недоимкам, возникшим | | | |после 01.01.2007. Исключением | | | |из общего правила является п. 2, | | | |согласно которому требование | | | |об уплате налога по результатам | | | |налоговой проверки должно быть | | | |направлено в 10—дневный срок с даты | | | |вступления в силу соответствующего | | | |решения. Действие статьи | | | |распространено на сроки направления | | | |требований об уплате пеней и штрафов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введен судебный |Если налог взыскивается в судебном |ст. 75 | |порядок |порядке, пени по этому налогу также |НК РФ | |взыскания пеней |должны взыскиваться по суду | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |При выполнении |Если у фирмы образовалась недоимка |ст. 75 | |письменных |в результате выполнения письменных |НК РФ | |разъяснений |разъяснений, данных ему | | |уполномоченного |уполномоченным государственным | | |госоргана пени |органом, то она освобождается | | |и недоимки |не только от налоговой | | |взыскать с |ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 111 | | |налогоплатель— |НК РФ), но и от взыскания | | |щика нельзя |соответствующих сумм пени. При этом | | | |имеются в виду разъяснения, данные | | | |как непосредственно налогоплательщику| | | |(плательщику сбора, налоговому | | | |агенту), так и неопределенному кругу | | | |лиц. Данное положение не применяется,| | | |если соответствующие разъяснения | | | |основаны на неполной | | | |или недостоверной информации. | | | |Аналогичная поправка внесена | | | |и в пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. | | | |Новая редакция данного пункта | | | |применяется в отношении письменных | | | |разъяснений, данных уполномоченными | | | |органами после 31.12.2006 | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменен порядок |Статья 76 дается в новой редакции. |ст. 76 | |приостановления |Нововведения следующие: |НК РФ | |операций |— с двух недель до 10 дней сокращен | | |по счетам |срок непредставления | | |в банках |налогоплательщиком в установленный | | |организаций |срок налоговой декларации, | | |и ИП |по истечении которого налоговый орган| | | |получает право приостановить операции| | | |по счету такого налогоплательщика | | | |(п. 3); | | | |— предусмотрена возможность | | | |направления налоговым органом | | | |решения о приостановления операций, | | | |а также решения об отмене | | | |приостановления не только на бумажном| | | |носителе, но и в электронном виде; | | | |— банки обязаны сообщить в налоговый | | | |орган об остатках денежных средств | | | |налогоплательщика на счетах, операции| | | |по которым приостановлены | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Новый вид |Арест имущества предусматривается |ст. 77 | |обеспечения |для обеспечения уплаты пеней |НК РФ | |для уплаты пеней|и штрафов. До 01.01.2007 данная | | |и штрафов |процедура предусматривается только | | | |для обеспечения уплаты налогов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесены |Статья 78 "Зачет или возврат сумм |ст. 78 | |изменения |излишне уплаченных налога, сбора, |НК РФ | |в процедуру |пеней, штрафа" дана в новой редакции.| | |зачета излишне |С 01.01.2007 положения статьи | | |уплаченных сумм |распространяются также на штрафы. | | |налога |Срок для уведомления | | | |налогоплательщика ИФНС о факте | | | |излишней уплаты налога сокращен | | | |с одного месяца до десяти дней. | | | |Срок для принятия налоговым органом | | | |решения о зачете излишне уплаченного | | | |налога увеличен с пяти до десяти | | | |дней. Срок в три года, установленный | | | |для возврата переплат, распространен | | | |на зачет переплат. | | | |Срок для уведомления инспекцией | | | |налогоплательщика о принятом решении | | | |о зачете (возврате) или об отказе | | | |в зачете (возврате) сокращен | | | |с двух недель до пяти дней. | | | |Установлена процедура доведения | | | |принятого решения | | | |до налогоплательщика, а также | | | |взаимодействия налогового органа | | | |с органом Федерального казначейства | | | |при возврате излишне уплаченного | | | |налога и процентов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесены |Статья 79 "Возврат сумм излишне |ст. 79 | |изменения |взысканных налога, сбора, пеней |НК РФ | |в процедуру |и штрафа" дана в новой редакции. | | |зачета излишне |Как и в предыдущей статье, механизм | | |взысканных сумм |возврата излишне взысканного налога | | |налога |(сбора) распространен на штрафы. Срок| | | |для принятия налоговым органом | | | |решения о возврате излишне | | | |взысканного налога сокращен с двух | | | |недель до десяти дней. Срок | | | |для уведомления налогоплательщика | | | |налоговым органом о факте излишнего | | | |взыскания налога сокращен с одного | | | |месяца до десяти дней. Установлен | | | |механизм доведения данной информации | | | |до налогоплательщика, в отличие | | | |от механизма возврата излишне | | | |уплаченного налога. Так же как | | | |и в новой редакции ст. 78 НК РФ, | | | |установлена процедура взаимодействия | | | |налогового органа с органом | | | |Федерального казначейства | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Неплательщики |Статья 80 дана в новой редакции. |ст. 80 | |налога не сдают |Налогоплательщики, освобожденные |НК РФ | |декларацию |от уплаты определенных налогов в | | |(расчет). |связи с применением специальных | | |Налоговый орган |налоговых режимов, не представляют | | |требовать ее |соответствующие налоговые декларации | | |не вправе |(расчеты). Предусматривается | | | |возможность представления налоговой | | | |декларации по упрощенной форме | | | |налогоплательщиками, | | | |не осуществляющими финансово— | | | |хозяйственную деятельность, а также | | | |в иных случаях, предусмотренных НК | | | |РФ. | | | |В НК РФ введены понятия "расчет | | | |авансового платежа", "расчет сбора" | | | |и "расчет, представляемый налоговым | | | |агентом" | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Ставится |Устанавливается дифференцированный |ст. 80 | |в зависимость |механизм представления налоговых |НК РФ | |представление |деклараций (расчетов) в зависимости | | |деклараций |от среднесписочной численности | | |в электронном |работников налогоплательщика. | | |виде от |Налоговые декларации (расчеты) | | |численности |в электронном виде представляют: | | |работников |— в 2006 — 2007 гг. — | | | |налогоплательщики, среднесписочная | | | |численность работников которых | | | |на 1 января 2007 г. превысит 250 | | | |человек; | | | |— с 1 января 2008 г. — | | | |налогоплательщики, среднесписочная | | | |численность работников которых | | | |на 1 января 2008 г. превысит 100 | | | |человек. | | | |Остальные налогоплательщики вправе | | | |представлять налоговые декларации | | | |(расчеты) на бумажных носителях. | | | |Тем же пунктом узаконено | | | |представление налоговых деклараций | | | |(расчетов) крупнейшими | | | |налогоплательщиками в соответствующие| | | |налоговые органы. | | | |Упорядочивается процедура | | | |представления налоговых деклараций | | | |(расчетов) через уполномоченных | | | |представителей налогоплательщика | | | |(плательщика сбора, налогового | | | |агента). Запрет на включение | | | |в налоговую декларацию (расчет) | | | |сведений, не связанных с исчислением | | | |и уплатой налога, оговаривается рядом| | | |исключений, в основном контактного | | | |характера | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточняется |Статья 81 дается в новой редакции. |ст. 81 | |процедура |Вводится термин "уточненная |НК РФ | |исправления |налоговая декларация". | | |ошибок |Проводится граница между обязанностью| | |в налоговых |и правом подать уточненную налоговую | | |декларациях |декларацию. Все зависит от того, | | | |приводят ли выявленные ошибки | | | |к занижению суммы налога или нет. | | | |Уточненная налоговая декларация, | | | |поданная после истечения срока, | | | |установленного для подачи декларации,| | | |не считается поданной с нарушением | | | |срока. | | | |Указываются условия освобождения | | | |налогоплательщика от ответственности | | | |в случае подачи уточненной налоговой | | | |декларации после истечения срока | | | |уплаты налога. До 01.01.2007 | | | |в качестве обязательного условия | | | |такого освобождения называлась подача| | | |уточненной налоговой декларации | | | |до начала выездной проверки. В новой | | | |редакции это условие не будет | | | |распространяться на ситуации, когда | | | |выездная налоговая проверка касалась | | | |другого налога или другого налогового| | | |периода, а также когда выездной | | | |налоговой проверкой не были | | | |обнаружены ошибки, приводящие | | | |к занижению подлежащей уплате суммы | | | |налога. | | | |В новой редакции указывается, | | | |что уточненная налоговая декларация | | | |представляется по форме, | | | |действовавшей в соответствующем | | | |налоговом периоде. Уточненная | | | |налоговая декларация подается | | | |в налоговый орган по месту учета | | | |налогоплательщика. Положения статьи | | | |распространяются также | | | |на плательщиков сборов и налоговых | | | |агентов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Новое правило |В ст. 83 НК РФ абз. 2 дополнен |ст. 83 | |постановки |нормой, согласно которой |НК РФ | |на учет |организация, имеющая в своем составе | | |организаций, |обособленные подразделения, обязана | | |имеющих |встать на учет в соответствующих | | |обособленные |налоговых органах лишь при условии, | | |подразделения |что она не состоит на учете в этих | | | |органах по основаниям, | | | |предусмотренным НК РФ. | | | |В новой редакции п. 4 установлены | | | |особенности постановки на учет | | | |организации, имеющей несколько | | | |обособленных подразделений в одном | | | |муниципальном образовании | | | |на территориях, подведомственных | | | |разным налоговым органам | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Сокращен срок |Срок снятия с учета организации |ст. 84 | |снятия с учета |в налоговом органе по месту |НК РФ | |обособленных |нахождения обособленного | | |подразделений |подразделения сокращен с 14 до 10 | | | |дней. При этом снятие с учета | | | |производится не ранее окончания | | | |выездной налоговой проверки в случае | | | |ее проведения | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Банки должны |С 01.01.2007 банки должны |ст. 86 | |информировать |информировать налоговые органы |НК РФ | |налоговые органы|не только об открытии и закрытии | | |обо всех |счетов налогоплательщиков, | | |изменениях |но и об изменении их реквизитов. | | |в счетах |При этом информация может | | |налогоплательщи—|представляться в электронном виде. | | |ков |Уточнены основания и порядок | | | |получения налоговыми органами | | | |от банков информации, относящейся | | | |к банковской тайне | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Процедура |Статья 87 дана в новой редакции |ст. 87 | |выездной |и сильно сокращена. Она |НК РФ | |и камеральной |устанавливает только виды проверок и | | |проверки четко |цели камеральной и выездной проверки.| | |разделена |Исключены положения о повторных | | | |и встречных проверках. Все положения | | | |о них перенесены в ст. 89 НК РФ. | | | |Новый порядок проведения налоговых | | | |проверок применяется к проверкам, | | | |начавшимся после 31 декабря 2006 г. | | | |Налоговые проверки, не завершенные | | | |до 1 января 2007 г., проводятся | | | |в прежнем порядке | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточняется |Статья 88 дана в новой редакции. |ст. 88 | |процедура |Предусматривается возможность |НК РФ | |камеральной |установления сроков камеральной | | |проверки |проверки не только НК РФ, | | | |но и другими актами законодательства | | | |о налогах и сборах. | | | |В п. 3 устанавливается пятидневный | | | |срок для представления | | | |налогоплательщиком пояснений | | | |и внесения исправлений в документы | | | |в случае выявления ошибок в налоговой| | | |декларации или противоречий в других | | | |документах (до 01.01.2007 говорилось | | | |лишь о внесении исправлений | | | |в "установленный срок"). | | | |Предусматривается обязательное | | | |составление акта в тех случаях, | | | |когда по результатам камеральной | | | |налоговой проверки выявлен факт | | | |совершения налогового правонарушения.| | | |Вводится запрет на истребование | | | |у налогоплательщика дополнительных | | | |сведений и документов. В соответствии| | | |с п. 8 при проведении камеральной | | | |налоговой проверки в связи | | | |с возмещением НДС налоговая инспекция| | | |может требовать документы, | | | |подтверждающие правомерность | | | |применения налоговых вычетов. | | | |Расширенный перечень документов может| | | |истребоваться налоговым органом также| | | |при проведении камеральной налоговой | | | |проверки по налогам, связанным | | | |с использованием природных ресурсов | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточняется |Статья 89 дается в новой редакции. |ст. 89 | |процедура |Введено правило, по которому |НК РФ | |выездной |выездная налоговая проверка | | |налоговой |проводится на территории | | |проверки |(в помещении) налогоплательщика, а в | | | |случае ее отсутствия — по месту | | | |нахождения налогового органа. | | | |Пунктом 2 определен порядок вынесения| | | |решения о проведении выездной | | | |налоговой проверки, а также | | | |содержание такого решения. Решение | | | |о проведении выездной налоговой | | | |проверки принимает руководитель | | | |налогового органа по месту нахождения| | | |(месту жительства) налогоплательщика.| | | |Исключения: | | | |— решение о проведении выездной | | | |налоговой проверки налогоплательщика,| | | |отнесенного к категории крупнейших | | | |(выносится соответствующим налоговым | | | |органом); | | | |— решение о проведении выездной | | | |налоговой проверки организации | | | |в части ее деятельности, | | | |осуществляемой через филиал | | | |или представительство (выносится | | | |налоговым органом по месту нахождения| | | |обособленного подразделения). | | | |Самостоятельная выездная налоговая | | | |проверка филиала | | | |или представительства проводится | | | |на основании решения налогового | | | |органа по месту нахождения | | | |обособленного подразделения. | | | |В п. 5 установлен ряд новых правил | | | |проведения выездных налоговых | | | |проверок. | | | |Налоговые органы не вправе проводить | | | |две и более выездные налоговые | | | |проверки по одним и тем же налогам | | | |за один и тот же период. | | | |Установлено предельное количество | | | |выездных налоговых проверок одного | | | |налогоплательщика за год — не более | | | |двух. Исключением из этого правила | | | |является принятие соответствующего | | | |решения руководителем ФНС России. | | | |Еще одно исключение, установленное | | | |в п. 11, связано с проведением | | | |выездной налоговой проверки в связи | | | |с реорганизацией или ликвидацией | | | |организации—налогоплательщика. | | | |В отличие от прежнего порядка, | | | |продление двухмесячного срока | | | |становится возможным до четырех | | | |месяцев, а в исключительных случаях —| | | |до шести. | | | |Пункт 7 регламентирует вопросы | | | |проверки деятельности филиалов | | | |и представительств налогоплательщика | | | |в рамках выездной налоговой проверки.| | | |Пунктом 9 устанавливается порядок | | | |и основания для приостановления | | | |выездной налоговой проверки | | | |по решению руководителя (заместителя | | | |руководителя) налогового органа. | | | |Общий срок приостановления выездной | | | |налоговой проверки не может превышать| | | |шести месяцев. Продление этого срока | | | |возможно только в случае | | | |приостановления проверки в связи | | | |с получением информации | | | |от иностранных государственных | | | |органов. | | | |Выявление по результатам повторной | | | |проверки налогового правонарушения, | | | |не выявленного в ходе первоначальной | | | |проверки, не влечет применения | | | |к налогоплательщику налоговых | | | |санкций, если не будет доказано, | | | |что налоговое правонарушение не было | | | |выявлено вследствие сговора между | | | |налогоплательщиком и должностным | | | |лицом налогового органа. | | | |Пункт 12 регулирует вопросы, | | | |связанные с ознакомлением проверяющих| | | |с документами налогоплательщика. | | | |Положения данного пункта | | | |корреспондируют со ст. 93 НК РФ | | | |"Истребование документов | | | |при проведении налоговой проверки" | | | |и ст. 94 НК РФ "Выемка документов | | | |и предметов" | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточнена |Как и ранее, статья указывает, |ст. 91 | |процедура |что в подобной ситуации налоговый |НК РФ | |проверки |орган вправе самостоятельно | | |на тот случай, |определить суммы налогов, подлежащих | | |если проверяемый|уплате. При этом из положения статьи | | |отказывается |исключено, что чиновники будут | | |пропустить |определять сумму налога на основании | | |налоговые органы|оценки имеющихся у него данных | | |на проверяемый |о налогоплательщике или по аналогии | | |объект | | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточняется |Статья 93 дается в новой редакции. |ст. 93 | |процедура |Уточняется, каким образом должны |НК РФ | |представления |заверяться копии документов. | | |документов |Срок представления документов | | |при налоговой |налоговому органу увеличен с пяти | | |проверке |до десяти дней (п. 3). Определена | | | |последовательность действий | | | |налогоплательщика и налогового органа| | | |при объективной невозможности | | | |соблюдения указанного срока. | | | |В п. 4 уточнены основания выемки | | | |документов — выемка производится | | | |не только при отказе | | | |налогоплательщика представить | | | |документы, но и при их | | | |непредставлении. Запрещается | | | |требовать от организации документы, | | | |которые представлялись ранее. | | | |Но правило начнет действовать только | | | |с 2010 г. | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Появилась новая |Введена новая статья — 93.1 НК РФ. |ст. 93.1 | |статья, |Данная статья регулирует порядок |НК РФ | |регулирующая |истребования информации | | |представление |о налогоплательщике или о конкретных | | |информации |сделках у третьих лиц. Истребование | | |о налогоплатель—|документов возможно как в рамках | | |щике его |выездной, так и камеральной налоговой| | |контрагентами |проверки, а также при проведении | | | |дополнительных мероприятий налогового| | | |контроля. Истребование документов | | | |в таких ситуациях производится через | | | |налоговый орган по месту учета лица, | | | |обладающего необходимой информацией | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточнен состав |Статья 100 дана в новой редакции. |ст. 100 | |акта налоговой |В п. 3 перечисляются основные |НК РФ | |проверки |реквизиты акта налоговой проверки | | | |(в прежней редакции этого нет). | | | |Изменен срок представления возражений| | | |по акту проверки: вместо двух | | | |недель — 15 дней | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Разграничены |Введена новая статья — 100.1 НК РФ. |ст. 100.1| |процедуры |Дела о нарушениях, выявленных в ходе |НК РФ | |производства |камеральной или выездной налоговой | | |по делам |проверки, рассматриваются в порядке | | |о налоговых |ст. 101 НК РФ. Дела о нарушениях, | | |правонарушениях |выявленных в ходе иных мероприятий | | | |налогового контроля (кроме | | | |предусмотренных ст. ст. 120, 122 | | | |и 123 НК РФ), рассматриваются | | | |в порядке ст. 101.4 НК РФ | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Уточняется |Статья 101 НК РФ дается в новой |ст. 101 | |процедура |редакции. С нового года рассмотрению |НК РФ | |вынесения |руководителем (заместителем | | |решения |руководителя) налогового органа | | |по результатам |подлежат не все материалы проверок, | | |налоговой |а только те, в ходе которых выявлены | | |проверки |налоговые правонарушения. | | | |Срок рассмотрения материалов проверки| | | |(включая возражения | | | |налогоплательщика) сокращен с 14 | | | |до 10 дней со дня истечения | | | |15—дневного срока, отведенного | | | |на представление налогоплательщиком | | | |возражений по акту проверки. При этом| | | |предусмотрена возможность продления | | | |данного срока не более чем на один | | | |месяц. | | | |В п. п. 2 — 6 подробно описаны | | | |действия руководителя (заместителя | | | |руководителя) налогового органа | | | |при рассмотрении материалов проверки.| | | |Пункт 7 предусматривает два вида | | | |решений, выносимых по результатам | | | |налоговой проверки. Решение | | | |о проведении дополнительных | | | |мероприятий налогового контроля | | | |в данном пункте не предусмотрено, | | | |поскольку такое решение носит | | | |промежуточный характер и не может | | | |рассматриваться в качестве итогового.| | | |Согласно п. 8 в решении | | | |по результатам проверки указываются | | | |суммы выявленной недоимки и пени. | | | |Вводятся требования об изложении | | | |в решении причин отказа в привлечении| | | |к ответственности и об указании срока| | | |и порядка обжалования решения. | | | |В п. 9 вводятся новые понятия — | | | |вступление в силу решения, | | | |вынесенного по результатам налоговой | | | |проверки, и апелляционное обжалование| | | |решения налогового органа. Решение, | | | |не обжалованное в апелляционном | | | |порядке, вступает в силу по истечении| | | |10—дневного срока, отведенного | | | |на такое обжалование. В случае | | | |обжалования решения оно вступает | | | |в силу после утверждения вышестоящим | | | |налоговым органом. | | | |Согласно п. 11 обеспечительные меры | | | |могут быть заменены налоговым органом| | | |на банковскую гарантию, залог | | | |имущества или поручительство третьего| | | |лица. | | | |Пунктом 12 предусмотрены условия, | | | |при которых налоговый орган не вправе| | | |отказать налогоплательщику в замене | | | |обеспечительных мер. | | | |В п. 14 предусмотрены последствия | | | |несоблюдения требований к процедуре | | | |рассмотрения материалов налоговой | | | |проверки. | | | |В отличие от прежней редакции, п. 14 | | | |четко определяет, какие условия | | | |процедуры рассмотрения материалов | | | |налоговой проверки признаются | | | |существенными. Фактически такое | | | |условие одно — обеспечение | | | |возможности налогоплательщика | | | |участвовать в рассмотрении материалов| | | |налоговой проверки. Несоблюдение | | | |данного условия влечет за собой | | | |отмену решения вышестоящим налоговым | | | |органом или признание его судом | | | |недействительным | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введена новая |Введена новая статья — 101.2 НК РФ. |ст. 101.2| |статья, |Апелляционная жалоба подается |НК РФ | |регулирующая |в вышестоящий налоговый орган | | |порядок |в 10—дневный срок со дня вручения | | |обжалования |решения налогоплательщику. Пропуск | | |решения |данного срока влечет вступление | | |по результатам |решения в силу, однако | | |налоговой |не препятствует его обжалованию | | |проверки |в вышестоящий налоговый орган. | | | |Апелляционному обжалованию посвящены | | | |также поправки к ст. 139 НК РФ. | | | |Введен запрет на судебное обжалование| | | |решения по результатам налоговой | | | |проверки, которое не было обжаловано | | | |в вышестоящий налоговый орган. Данное| | | |положение вступит в силу только с 1 | | | |января 2009 г. | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введена новая |Введена новая статья — 101.3 НК РФ. |ст. 101.3| |статья, |Данная статья определяет порядок |НК РФ | |регулирующая |исполнения решения по результатам | | |порядок |налоговой проверки. Урегулированы | | |исполнения |взаимоотношения между налоговым | | |решения |органом, вынесшим решение, | | |по результатам |и вышестоящим налоговым органом | | |налоговой |в случае апелляционного обжалования | | |проверки |решения | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введена |Данная статья определяет особенности |ст. 101.4| |новая |производства по делам о налоговых |НК РФ | |статья, |правонарушениях, выявляемых вне рамок| | |определяющая |налоговых проверок. К таким | | |особенности |правонарушениям относятся все | | |по делам |правонарушения, за исключением | | |о налоговых |предусмотренных ст. ст. 120, 122 | | |правонарушениях |и 123 НК РФ. Дела, не завершенные | | | |до 1 января 2007 г., проводятся | | | |и завершаются в прежнем порядке | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесудебное |Статья 103.1 НК РФ, устанавливавшая |ст. 103.1| |взыскание |основания для внесудебного взыскания |НК РФ | |санкций |налоговых санкций, утратила силу | | |отменено | | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Неправильные |Пункт 3 ст. 111 НК РФ дан в новой |ст. 111 | |разъяснения |редакции. Пункт расширяет перечень |НК РФ | |государственного|обстоятельств, исключающих вину | | |органа |в совершении налогового | | |освобождают |правонарушения лица, получившего | | |от налоговой |некорректные разъяснения | | |ответственности |государственного органа. Речь идет | | | |о разъяснениях, данных | | | |как непосредственно налогоплательщику| | | |(плательщику сбора, налоговому | | | |агенту), так и неопределенному кругу | | | |лиц. Норма не применяется, | | | |если разъяснения основаны на неполной| | | |или недостоверной информации, | | | |предоставленной организацией или ИП | | | |(это положение внесено также в п. 8 | | | |ст. 75 НК РФ, о чем указано выше) | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Суды сами могут |Дополнение в п. 4 ст. 111 НК РФ |ст. 111 | |решить, |оставило открытым перечень |НК РФ | |освобождать ли |обстоятельств, исключающих вину лица | | |налогоплательщи—|в совершении налогового | | |ка от налоговой |правонарушения. Судам | | |ответственности |и налоговым органам предоставлено | | | |право при рассмотрении конкретных дел| | | |признавать таковыми иные | | | |обстоятельства, прямо | | | |не предусмотренные данной статьей | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Обстоятельства, |Перечень обстоятельств, смягчающих |ст. 112 | |смягчающие |ответственность, дополнен тяжелым |НК РФ | |ответственность,|материальным положением физического | | |дополнены новым |лица, привлекаемого к ответственности| | |основанием | | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Указана дата, |В ст. 113 НК РФ внесены новые |ст. 113 | |которой |положения. Устанавливается дата, |НК РФ | |оканчивается |которой оканчивается течение срока | | |срок давности |давности, — вынесение решения | | | |о привлечении лица к ответственности.| | | |Новый п. 1.1 устанавливает | | | |обстоятельство, при котором течение | | | |срока давности приостанавливается. | | | |Это активное противодействие лица, | | | |привлекаемого к ответственности, | | | |проведению выездной налоговой | | | |проверки. Течение срока давности | | | |привлечения к ответственности | | | |считается приостановленным со дня | | | |составления акта, предусмотренного | | | |п. 3 ст. 91 Кодекса | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Упорядочена |Название "Давность взыскания |ст. 115 | |процедура |налоговых санкций" изменено на "Срок |НК РФ | |обращения |исковой давности взыскания штрафов". | | |налоговыми |Пункт 1 ст. 115 дается в новой | | |органами в суд |редакции. Нововведение устанавливает | | |на взыскание |ссылки на положения НК РФ, дающие | | |штрафов |право налоговым органам обращаться | | | |в суд. | | | |Налоговые органы могут обратиться | | | |в суд с иском о взыскании штрафов | | | |с организации и индивидуального | | | |предпринимателя в порядке и в сроки, | | | |которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47| | | |НК РФ, с физического лица, | | | |не являющегося индивидуальным | | | |предпринимателем, в порядке | | | |и в сроки, которые предусмотрены | | | |ст. 48 Кодекса. | | | |Исковое заявление о взыскании | | | |штрафа с организации | | | |или индивидуального предпринимателя | | | |в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 | | | |п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано | | | |налоговым органом в течение шести | | | |месяцев после истечения срока | | | |исполнения требования об уплате | | | |штрафа. Пропущенный по уважительной | | | |причине срок подачи указанного | | | |искового заявления может быть | | | |восстановлен судом | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Установлена |В ст. 116 НК РФ внесены поправки, |ст. 116 | |новая |согласно которым с 01.01.2007 |НК РФ | |ответственность |наказать налогоплательщика можно | | |за нарушение |за нарушение срока подачи заявления | | |сроков |о постановке на учет в налоговом | | |постановки |органе, предусмотренного и другими | | |на учет |положениями НК РФ. До 01.01.2007 | | |в налоговых |ответственность наступает только | | |органах |за нарушение сроков, установленных | | | |ст. 83 НК РФ | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Изменены условия|Срок осуществления деятельности |ст. 117 | |взыскания штрафа|без постановки на учет, влекущей |НК РФ | |и его размер |наложение штрафа по п. 2, изменен | | |за ведение |с трех месяцев до 90 календарных | | |деятельности |дней. Новый срок будет применяться | | |без постановки |к налогоплательщикам, начавшим | | |на учет |осуществление деятельности | | | |без постановки на учет не позднее | | | |30 сентября 2006 г. Для остальных | | | |нарушителей трехмесячный срок | | | |на 1 января 2007 г. не истечет, | | | |в связи с чем его исчисление будет | | | |продолжено. Нижний предел штрафа — | | | |40 тыс. руб. | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Статьи 122 |Действие статей распространено |ст. ст. | |и 126 НК РФ |на сборы. До 01.01.2007 статьи имели |122 и 126| |распространяются|действие только на налоги |НК РФ | |на плательщиков | | | |сборов | | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Введена новая |Введена специальная ответственность |ст. 129.2| |статья, |плательщиков налога на игорный |НК РФ | |регулирующая |бизнес. | | |ответственность |Нарушение установленного настоящим | | |плательщиков |Кодексом порядка регистрации | | |налога |в налоговых органах игровых столов, | | |на игорный |игровых автоматов, касс тотализатора,| | |бизнес |касс букмекерской конторы либо | | | |порядка регистрации изменений | | | |количества названных объектов влечет | | | |взыскание штрафа в трехкратном | | | |размере ставки налога на игорный | | | |бизнес, установленной | | | |для соответствующего объекта | | | |налогообложения. | | | |Те же деяния, совершенные более | | | |одного раза, влекут взыскание штрафа | | | |в шестикратном размере ставки налога | | | |на игорный бизнес, установленной | | | |для соответствующего объекта | | | |налогообложения | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Банк будут |Положения ст. 135 НК РФ будут |ст. 135 | |штрафовать |распространяться не только на налоги |НК РФ | |за неисполнение |(сборы) и пени, но и на штрафные | | |поручения |санкции | | |на перечисление | | | |штрафа | | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесено |Статья 138 НК РФ дополнена пунктом, |ст. 138 | |дополнение, |по которому в случае обжалования |НК РФ | |в котором |актов налоговых органов, действий | | |перечислены |их должностных лиц в суд по заявлению| | |случаи |налогоплательщика (плательщика | | |приостановления |сборов, налогового агента) исполнение| | |судебного |обжалуемых актов, совершение | | |разбирательства |обжалуемых действий могут быть | | | |приостановлены судом в порядке, | | | |установленном соответствующим | | | |процессуальным законодательством РФ. | | | |В случае обжалования актов налоговых | | | |инспекций, действий их должностных | | | |лиц в вышестоящий налоговый орган | | | |по заявлению налогоплательщика | | | |(плательщика сборов, налогового | | | |агента) исполнение обжалуемых актов, | | | |совершение обжалуемых действий могут | | | |быть приостановлены по решению | | | |вышестоящего налогового органа | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Внесены |Дополнения в п. 2 указывают условия |ст. 139 | |изменения |подачи жалобы на решение налогового |НК РФ | |в порядок |органа, вступившее в силу. Имеется | | |и сроки подачи |в виду апелляционное обжалование | | |жалобы |решений налоговых органов, вынесенных| | |в вышестоящий |по результатам налоговых проверок. | | |налоговый орган |Другие решения налоговых инспекций, | | |или вышестоящему|принятые в порядке ст. 101.4 НК РФ, | | |должностному |апелляционному обжалованию | | |лицу |не подлежат. | | | |Сроки обжалования таких решений | | | |устанавливаются различные: | | | |— апелляционная жалоба — в течение | | | |10 дней с момента вручения лицу | | | |решения по результатам выездной | | | |налоговой проверки; | | | |— жалоба на решение по результатам | | | |налоговой проверки, вступившее | | | |в законную силу, — в течение одного | | | |года с момента его вынесения; | | | |— жалобы на иные решения налоговых | | | |органов, а также на действия | | | |или бездействие должностных лиц | | | |налогового органа — в течение трех | | | |месяцев со дня, когда лицо узнало | | | |или должно было узнать о нарушении | | | |своих прав. | | | |Абзац 2 п. 2 предусматривает | | | |возможность восстановления | | | |пропущенного срока подачи жалобы. | | | |Установлен срок передачи | | | |апелляционной жалобы в вышестоящий | | | |налоговый орган. Срок передачи | | | |решения по жалобе в нижестоящий | | | |налоговый орган установлен в п. 2 | | | |ст. 101.3 НК РФ | | +————————————————+—————————————————————————————————————+—————————+ |Приводятся виды |Пункт 2 ст. 140 НК РФ дополнен |ст. 140 | |решений, |абзацем, в котором описаны виды |НК РФ | |принимаемых |решений, принимаемых вышестоящим | | |по итогам |налоговым органом по итогам | | |рассмотрения |рассмотрения апелляционной жалобы. | | |жалоб от |Пункт 3 изложен в новой редакции, | | |налогоплательщи—|согласно которой месячный срок | | |ков |рассмотрения жалобы может быть | | | |продлен еще на 15 дней | | L————————————————+—————————————————————————————————————+—————————— А.Н.Михайловский Ведущий специалист методологии налогового учета ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", аудитор Подписано в печать 22.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |