Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Некоторые аспекты учета земельных участков ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 16)



"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 16

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Вопрос о постановке на учет земельных участков, находящихся в пользовании у бюджетных учреждений, становится актуальным. В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, в качестве объекта учета на счете 10300000 обозначены "Непроизведенные активы", в том числе на счете 10301000 "Земля". Надо ли ставить на учет участки, находящиеся в пользовании у бюджетных учреждений?

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ст. 20 определено, что земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование. Обладание земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования не дает права распоряжаться этими земельными участками.

В ст. 3 ЗК РФ обозначено, что имущественные отношения по распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. А в Гражданском кодексе РФ (ст. 270) лицам, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, дано право передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка.

В соответствии с Письмом Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 установлено, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. При этом отмечено, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с ЗК РФ имеется право распоряжения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод об отсутствии основания у бюджетных учреждений для постановки на учет земельных участков. Однако в Инструкции по бюджетному учету счет 10300000 предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). Возникает вопрос о праве собственности учреждения. В этой связи можно предположить, что счет используется только во внебюджетной деятельности, т.е. для учета земельных участков, приобретенных за счет внебюджетной деятельности, подаренных, полученных по завещанию и пр. Однако в ряде случаев корреспонденция счетов (табл. 1), а именно использование счета 30404000, указывает на отнесение участков, полученных безвозмездно от других бюджетных организаций, на признак 1 "бюджетная деятельность". Также в Инструкции по бюджетному учету указано, что счет 10301000 предназначен для учета объектов непроизведенных активов в виде земельных участков и не отделимых от земельных участков капитальных расходов. Снова возникает вопрос: если участок находится у бюджетного учреждения в пользовании, т.е. не подлежит постановке на учет, то как учесть капитальные расходы по улучшению земель? Тем более что в экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации отсутствует ст. 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов".

Таблица 1

Синтетический учет земельных участков

     
   ————————————————————————————————————————————T————————————————————¬
   |                 Операции                  |   Корреспонденция  |
   |                                           |       счетов       |
   |                                           +—————————T——————————+
   |                                           |    Д    |     К    |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Вложения в объекты непроизведенных активов | 10603330| 20821660 |
   |(земельных участков) при их приобретении   |         | 30221730 |
   |                                           |         | 30209730 |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Безвозмездное получение по балансовой      |         |          |
   |стоимости:                                 |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения нефинансовых активов     | 10603330| 30404330 |
   |между учреждениями, подведомственными      |         |          |
   |одному главному распорядителю              |         |          |
   |(распорядителю) средств бюджетов           |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |при централизованном снабжении             | 10603330| 30404330 |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения объектов между           | 10603330| 40101151 |
   |учреждениями бюджетов разных уровней       |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения объектов между           | 10603330| 40101180 |
   |учреждениями, подведомственными разным     |         |          |
   |главным распорядителям (распорядителям)    |         |          |
   |средств бюджетов одного уровня             |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |от государственных и муниципальных         | 10603330| 40101180 |
   |организаций                                |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Безвозмездное получение по рыночной        | 10603330| 40101180 |
   |стоимости от иных юридических лиц          |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Принятие к бухгалтерскому учету земельных  | 10301330| 10603430 |
   |участков                                   |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Оприходование излишков объектов            | 10301330| 40101180 |
   |непроизведенных активов, выявленных при    |         |          |
   |инвентаризации (по текущей рыночной        |         |          |
   |стоимости на дату принятия их к            |         |          |
   |бухгалтерскому учету)                      |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Отражение внутреннего перемещения объектов | 10301330| 10301330 |
   |непроизведенных активов между материально— |         |          |
   |ответственными лицами в учреждении         |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Списание земельных участков при их продаже,| 40101172| 10301430 |
   |вследствие недостачи (по балансовой        |         |          |
   |стоимости)                                 |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Безвозмездная передача (по балансовой      |         |          |
   |стоимости):                                |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения объектов между           | 30404330| 10301430 |
   |учреждениями, подведомственными одному     |         |          |
   |главному распорядителю (распорядителю)     |         |          |
   |средств бюджетов                           |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения объектов между           | 40101241| 10301430 |
   |учреждениями, подведомственными разным     |         |          |
   |главным распорядителям (распорядителям)    |         |          |
   |средств бюджетов одного уровня             |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |при передаче государственным и             | 40101241| 10301430 |
   |муниципальным организациям                 |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |в рамках движения объектов между           | 40101251| 10301430 |
   |учреждениями бюджетов разных уровней       |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |безвозмездные и безвозвратные перечисления | 40101241| 10301430 |
   |организациям, за исключением               |         |          |
   |государственных и муниципальных организаций|         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Списание объектов, пришедших в негодность  | 40101172| 10301430 |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Списание объектов, пришедших в негодность  | 40101273| 10301430 |
   |вследствие стихийных бедствий и других     |         |          |
   |чрезвычайных ситуаций                      |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Вложение земельных участков в уставный     | 20402530| 10301430 |
   |капитал организаций отражается в размере их|         |          |
   |балансовой стоимости                       |         |          |
   +———————————————————————————————————————————+—————————+——————————+
   |Дооценка стоимости участка                 | 10301330| 40103000 |
   L———————————————————————————————————————————+—————————+———————————
   

Земельные участки в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот отражаются по первоначальной стоимости, которой признаются фактические вложения учреждения в их приобретение. Если участки впервые вовлекаются в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью их признается текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под последней понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении рыночной стоимости возникает вопрос о возможности применения в качестве нее стоимости кадастровой оценки. В Постановлении Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (п. 3) установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Следовательно, кадастровая стоимость имеет существенные отличия от рыночной, которая должна определяться независимым оценщиком в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, а также с учетом Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р. Кадастровая стоимость земельных участков формирует налоговую базу по земельному налогу (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).

Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Документальный учет земельных участков отражен в табл. 2.

Таблица 2

Документальный учет земельных участков

     
   —————————T—————————————————————————T—————————————————————————————¬
   | N формы|      Название формы     |       Назначение формы      |
   +————————+—————————————————————————+—————————————————————————————+
   | 0504054|Многографная карточка    |Для учета вложений в         |
   |        |                         |земельные участки в разрезе  |
   |        |                         |видов (кодов) затрат по      |
   |        |                         |каждому приобретаемому       |
   |        |                         |объекту нефинансовых активов |
   +————————+—————————————————————————+—————————————————————————————+
   | 0504031|Инвентарная карточка     |Ведение аналитического учета |
   |        |учета основных средств   |                             |
   +————————+—————————————————————————+—————————————————————————————+
   | 0504071|Журнал операций по       |Ведение синтетического учета |
   |        |выбытию и перемещению    |по выбытию и перемещению     |
   |        |нефинансовых активов     |земельных участков           |
   +————————+—————————————————————————+—————————————————————————————+
   | 0306001|Акт о приеме—передаче    |Для отражения поступления    |
   |        |объекта основных средств |земельных участков           |
   |        |(кроме зданий,           |                             |
   |        |сооружений)              |                             |
   +————————+—————————————————————————+                             |
   | 0306031|Акт о приеме—передаче    |                             |
   |        |групп объектов основных  |                             |
   |        |средств (кроме зданий,   |                             |
   |        |сооружений)              |                             |
   +————————+—————————————————————————+—————————————————————————————+
   | 0306003|Акт о списании объекта   |Для отражения выбытия        |
   |        |основных средств (кроме  |находящихся на учете         |
   |        |автотранспортных средств)|земельных участков           |
   +————————+—————————————————————————+                             |
   | 0306033|Акт о списании групп     |                             |
   |        |объектов основных средств|                             |
   |        |(кроме автотранспортных  |                             |
   |        |средств)                 |                             |
   L————————+—————————————————————————+——————————————————————————————
   

При организации учета земельных участков следует обратить внимание на принадлежность бюджетных учреждений к налогоплательщикам по земельному налогу. Как указано в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 05.05.2006 N 03-06-02-02/59, налогоплательщиками земельного налога (в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для взимания земельного налога является документ о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии - наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, поименованных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таковы основные аспекты учета земельных участков и ряд проблем, связанных с применением законодательной базы.

Л.П.Курочкина

К. э. н.,

доцент кафедры

бухгалтерского учета и аудита

Костромского государственного

технологического университета

Подписано в печать

22.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
На каком счете учитывать компьютерную программу для ведения бюджетного учета? ("Бюджетный учет", 2006, N 9) >
Недобросовестность налогоплательщика: новая позиция ВАС РФ ("Налоговый учет для бухгалтера", 2006, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.